=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 2 декабря 2019 г. ст.ст.,
  воскресенье 26-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.5:8-19; Лк.18:18-27 (30-го).
  18-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю).

.

 

 

 

 

Этот выпуск посвящен двум фразам из апостольcкого чтения.

 

 6
 7
 8

 9
10
11

12
13
14




Никому не дайте обмануть себя пустыми словами! Ведь это
навлечет на непокорных Божий гнев. • Пусть не будет у вас
с ними ничего общего! • Некогда вы были тьмой, а теперь,
когда вы с Господом, вы — свет. Так живите, как подобает
сынам света! • А плоды света — это доброта,
справедливость и истина. • Старайтесь дознаться,
что приятно Господу. • Не участвуйте в бесплодных делах
тех, кто принадлежит тьме. Наоборот, своей жизнью
обличайте их! • Ведь о делах, которые творятся ими втайне,
стыдно даже говорить. • Только при свете становится видно
всё то, что обличается, • а всё, открытое свету, и само
есть свет. Поэтому и говорится:
   Спящий, проснись!
   Встань из мертвых —
   И тебя осияет Христос!

 

 

> Ст. 11 — Не участвуйте в бесплодных делах тех, кто принадлежит тьме — Этот стих по содержанию повторяет ст. 7, а кроме того, цитата из Рим 12.2 также объясняет, что участвовать в делах тьмы значит приспосабливаться к образу жизни этого мира. Дела тьмы бесплодны, только свет плодоносит. Наоборот, своей жизнью обличайте их! — Христиане должны выставлять напоказ эти бесплодные дела, но обличать таких людей не словами, но всей своей жизнью. Тем самым они покажут им, что их участие в бесплодных делах тьмы удаляет их от света. См. 1Петр 2.12: «Пусть ваше поведение среди язычников будет безупречным, и тогда люди, которые сейчас оговаривают вас как злоумышленников, видя ваши добрые дела, прославят Бога в День Его явления». См. также 1Кор 14.24-25; Ин 16.8.

/В.Н.Кузнецова.
Письмо ап. Павла Церкви в Эфесе. Перевод и комментарий. М., 2016, с. 208-9.
Подчеркивание наше./

 

> 11 Апостол возвращается к наставлению, начатому в 7-м стихе. Он убеждает читателей не иметь общения с делами тьмы. Дела эти он называет бесплодными потому, что тьма вообще  такое условие, при котором невозможно растениям приносить плоды: только солнечный свет дает деревьям силу плодорождения. И в самом деле, дела нечестивые ведут людей только к погибели и смерти (ср. Рим 6:21-23). Но христиане в отношении к таким делам не должны ограничиваться только удалением от них: они должны еще обличать их словом (ἐλέγχειν — ср. 1Тим 5:20). Некоторые толкователи под «обличением» разумеют обличение своей жизнью, но с таким толкованием нельзя согласиться, потому что обличение жизнью уже имеется в виду в словах: «не участвуйте в делах». Притом глагол ἐλέγχειν и обычно употребляется в значении словесного обличения. {В наше время существует взгляд, по которому никто из нас не вправе судить о нравственном облике своего ближнего. Многие говорят, что нравственность — личное дело каждого, дело частное, в которое никто не имеет права и основания вмешиваться. Некоторые любители выпить неумеренно даже прямо называют непрошеным и незакономерным вмешательством в их дела, когда пастырь церкви, напр., внушает им мысль о вреде неумеренного употребления спиртных напитков... Апостол совершенно иначе смотрит на дело. По его убеждению, в христианском обществе нет ничего «частного», — всё имеет теснейшую связь с целым, и потому христиане обязаны заботиться о нравственном состоянии ближнего и воздействовать на него в известных случаях словом обличения. В самом деле, если страдает один член тела, то с ним страдают и все прочие (1Кор 12:26), и точно то же бывает и в церковном обществе.}

/Из "Толковой Библии Лопухина". Подчеркивание наше./

 

Как мы видим, 2 комментатора, между которыми 100 лет, как бы полемизируют друг с другом о том, имеет ли в виду здесь апостол словесное обличение или "обличение жизнью". Подробной аргументации позиции, почему перевод и понимание этих слов, как обличения жизнью в русскоязычных комментариях нам не удалось найти...

