=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 25 ноября 2019 г. ст.ст.,
  воскресенье 25-е по Пятидесятнице.
  Отдание праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм.
  литургические чтения:
  Еф.4:1-6; Лк.13:10-17 * (27-го воскр.).
  11-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю).

 

 

 

 

 

 

 

> … Во единую
> соборную и апостольскую
> ЦЕРКОВЬ.

> Сначала всё было так просто: была единая Церковь и был вход в Церковь – едино Крещение.* Но в конце IV века, когда оформился общий Символ веры, внешнее церковное единство поддерживалось уже насильственными заботами государственной власти. В ХI веке завершилось «разделение церквей» Востока и Запада, а в ХVI веке последовало «разделение» и Западной церкви (не упоминая о множестве позднейших мелких «разделений»). Итак, вот уже тысячу лет мы не имеем внешнего единства Церкви Христовой на земле. Наш Катехизис не признаёт этой правды, он утверждает, что единая Церковь есть – что это будто бы единственно только «Церковь Восточная». В Катехизисе содержится недостойная легкомысленная похвала «Церкви Восточной» даже почему-то и просто в географическом отношении: на Востоке был земной рай, на Востоке явился Христос… В том же духе гордыни совсем недавно протоиерей о. Сергий Булгаков писал, что «не весь человеческий род входит в Церковь, а только избранные, и даже не все христиане в полноту принадлежат к истинной Церкви, а лишь православные» («Православие», стр. 43); и далее: «Церковь едина, а потому и единственна», и это «есть Православие» (стр. 203). Об отношении «Православия» к другим христианским исповеданиям: «оно может стремиться лишь к одному – оправославить весь христианский мир» (стр. 291)… Христианский мир состоит из многих «раздельных» Церквей, одинаково исповедующих во Христе истинного Сына Божия, одинаково называющих Его своим духовным Главою. Чудовищный образ: единая Глава – и многие туловища, чуждые, а то и совсем враждебные между собою… Какой позор Христианства!

> Однако еще в <XIX> столетии автор Катехизиса митрополит Филарет признавался: «Никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложною». Известна крылатая фраза митрополита Платона (Городецкого), сказанная в речи при посещении костела: «Наши перегородки до неба не доходят». В последнее время сделано немало приятных деклараций со всех сторон о стремлении ко всехристианскому единству. Но трудности организационного «соединения церквей» непреодолимы. <.....> Где же выход?

> «Единство Церкви не создается, его открывают» (Карл Барт). Вот реальный «проект соединения Церквей»: признать, что Церковь не разделилась, что все мы, христиане, состоим в единой Церкви Христовой. «Разве разделился Христос?» (к Коринфянам I, гл. 1). Догмат говорит о единой Церкви и о едином Крещении. И верно: если католик или протестант пожелают «присоединиться» к Русской Церкви, то их Крещение в католичестве или протестантстве признается действительным, и так на деле признаётся, что всякий КРЕЩЕНЫЙ () уже принадлежит к единой Церкви Христовой. «Един Господь, едина вера, едино Крещение» (к <Ефесянам>, гл. 4). У всех нас, христиан, един Господь и едино Крещение; в существенном едина и вера, но мелочи, условности, а также грехи человеческие мешают нам признать это единство. Католики заблуждаются относительно всемирной власти Римского епископа? Но это вопрос в сущности даже не веры, а практики, и практика эта в некоторых отношениях показывает себя очень полезной. Протестанты страшно обедняют себя, отказываясь от молитвенного общения со святыми, от поминовения усопших: такова была травма, которую они получили от католических извращений; но и это – тоже практика, дело их религиозного опыта, и об этом ничего нет в Символе веры. По-другому, по-своему учат о Евхаристии? Но «учение о Евхаристии никогда не было предметом рассмотрения высшего авторитетного органа Церкви» («Журнал Московской Патриархии», 1965, №5, стр. 79). Да и вообще эти вечные наши споры о Евхаристии, как сказал некто, бывают похожи на прения бездельников на тему, кто лучше обедает… Нет внешнего «единообразия» в традициях культа? Но еще блаженный Августин где-то писал, что РАЗНООБРАЗИЕМ УКРАШАЕТСЯ Церковь Христова. И, правду сказать, нам есть чему поучиться, посещая храмы христиан «инославных». Чехов не совсем шутил, что «когда стои́шь в костеле и слушаешь орга́н, то хочется принять католичество» (письмо из Италии). «Я лютеран люблю Богослужение»… (Тютчев). Давно уже сказано, что о вкусах не спорят. Если же говорить о явно слабых сторонах и дефектах «инославных» обрядов – то и у нас таких явлений не меньше… Нет, нет, – никакие заблуждения и застарелые привычки не помешают мне сознавать фактическую принадлежность всех христиан к единой Церкви Христовой.

