=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

 

 

 

См. предыдущие части:
 В начале был Логос (о прологе Ин и ст.1)
 Логос – жизнь и свет (стт. 2-5)
 Получили через Иисуса право стать детьми Бога (стт. 9-13)

 

> ПРОЛОГ <Ин> 1.1-18

>  1{}  Изначально был Тот, кто называется Словом.
>     Он был с Богом, и Он был Бог.
>  2     Он изначально был с Богом.
>  3     Через Него всё было сотворено,
>       ничто не было сотворено без Него.
>  4    Он был источником жизни,
>       и жизнь была светом для людей.
>  5    Свет сияет во тьме,
>       и тьма Его поглотить не смогла.
>  6/7 Был человек, посланный Богом, имя его Иоанн.Он пришел
>     для свидетельства – для  того, чтобы стать свидетелем света
> 8     и чтобы поверили все через него.Сам он не был светом,
>       но пришел для того, чтобы стать свидетелем света.
>  9     Это был истинный свет,
>       освещающий всякого,
>       кто рождается в мир.
> 10     Он был в мире,
>       но, хотя мир через Него сотворен,
>       мир Его не узнал.
> 11     Он пришел к своим,
>       но свои Его не приняли.
> 12     Тем же, кто принял Его,
>       Он даровал право быть детьми Бога.
>     Это те, кто верит в Него,
> 13     кто родился не от жара в крови,
>     не от плотской страсти,
>     не от мужского желания,
>       но от Бога.
> 14     И Тот, кто называется Словом,
>       стал человеком и жил среди нас.
>     Мы видели Его Божественное величие и силу –
>     Он получил их как единственный Сын у Отца, –
>       воплощение милости и истины.
> 15   Иоанн выступает Его свидетелем, он возвестил: «Это Тот,
>     о котором сказал я: “Следом за Мной идущий стал больше меня,
>     потому что был прежде меня”».
> 16     И мы все разделили Его богатство,
>       Он одарил нас бессчетно по Своей доброте.
> 17     Бог дал Закон через Моисея,
>       а милость и истина явлены через Иисуса Христа.
> 18    Никто никогда не видел Бога.
>     Только Бог – единственный Сын,
>       пребывающий рядом с Отцом, –
>     Он открыл нам Его.


> 1.1-2 Ин 17.5; 1Ин 1.1-2   1.1 Откр 19.13  
  1.3
Прем 9.1; Ин 1.10; 1
Кор 8.6; Кол 1.16-17   1.4 Ин 5.26   1.5 Ин 3.19
  1.6 Мф 3.1; Мк 1.4; Лк 
1.13,17,76; 3.1-2   1.8 Ин 1.20  
  1.9
1Ин 1.3; 2.8; 1Кор 8.6; Кол 1.16  
1.12 Гал 3.26
  1.13 Ин 3.3,5,6; Иак 1.18; 1Петр 1.23; 1Ин 3.9; 5.18  

  1.15
Мф 3.11; Мк 1.7; Ин 1.27   1.18 Мф 11.27


<.....>

> Ст. 14 – И Тот, кто называется Словом, стал человеком и жил среди нас – См. коммент. на 1.1. Титул «Логос» здесь употреблен в Евангелии в последний раз. Стал человеком – дословно: «стал плотью». В Библии словом «плоть» подчеркивается слабость и смертность в противопоставлении Богу. Евангелист употребляет здесь очень сильный, реалистический язык. В книгах Мудрости такая идея не встречается. Евангелист сказал то, что раньше не могло прийти в голову мудрецам: откровение Божьего Логоса было явлением историческим. Логос не безличная, пусть и божественная, сущность, он был явлен в мир как историческая личность – как человек Иисус из Назарета. Евангелист не был единственным автором Нового Завета, кто подобным образом описал Воплощение. Ср. 1Тим 3.16; Рим 8.3. Вероятно, так изображено «опустошение», «выливание» Божественной природы (буквально: «формы»), о котором говорит апостол Павел в знаменитом христологическом гимне Письма филиппийцам, имеющем несомненные черты сходства с Прологом Иоанна: «...добровольно лишился всего, приняв природу раба и человеком родившись» (Флп 2.7). То, что Логос стал плотью, подчеркивает Его добровольное принятие слабости и смертности.

> Только воплотившись и став человеком, Логос смог нести Божье откровение для людей.

> Вероятно, евангелист сознательно выбрал это слово, которое звучало неприемлемо для докетистов и гностиков, считавших материю порождением злого Бога-Демиурга и не подлежащей искуплению. Ведь они жаждали освобождения из темницы плоти и вхождения в мир чистого духа. Любопытно отметить, что это Евангелие тем не менее было одним из любимейших у гностиков, что тоже в течение продолжительного времени делало его подозрительным в глазах ортодоксальной Церкви.

