=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 4 мая 2020 г. ст.ст., воскресенье 5-е по Пасхе
  (посвященное беседе Христа с самарянкой).
  литургические чтения:
  Деян.11:19-26,29-30; Ин.4:5-42.

 

 

 

 

 

> Ио 4,19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

 

> Сто́ит ли буквально понимать слова самарянки? Ведь за ними следует критика – мол, все вы, израильтяне, заблуждаетесь, создали централизованную тоталитарную секту из обломков истинного учения, ненавидите нормальных верующих... Очень вероятно, что самарянка иронизирует – это объясняет резкую перемену тему разговора. Мол, ты не лезь в мою личную жизнь, она, возможно, и далека от совершенства, но это грех вынужденный и личный, а ты принадлежишь к людям, которые грешат сознательно, всем народом, и против Бога. Еретик хуже прелюбодея – это позднее́ многие инквизиторы и примкнувшие к ним проповедовали. Так что переводить, возможно, следовало бы так: "Ты язык-то свой укороти, тоже мне пророк нашёлся, гадает, что там под чужим одеялом! К нему по-человечески, а он пинаться!! Обиделась самарянка, и ничего страшного – понятно было, что обидится. Обиделась, зато сама первая заговорила о религии – тут Иисус и обернётся неожиданной стороной, согласится с ней и поведёт дальше и выше любых гор и храмов.

> *

 

> Пророк видит не будущее, а нечто большее – реальность. Начиная с прошлого, которого большинство людей не видит вообще. Историк  вовсе не «пророк, обращённый в прошлое», историк  просто учёный, который глазами науки видит то, что верующий (возможно, тот же самый историк) видит глазами веры. Реальность одна, различие во взгляде на реальность у верующего и учёного  не больше, чем различие между точкой зрения правого глаза и левого глаза, и различие необходимое, чтобы лучше ориентироваться.

> Женщина называет Иисуса пророком потому, что Он ей сказал правду о её жизни. Она была потрясена не тем, что посторонний знает её жизнь, она была потрясена тем, какова эта жизнь. Именно тут незаметный на первый взгляд сдвиг между тем, на что мы надеемся, и то, что мы получаем, когда надежда исполняется. Наши надежды на спасение исходят из того, что мы хорошие, а нас гнобят – когда же приходит Спаситель, оказывается, что спасать нас надо от нас самих. Оказывается, всё куда хуже, чем я думал – и при этом именно из этого «хуже» Бог меня спасает без труда, элегантно, никому не мстя, никого не гнобя, как я, честно говоря, рассчитывал, пока был слеп. Спасение оказывается в прощении, потому что гибель оказывается не во вне меня, а внутри. Покаяние – путешествие в будущее через прошлое.

> Спасение  не в том, чтобы преодолеть разделение между самарянами и иудеями, которое было и во времена Иисуса, есть и сейчас. Самарянка беседу начинает с упоминания этого разделения. Спасение  в том, чтобы преодолеть разделение между собой и другими – собой и Богом, собой и людьми, собой и собой.

> В православном богослужении рассказ о самарянке читается вскоре после Пасхи в воскресенье одновременно с рассказом о том, как христиан впервые стали называть христианами. В обоих случаях в основе – раскол между верующими, между одинаково верующими: самарянами и иудеями, между верующими в Христа иудеями из Иерусалима и иудеями из диаспоры, наконец, между верующими во Христа иудеями и греками. Ведь «христиане» – тут греческий суффикс {на самом деле латинский, см., напр., у С.С.Аверинцева.  – Прим. ред. рассылки} в основе  это насмешка в ответ на проповедь Христа. Мол, бывают цезариане, а теперь вот христиане появились. Носятся со своим Христом как политические фанатики со своими кумирами! Только ещё одно разделение вносят!!

> Это как если бы сегодня верующих в Христа дразнили по аналогии с коммунистами «христианистами», с консерваторами – «христиаторами», с последователями Жириновского – «христовцами».

