=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 18 ноября 2019 г. ст.ст.,
  воскресенье 24-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения:
  Еф.2:14-22; Лк.12:16-21 (24-го вс).
  4-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю).

 

 

 

к апост. чтению:
 + + + архим. Ианнуарий:
        сограждане святых и домочадцы Бога (+ссылки)
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        сказать Богу "Ты" (+ссылки)
 + + + Евангелие и Закон. Новый человек во Христе. Сограждане святым ("Толковая Библия"; свтт. Феодорит Кирский, Иоанн Златоуст, св. Иероним Стридонский и др.)
         messia.ru/rasylka/008/2336.htm (+ссылки)

 

 

 

 

 

> "Малодушие и буря"... Увы, я не могу иначе назвать состояние моей души, когда я думаю о нашей Церкви, о "делах", но также и о семинарии. Христа убила и Христа убивает религия. Религия же – это тот "орган" в нас, который, как это ни странно, одновременно бесконечно усиливает и скрывает от нас наши самые глубокие страсти и грехи: гордыню, фарисейство, самодовольство, самолюбование и т.д. Религия есть постоянное наше самооправдание перед Богом, замазывание для самих себя наших грехов и искушений.

> Том рассказал мне, что произошло с Williams, протестантом, который принял Православие и был дьяконом в Тулсе (Оклахома), где я его и встретил года два-три тому назад. Оказывается, с тех пор он бросил свою жену и детей и живет в каком-то карловацком "скиту" и пишет в их журнальчиках рецензии на, скажем, Каллиста Уэра с обвинениями его в недостаточном "православии". И я спрашиваю себя: почему, как это могло случиться? Почему чем больше он соприкасался с Православием, тем сильнее его тянуло к этому темному, страшному "фанатизму", к обличениям и проклятиям? И если бы он был один... Реакция на "минимализм" Церкви, приходов и т.д.? Да, наверное, так. Но всё-таки кто же мешает им, да и каждому из нас внутри этой "минималистической" Церкви жить светом и радостью веры во Христа? В том-то и всё дело, что в какой-то момент они начинают ненавидеть именно свет и радость этой веры, и это-то и страшно...

> Ну, хорошо, мы живем в страшном мире. Но ведь не страшнее же он, чем тогда, когда распинал он Христа? Что можно прибавить к этому ужасу, к этой "страшности"? И не для того ли отдал Христос Себя на распятие, чтобы могли мы ходить в обновленной жизни? Жизни, а не религии – от страха, законничества, власти которой "свободи нас Спасова смерть". Что делали они в промежутках между "исполнениями" Церкви – за трапезой Христовой, в Его Царстве? Жили, каждый – той жизнью и теми devoirs d'etat, которые дал каждому человеку Бог. Да, скажет какой-нибудь Williams, но Христос сказал, что если мы хотим быть совершенными, то мы должны бросить всё и следовать за Ним. И вот я бросаю мою семью и следую за Ним... На это хочется ответить: pas si simple! {не так всё просто! (фр.).} Ибо что значит – следовать за Ним? Значит ли это, как теперь многие думают, становиться священником, монахом, богословом? Означает ли это, иными словами, какую-то "институционную" перемену? Думаю, что значит это – в контексте всего Евангелия – как раз обратное. Ибо Тот, за Кем мы следуем, не уходит, а приходит. И приходит, чтобы мы имели жизнь, и жизнь с избытком... То, что – для следования за Христом – нужно "бросить", Христос отождествляет с имуществом и семьей. И действительно, в падшем мире это те две тяжести, которые мешают человеку, связывают его, являются препятствиями следованию за Христом. Ибо они стали "идолами". Но потому-то и говорит Христос о них, что именно в извращении двух этих основных "координат" жизни раскрывается вся глубина падения человека и мира, отпадения их от Бога. Ибо в том-то и всё дело, что и имущество, и семья – от Бога. При сотворении мира Бог дает его во владение человеку ("яко царя твари..."), [делает] его – человека – имуществом. И при сотворении человека создает Бог жену, ибо "нехорошо быть человеку одному". Но тогда в том и состоит падение (первородный грех), что мир как "имущество" захотел человек для себя, а не для Бога, для жизни в Нём, и жену сделал объектом любви, оторванной от любви Божией, опять "для себя". Но вот Сам Христос отдает, бросает жизнь – но для того, чтобы воскресить ее, освободить от смерти, чтобы перестала она быть сама источником смерти, чтобы она, жизнь, воцарилась и была "поглощена смерть победой". Значит ли это, что Он зовет нас к самоубийству? "Бросить" мир, раздать "имущество", "оставить" семью – всё это значит тогда не отождествление их со злом, которое нужно "отбросить", а значит освобождение и преображение их в то, чем и для чего создал их Бог. Как "раздающий" свое имение по-настоящему богатеет, ибо снова мир – раздаваемый, отдаваемый – делает Божьим, так и "оставление" семьи есть ее воскресение, очищение, преображение, а не "уничтожение". Ибо как могла бы Церковь совершать таинство брака, если бы брак был "злом"? Но брак потому и таинство, что в нём совершается отдача его Богу, Христу, Духу Святому... Тут всё – свет и, как и в призыве Христа – раздай, оставь... Всё положительно, всё свет – а не тьма и разрушение.