> Жил среди нас – дословно: «поставил среди нас Свой шатер». Этими словами подчеркивается реальность Воплощения Сына Божьего в мире. С одной стороны, метафора шатра призвана напомнить события Священной истории Израиля, когда народ жил во временных обиталищах, в палатках и шалашах, и Бог был среди них. Здесь аллюзии на события Исхода сознательны. О Мудрости тоже сказано, что Бог повелел ей поставить свой шатер в Израиле (Сир 24.8). Кроме того, в те времена Бога часто описательно называли словом «шехина́» («слава»), что отчасти созвучно греческому слову «скене́» (см. подробнее ниже). Облако, знак присутствия Бога, оставалось (буквально: «поселилось») на Скинии (Числ 9.18). С другой же стороны, под шатром, или шалашом, часто понималась слабая смертная оболочка человека (ср. 2Кор 4.16-5.4; 2Петр 1.13).

> Мы видели Его Божественное величие и силу – Как и в эпилоге (гл. 21), здесь вдруг появляется местоимение первого лица множественного числа. Мы видели – Это свидетели Христа, те же люди, которые в Прологе к 1 Письму Иоанна говорят о себе как о видевших Слово и даже прикасавшихся к Нему. Местоимение «мы» появится также в 21-й главе Евангелия. Его Божественное величие и силу – дословно: «Его Славу». Под Славой Божьей в библейской мысли понимается Божественное присутствие и самооткровение Бога, сопровождаемое ослепительным сиянием; это Божье могущество, величие и сила. Возможно, евангелист сознательно сопоставляет здесь два созвучных слова, хотя они и относятся к разным языкам: греческое «скене» («палатка, шатер, шалаш») и еврейское «шехина» («Божественная Слава»). Ср. Исх 25.8-9; Иоиль 3.17; Зах 2.10; Иез 43.7. Став человеком, Логос не потерял своей Божественной сущности. «Плоть Иисуса Христа – это новая локализация Божьего присутствия на земле, так что Иисус заменил собой древнюю Скинию». {R.Brown, The Gospel according to John, v. I, p. 33.} Божественная Слава стала видимой в лице Иисуса. Так как русское слово «слава» имеет совершенно другое семантическое наполнение, переводчик был вынужден прибегнуть к нескольким словам, а не к одному.

> Он получил их как единственный Сын от Отца – дословно: «Славу как единородного у Отца». Ср. 2Петр 1.16-17: «Мы сами стали очевидцами Его величия! Он принял от Бога Отца честь и славу». Единственный – Слово «моногене́с» значит «единственный в своем роде, уникальный». Так называли и единственного сына, и самого любимого, так что «единственный» и «любимый» часто выступали в роли синонимов. От Отца – Этим подчеркивается послание Сло́ва в мир Отцом. Воплощение милости и истины – дословно: «исполненный милости и истины». Милость и истина – привычное библейское словосочетание «хе́сед ве’э́мет», им описывается милость Бога, проявившая себя в заключении Договора со Своим народом, Его верность Завету. «Воплощенное Слово открывает Бога, верного Своему милосердному Договору, и Воплощение само является высшим проявлением этой милости». {В.Lindars, The Gospel of John, p. 95.} Милость – Греческое слово «ха́рис», столь любимое апостолом Павлом, употреблено евангелистом всего лишь четыре раза и только в Прологе (1.14,16,17), причем в его еврейском смысле «милость, милосердие, любовь» (традиционное русское: «благодать»). Истина – слово, у которого нет точного соответствия в европейских языках, потому что это не абстрактное понятие, не некая философская истина, а прежде всего твердость и верность. Поэтому словосочетание «милость и истина» следовало бы передавать как «вечная любовь» или «милосердное постоянство в любви». См. Исх 34.6. В словаре евангелиста истина является одним из ключевых понятий.

<....>

> Ст. 16 – Потому что мы все разделили Его богатство – дословно: «Из Его полноты мы все получили». Этот стих продолжает мысль, начатую в ст. 14. Потому что – Во многих греческих рукописях стих начинается союзом «и». Полнота не является здесь гностическим термином, обозначавшим весь набор божественных атрибутов. В этом Евангелии слово встречается единственный раз, но ср. Кол 1.19: «Бог пожелал, чтобы в Нём обитала полнота Божества». Он одарил нас бессчетно по Своей доброте – дословно: «и милость вместо милости». Милость – это греческое слово «харис» (см. комментарий на ст. 14). Эта часть предложения может быть понята несколькими способами: а) «милость вместо (прежней) милости», что должно указывать на смену Синайского Договора Новым. См. 1.17. Этой точки зрения придерживались многие греческие отцы, среди них Ориген, Кирилл Александрийский и Иоанн Златоуст; б) «милость за милостью», что означает все увеличивающуюся милость. В Сир 26.15 употреблено почти дословно то же словосочетание именно в этом значении. Воплощение Слова означает бесконечную, неистощимую милость Бога по отношению к людям. Ср. также Рим 1.17.

> Ст. 17 – Бог дал Закон через Моисея, а милость и истина явлены через Иисуса Христа – Евангелист противопоставляет прежний миропорядок и новый, введенный теперь Иисусом Христом. Имя Моисея впервые появляется в Евангелии. Закон Моисея понимался евреями как высшее проявление Мудрости (см. Сир 24.23-29); в нём были явлены Богом Его милость и истина (так истолковывался Пс 25(24).10). Но было бы неверно понимать это противопоставление как вражду, здесь скорее, по выражению Ч.Додда, они противопоставлены как тень и реальность. Сам Иисус говорит о том, что Писания пророчествуют о Нём (5.39).