> Что же, прав цинизм и Христос принёс не спасение, а лишь ещё одно разделение? Если не веруем – да. Но тогда какое отношение мы имеем ко Христу? Но если веруем, если видим прошлое, настоящее и будущее глазами Христа – тогда мы не разделение, мы – клей. Мы не лезем со Христом – Христос внутри нас. Мы говорим то, что нужно Христу, и часто это вовсе не о Боге, и вообще мало предсказуемо, что́ это будет. Но это точно не будет слово упрёка, угрозы, это не будет слово, обращённое к «мы» или подписанное «мы» – только к «я» и от «я». Это политика? Да только это и политика, всё остальное политиканство! Это будет слово не механическое, не сдавленное, не искусственное, а слово, вылетающие из груди свободно, потому что во Христе мы не стесняемся правды о себе – мы её знаем, и правда эта невесёлая, но она тонет в истине о Боге, о Его широте и открытости. Это слово сильно, потому что говорится не нашим дыханием – дыханием самоуверенным, наглым и спёртым, а говорится дыханием Духа Божия. И если слово наше не действует, то это не Дух не действует – это мы не действуем, а значит, надо вновь и вновь повторять слова самарянки: «Господи, Ты – пророк, скажи мне правду обо мне, грешном, чтобы я сказал правду о Тебе, Святом!»

свящ. Яков Кротов. "К Евангелию" ]
 

к апостольскому чтению:
+++ митр. Сурожский Антоний: Это имя принадлежит и нам

 

 

 

к евангельскому чтению:
 + + + свящ. Александр Мень: 
        Христос и самарянка. Поклоняться в духе и истине
                messia.ru/rasylka/008/2202.htm (+ссылки)
 + + + он же: Христос и женщина
 + + + он же: приучить себя поднимать глаза к небу
 + + + М.С.Красовицкая: центр новозаветного учения о богослужении
                                                       (+ссылки!)
 + + + протоиерей Сергий Булгаков: у колодца Иакова (+ссылки!)
 + + + митр. Антоний (Блум): Христос и самарянка
        messia.ru/rasylka/007/1840.htm (+ссылки!)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

 

---------------------------------------------

 *Ученики просили Иисуса: "Равви, поешь!"
  Он ответил: "У Меня есть пища, о которой вы не знаете".
  Ученики стали говорить между собой:
  "Может быть, кто-нибудь принес Ему поесть?"
  Иисус говорит им:
  "Моя пища – исполнить волю Того, кто послал Меня,
   и завершить Его дело.
  Разве вы не говорите: 'Еще четыре месяца – и наступит жатва'?
  Но вот, говорю Я вам,
  поднимите глаза, посмотрите на нивы,
   как они побелели, созрев для жатвы!
  Жнец получает и плату свою,
    и урожай собирает для вечной жизни,
  так что радуются одинаково / и тот, кто сеял, и тот, кто жнет.
  Вот так подтвердилась пословица: / "Сеет один – жнет другой".
  Это Я послал вас жать ниву, / на которой трудились не вы –
  там трудились другие,
    а вы разделяете с ними / плоды их трудов".*
                               (Ин.4:31-38 – из воскресного чтения)

* * *

*Иисус сказал:
  — Я – свет миру.
  Тот, кто пойдет за Мной,
  не будет блуждать во тьме –
  с ним будет свет жизни.* (Ин.8:12 – из еванг. чтения четверга)

* * *

*И снова Иисус сказал им:
 - Скоро Я ухожу. Вы Меня будете искать, но умрете в грехе.
   И куда Я уйду, вам туда не прийти.
 Тогда они заговорили:
 - Что Он имеет в виду, говоря: "Куда Я уйду, вам туда не прийти"?
   Он что, собирается покончить с собой?"
 Иисус стал говорить им:
 - Вы из мира, который внизу,
   Я же – свыше.
   Вы из этого мира,
   а Я не из этого мира.
   Я сказал вам: "Умрете в грехах!"
   Если не верите, что ЭТО – Я,
  умрете в грехах!
 Они спросили Его:
 - Так кто же Ты?
 Иисус ответил:
 - Тот, кем Я себя называл с самого начала,
   Я мог бы сказать о вас многое и осудить вас,
   но Пославший Меня правдив,
   и что Я услышал от Него, то Я и говорю миру.
 Они не поняли, что Он говорит им об Отце.
 Иисус продолжал:
 - Когда вознесете Сына человеческого,
   тогда поймете, что ЭТО – Я
   и что Я ничего от себя самого не делаю:
   Я говорю только то, чему Меня научил Отец.
   А Пославший Меня со Мною – Он не оставил Меня одного,
   потому что Я всегда делаю то, что Ему нравится.
 И многие поверили в Него благодаря этим словам.*
           (Ин.8:21-36 – еванг. чтение пятницы и часть чтения субботы)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3947.htm

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»