протопр. Александр Шмеман.
Из дневников  (2 апреля 1982 г.)  ]

 

* * *

 

> Вы слышали сегодняшнее Евангелие: человек был богат; и в тот год особенно благословил его Бог, и его поля́ принесли богатую жатву. И он, оглядываясь на свое богатство, подумал: Не хватает у меня ме́ста, чтобы всё сохранить; сломаю свои житницы, соберу свое достояние в новые, и тогда я могу упокоиться, тогда хватит у меня богатства на весь остаток моей жизни; тогда я могу сказать себе: пей, ешь, веселись... И в нём прозвучал голос Божий: Безумный ты человек! Разве ты не понимаешь, что в эту самую ночь, когда ты ляжешь отдыхать в сознании своей полной обеспеченности, когда ты ляжешь отдохнуть в ожидании нового, тихого, богатого, обеспеченного дня, с тебя потребуется твоя жизнь! Может быть, придет тихий час смерти; а может быть, и грозный час разбоя, – но жизнь твоя тебе не принадлежит; в одно мгновение ты можешь ее лишиться; и тогда – что будет со всем тем, что тебе послал Бог и ты собрал своими трудами? И кому это останется?

> Казалось бы, ответ простой: жене, детям, родственникам, близким... Но не об этом речь идет; да – это всё останется позади, это всё останется другим людям, которые над этим не трудились и которые выронят из своих нетрудовых рук всё это богатство; а тебе что останется от него?..

> Какой же ответ мы можем на это дать? Христос говорит: Так бывает со всяким, кто для себя богатеет, а не делается Богом богат... Так действительно бывает с каждым из нас; всё, что у нас есть: самая жизнь, здоровье, молодость, достойная старость, крепкие средние годы, работа, призвание, ум, чуткость – всё это может в одно мгновение уйти от нас; и тогда – что? С чем мы войдем в вечность?

> В вечность может войти только то, что принесло плод любви. Если человек богат умом, сердцем, материальным достоянием, если всё, что у него есть: весь ум, всё сердце, всю крепость те́ла и души́, всё свое достояние он употребит на то, чтобы одних просветить, других утешить, третьих накормить – каждому всеять в душу хоть зернышко радости, надежды, благодарности, любви, тепла, то, когда он умрет, за ним пойдет в вечность богатая жатва: не та хлебная жатва, которую он собрал в житницы и запер от всех, а та жатва, которая приносит плод в вечности; и богатый плод, какой богатый! Сколько есть рассказов в жизни святых, как и за одно доброе слово, за одно доброе дело человек был помилован...

