=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!* 4 ноября 2019
г. ст.ст.,
В евхаристическом опыте Церкви, в опыте Евхаристии как жертвы, эта жертва обнимает собой всю жизнь Христа, всё Его служение или, лучше сказать, она есть Сам Христос. Ибо Христос – совершенная Любовь – есть потому и совершенная Жертва. Жертва – не только в Своем спасительном служении, но прежде всего в предвечном Сыновстве Своем, как самоотдаче в любви и в совершенном послушании Отцу. Да, мы можем, не боясь впасть в противоречие с классическим учением о всеблаженстве Божием, возводить жертву к Самой Троичной Жизни, больше того – само всеблаженство Божие созерцать в совершенстве Пресвятой Троицы как совершенной самоотдачи Друг Другу Отца, Сына и Святого Духа, как совершенной любви и, потому – совершенной жертвы. Эту предвечную жертву Сын приносит Отцу, претворяя ее послушанием Отцу в отдачу себя за жизнь мира. Он приносит ее Своим вочеловечением – принятием человеческой природы, становясь на веки веков Сыном Человеческим. Приносит, принимая Иоанново крещение и в нём беря на Себя весь грех мира. Приносит Своей проповедью и чудесами. И это приношение исполняет в явлении и даровании Своим ученикам за Тайной Вечерей Царства Божьего как Царства совершенной самоотдачи, совершенной любви, совершенной жертвы. Но потому, что совершается приношение это в "мире сем", потому, что встречает оно с самого начала сопротивление греха во всех его проявлениях – от крови младенцев, убиенных Иродом, от неверия и маловерия мира до исступленной ненависти книжников и фарисеев, потому всё оно, тоже с самого начала, есть Крест: страдание и его приятие, нравственное борение и его преодоление, Распятие в глубоком смысле этого слова. "И начал ужасаться и тосковать" – это сказано о последнем борении, последнем изнеможении в ночь предательства в Гефсиманском саду. Но сами эти ужас и тоска, ужас – от греха, окружающего Христа, тоска – от неверия "своих", к которым пришел Он, присущи всей жизни, всему служению Христа. И недаром в дни празднества Рождества, готовясь к радостному празднованию Боговоплощения, Церковь совершает некое прообразование Страстной седмицы, в самой этой радости созерцает изначала и неизбежно вписанный в нее Крест. Как всё земное служение Христа есть принесение – в "мире сем", "нас ради человек и нашего ради спасения" – предвечной Жертвы любви, – так всё оно, в мире сем, есть Крест. Завершенное как радость, как дарование Царства Божьего на Тайной Вечери, оно завершается на Кресте как борение и победа. То же приношение, та же жертва, та же победа. И, наконец, Крестом, и как Крест, это приношение, эта жертва и победа передаются, даруются нам, живущим в мире сем (ср. Ин.13,1). Потому что в мире сем, и прежде всего в нас самих, только Крестом совершается восхождение в радость и полноту завещанного нам Царства.
Я пытаюсь сказать заведомо немощными и недостаточными словами – о сущности Церкви как восхождения на небо, в радость Царства Божьего, и о Евхаристии как таинстве этого восхождения; сами эти слова – о радости и полноте были бы поистине словами безответственными, если бы они не были отнесены – самой Церковью, в самой Евхаристии – ко Кресту как к единственному пути этого восхождения, как к средству нашего участия в нём. "Крестом Господа нашего Иисуса Христа... для меня мир распят и я – для мира" (Гал.6,15). Нужно ли доказывать, что в этих словах ап. Павла выражена вся сущность христианской жизни как следования за Христом? Мир распят для меня: если следование за Христом – это ответная любовь на Его любовь, ответная жертва на Его жертву, то в мире сем оно не может не быть подвигом постоянного отвержения мира в его самости и гордыне, в "хотении" его как "похоти плоти, похоти очей и гордости житейской". Я распят для мира: а эта жертва не может не быть моим распинанием, ибо мир сей – не только вне меня, но прежде всего во мне самом, в том ветхом Адаме во мне, смертельная борьба с которым новой, дарованной мне Христом жизни никогда не прекращается в земном нашем странствии. "В мире будете иметь скорбь" (Ин.16,33). Эту скорбь, это страдание познаёт всякий, кто хотя бы в самую малую меру следует за Христом, любит Его и отдает Ему себя. Этот крест – страдание. Но сама эта скорбь любовью и самоотдачей претворяется в радость, ибо познаётся как сораспинание Христу, как принятие Его Креста, и потому – участие в Его победе. "Мужайтесь, Я победил мир" (Ин.16,33). Вот почему евхаристическое воспоминание, будучи воспоминанием Царства Божьего, явленного, завещанного на Тайной Вечери, есть также неотделимое от него воспоминание Креста – Те́ла Христова, но за нас ломимого, Крови Христовой, но за нас изливаемой. Вот почему только Крестом дарование Царства Божьего претворяется в приятие его, а явление его на Евхаристии – в наше восхождение на небо, в наше участие в трапезе Христовой в Его Царстве.
[ По кн.
протопр. Александра Шмемана "Евхаристия – таинство Церства" (из гл. 10.IX-X) (Полный текст главы тут.) ]
к евангельскому
чтению:
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
---------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *А
я ничем не хочу хвастаться – * * * *Один человек из толпы сказал Иисусу: ********************************************* /*/
из апостольского чтения воскресенья. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3874.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|