=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 


Оказывается, есть христиане, которые до сих пор полагают, что христианство учит, что представители власти – своего рода сакральные особы, а всякий, кто так или иначе выступает против них, заслуживает того, чтобы его в лучшем случае уложили лицом в асфальт или в снег, как в минувшее воскресенье  в Казани, а то и что похуже...
Уверяю вас, это заблуждение!
Библия учит только тому, что Богом установлен сам принцип власти в больших человеческих сообществах, а не тому, что каждый конкретный представитель государственной власти или ее глава на текущий момент является "помазанником Божиим".
Планирую сделать несколько публикаций на эту тему.

 

> Политическая власть в свете христианства как принцип не отрицалась, но начинала терять свой абсолютный языческо-сакральный характер. Из того, что "существующие власти от Бога установлены" (Рим.13,1), совсем не следовала необходимость послушания во всём всякой власти в духе восточного фатализма*. Слова́ апостола могут означать, что Промысл Божий таинственно действует и через властные структуры, как, например, он действовал даже через покорителя Израиля Навуходоносора. Слова́ "нет власти не от Бога" (Рим.13,1) могут означать, что Божественным установлением является лишь сам институт власти**. Греческое слово exousía {эксуси́а} (власть, авторитет) означает в новозаветном контексте власть положительную в этическом смысле.

> Конкретная же политическая реализация этого принципа власти может быть любой и сколь угодно плохой***. В эпоху апостолов еще предполагалось, что "начальник... есть Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим.13,4), тогда еще не раскрылась возможность социального зла во всей своей широте, как это произошло в ХХ веке на опыте коммунизма в России и национал-социализма в Германии.

> Вообще говоря, во власти есть некая двойственность: с одной стороны, она вроде бы от Бога, а с другой – во власти есть нечто демоническое. Условие получения власти – поклонение дьяволу (Лк.4,5-8; Мф.4,8-9). Под "князем мира сего" в Евангелии подразумевается дьявол (Ин.12,31; 14,30; 16,11; ср.: Еф.2,2). Согласно Апокалипсису, демонизм в истории будет нарастать: дракону-дьяволу будет дана великая власть над всеми народами земли (Отк.13).

> Царство же Христово оказывается построенным не на принципе внешней власти, а на любви и служении.

> Существует высказывание апостолов Петра, Иоанна и других, что "до́лжно повиноваться больше Богу, чем человекам" (Деян.5,29).


> * В К<атехизисе> К<атолической> Ц<еркви> (пп.2242-3, С.514) говорится: "Совесть обязывает гражданина не следовать предписаниям гражданских властей, если они противоречат нравственным законам, основополагающим правам человека и учению Евангелия"; в крайних случаях допускается вооруженное сопротивление неправедным властям.
> Эта же мысль выражена в статье: Троицкий Г. Социальное служение христиан и богословие революции // ЖМП, 1969, №11.
> В те годы официальное богословие, пытаясь приладить христианство к коммунистическим революциям в странах "третьего мира", иногда ненароком высказывало и правильные мысли.

> ** См.: Св. Иоанн Златоуст. Полное Собрание Творений. СПб., 1903. Т. IX. С. 774.

> *** Так же как и конкретный человек, будучи сотворенным по образу и подобию Бога и будучи в этом смысле еще в большей степени "от Бога", чем любая земная власть, не застрахован от любых падений.

 

игумен Вениамин Новик.
Из кн. ПРАВОСЛАВИЕ. ХРИСТИАНСТВО. ДЕМОКРАТИЯ. (III.2.1)  // СПб., 1999; стр. 152-3 ]

 

 

 

 

см. тж.:
 +++ игумен Вениамин (Новик): Веришь в Бога – стой за правду!
 +++ Олег Сальманов: Христиане, покорность властям и демократия
 +++ Александр Храмов: Нет власти не от Бога?..
 +++ Ю.К.Сипко: особое отношение к людям власти?
 +++ В.Н.Кузнецова: вопрос о подати цезарю
 +++ протопр. Александр Шмеман:
      служение правде во всей ее чистоте и свободе
 +++ Андрей Десницкий: Христос не обличал социальной несправедливости?