> Вот так и мы живем; жизнь нам удается, как этому богатому человеку; и богатеем ли мы от этого вечным богатством? Сколько нам удалось за жизнь – иногда очень долгую – посеять в чужих сердцах радости, света, благодарности, надежды – то есть именно того, что пойдет с нами в вечность? И сколько мы принесли плода от того, что мы, в свою очередь, еще до этого получили от Самого Бога и от людей?

> Нам ведь тоже люди давали ласку, внимание; нам тоже делали добро: что от этого добра, от ласки, от внимания, от милости, от сострадания осталось в нашей душе? Осталось ли что-нибудь, что может войти в вечность? Являемся ли мы богатым полем, которое приносит тем, кто был к нам добр, хорош, благодарность и ответную любовь и готовность всё сделать, чтобы им показать, что не напрасно нас любили? И так ли мы чувствуем себя по отношению к Богу? Или все дары – и человеческой любви, и Божеской – в общем, напрасны? Складываем дары, складываем, складываем их, запираем, пользуемся – и другим ничего: ни сло́ва, ни взгляда, ни де́ла, ни сердечной искры благодарения и ласки...

> Подумаем над этим; мы можем всю жизнь так прожить напрасно: богатея, получая от Бога и от людей и всё запирая в новые и новые, всё бо́льшие житницы. А может быть, мы живем так – или, вернее, можем так зажить, – чтобы всё это приносило плод, плод в чужой любви и нашей благодарности? И тогда, когда придет Господь и скажет: Ты разрешаешься теперь от земных уз, ты отпускаешься на свободу, из времени в вечность, из ограниченности в полноту жизни – тогда будет с чем туда войти; тогда мы войдем, и за нами войдут дела́, за нами войдут молитвы, и перед нами будет шествовать любовь, которую мы родили на земле. Дай Бог, чтобы это случилось с каждым из нас!

митр. Антоний (Блум). Проповедь  ]

 

 

 см. тж. :
 + + + священник Яков Кротов: Богатеть в Бога!
 + + + попытка заглушить ощущение зависимости от Бога (+ссылки)
 + + + протопресвитер Александр Шмеман:
  Бог дает нам мир как капитал. Антихристово добро (+ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 ---------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*А ученикам Иисус сказал:
  - Наступят дни, когда будете жаждать увидеть
    один из дней Сына человеческого,
    но не увидите.
    Вам скажут: "Вон там!" или "Вот здесь!"
    Не срывайтесь с места, не бегите вдогонку.
    Словно молния, что, сверкнув,
    озаряет всё небо от края до края, -
    таким будет Сын человеческий
    в день, когда Он вернется!
    Но сначала Он должен претерпеть много страданий
    и быть отвергнутым людьми этого поколения.
    Как было в дни Ноя,
    так будет и в дни Сына человеческого:
    люди ели, пили, женились и выходили замуж,
    и так вплоть до самого дня,
    пока Ной не вошел в ковчег,
    а потом пришел потоп - и все погибли.
    То же было и в дни Лота:
    ели, пили, продавали, покупали, сеяли, строили,
    но в день, когда Лот покинул Содом,
    пролились на землю сера и огонь -
    и все погибли.
    Так будет и в день,
    когда явит себя Сын человеческий!
    Кто в тот день будет на крыше, а вещи его в доме,
    пусть не спускается взять их!
    И кто будет в поле - не возвращайся назад!
    Помните о жене Лота!
    Кто стремится сохранить свою жизнь,
    тот погубит ее;
    кто погубит -
    тот сохранит ее.
    Верно вам говорю,
    в ту ночь двое будут в одной постели -
    и один будет взят, а другого оставят;
    две женщины будут молоть на одной мельнице -
    одну возьмут, а другую оставят.* (Лк.17:22-37/*/)

             *********************************************

/*/ включает рядовое еванг. чтение понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3877.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»