=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

/предыдущая часть текста/

Вопрос о том, ему ли принадлежат эти четырнадцать посланий, которые мы имеем в Новом Завете, не имеет однозначного ответа. Безусловно, ему принадлежат Послание к Римлянам, Послания к Коринфянам, к Галатам. Споры идут о малых посланиях к Тимофею и к Титу. Кроме того, признано всеми, что Послание к Евреям ему не принадлежит, тем более, что оно даже не носит такого названия. Каждое послание Павел начинает от своего имени – Павел, апостол, поставленный не от человеков, а от Бога, и так далее. <....> Так вот, сомнения в принадлежности Павлу некоторых второстепенных посланий не меняет ничего, потому что главные мысли, главный опыт, главное духовное благовестие заключено именно в этих основных, неоспоримых Посланиях.

Послания – не легкое чтение, потому что, я еще раз говорю, это было стенограммой, и его мысль часто переходила резко с одного на другое. И кипение его переживаний, чувств сказывалось на само́м этом стиле. И потом этот жанр был неясный... Одно дело – личное письмо, другое дело – литературное послание, которое человек сочиняет в кабинете. <...> А это было нечто среднее. Это был и трактат, это была и проповедь. Иногда он начинал диктовать, говорить почти стихами, как было принято на семитическом Востоке. Человек, проникнутый Писанием (он учился всё-таки по Писанию), он вдруг начинал говорить каким-то библейским языком, и стихи прерывали прозу. Вы все должны помнить то место в первом Послании к Коринфянам, глава 13, про значение любви в жизни христианина. Что это? Трактат? Нет. Письмо? Нет. Это поэма. Ее так и называют – Песнь любви. И филологи, литературоведы показывают, что там есть определенный ритм, закономерность чисто литературно-критического характера.

«Если я языками человеческими и ангельскими говорю,
 а любви не имею,
 то я – медь звенящая…»

Эти рефрены, повторы, то есть он уже переходил прямо на свободную поэзию. Конечно, наш перевод в Священном Писании Посланий Павла уже в значительной степени архаичным выглядит, не всегда он точен, потому что сделан давно... но, тем не менее, он достаточно ясен, достаточно хорош для нас.

[Порядок] чтения Посланий апостола Павла может быть самым различным. Можно начинать с [хронологически] первых посланий, которые написал апостол Павел, – Фессалоникийцам, а можно брать тематически.

<...> Первые послания, которые он написал, которые до нас дошли, – это Фессалоникийцам. Они были написаны лет через восемнадцать-двадцать после распятия Христа и Пятидесятницы. В пятидесятые же годы было написано послание к Галатам, послания к Коринфянам. О чём они? Для каждого из них был конкретный повод.

Фессалоникийцам он пишет в тревоге, что они ждут конца света, и многие побросали работу и думают, что нечего заниматься [земными делами]. Он говорит: "кто не работает, тот и не ешь". <...>

Галатам он пишет в отчаянии, потому что галатская община из язычников – это глухомань такая была, это в нынешней Турции – и когда они крестились, то они недостаточно просветились. А пришли туда христиане из Иерусалима, сказали: "А вы что, Закон не соблюдаете?! Едите свинину?!.. Да вы не христиане, вы просто…" А те ведь, бедные, понимали, что религия есть обряд – как всякий язычник. Значит, мы не так веруем, едим не то, пьем не то... И они быстро начали все перестраиваться. И когда Павел узнал, он написал им послание... Это вопль: «О несмысленные Галаты!..» Это против ритуалистов.

В Послании к Римлянам он пытался как бы объяснить свое богословие, свое учение. Хотя он говорит: это "не мое учение"... Это "мое Евангелие", но всё-таки это Евангелие Иисуса Христа. Почему он писал к римлянам? Это единственный случай, когда он писал к неизвестным ему людям, потому что он собирался ехать в Испанию. Он предполагал, что мир может скоро кончиться. А долг христиан – возвестить, где только можно, слово Христово. И вот перед вами карта. Он обошел всё восточное Средиземноморье. Теперь ему надо было срочно охватить, [как тогда считали, "край света"], Геркулесовы столбы, Испания. И он задумал туда отправиться и так обойти весь круг Средиземноморья. Но на  дороге был Рим, пересадочное место, столица мира. И он написал римской церкви, уже существовавшей, не им основанной, изложив свои принципы... Но, как вы знаете, в Рим он попал уже в кандалах, и в конце концов в Риме и погиб. Хотя в Испании, как говорит предание достоверно, он успел побывать. Уже потом его арестовали вторично.

Послание к Ефесянам – одно из поздних посланий. И как раз в нём очень много говорится о Церкви. Апостол очень серьезно задумывается над проблемой зла в мире, и Те́ла Христова, которое ему противостоит. Это очень серьезное послание. Оно уже мало касается тех проблем, которые волновали [его раньше] – о старом обряде, о конце света, а больше говорит о тайне Церкви, о Теле Христовом.

протоиерей Александр Мень.
Из домашней беседы об апостоле Павле. 
Фонограмма. Эта публикация основана на  расшифровке, которую нам пришлось существенно подправить.  ]

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

 

---------------------------------------------

*Прошу вас, братья,
  остерегайтесь тех, кто вносит разногласия
 и ставит препоны на пути веры, —
 наперекор тому учению, которое вы получили.
 Держитесь от них подальше.
 Эти люди не Господу нашему Христу служат,
  а собственным похотям.
 Своей лестью и красивыми речами
  они обманывают простодушных. /.../
 Желаю вам быть мудрыми на добро и несмышлеными на зло.
 А Бог, источник мира, скоро сокрушит Сатану вам под ноги.
 Милость Господа нашего Иисуса да будет с вами. /.../
 Воздадим славу Тому, кто может укрепить вас в вере, /.../
 как открывает тайная истина,
  которая много веков была сокрыта,
 а ныне /.../ по велению вечного Бога,
 стала известна всем народам,
 чтобы все покорились вере.
 Ему, единому мудрому Богу,
  через Иисуса Христа да будет слава вовеки.
 Аминь.* (Рим.16:17-20,25-27/@/)

*********************************************

/@/ включает часть апостольского чтения понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3964.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»