=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

/предыдущие части текста: #3963, #3964/

В заключении можно сказать, что периодически дух и мысли апостола Павла о Церкви выходили на первый план. И во времена отцов Церкви сначала забытый, он снова ожил. И он руководил мыслью и Иоанна Златоуста, и блаженного Августина... В Средние века опять забытый, как бы отодвинутый на задний план, в эпоху Реформации он снова появляется, и Лютер приходит к своим идеям Sola fide — [спасение] только верой. Он опирается на апостола Павла. А вот в бурях двадцатого века вокруг личности Христа и христианства Павла обстреливали, его использовали как рычаг в одну и в другую сторону, но дух его остается всё равно незамутненным.

Гитлер говорил, что Иисус был арийцем, а Павел пришел и испортил всё. Но православный богослов нашего века Николай Глубоковский считал, что никто так не сумел понять, постичь дух Христа как апостол Павел, который стал его великим продолжателем.

<...> Какой-нибудь эллинистический римский город, вот Фессалоники, или тот же Коринф... Жить по-коринфски — это значило гулять, сорить деньгами, пьянствовать, петь песни похабные. Это был город, в котором были медные мастерские, люди зашибали большие деньги. Коринф был портовый город, полный матросов, публичных домов, притонов, всякой шантропы. Вечный праздник, целые кварталы заполнены увеселительными заведениями. Таков был Коринф. Кроме того, там, конечно, была и книжная традиция довольно богатая, там стоял памятник изумительный Диогену, который жил в большом кувшине, так называемой "бочке". Смутный город. И вот совершенно неожиданно там основал общину, сам этого не ожидая, Павел. Это была довольно многочисленная община. Там были в основном люди из бедняков, из пролетариата, но были и крупные городские чиновники, как потом стало известно. Апостол мучился с ними бесконечно. Во-первых, у них возникали партии, расколы. Приехали люди от апостола Петра, говорят, Петр выше. Павел всё-таки не был один из Двенадцати. Приехал Аполлос, учитель христианский из Александрии, философ, знавший иудейско-античную эллинистическую философию, а Павел имел сугубо раввинистическое школьное воспитание. А те говорят: "Мы будем аполлосовы". Разделились, раскололись. И он говорит: "Разве Павел распялся за вас?"

Надо понять его бесконечные страдания... Партийный дух, мелкие склоки, наконец, нравственная распущенность... какой-то человек там женился на своей мачехе, очевидно, язычнице, как можно понять из текста. И много было у него всяких скорбей. Приезжает уговаривать, потом уезжает в слезах... пишет второе послание, которое не дошло до нас. Третье послание (второе в Новом Завете) написано после примирения. Он был пастырь, которому приходилось… Вы-то себя не должны равнять [с теми, кому он проповедовал], потому что вы имеете совершенно другие источники информации: у нас есть общение, литература... Ничего этого там не было. Во-первых, христианской литературы еще просто не существовало. Евангелия еще не были написаны. Существовал один Ветхий Завет, который был многим непонятен. И вообще в головах этих людей была каша, половина людей была неграмотна. И, конечно, были свои амбиции, обиды, соперничество. Поэтому почти все послания написаны по прискорбным поводам. Они возникли не от хорошей жизни. Они — результат его пастырских терний.

Как я уже говорил, человек он был и нежный, и теплый, но мог быть и очень суровым и очень резким. Очевидно, именно такой был избран и нужен. Надо его понять и почувствовать, и тогда все эти нюансы, которые вас так поражают, станут ясны, вы услышите его интонации... Тогда всё станет на места.

Этот человек может нас очень многому научить.

И я закончу тем, с чего я начал. Если его поставить рядом с Христом, это не значит, как говорили многие историки, что Павел — истинный основатель христианства. Это абсурдное утверждение. Между апостолом Павлом и Христом нет сравнения. Нет совсем, их даже нельзя сравнивать. И поэтому Павел сознавал себя только служителем и учеником Иисуса Христа. Сознавал себя и грешным. Иногда говорил: «Вот это я говорю по своему рассуждению, не от Бога, вот что мне вздумалось, что мне кажется». И, конечно, он был человек своего времени, своей эпохи, но это временное всё отлетает.

Человек может всё портить, но Дух Божий действовал и предохранял всё это от порчи.

В каждой общине были свои особенности, душевные и социальные, свои проблемы были. Некоторые общины были тихие, спокойные. Скажем, община Филипп (Послание к Филиппийцам). Это была в македонской лесной глуши небольшая римская колония. Там жили люди порядочные, ветераны, которым после отставки подарили эти земли, они занимались огородничеством вокруг города, звучала латинская речь, они были все очень дисциплинированные, достаточно нравственные. Иудеев там почти не было, но было несколько женщин, которые иудейские молитвы читали, и у них даже не было помещения, они ходили на берег реки и там молились. И Павел пришел к ним, нашел их, посидел с ними на бережку и рассказал им... Мы не знаем, что он им говорил, но вот так возникла первая община. Надо сказать, что общины были очень крепкие. Филиппийская община — хотя ему там пришлось и пострадать, его в тюрьму там бросали и били — до самых последних дней он на них опирался. Единственная община, от которой он принимал материальную поддержку.