> Сознание это растет и ширится среди нас. И мы так уже с этим запоздали!.. Ибо теперь проблема Церкви, можно сказать, выходит уже за пределы Символа веры. Блаженный Иероним написал по какому-то поводу: «Христос не так беден, чтобы иметь Церковь только в Сардинии». Теперь мы должны сказать: Христос не так беден, чтобы иметь Церковь только в нас, «крещеных» столь недостойных своего Крещения. «Кто будет веровать и крестится – спасен будет; а кто не будет веровать – осужден будет» (по Марку, гл. 16, позднейшее добавление). Нет, мы уже выросли из такой отъединенности первоначального христианства. Да и тогда уже апостол писал: «…Мы уповаем на Бога Живаго, Который есть Cпаситель всех человеков, наипаче верных» (к Тимофею I, гл. 4). Значит, не одних только верных… Теперь даже у католиков замечается в этом отношении великий прогресс. В брошюрке С.Маркевича «Тайные недуги католицизма», М., 1967, стр. 73 и сл. упоминается немецкий богослов Карл Ранер, который «ввел понятие «анонимные христиане». Это люди, которые, хоть и не верят в Иисуса Христа и не придерживаются принципов, провозглашаемых Церквью, по своему поведению являются часто лучшими католиками, чем те, кто числится таковыми по метрике. Характерно, что как Иоанн ХХIII, так и кардиналы Депфнер и Кениг защищали Ранера от критики интегристов».

> Церковь – ТЕЛО ХРИСТОВО. Этот апостольский символ не совпадает с «церковными» границами Церкви. Догмат о Церкви давно уже превратился в проблему. Нельзя думать, что Вечный Человек – только с нами, в наших церковных провинциях. «Дана Мне всякая Власть на небе и на земле». Всё лучшее во всеобщей человечности, всё истинно духовное, направленное к Богу – принадлежит Христу. Не может быть человеческой святости вне Духа Святаго, вне Христа. Все люди доброй воли, верующие и не верующие в Божественность Христа, принадлежат Христу. Ему приобщаются в таинствах добросовестной жизни, входят в мистическое ТЕЛО ХРИСТОВО. «Там, где любовь Божия, там Иисус Христос; а где Иисус Христос, там и Церковь с Ним» (Лякордер). Сегодня можно говорить об «анонимных христианах», о «Церкви доброй воли». Эта идея – ценное приобретение в современном кризисе церковного учительства, надо принять этот парадокс христианской мысли. Некоторую аналогию можно усмотреть в том, как живые клетки человеческого тела могут и не знать главы человека, всего человека… Воздадим должное церковным организациям – их спасительным таинствам, древним обрядам, духовному руководству. И всё же Церковь Христова – это не просто сумма провинциальных христианских церквей. Большой вопрос – достигнут ли они когда-нибудь формального единства. Еще более сомнительно, по всей вероятности вообще невозможно объединение всех религий. Но есть третье единство, которое существует реально, сегодня. Это не унификация верований, а несравненно более глубокое и существенное ЕДИНСТВО ДУХА. Однажды ученики Христовы исповедали величайшую веру, но получили упрек от Учителя: «НЕ ЗНАЕТЕ, КАКОГО ВЫ ДУХА» (по Луке, гл. 9). И для нас теперь существенно важно не формальное единство верований, а КАКОГО МЫ ДУХА. Есть Дух милосердия, правды, свободы – это Дух Святый, Дух Христов. И есть дух ненависти, лжи, насилия – это дух Диавола. По этим признакам разделяется всё в нашем мире: это и есть настоящая граница Церкви Христовой.