> Ст. 18 – Никто никогда не видел Бога – Согласно Писанию, Моисей был единственным человеком, который видел Бога, хотя бы и частично (Исх 33.23). Правда, легенды говорили о том, что Моисей беседовал с Богом лицом к лицу, несмотря на слова Бога в Исх 33.20: «Не может человек увидеть Меня и остаться в живых». Но всё позднейшее благочестие утверждало, что Бог невидим и непостижим и что увидеть можно лишь Его Славу («шехину»). Ср. Сир 43.27-33. Евангелист также, возможно, полемизирует с многочисленными тайновидцами эллинистических религий, с еврейскими мистиками своего времени, а также с апокалиптически настроенными христианами, якобы совершавшими небесные путешествия и получавшими уникальные откровения от Бога (см. 2Кор 12.1-10; Кол 2.18). Кроме того, здесь можно увидеть краткий мидраш на Втор 30.10-12. Там речь шла о заповеди Закона, но позже ее стали отождествлять с Мудростью Бога. Евангелист, как и апостол Павел (см. Рим 10.6-8), отождествляет Мудрость с Христом. Не нужно восходить на небо, чтобы обрести спасение, так как Иисус, единственный кто был и есть на небесах, является единственным источником спасения, и Его не нужно искать где-то далеко: Он поселяется во всяком, кто верит в Него.

> Только Бог – единственный Сын, пребывающий рядом с Отцом, – Он открыл нам Его – В отличие от Моисея и остальных мистиков, единственный Сын, изначально пребывающий с Отцом, видит Отца. Бог – единственный Сын – дословно: «единородный Бог». Мы уже говорили выше, что единородный означает «единственный в своем роде». Единородный Бог – это единственный Сын Божий, причастный к самой сути Отца. В рукописях много разночтений: «единородный Сын», «единородный Сын Бога», «единородный». Пребывающий рядом с Отцом – дословно: «находящийся в (на) лоне Отца». «Лоно» в метафорическом употреблении означало особую близость и любовь. В сущности это повтор сказанного в 1.1. Он открыл нам Его – дословно: «Он объяснил, истолковал нам Его». Изначальное значение греческого глагола – «вести». Хотя в этом значении слово в Новом Завете не встречается, есть предположение, что смысл предложения заключается в том, что только Сын может привести людей «в лоно» Отца. Это интересное предположение, но большинство ученых всё же полагают, что евангелист хотел сказать о том, что только в лице Иисуса Бог открывает себя нам. «Для Иоанна само собой разумеется, что личные взаимоотношения с Богом, установленные через Воплощение Слова, полностью достигают цели – увидеть Бога». {В.Lindars, The Gospel of John, p. 95.} Ведь это высшее желание всякого верующего (ср. Мф 5.8; Откр 22.4).

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

 

---------------------------------------------

Иисус сказал:
"А теперь Я ухожу к Тому, кто послал Меня. ...
 Но Я правду вам говорю:
 Мой уход вам на благо.
 Если Я не уйду,
 не придет тогда к вам Заступник;
  а уйду – Я пошлю Его к вам.
 Он, придя, мир уличит
 в том, что тот неправильно судит
  о грехе, справедливости и о Суде:
 о грехе – потому что не верят в Меня;
 о справедливости, потому что Я ухожу к Отцу
  и вы больше Меня не увидите;
 о Суде – потому что уже осужден Властитель этого мира.
 Я мог бы еще о многом сказать вам,
  но пока вы не можете это осилить.
 Когда же придет Дух Истины,
 он направит вас к полной истине.
 Ведь всё то, что он скажет, будет не от Него:
 Он лишь то скажет вам, что услышит,
 Он расскажет вам о грядущем.
 Он прославит Меня,
 ибо всё, что Он скажет,
 Он возьмет у Меня и поведает вам.
 Всё, что есть у Отца, Мое.
 Вот почему Я сказал:
 Он возьмет у Меня и расскажет вам.
 Еще немного – и вы Меня уже не увидите,
 а немного спустя увидите снова. ...
 Говорю вам истинную правду:
 вы плакать будете и скорбеть,
 а мир будет радоваться.
 Вы будете печалиться,
 но печаль ваша радостью станет.
 Рожая, женщина мучится, ибо пришел ее час,
 а родив ребенка, забывает о муках,
 радуясь, что родился в мир человек.
 И вы тоже печальны теперь,
 но Я увижу вас снова –
 и сердце ваше наполнится радостью,
 эту радость у вас никому не отнять.
 В тот день вы Меня ни о чём не спро́сите.
 Говорю вам истинную правду:
 если имя Мое призовете,
 даст Отец вам всё, что попро́сите!"
  (Ин.16:5,7-16,19-23 – частично вкл. чтение вторника и среды)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3952.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»