 

15
 
16
17
18

19

20

Так следите внимательно за своим поведением! Ведите себя
не как люди, у которых нет ума, а как люди разумные.
Старайтесь хорошо использовать свое время, потому что
дни теперь окаянные. • Поэтому не будьте бестолковыми,
но умейте понимать, в чём воля Господа. • И не напивайтесь
вином — от него только распущенность, но наполняйтесь
Духом! • Беседуйте друг с другом словами псалмов, гимнов
и духовных песнопений. Пойте и восхваляйте Господа
от всего сердца. • Всегда и за всё благодарите Бога Отца
во имя Господа нашего Иисуса Христа.

 

> Ст. 16 — Старайтесь хорошо использовать свое время, потому что дни теперь окаянные — Главная трудность этого стиха в понимании греческого глагола «эксагорадзо», который буквально значит «покупать». Как понять призыв «покупать время»? Например, в греческом переводе Книги Даниила оно значит «тянуть время, стараться выиграть время». Целый ряд комментаторов толковал это словосочетание, пытаясь сохранить его буквальное значение. Так, например, Севериан говорил: «Настоящее время порабощено злыми народами, выкупи его, чтобы полностью использовать его для благочестия». «Выкуп» времени из рабства злу происходит день за днем, минута за минутой, в практических решениях повседневной жизни.{} Но другие видят в этом словосочетании или пословицу, или выражение, взятое из коммерческого словаря. В таком случае оно значит «использовать любой шанс», «купить те товары, которые заканчиваются». Это, конечно же, метафора. Так как верующие живут в последние дни, им нужно постараться выиграть время, использовать все шансы, чтобы суметь продолжать делать то, что правильно и истинно. {} Дни теперь окаянные — В мире всё еще остается зло, оно обладает могуществом и умением соблазнять слабых и неустойчивых людей. Верили, что последние дни перед возвращение Христа в славе и Днем Суда в мире будут случаться страшные катастрофы, гонения и появление лжепророков и лежмессий. Недаром в еврейской литературе эти дни назывались «родовыми муками Мессии». Окаянные — буквально: «злые, порочные».

/В.Н.Кузнецова. Там же, с. 213-4./

 

"Окаянные" — в церковнославянском и Синодальном переводах "лукавые", что многих сбивает с толку. Например, митр. Антоний (Блум) не раз выступал на тему "лукавого" времени, т.е. о том, что время "обманывает" нас (см. ссылки ниже). Но в греческом тексте "лукавый/окаянный" — πονηρός — означает именно "плохой, дурной, злой, порочный". Есть еще переносные значения, но среди них нет значения "хитрый", "лукавый" (в современном смысле). (Такое же непонимание бывает и с "Лукавым" с большой буквы. Божьего Врага Писание называет "Злым", "Злодеем", а не "Хитрецом".)

(В одной из первых версий перевода В.Кузнецовой вместо "дни теперь окаянные" было "в эти дни очень много зла".)

Конечно, неверное понимание слова "лукавый" не опровергает тех замечательных слов того же митр. Антония о правильном отношении к времени!

 

к апостольскому чтению:
  + В.Н.Кузнецова: живите, как подобает сынам света
  + Если мы рискнём подольше остаться на свету...
  + Память смертная. Ценность времени (БЦ; митрополит Сурожский Антоний)
 messia.ru/rasylka/008/2344.htm (+ссылки!)
  + митр. Сурожский Антоний:
     “Дорожите временем, потому что дни лукавы...”
  + св. Серафим Саровский о "стяжании Духа"
  + М.Завалов критикует учение о "стяжании Духа"

 

 

 

 

