=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 27 января 2020 г. ст.ст.,
  воскресенье, посвященное притче о мытаре и фарисее.
  литургические чтения: 2Тим.3:10-15; Лк.18:10-14.
  {Память святых новомучеников и исповедников Российских, поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову (переходящее празднование в воскресенье, ближайшее к 25 января)}

 

 

 

К дню памяти новомученников:
  + + + митрополит Сурожский Антоний: готовность пожертвовать всем
& прот. Георгий Митрофанов: страна нераскаянных каинов... messia.ru/rasylka/010/2517.htm
 + + + еще одна проповедь митр. Антония:
         mitras.ru/archive/060204.htm
 + + + И.Семененко-Басин:
        Свидетельство российских новомучеников

 

 

об апостольском чтении воскресенья "о мытаре и фарисее" см.:
+++ Архиеп. Георгий (Вагнер): нельзя ходить в этом мире по стопам Распятого без какого-то участия в Его страданиях
                            messia.ru/rasylka/009/2374.htm
+++ выбирать себе учителей по принципу удобства...
                bible-center.ru/note/20061110/odp3

 

 

 

 

 

 

> И сказал Он им притчу о том, что надо им всегда молиться и не унывать: в городе был судья. Бога не боявшийся и людей не стыдившийся. И была в городе том вдова, и приходила она к нему и говорила: "Защити меня от противника моего". И он долго не хотел. А потом сказал самому себе: "Хотя я Бога не боюсь и людей не стыжусь, но так как эта вдова не оставляет меня в покое, защищу ее, чтобы она, в конце концов, не стала меня бить". И сказал Господь: "Послушайте, что говорит судья неправедный. Разве Бог не окажет защиты избранным Своим, вопиющим к Нему день и ночь? И Он являет им Свое долготерпение. Говорю вам, что окажет им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"

> Сказал же и некоторым, уверенным в собственной праведности и уничижавшим остальных, такую притчу: 10 два человека вошли в Храм помолиться, один – фарисей, а другой – мытарь. 11 Фарисей, став, молился про себя так: "Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятину от всего, что приобретаю". 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику". 14 Говорю вам: этот пришел в дом свой оправданным, а не тот. Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет.

> Давайте пройдем вместе в зал суда, где разбирается гражданское дело. Я часто бывал в суде, но даже если вы там не были, наверняка вам приходилось видеть судебные слушания по телевизору, читать о них в газетах, описывающих светскую хронику.

> Если б не вся серьезность этих дел, они напоминали бы спортивное состязание. Вот истец, пламенно заявляющий, что ответчик нанес ему урон. У него своя команда юристов, которые вникают в дело, спорят, ищут свидетелей, пытаются убедить судью в том, что их клиент прав. Против них – окруженный адвокатами ответчик. Он и его команда стараются убедить судью, что прав он, а не истец. И хотя наблюдающие эксперты могут предугадать вердикт, он неизвестен до тех пор, пока судья, как арбитр, не подытожит всё и не объявит результат.

> В древнееврейском суде, вполне напоминающем этот, рассматривались не только гражданские споры. Если кто-то вас обокрал, вы должны выдвинуть против него обвинение; вы не можете потребовать от полиции, чтобы она сделала это за вас. Если кто-то убил вашего родственника – порядок тот же. Так что исход всякого судебного дела во времена Иисуса зависел от судьи, решавшего какую из сторон оправдать, а какую – нет. «Оправдание» здесь означает поддержку одной из сторон и решение дела в ее пользу. Слово «оправдание», которое мы встречаем много раз у Павла, но редко находим в Евангелиях, означает именно это: решение судьей дела в пользу одной из сторон (см., напр. Рим 2:1-16; 3:21-31; Гал 2:16-21).

> Хотя по сюжету эти две притчи и отличаются друг от друга, обе они говорят об оправдании. Первая – более явно, так как действие происходит у судьи. Она несколько сбивает нас с толку, ведь судья, под которым Иисус, несомненно, подразумевает Бога, на Бога совсем не похож. Он не уважает самого Бога, и ему всё равно – делать добрые дела для людей или нет. На самом деле смысл притчи таков: если даже испорченного судью можно своей надоедливостью заставить сделать справедливое дело, то, уж конечно. Бог, который есть сама справедливость и который с любовью печется о людях, поступит по справедливости и оправдает своих детей.

