=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 11 ноября 2019 г. ст.ст.,
  воскресенье 23-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения:
  Еф.2:4-10; Лк.10:25-37 (25-го вс).

 

 

 

 

...из-за этого нашего естества подлежали наравне со всеми Суду Божьего гнева... (Еф.2:3)

 

> Толкуя библейский рассказ о проклятии Богом Адама и Евы за совершенный ими грех и об изгнании их из рая, Исаак Сирин говорит о том, что установление смерти и изгнание были совершены под видом проклятия, однако в самом этом проклятии было скрыто благословение:

> «Как Он установил для Адама смерть под видом приговора за грех и как посредством наказания Он выявил наличие греха, хотя само наказание не было Его целью, точно так же Он показал, будто смерть была установлена для Адама как возмездие за его ошибку. Но Он скрыл Свою истинную тайну, и под образом чего-то устрашающего Он спрятал Свое предвечное намерение относительно смерти и Свой мудрый план относительно нее: хотя смерть может быть поначалу устрашающей, позорной и трудной, тем не менее в действительности это – средство перенесения нас в тот восхитительный и преславный мир... Когда Он изгнал Адама и Еву из рая, Он изгнал их под личиной гнева... Но во всём этом уже присутствовало домостроительство, совершенствующее и ведущее всё к тому, что изначально являлось намерением Создателя. Не непослушание ввело смерть в дом Адама, и не нарушение заповеди извергло Адама и Еву из рая, ибо ясно, что Бог не сотворил их для пребывания в раю – лишь малой части земли; но всю землю должны были они покорить... Даже если бы они не нарушили заповедь, они всё равно не были бы оставлены в раю навсегда».

<.....>

> По мнению Василия <Великого>, Страшный Суд будет событием не столько внешнего, сколько внутреннего порядка: он будет происходить прежде всего в совести человека, в его уме и памяти. Кроме того, Страшный Суд совершится с молниеносной быстротой: «Вероятно, что какой-то несказанной силой, в мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, отпечатлеются в памяти нашей души»; «Не до́лжно думать, что много потратится времени, пока каждый увидит себя и дела свои; и Судию, и следствия Божия суда неизреченной силой во мгновение времени представит себе ум, всё это живо начертает пред собой и во владычественном <начале> души́*, словно в зеркале, увидит образы содеянного им».

> Разъяснения Василия Великого вносят важные коррективы в то понимание Страшного Суда, которое отражено во многих литературных памятниках и в западной средневековой живописи, в частности на знаменитой фреске Микеланджело из Сикстинской капеллы. На этой фреске изображен Христос в окружении ветхозаветных праведников: карающим жестом поднятой руки Христос отсылает в адские бездны всех грешников. Основная мысль композиции: правосудие свершается, каждый получает по заслугам, возмездие со стороны Бога неотвратимо.

> Между тем в православном понимании Страшный Суд – не столько момент возмездия, сколько момент торжества правды, не столько явление гнева Божия, сколько явление милосердия и любви Божией. Бог есть любовь (1Ин.4:8,16), и Он никогда не перестанет быть любовью, даже в момент Страшного Суда. Бог есть свет (1Ин.1:5), и Он никогда не перестанет быть светом, в том числе и тогда, когда придет судить живых и мертвых. Но субъективно Божественная любовь и Божественный свет воспринимаются по-разному праведниками и грешниками: для одних это – источник наслаждения и блаженства, для других – источник мучения и страдания.

> Симеон Новый Богослов говорит о том, что страшный день Господень называется днем суда не потому, что это в буквальном смысле слова день, в который произойдет суд. День Господень – это Сам Господь:

> «Не будет тогда так, чтобы иным чем-то был день тот, и иным Тот, Кто <явится в тот день>. Но Владыка и Бог всего, Господь наш Иисус Христос воссияет тогда сиянием Божества, и блистанием Владыки закроется это <воспринимаемое чувствами> солнце, так что его совсем не будет видно, померкнут звезды, и всё видимое совьется, как свиток, то есть отстранится, давая место Творцу своему. И будет один Он – и день и в то же время Бог. Тот, Кто теперь для всех невидим и живет во свете <недосягаемым>, тогда для всех явится таким, каков Он есть во славе Своей, и всё наполнит светом Своим, и станет для святых Своих днем невечерним и нескончаемым, преисполненным непрестанной радости, а для грешников и нерадивых, подобно мне, пребудет совершенно <недосягаемым> и незримым. Так как они, когда жили в настоящей жизни, не постарались очиститься, чтоб узреть свет славы Господа и Его Самого принять внутрь себя, то и в будущем веке по справедливости Он будет для них недоступен и незрим».