> Граница, которая проходит как между людьми, так и «внутри» каждого человека. В главной молитве Восточного чина Исповеди говорится: «…Примири и соедини его святей Твоей Церкви». Когда человек сознательно грешит – он «выходит» из Церкви и «возвращается» в нее покаянием… Таково проникновенное толкование А.С.Хомякова. Не может быть логического «определения» Церкви Христовой, это Реальность мифическая**, сверхразумная. В наибольшем же приближении можно говорить о Церкви людей доброй воли, как о видимом Теле Христовом. В такой приближенной идее Церкви – фактическая универсальность христианства. Это христианство не только вероисповеданий, это христианство духа и действий. Всё, что было и будет доброго в истории человечества – всё это было и будет делом Церкви Христовой. Судьба же простирается за историю – в Вечность.

[ священник Сергий Желудков.
Из книги "Почему и я – христианин" ]

 


* Если "сначала" и "было всё просто", то совсем недолго – вспомним конфликт между иудео-христианствоим и языко-христианством, борьбу с "лжеименным гнозисом" и ересями, ранние споры между восточной и западной частями Церкви (III век). – Прим. ред. рассылки. 

** "Мистическая"? Больше подошло бы по контексту. Возможно, опечатка или ошибка распознавания. – Прим. ред. рассылки. 

 

 

* * *

Этот текст однажды уже был в "Мыслях о вере и Церкви". Дополню его в этот раз своими краткими "непричесанными" размышлениями.

Если человек хоть сколько-то "воцерковлен", т.е. вовлечен в традицию одной из христианских конфессий, то принять точку зрения, которую предлагает здесь о. Сергий, ему будет, мягко говоря, непросто. Всякая конфессия (вероисповедание) утверждается на определенных доктринах и догматике, которые отличают и отделяют ее от других конфессий. Если догматику отменить (сделать необязательной), то конфессии исчезнут. Община без строгой догматики возможна, объединение общин (не "советы Церквей", которые о том, чтобы поговорить, а что-то вроде епархии), видимо, нет. Есть примеры "внеконфессиональных" общин, но нет сколь-нибудь серьезных объединений таких общин. И, видимо, не может быть. Ведь чтобы объединиться, надо обозначить границы, и тогда это будет "конфессия"!

Кстати, тот же К.Барт, цитату из которого приводит о. Сергий, предостерегал:
"У нас у всех есть склонность соскальзывать в направлении /.../ какого-то облачного образования, в котором христиане внутренне и невидимо объединяются, а видимая церковь при этом обесценивается. В Апостольском символе <веры> имеется в виду не невидимое образование, а весьма видимое собрание людей, начало которого восходит к двенадцати апостолам. Первая община была видимой группой людей, которая вызывала ощутимое общественное возбуждение. Когда у церкви нет такой видимости, то это не церковь". (Барт К. Очерк Догматики. – СПб.: "Алетейя", 1997, с. 246-247 (лекция 22). Курсив мой – А.П.)
Впрочем Барт, говоря о "церкви", т.ч. в аспекте ее единства, говорит только об общине. Но в чём же проявляется единство общин, вселенской Церкви? Или оно всё-такие "внутреннее и невидимое"?

Возможно, конфессии — отживающая форма существования Церкви (речь, конечно, не о социальном феномене, а о Божьем представительстве в этом мире). Очень много неравнодушных христиан уже разочаровалось в них...

Но возможно, задача последователей Иисуса другая: найти путь между Сциллой конфессий, "истинно хранящих и передающих Благую Весть", и Харибдой убежденности в исключительности своего "исповедания веры"?

