=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

* 18 февраля 2020 г. ст.ст.,
  понедельник 1-й седмицы Великого поста.

 

* 19 февраля 2020 г. ст.ст.,
  вторник 1-й седмицы Великого поста.

 

 

 

 

 

 

> Однажды я наблюдал, как продавщица при помощи неточных весов обсчитывала каждого покупателя на три-пять рублей. Безропотные, полунищие, привыкшие ко всяческой несправедливости пенсионеры молчали; как водится, берегли нервы и не хотели связываться – себе, мол, дороже будет. Я размышлял: «Если Господь это попускает, значит, так надо для наших испытаний, для нашего смирения. Но если Господь попускает болезни, означает ли это, что медицина не нужна? Болезни бывают и социальные. Самая главная из них называется “несправедливость”. Кто же будет способствовать установлению справедливости в этом случае? Может быть, я? Ведь тот же Господь попускает мне и даже побуждает меня выступить против несправедливости. Может быть, не следует возлагать на Бога то, что Он возложил на нас?»

> Когда я позже поделился своими мыслями с друзьями, они единодушно посоветовали «больше молиться, никуда не встревать» и тут же подобрали библейские цитаты, якобы подтверждающие их точку зрения. Но в Писании существуют также другие высказывания и сюжеты. Так что́ говорит об этом Библия?

> Господь Бог создал вселенную и установил законы – физические и нравственные*. Если физические законы срабатывают автоматически, то исполнение нравственных законов зависит от людей, от их нравственных и, соответственно, волевых усилий. Библия, таким образом, говорит не только о том, что есть, но и о том, что должно быть.

> Злые помыслы, следующие за ними злые поступки и всяческая неправда исходят из сердец человеческих (см.: Мф 15:19). Таким образом, сам человек или группа людей способны стать источником зла для себе подобных. Это, в свою очередь, может приводить к конфликтам как на межличностном уровне, так и на уровне общественном, когда человек сталкивается с противостоянием организованных групп. Носителями зла нередко оказываются даже государства, и история знает такие примеры. Институциональные злодеяния против личности можно назвать социальным грехом.

> Социальный грех и вызванное им социальное зло проявляются в несправедливом устройстве общественной жизни, в неправедном порядке вещей (например, в грабительских законах), в коррумпированности чиновничества, в массовых предубеждениях (например, в ксенофобии) и т. п. Социальный грех связан с извращением важнейшего для жизни общества понятия справедливости. Справедливость – это правда в ее практическом выражении. Правда и справедливость говорят о том, что должно быть, и должное могут устанавливать сами люди. Для этого Господь учреждает земные суды и побуждает нас противостоять таким образом злу. Авраам избран для того, чтобы его потомство творило правду и суд (см.: Быт 18:18-19). Иисус Христос позже не отменяет суд как юридическое установление. Он отрицает лишь некоторые фарисейские способы морального осуждения; показательно, что именно такие приемы законники впоследствии использовали против Него Самого. Согласно классическому определению св. Фомы <Аквинского> (†1274), справедливость состоит в «постоянной и твердой воле отдавать Богу и ближнему то, что им подобает». Это означает не только буквальное понимание и выполнение заповедей Божиих, но и понимание характера этих заповедей, их направленности, осознание заповедей как принципов, которыми нужно руководствоваться в поведении.

> В тексте Ветхого Завета особенно много заповедей, предписывающих следовать правде и поступать по справедливости. Сам Господь именуется Богом правды (см.: Ис 30:18). Именно Он утверждает справедливость (см.: Пс 98:4). А пророк Малахия прямо называет Господа Солнцем правды (Мал 4:2). Не сто́ит бояться одиночества, если правда на твоей стороне, а точнее говоря, если ты на стороне правды: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды…» (Исх 23:2). Если мы за правду – значит, мы с Богом. Об этом исключительно важно помнить судьям: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх 23:8). Особое внимание в Ветхом Завете уделяется правам социально незащищенных людей: сирот, вдов и <переселенцев> (см.: Исх 22:21-22; 23:9; Ис 10:1-2; Иер 22:3). Необходимо заметить, что ветхозаветный Закон обязует защищать от несправедливости не только своих родственников. Моисей подал человечеству пример настоящего правозащитного действия, когда вступился за иноплеменных незнакомых ему женщин, обиженных у колодца пастухами (Исх 2:16-17). Многие живые существа защищают своих детенышей, но только человек способен защищать других, исходя не только из родственных побуждений, но и из принципа правды, которую нужно отстаивать.

> Библейские пророки не только предсказывали будущее, но и резко обличали неправду существующего положения вещей: «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь… – Не носи́те больше даров тщетных... беззаконие – и празднование! …научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис 1:11-17); «…с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика…» (Иер 21:12). Здесь имеется в виду, конечно, справедливый суд. Угодный Богу пост не сводится к воздержанию от определенных видов пищи; он – в деятельном служении во имя справедливости: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу… раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом, когда увидишь нагого, одень его…» (Ис 58:6-7). Храмовое благочестие очень важно, и всё же оно оборачивается фальшью, если становится самодостаточным и не побуждает творить правду.