Совершенно иначе это выглядело в Коринфе, греческом городе, о котором я уже говорил, где были партии, где был снобизм... А римскую церковь, хотя Павел ее не основал и не был ее руководителем, но он ее очень любил, потому что Рим был международным городом, и дух универсализма, который был родственен его душе, там прекрасно находил отзвук. Ему было тесно в этих мирках, затерянных среди гор Малой Азии, Греции, еще где-то. Он-то жил глобально.

протоиерей Александр Мень.
Из домашней беседы об апостоле Павле. 
Фонограмма. Эта публикация основана на  расшифровке, которую нам пришлось существенно подправить.  ]

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

 

---------------------------------------------

*Да, для зрелых людей мы возвещаем мудрость,
 но не мудрость этого мира
 и не мудрость повелителей этого мира,
 которых Бог обращает в ничто.
 Мы возвещаем таинственную, сокровенную Божью мудрость,
 предначертанную Богом для нашей славы до начала времен.
 Ее не познал никто из повелителей этого мира,
 потому что, если бы они познали ее,
 они не казнили бы на кресте Господа славы.
 Но, как сказано в Писании:
  "Того не видел глаз и ухо не слыхало,
   того вообразить не может сердце человека,
   что приготовил Бог для любящих Его".
 А нам Бог открыл эту мудрость Своим Духом.
 Потому что Дух исследует всё, даже бездны самого Божества.
 Кто из людей может познать помыслы человека?
 Они позна`ются лишь духом человеческим,
 который заключен в человеке.
 Так и помыслы Бога может познать только Дух Божий.
 А мы получили не дух этого мира, а Дух от Бога,
 чтобы познать то, что дано нам Богом в дар.
 И мы возвещаем это не словами,
 которым научила нас человеческая мудрость,
 а словами, которым научил нас Дух.
 Мы духовное объясняем людям духовным.
 Природный человек не принимает того, что исходит от Духа,
 ведь для него это глупость и он не способен это познать,
 потому что об этом можно судить только посредством Духа.
 А духовный человек судит обо всём,
 но о нём судить никто не может.
 Потому что, как сказано в Писании:
  "Кто познал разум Господа
   и мог бы дать Ему совет?"
 А у нас разум Христа.
 Вот почему, братья, я не мог обращаться к вам,
 как к людям Духа,
 но как к людям плоти, как к младенцам во Христе.
 Я кормил вас молоком, а не твердой пищей —
 вы бы не смогли ее принять.
 Но вы и теперь еще не можете, вы всё еще плотские люди.
 Раз среди вас есть соперничество и раздоры,
 разве это не значит, что вы плотские
 и ведете себя, как люди этого мира?
 Когда один говорит: "Я — Павлов",
 а другой: "Я — Аполлосов",
 то кто вы? Люди этого мира!
 В конце концов, что такое Аполлос? Что такое Павел?
 Всего лишь слуги, благодаря которым вы пришли к вере,
 и каждый исполнил то дело,
 которое ему поручил его Господин.
 Я посадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог!
 Поэтому ничего не значит
 ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает.
 Значит лишь Бог, который взращивает!
 И тот, кто сажает, и тот, кто поливает, делают одно дело.
 И каждый получит то вознаграждение, которое ему положено.
 Мы ведь сотрудники на службе у Бога,
  а вы — Божье поле, Божье строение.
 /.../
 И пусть никто себя не обманывает!
 Если кто-то из вас мнит себя мудрым в этом мире,
 пусть станет глупым, чтобы стать мудрым.
 Ведь мудрость этого мира — для Бога глупость.
 В Писании сказано:
  "Он уловляет мудрецов в их собственные сети".
 И еще сказано:
  "Господу ведомы замыслы мудрецов,
   Он знает: они пусты".
 Так вот, пусть никто не хвалится людьми!
 Потому что всё ваше: и Павел, и Аполлос, и Кифа, и мир,
 и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее — всё это ваше,
 но вы принадлежите Христу, а Христос — Богу.*
                       (1Кор.2:6–3:9,18-23/@/)

* * *

*Иисус рассказал им еще одну притчу:
  — Чему подобно Царство Небес?
    Представьте себе: вот горчичное зернышко,
    человек его взял и посеял на поле.
    Оно меньше всех семян на земле,
    а потом, когда вырастет, —
    станет больше огородных растений,
    станет как дерево,
    и птицы к нему прилетят
    и в ветвях его будут вить гнёзда.
 И еще одну притчу рассказал им Иисус:
  — Чему подобно Царство Небес?
    Представьте себе: вот горстка дрожжей,
    женщина их взяла и положила
    в целых три пуда муки —
    и поднялось всё тесто.* (Мф.13:31-33/*/)

*********************************************

/@/ включает апостольское чтения среды и четверга.
/*/ Часть еванг. чтения среды.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3965.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»