> В контексте слов Христа о том, что Бог благ и по отношению к неблагодарным и злым (Лк.6:35), Страшный Суд воспринимается как явление благости Божией, славы Божией, любви и милосердия Божия, а не гнева или возмездия со стороны Бога. День Господень – это день света, а не день тьмы и мрака, как он представлялся ветхозаветным пророкам (Иоил.2:2, ср.: Ам.5:18–20), и не «день гнева», как он назван в латинской средневековой поэзии. Причиной мучения грешников является не гнев Божий и не отсутствие любви со стороны Бога, а их собственная неспособность воспринимать Божественную любовь и Божественный свет как источник радости и наслаждения. Неспособность же эта проистекает из того духовно-нравственного выбора, который был сделан человеком в земной жизни.

> Симеон Новый Богослов подчеркивает, что Страшный Суд Господень наступает для каждого человека уже в земной жизни. Именно земная жизнь – то время, когда человек приобщается к Божественному свету через исполнение заповедей Божиих и покаяние. Для таких людей, считает Симеон, день Господень никогда не наступит, потому что он для них уже наступил и они уже пребывают в Божественном свете. День Господень как день Страшного Суда наступит лишь для тех, кто сознательно отказывался от покаяния и соблюдения Божественных заповедей:

> «...Для тех, кем обладают неверие и страсти, благодать Святого Духа <недостижима> и незрима. Но для тех, которые являют должное покаяние и начинают исполнять заповеди Христовы с верой, и в то же время со страхом и трепетом, она открывается и <становится> видимой, и сама собой производит в них суд... или, лучше сказать, она <становится> для них днем Божественного суда. Кто всегда сияет и освещается этой благодатью, тот истинно видит себя самого... видит подробно все дела свои... При этом он судится и осуждается и Божественным огнем, вследствие чего, питаемый водой слёз, орошается по всему телу и мало-помалу крестится весь, душой и телом, тем Божественным огнем и Духом, становится весь чистым, весь непорочным, сыном света и дня, и более уже не сыном человека смертного. Поэтому такой человек не будет судим на будущем суде, так как уже был судим прежде, ни обличаем тем светом, потому что осветился им здесь прежде, и не войдет в тот огнь, чтобы быть вечно палимым, потому что вошел в него здесь прежде и был судим. И не будет он думать, что тогда только явился день Господень, потому что давно уже стал весь днем светлым и блистающим от общения и беседы с Богом и перестал находиться в мире или с миром, но весь всецело стал вне его... День Господень явится не для тех, которые уже озаряются Божественным светом, но он внезапно откроется для тех, которые находятся во тьме страстей, живут в мире по-мирски и любят блага мира сего; для них явится он вдруг, внезапно, и покажется им страшным, как огонь нестерпимый и невыносимый».

митрополит Иларион (Алфеев).
Из кн. "Православие", т. I (из гл. III.VI (10))  ]

 


* "«Владычественное души»: греческое слово ἡγεμονικόν – начиная со стоиков обозначало управляющую силу души, т.е. разум". – Прим. редактора из кн.: Святитель Василий Великий. "Творения. Том I" (Сибирская Благозвонница, 2008), с. 420. – Прим. ред. рассылки.

 

 

 

см. тж.:
+++ Гнев Божий - что это? (+ ссылки)
+++ свящ. Яков Кротов. Гнев Божий
+++ Александр Ткаченко: Катастрофические вопросы

 

 

к апостольскому чтению:
+++ священник Александр Мень:
до Бога добраться невозможно — пока Он Сам к тебе не придет
 +++ он же:
      Вторая любовь Господа Иисуса Христа говорит нам...
  +++ К.Г. Врейхденгил: Бог, богатый милостью
       messia.ru/rasylka/008/2333.htm (+ссылки)

 

 

 

 

 

к евангельскому чтению:
 +++ митрополит Антоний (Блум): пример доброго самарянина
 +++ свящ. Яков Кротов: Кто мой ближний? (+ссылки)
 +++ он же: Все — мои ближние?
      messia.ru/rasylka/009/2487.htm (+ссылки)
 +++ прот. Георгий Митрофанов:
      Притча о милосердном самарянине

 

 

     

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 --------------------------------------------------------------- 
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 --------------------------------------------------------------- 
 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*<Братья>, мы вас призывали, побуждали и настаивали,
  чтобы ваш образ жизни был достоин Бога,
  зовущего вас в Свое Царство и славу.
  Еще и потому мы непрестанно благодарим Бога,
  что вы, приняв Божье слово, которое услышали от нас,
  приняли его не просто как человеческое слово,
  а воистину как Слово Бога,
  как силу, действующую в вас, потому что вы верите.*
                                    (1Фес.2:12-13/*/)

* * *

*И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов,
 из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира,
 покоряясь владыке поднебесного мира,
 духу, который и поныне действует в тех,
  кто противится Богу.
 Ведь мы все тоже из их числа,
 мы тоже жили по законам плотской природы,
 исполняя все вожделения нашего тела и ума,
 и из-за этого нашего естества подлежали наравне со всеми
 Суду Божьего гнева.
 Но Бог, богатый милостью, по великой Своей любви,
 которой Он полюбил нас, мертвых от грехов,
 оживил нас вместе с Христом.
 По доброте Его вы спасены!
 Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас
 и усадил в небесах рядом с Ним,
 чтобы через Христа Иисуса явить всем грядущим векам
 неизмеримое богатство Своей милости, Своей доброты к нам.
 Вы спасены — через веру — Его великой добротой!
 И не за ваши заслуги — это Божий дар!
 И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!
 Это Бог сделал нас теми, кто мы есть,
 создав нас, через единение с Христом Иисусом,
 для добрых дел,
 которые Он нам изначально предначертал совершить.*
                                    (Еф.2:1-10/**/)

