=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

    1 Потом Иисус был уведен Духом в пустыню, чтобы там Его испытал дьявол. (2) Иисус провел сорок дней и сорок ночей в посте и сильно проголодался. (3) Дьявол, испытывавший Его, подошел и сказал Ему:
    - Если Ты Сын Бога, скажи, пусть эти камни станут хлебом.
    4 Иисус ответил:
    - В Писании сказано:
        "Не только хлебом должен жить человек,
       
    но и каждым словом,
           
    исходящим из Божьих уст".
    5 Тогда дьявол приводит Его в святой город, ставит Его на самый верх Храма (6) и говорит Ему:
    - Если Ты Сын Бога, бросься вниз. Ведь Писание говорит:
        Бог "ангелам Своим повелит оберегать Тебя -
       
    они на руки подхватят Тебя,
        чтобы нога Твоя не споткнулась о камень".
    7 - Там сказано также: «Не испытывай Господа, Бога твоего», — ответил Иисус.
    8 Снова берет Его дьявол, на очень высокую гору, показывает Ему все царства мира во всём их блеске (9) и говорит Ему:
    - Я всё это отдам Тебе, если Ты, пав на землю, поклонишься мне.
   10 - Прочь, Сатана! - ответил ему тогда Иисус. - Ведь Писание говорит:
        "Господу, Богу твоему, поклоняйся,
       
    и Его одного почитай".
   11 Тогда дьявол оставил Его. Тут же пришли к Иисусу ангелы и прислуживали Ему.

(Мф.4, перевод В.Н.Кузнецовой)

 

 

 

 

 

 

 

> Продолжим тему испытания Иисуса, на этот раз как ее передают евангелисты Матфей и Лука. В отличие от Марка их рассказ намного длиннее. Он очень похож, отличия в том, что второе и третье испытания переставлены, а кроме того, есть отличия в мелких деталях.

> Как и у Марка, инициатором испытания является Бог, испытывает же Иисуса дьявол. Это греческое слово значит "клеветник; противник"; так было переведено арамейское слово Сатана.

> Оба евангелиста говорят о том, что Иисус постился сорок дней. Правда, Матфей уточняет, что сорок дней и ночей. Ведь пост обычно длился с утра до вечера, ночью люди могли есть. У поста много значений, здесь же пост подготовительный, перед тем, как начать порученное Иисусу Богом дело. Рассказ об испытании – исполнение Втор 8.2: "Вспомните, как Господь, ваш Бог, вел вас по пустыне все эти сорок лет, чтобы смирить вас, и испытать, и узнать вас: будете вы исполнять Его повеления или нет". Так, согласно Матфею, Иисус является идеальным воплощением Израиля. У Луки дьявол испытывает Его все эти дни, а у Матфея после того, как Иисус сильно проголодался.

> Как выглядела эта сцена? Действительно ли перед Иисусом сидел дьявол и как он выглядел? Козлиное обличье появилось только в Средние века. Был ли это ангел тьмы или, наоборот, блистающий враг (латинское Люцифер значит "светоносный")? Но, вероятнее всего, здесь речь идет о внутреннем опыте Иисуса, а не о реальном явлении дьявола в каком-то телесном облике.

> Дьявол делает Иисусу три предложения. Первое: если Иисус – Сын Бога, пусть Он превратит камни в хлеб и утолит голод. По мнению Феодора Мопсуетского, дьявол хочет выяснить, действительно ли Он – Сын Бога. Но это вряд ли так: будучи существом духовным, он это знает, а союз "если" часто употребляется в значении причины: "раз Ты – Сын Божий, Ты обладаешь могущественными способностями и зачем Тебе страдать от голода". Дьявол пытается склонить Иисуса использовать данное Ему Отцом могущество в собственных целях, этим отвратив Его от исполнения целей Божьих и побудив Его избрать независимую от Бога автономную власть. Израильтяне в пустыне роптали и вспоминали изобилие пищи в Египте. Но Иисус выдержал испытание. Ведь жизнь человека зависит не от хлеба, а от Бога. Некоторые комментаторы обращают внимание на то, что употреблено множественное число "хлебы", и полагают, что Иисусу предлагается насытить всех голодающих, а это побудит их последовать за Ним.

> У Матфея следующим испытанием было предложение совершить чудо. Дьявол переносит Его на самый верх Храма и предлагает Ему прыгнуть вниз. Этот прыжок был бы смертельным, но не для Сына Божьего, потому что Его подхватили бы ангелы. Вряд ли перенос из пустыни на крышу иерусалимского Храма был реальным событием, скорее всего, это виде́ние. У Храма всегда огромные толпы людей, которые, увидев чудо, поверили бы в Него. Но это было бы еще одним испытанием Бога. Иисус всегда отказывался от совершения демонстративных бессмысленных чудес. Да, вера возникнет, но она будет насильственной, поверхностной и очень быстро испарится. И опять противопоставлено поведение Израиля в пустыне и поведение Иисуса: там, где Израиль испытывал Бога и пал, Иисус выстоял. Вера, вызванная сенсацией,  не вера вообще, это сомнение, требующее доказательств. Второе испытание также должно быть понято как попытка толкнуть Иисуса на легкий путь властвования над умами посредством демонстративных чудес. К сожалению, к этому часто прибегала и продолжает прибегать историческая Церковь.