> Эта притча предполагает, что Божий народ подобен людям, ведущим судебную тяжбу и ожидающим Божьего вердикта. А в чём суть этой тяжбы? Похоже, что эта тяжба – об Израиле или, точнее, о новом Израиле, собранном вокруг Иисуса, ожидающем от Бога оправдания, которое придет, когда окончательно рассеются все те, кто противостоит Его вести. Иными словами, эта притча имеет тот же сценарий, что и в предыдущей главе: посредством окончательного разрушения города и Храма, противостоящих Иисусу, Его последователи узнаю́т, что Бог оправдал самого Иисуса и их как Его последователей. Хотя этот момент сам по себе ужасен, он станет тем освобождающим и оправдывающим приговором, которого Божий народ ожидал и о котором молился. И если это верно относительно последнего момента, то это верно и для таких отдельных моментов, которыми полна христианская жизнь.

> Вторая притча поначалу выглядит так, будто она описывает некий эпизод из религиозной жизни, но и она оказывается еще одной картиной суда. Фарисей в Храме затеял тяжбу с мытарем: его «молитва», в которой он просто рассказывает Богу о том, какой он хороший, заканчивается, по сути дела, заявлением, что он, мол, здесь уместнее, чем «этот мытарь». Но мытарь – это человек, чья вера видит широкое Божье сердце (ср. 17:6), и он всецело предает себя божественной милости. Иисус открывает слушателям, что скажет на этот счет божественный Судия: домой оправданным вернется не фарисей, а мытарь.

> Две эти притчи вместе составляют мощное выражение того, что на языке Павла, названо «оправданием верой». Более широкий контекст – это последний суд, на котором избранный Богом народ будет оправдан после жизни, преисполненной страданий, святости и служения. Пусть враги извне и изнутри угрожают ему и нападают на него. Бог начнет действовать и покажет, что это воистину Его дети. Но это не означает, что прямо сейчас можно уже сказать, кто конкретно избран Богом – просто за внешние знаки добродетельной жизни и, особенно, за соблюдение мельчайших деталей иудейского Закона. Если вы хотите предвосхитить в настоящем это окончательное оправдание, ищите подлинного раскаяния, предайтесь всецело милости Божьей. «Этот пришел в свой дом оправданным» – таковы одни из самых утешительных слов во всём Евангелии.

Н.Т.Райт. (Перевод: Андрей Лукьянов).
Из кн. "ЛУКА. ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий",
с. 198-200. Ев-е – в пер. еп. Кассиана (Безобразова) ]

 

 + + + протопресвитер Александр Шмеман: разрубить узел собственного самопревозношения и гордыни (+ссылки!)
 + + + свящ. Яков Кротов:
        мытарь, фарисей, высота веры (+ссылки!)
 + + + протоиерей Георгий Митрофанов:
 Просто нужно лишиться того, что мы ищем более всего...
                  messia.ru/rasylka/011/2649.htm (+ссылки!)
 + + + игумен Вениамин (Новик): мы больше верим фарисеям...
                  messia.ru/rasylka/009/2375.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 --------------------------------------------------------------- 
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 —-------------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Верны слова:
  Если мы умерли с Ним, / будем с Ним вместе и жить.
  Если терпим, / вместе и царствовать будем.
  Если мы от Него отречемся, / и Он отречется от нас.
  Если мы неверны, / Он остается верным  -
  ведь Он от себя самого отречься не может!
 Напоминай им это
  и потребуй перед Богом прекратить споры о словах.
 От них для слушателей не польза, а только погибель.*
                                     (2Тим.2:11-14/&/)

* * *

*Всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом,
 ждут гонения.
 А негодяи и мошенники будут идти всё дальше –
  из огня да в полымя! –
 и сбивать с пути и других, и себя.
 А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился.
 Ты знаешь, кто твои учителя,
 еще в младенчестве узнал Святое Писание,
 а оно способно своей мудростью научить тебя спасению
 через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15/&&/)

********************************************* 

/&/ часть ряд. апост. чт-я сб.
/&&/ часть ряд. воскр. чт-я.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3904.htm

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»