* * *

*<Иисус сказал:>
       "Всегда будьте в полной готовности:
        одежды ваши подпоясаны и светильники зажжены.
        Будьте подобны тем, кто ждет
        возвращения своего хозяина со свадьбы,
        чтобы открыть ему,
        как только он вернется и постучит.
        Счастливы те слуги, которых хозяин, вернувшись,
        застанет не спящими.
        Верно вам говорю, он сам подпояшется,
        усадит их за стол и будет им прислуживать.
        Счастливы они, если он застанет их не спящими,
        в какой бы час ни вернулся,
        в полночь или на рассвете.
        Знайте, если бы хозяину дома было известно,
        в какое время придет вор, он не допустил бы,
        чтобы вор забрался в его дом.
        Будьте и вы в готовности,
        потому что Сын человеческий вернется
        в час, когда вы не ждете.
        – Господь, Ты рассказываешь эту притчу
        для нас или для всех? – спросил Его Петр.
        Иисус ответил:
        – Будьте такими, как верный и разумный управитель,
        которого хозяин может смело поставить
        над всей прислугой
        и поручить ему в положенное время выдавать их паек.
        Счастлив тот слуга, которого хозяин, вернувшись,
        застанет за делом.
        Верно вам говорю, он отдаст ему под начало
        всё свое имущество.
        А если слуга подумает:
        'Мой хозяин задержится', –
        и начнет бить слуг и служанок,
        будет есть, пить и пьянствовать,
        хозяин того слуги вернется
        в день, когда тот не ждет его,
        и в час, о котором не ведает,
        и, наказав его люто,
        будет обращаться с ним как с теми,
        кто не заслуживает доверия.
        Слуга, который, зная волю своего господина,
        не исполняет ее и не собирается ее исполнять,
        будет жестоко избит.
        А если слуга ее не знает
        и совершит что-то заслуживающее порки,
        то наказание ему будет меньше.
         Кому много Бог дал,
           с того много и спросит,
         кому много доверил,
           с того еще больше потребует.
         Вы думаете, Я пришел дать земле мир?
         Нет! – говорю вам.
         Не мир – разделение! ..."
 А народу Иисус сказал:
 "Когда вы видите, что на западе поднимается туча,
  вы сразу говорите: "Будет дождь", и это сбывается.
  А когда дует южный ветер,
  вы говорите: "Будет жара", и это сбывается.
  Лицемеры!
  Глядя на землю и небо, вы умеете определять погоду,
  а понять, какое наступило ныне время, вы не умеете?
  Почему вы сами не можете решить, что для вас правильнее?
  Ведь когда идешь с истцом в суд,
  лучше тебе приложить все старания,
  чтобы помириться с ним по дороге,
  иначе он отведет тебя к судье, а судья отдаст тюремщику,
  а тюремщик бросит в тюрьму.
  Верно тебе говорю, оттуда не выйдешь,
  пока не отдашь весь долг до последнего гроша".
 В это время пришли к Иисусу и рассказали о галилеянах,
 чью кровь Пилат смешал с кровью жертвенных животных,
 когда они совершали жертвоприношение.
 Иисус сказал им в ответ:
 "Вы думаете, эти галилеяне
  были грешнее всех остальных галилеян,
  раз с ними такое случилось?
  Нет, говорю вам!
  Но если не раскаетесь, погибнете все, как они!
  Или те восемнадцать,
  на которых упала башня в Силоаме и убила?
  Думаете, они виновнее всех людей, живущих в Иерусалиме?
  Нет, говорю вам!
  Но если не раскаетесь, погибнете все, как они!"*
                                (Лк.12:35-48,51,54-13:5/+/)

* * *

*Иисус сказал пригласившему Его фарисею:
 — Когда ты устраиваешь завтрак или обед,
   не зови ни друзей, ни братьев, ни родню,
    ни богатых соседей,
   потому что они сами потом позовут тебя
    и вы будете в расчете.
   Когда будешь устраивать званый обед,
   позови лучше бедных, увечных, калек и слепых.
   Вот тогда можешь считать себя счастливым:
   они ничем не смогут тебе воздать
   и поэтому воздастся тебе, когда воскреснут праведные.*
                                         (Лк.14:12-14/&/)

             *********************************************

/*/ из апостольского чтения четверга.
/**/ включает воскресное апостольское чтение.
/+/ содержит стихи из еванг. чтения среды и четверга.
/&/ из евангельского чтения понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3875.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»