 

 

 см. тж.:

 +++ К.Барт:
      Церковь: единая, святая, вселенская, апостольская

 +++ Церковь - единая и разделенная
      messia.ru/rasylka/008/2216.htm#0 (+ссылки!)
 +++ игумен Вениамин (Новик):
     ответственность христиан за единство христианского мира
      messia.ru/rasylka/007/1852.htm#0 (+ссылки!)
 +++ Оливье Клеман, патриарх Афинагор: "Да будут все едино!"
      messia.ru/rasylka/006/1516.htm#0 (+ссылки!)
 +++ Яков Кротов: свидетельствовать о единстве Церкви
      messia.ru/rasylka/005/1176.htm (+ссылки)
 +++ он же: Единство Церкви и единство церквей (+ссылки)

 +++ Н.Т.Райт:
      Единство Церкви и новое представление о добродетели
 +++ Церковь: община, Тело Христово; вера в Церковь

 

 непостредственно об апост. чтении см.:
 +++ Н.Т.Райт: жить достойно призвания (+ссылки!)
 +++ арх. Ианнуарий (Ивлиев):
      божественное призвание (+ссылки!)
 +++ Яков Кротов: экуменизм: переживание единства и разделенности Церкви
      messia.ru/rasylka/008/2340.htm (+ссылки!)

 

 

к евангельскому чтению:
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        Разве на такую любовь мы можем не ответить любовью?
 +++ о. Яков Кротов:
    Быть смиренным не означает считать себя меньше других...
 +++ он же: Исцеление от физической болезни всегда легче, чем от душевной
 + + + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):
        Отношение Иисуса Христа к субботнему покою
          messia.ru/rasylka/010/2634.htm (+ссылки)
 + + + законы иного мира

 

 

 

        -------------------------------------
        * эпизод №104 по "Брюссельскому согласованию"
         (messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#104)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 ---------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Иисус учил в субботу в одной из синагог.
 Там была женщина, вся скрюченная,
  она совсем не могла разогнуться,
 потому что в ней был нечистый дух,
 который держал ее в болезни восемнадцать лет.
 Увидев ее, Иисус ее подозвал и сказал:
 — Ты избавлена от болезни.
 Он возложил на нее руки,
 и она сразу выпрямилась и стала благодарить Бога.
 Старейшина синагоги, разгневанный тем,
  что Иисус вылечил ее в субботу, сказал народу:
 — Для работы есть шесть дней.
   В эти дни и приходите лечиться, а не в субботу.
 Но Господь ответил ему:
 — Лицемеры!
   Разве каждый из вас не отвязывает
    быка или осла от стойла в субботу и не ведет поить?
   А ведь она дочь Авраама,
   и Сатана целых восемнадцать лет держал ее связанной!
   Так неужели нельзя развязать ее путы в субботний день?!
 От этих слов всем Его противникам стало стыдно,
  а весь народ радовался удивительным делам,
  которые Он совершал.* (Лк.13:10-17/#/)

* * *

*Когда Иисус подъехал к тому месту,
 где начинался спуск с Масличной горы,
 вся толпа учеников стала громким голосом восхвалять Бога
 за все чудеса, которые они видели,
 ликуя и восклицая:
 "Благословен идущий
    во имя Господа Царь!
  Мир на небе
    и слава в вышних небесах!"
 Фарисеи из толпы сказали Ему:
 "Учитель, уйми Своих учеников!"
 Он возразил:
 "Поверьте, если умолкнут они, закричат камни".
 Когда они подошли еще ближе, Иисус, увидев город,
 заплакал о его судьбе и сказал:
 "О, если бы хоть в этот день и ты увидел путь к миру!
 Но ныне от глаз твоих он скрыт.
 И вот наступят дни,
 когда враги окружат тебя земляными валами,
 возьмут в кольцо, сожмут со всех сторон,
 тебя и жителей твоих сотрут с лица земли
 и не оставят от тебя камня на камне -
 из-за того, что не узнал ты время,
 когда Бог предлагал тебе спасение".* (Лк 19:37-44/*/)

*********************************************

/#/ ев. чтение воскресенья.
/*/ еванг. чтение понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3880.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»