> Слово «правда» встречается более двухсот раз в Библии. Слово «справедливость» с производными – десятки раз. Таким образом, это важнейшие понятия Божественного Откровения. Нам не только благовествуется спасение в эсхатологической перспективе, не только предписывается необходимость личной праведности, но и вменяется ответственность за происходящее вокруг. Заповедь любви побуждает искать добра для всех окружающих нас людей, на всех уровнях. Благодать восполняет закон, но не отменяет его: мы живем в падшем мире, и далеко не все люди в христианскую эпоху стали святыми, живущими исключительно по благодати. Это означает, что призыва к доброделанию, следованию правде Божией, обличению всяческой неправды также никто не отменял. И праведников по-прежнему гонят. Сегодня, например, увольняют, а иногда и убивают честных журналистов. Но с «жаждущими правды» – Господь. Им обетовано Самим Христом: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:10). О том же учит апостол: «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны…» (1Пет 3:14). Сам Христос прямо говорил о том, что Его ненавидят за обличение неправды и зла этого мира (см.: Ин 7:7). Он открыто свидетельствовал о неправедных делах первосвященников (архиереев) и старейшин (пресвитеров). Наряду с обвинением в лжемессианстве Христу было предъявлено и политическое обвинение (см.: Ин 11:47–50). Более того, Сам Спаситель предсказал, что так же будут гнать и Его последователей (см.: Ин 15:20).

> Не слишком ли грустная открывается нам перспектива? Конечно нет! Ибо сказано: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6). Если мы верим в Христа, то должны верить и Его обетованиям. Конечно, дело не только в награде. Если мы любим Бога, должны любить и Истину во всех ее измерениях, должны следовать Истине. А социальное измерение Истины есть справедливость.

> Церковная история знает немало примеров стояния за правду. Так, Амвросий Медиоланский (†397) отлучил от церковного общения императора Феодосия, который жестоко (было убито около семи тысяч человек) подавил гражданские беспорядки в Фессалониках. Феодосий признал свой грех и покаялся. Такова внутренняя сила правды.

> Другой пример – из русской истории. Митрополит Филипп (†1569) выступал против кровавой опричнины Ивана IV, в Успенском соборе Кремля публично обличал царя за массовые убийства. За это он был сослан и убит в 1569 году по приказу Ивана IV. Правильно ли поступал Филипп? Разве он что-то изменил в ходе российской истории? Не напрасна ли была его смерть? Верующий человек твердо знает: его жертва не напрасна. Он с Богом. Без таких людей человечество потеряло бы нравственные ориентиры, перестало бы различать добро и зло. Бог часто действует не прямо, а через Своих праведников.

> Изгнанных за правду было немало в XX веке. В 20-е годы большевиками были высланы из России крупные религиозные философы, мыслители, историки Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.О.Лосский, Г.В.Флоровский, С.Л.Франк и другие. Многие были изгнаны из жизни вообще, погибли в сталинских лагерях, такие как П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин. Тысячи христиан были расстреляны большевиками. Кто-то оказался во внутреннем изгнании в своей стране: А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин.

> В 1974 году из СССР был изгнан лауреат Нобелевской премии А.И.Солженицын, обличавший богоборческий политический режим своей страны.

> Имена многих людей, которые следовали истине и претерпевали за правду, затерялись в истории. Но у Бога все живы (см.: Лк 20:38). Поэтому не надо бояться мнимой безвестности.

> Наконец, очень важно заметить, что следование принципу справедливости, как и вся полнота нашей жизни, имеет, согласно Священному Писанию, религиозный смысл. В наше время узких специализаций проблема установления социальной справедливости как бы делегирована государственным учреждениям. Но государство – не Бог, это совокупность чиновников, которые могут очень ошибаться. Поэтому совестью нации государство быть не может. На эту роль больше подходит общественное сознание в целом, носителем которого является гражданское общество, включающее в себя и религиозные организации.

Голос Церкви, народа Божия, верующих должен помогать людям различать добро и зло во всех сферах жизни, побуждать их не только к нравственной жизни, но и к заботе о справедливом устроении общества. В Библии нет прямых указаний относительно правового государства, прав человека, гражданского общества. Тогдашняя культура не знала таких реалий и соответствующих им понятий. Но на то нам и даны от Бога сердце и голова, чтобы вывести из духа Библии соответствующие нравственные императивы. Дальнейшее – за нашей верой и мужеством.


> * Кроме вышеупомянутых были даны и богослужебно-ритуальные законы (в основном для ветхозаветной религии). Нравственные законы (самые основные) частично закреплены в юриспруденции.

[ игумен Вениамин (Новик).
"Веришь в Бога – стой за правду!" 
(подчеркивание – редактора рассылки)  ]

 

 

 

+ игумен Петр (Мещеринов)
   о соотношении аскетики и нравственности
+ Андрей Десницкий: не пост и пост (+ссылки)
+ продолжение: мы-то здесь причем?

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Премудрость на улице восклицает,
                                на площадях возвышает голос;
 в шумной толпе взывает,  /   у городских ворот держит речь:
 'Сколько можно простакам коснеть в простоте,
                 наглым – наглостью тешиться,
                                глупцам – ненавидеть знание?
  Обернитесь на мой упрек –     /      изолью на вас мой дух
  и поведаю вам мое слово.
                 Я позвала – а вы отвернулись;
                      протянула руку – но никто не замечает.
  Вы отвергли все мои советы  /   и не приняли моих упреков.
  Что ж, и я над вашей бедой посмеюсь,
                      поиздеваюсь, когда настигнет вас ужас!
  Как буря, придет к вам ужас,
                 и беда, как ураган нагрянет;
                                  придавят вас гнет и бремя.
  Тогда позовут меня – и не отвечу,
                            разыскивать будут – и не найдут.
  За то, что они возненавидели знание
                                 и отвергли страх ГОСПОДЕНЬ,
  не приняли мой совет,     /      презрели все мои упреки –
  вкусят они плоды своих дел, /  замыслами своими насытятся.
  Потому что простаков погубит своенравие,
                            глупцов подведет их беспечность.
  А кто слушает меня, будет жить спокойно,
                                 не страшась никакой беды'.*
                                            (Пр.1:20-33/*/)

*********************************************

/*/ чтение вторника, пер. РБО, 2000г.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3914.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»