> Кстати, дьявол тоже спокойно цитирует Писание, так <что> это напоминает богословский спор.

> Третье, а у Луки второе испытание – испытание властью. Дьявол предлагает воздать ему почести, то есть признать себя вассалом, а дьявола – господином. За это Ему обещана власть над всем миром. Вероятно, Иисусу предлагается роль политического Мессии, что избавило бы Его от крестной смерти. Ведь в то время многие полагали, что Мессия поднимет восстание против Рима, но Иисус избирает путь отказа от насилия. И снова здесь противопоставлено поведение Израиля, который поклонился изображению золотого быка, символа могущества на Ближнем Востоке, – Иисус же не нарушил первую заповедь Декалога. Он добровольно отказался от власти ради служения и призвал к этому Своих учеников.

> Несомненно, искушение властью очень велико, и люди часто уступают ему, оправдывая себя тем, что смогут использовать ее для благих целей, для борьбы со злом, дескать, добро должно быть с кулаками. Но убивший дракона сам становится драконом. Предпочесть власть значит отказаться от Бога.

> Дьявол вынужден уйти, но он не прекратит своих попыток в будущем (см. Лк 4.13).

> Появляются ангелы, которые, вероятно, приносят Ему пищу (см. первый пост).

* * *

> Я хочу добавить несколько слов об испытании. Иисус, получив от Бога миссию, вероятно, задумался о том, как ее исполнить, как спасти человечество. Всех накормить, устроить комфортную жизнь – и грех исчезнет? Поразить всех чудесами – и все пойдут за Ним? Взять власть в Свои руки и так создать "царство добра"? Кстати, именно эти три варианта искушают людей с древних времен и они постоянно наступают на эти грабли. Со времен Платона мечтали о коммунистическом обществе равенства и изобилия – и получили насилие, массовые убийства, годомор. Творили "чудеса" – и пришли почти что к тотальной победе атеизма. Власть привела к тоталитаризму с гибелью десятков миллионов людей. Ужасно, что и сейчас находятся люди, и число их возрастает, которые поклоняются апокалиптическим зверям Гитлеру и Сталину. Язычество покажестся белым и пушистым по сравнению с этим идолопоклонством.

В.Н.Кузнецова. Посты в Фейсбуке (под замком), 23.I.2020 ]

 

 

 

См. тж.:
 + + + Митрополит Сурожский Антоний: искушение силой
 + + + свящ. Александр Мень: Вера и чудеса
        messia.ru/rasylka/007/1742.htm (+ссылки!)
 + + + Ф.Янси: Мессия, который, как нам кажется, нам нужен?
        messia.ru/rasylka/007/2010.htm  (+ссылки)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 —--------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Что пользы, братья мои, если человек говорит,
 что у него есть вера, но если дел у него нет?
 Может ли такая вера спасти его?
 Если брату или сестре нечего надеть на себя
  и нет пищи на день,
 а кто-то из вас скажет им:
 "Ступайте с миром, погрейтесь и поешьте досыта!",
 а сам не даст им того, в чём нуждается их тело, –
 то какая от этого польза?
 Так и вера, если у нее нет дел, сама по себе мертва.
 Но, предположим, кто-то скажет:
  "У тебя есть вера, а у меня – дела".
 Покажи мне свою веру без дел –
  и я покажу тебе свою веру через дела!
 Ты веришь, что Бог – один. Хорошо делаешь!
  Бесы тоже верят и трепещут.
 А знаешь ли ты, пустой человек, что вера без дел напрасна?!
 Разве наш праотец Авраам был оправдан не по делам,
 когда принес своего сына Исаака на жертвенник?
 Ты видишь, что вера содействовала его делам
 и благодаря делам его вера стала совершенной.
 Так исполнились слова Писания:
 "Авраам поверил Богу, и Бог признал это за праведность",
 и Авраам был назван другом Бога.
 Видите, Бог оправдывает человека за дела,
  а не за одну только веру.
 Так было и с проституткой Раав.
 Разве она, которая приняла у себя разведчиков
 и направила их по другой дороге, была оправдана не за дела?
 Ведь точно так же как тело без духа мертво,
 и вера без дел мертва.* (Иак.2:14-26/*/)

*********************************************

/*/ апост. чтение понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3897.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»