к евангельскому чтению см.:
 * свящ. Георгий Митрофанов:
    С чего начинается путь спасения
 * о.  Александр Мень:
    Можно до конца своих дней жить серой, бездарной, унылой, никчемной жизнью...
 * Том Райт:
Что важнее, чем счастье (+ссылки)
 * он же: Призыв следовать за Иисусом: богатый молодой начальник (+ссылки)
 * Как получить вечную жизнь? (по кн. Н.Т.Райта + ссылки по теме) messia.ru/rasylka/008/2294.htm
 * "Если хочешь быть совершенным..." (древние авторы; +ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 ---------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Своим ученикам Иисус сказал:
 — Вот почему Я говорю вам:
 не беспокойтесь о том,
 что для жизни вам пища нужна
 и для тела одежда.
 Ведь жизнь важнее еды
 и тело важнее одежды.
 Посмотрите на воронов:
 не сеют они и не жнут,
 нет у них ни кладовых, ни закромов,
 но Бог их кормит.
 А вы намного дороже, чем птицы!
 Кто из вас, как бы он ни старался,
 может продлить свою жизнь хоть на час?!
 А если вы даже такой малости не можете,
 к чему заботиться об остальном?
 Посмотрите, как растут лилии:
 они не трудятся, не прядут.
 Но, говорю вам, сам Соломон, при всём своем блеске,
 не одевался так, как любая из них.
 И если полевую траву,
 которая сегодня есть, а завтра брошена в печь,
 Бог так одевает,
 то уж вас-то тем более, маловеры!
 Не думайте о том, что вам есть и что пить,
 и не заботьтесь об этом.
 Это главная забота всех язычников этого мира.
 А ваш Отец знает, что вам всё это нужно.
 Стремитесь к одному — к Его Царству,
 а всё остальное Он даст вам в придачу.
 Не бойся, малое стадо!
 Такова воля Отца — даровать вам Царство.
 Продавайте имущество и помогайте бедным,
 заводите себе кошельки, что не знают износа,
 копите богатство, которое не оскудеет, —
 на небесах, куда вор не доберется
 и где моль не съест.
 Потому что где ваше богатство,
 там будет и сердце ваше.
 Всегда будьте в полной готовности:
 одежды ваши подпоясаны и светильники зажжены.
 Будьте подобны тем,
 кто ждет возвращения своего хозяина со свадьбы,
 чтобы открыть ему, как только он вернется и постучит.
 Счастливы те слуги, которых хозяин, вернувшись,
  застанет не спящими.
 Верно вам говорю, он сам подпояшется, усадит их за стол
 и будет им прислуживать.
 Счастливы они, если он застанет их не спящими,
 в какой бы час ни вернулся, в полночь или на рассвете.
 Знайте, если бы хозяину дома было известно,
  в какое время придет вор,
 он не допустил бы, чтобы вор забрался в его дом.
 Будьте и вы в готовности,
 потому что Сын человеческий вернется
  в час, когда вы не ждете.* (Лк 12:22-40/**/)

* * *

*Один из видных людей спросил Иисуса:
 — Добрый учитель, что мне надо сделать,
   чтобы получить вечную жизнь?
 — Что ты называешь Меня добрым? — спросил Иисус. —
  Никто не добр, один только Бог.
  Его заповеди ты знаешь:
  не нарушай супружескую верность,
  не убивай, не кради, не давай ложных показаний,
  почитай отца и мать.
 — Я с юных лет соблюдаю всё это, — ответил тот Иисусу.
 Иисус, услышав это, сказал:
 — Тебе одного не хватает.
  Всё, что есть у тебя, продай и раздай бедным.
  Тогда богатство будет у тебя на небесах.
  А потом следуй за Мной.
 Но тот, услышав это, сильно опечалился:
 он был очень богат.
 Иисус, увидев, что он опечалился, сказал:
 — Как трудно людям зажиточным войти в Царство Бога!
 Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко,
 чем в Царство Бога войти богачу.
 — Кто же тогда может спастись? —
  спросили Иисуса слушатели.
 — То, что невозможно для людей, возможно для Бога, —
  ответил Иисус.* (Лк.18:18–27/*/)

* * *

*К Нему подошло несколько саддукеев
  (они отрицают воскресение)
 и задали Ему такой вопрос:
 
— Учитель, Моисей написал нам в законе:
  если умрет у кого-нибудь бездетным женатый брат,
  пусть он возьмет его жену себе,
  чтобы дать брату потомство.
  Так вот, было семь братьев.
  Первый, женившись, умер бездетным.
  И второй, и третий брали ее в жёны, и так все семеро.
  И все умерли, не оставив детей. Потом умерла и женщина.
  Так чьей женой она будет после воскресения?
  Ведь женаты на ней были все семеро!
 — Люди этого века женятся и выходят замуж, —
 ответил Иисус. —
  Но те, кто сочтены достойными воскресения из мертвых
  и жизни в будущем Веке,
  не будут ни жениться, ни выходить замуж.
  И умереть они уже не смогут, а будут подобны ангелам.
  Они дети Бога, ведь Бог воскресил их из мертвых.
  А что касается того, что мертвые воскресают,
  то об этом говорит сам Моисей в рассказе о горящем терне,
  когда называет Господа
   Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова.
  Но Бог — Он Бог не мертвых, а живых.
  Для Него все живы.* (Лк.20:27-38/***/)

********************************************* 

/*/ еванг. чтение воскресенья.
/**/ включает еванг. чтение субботы.
/***/ часть еванг. чтение понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3882.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»