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову
 и ушел в землю, которую должен был получить во владение.
 Он ушел, не зная, куда идет.
 Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле,
 живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом —
 им было обещано то же наследие.
 Ведь Авраам дожидался города,
  возведенного на крепком фундаменте,
 го́рода, архитектором и строителем которого
  является сам Бог.
 Благодаря вере и сама Сарра, будучи бесплодной, смогла зачать,
 хотя была уже не в том возрасте.
 Она считала, что Бог, давший обещание, сдержит слово.
 Вот почему от одного человека, уже почти что мертвеца,
 родилось потомство столь же бесчисленное,
 как звёзды в небе и песок на морском берегу.
 Все они умерли с верой, хотя и не получили обещанного.
 Но они видели обещанное далеко впереди себя,
  и приветствовали его,
 и согласились с тем, что они
  не более чем чужаки и пришельцы на земле.
 Совершенно ясно, что люди, которые так говорят, ищут родину.
 Если бы они всё время вспоминали о той, которую покинули,
 то у них был бы случай вернуться.
 Но теперь они жаждут лучшей родины — небесной.
 Вот почему Бог не стыдится зваться их Богом:
 Он приготовил для них город.
 Благодаря вере Авраам, когда его испытывал Бог,
  принес в жертву Исаака.
 Он готов был пожертвовать единственным сыном,
 тем, который был ему обещан и о котором было ему сказано:
 "Потомство у тебя будет от Исаака".
 Он считал, что Бог способен поднимать даже из мертвых,
 и он, образно говоря, и получил его из мертвых. /.../
 Благодаря вере родители Моисея, когда он родился,
 прятали его целых три месяца,
 потому что видели, какой это чудесный ребенок,
 и не побоялись царского приказа.
 Благодаря вере Моисей, став взрослым,
 отказался называться сыном дочери фараона.
 Он предпочел делить тяготы с народом Божьим
 вместо того, чтобы наслаждаться
  временными удовольствиями греха.
 Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего,
 он счел богатством большим, чем сокровища Египта:
 ведь он устремлял свой взор к будущей награде.
 Благодаря вере он покинул Египет,
  не убоявшись царского гнева —
 он был стоек, как человек, видящий Невидимого.
 Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью,
 чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян.
 Благодаря вере они перешли Красное море, как посуху,
 в то время как египтяне, попытавшись сделать то же самое,
  утонули.
 Благодаря вере стены Иерихона рухнули
 после того, как израильтяне обошли их семь раз.
 Благодаря вере проститутка Рахав, приютившая лазутчиков,
 не погибла вместе с неверными.* (Евр.11:17-19,23-31/*/)

* * *

*А ведь вы приблизились не к чему-то осязаемому,
 как гора Синай, с ее пылающим огнем, тьмой, мраком и бурей,
 ревом трубы и голосом Бога, говорившими такие слова,
 что, услышав их, люди умоляли Бога не говорить с ними больше,
 потому что для них непосильно было требование:
 "Даже животное, если коснется горы, должно быть побито камнями".
 И так страшно было это зрелище, что сам Моисей сказал:
 "Мне страшно, я дрожу".
 Вы же приблизились к горе Сион:
 к городу Живого Бога, небесному Иерусалиму, к мириадам ангелов,
 к праздничному собранию Божьих первенцев, чьи имена записаны на небесах,
 к Богу, Судье всех людей, к духам совершенных праведников,
 к посреднику Договора с Богом — Иисусу,
 чья окропляющая кровь обещает лучшее, чем кровь Авеля.
 Так смотри́те, не отказывайтесь слушать, когда Он говорит!
 Ведь если не избежали кары те,
 кто отказался услышать голос, предупреждавший на земле,
 то тем более не избежим ее и мы, если отвернемся от голоса, что с небес.
 Тогда голос Бога поколебал землю, теперь же Он обещает:
 "Я поколеблю еще раз, и не только землю, но и небо".* (Евр.12:18-26/**/)

* * *

*Братья мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания,
 считайте это великой радостью.
 Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера,
 вырабатывают у вас стойкость.
 А стойкость должна привести к достижению цели,
 к тому, чтобы вы стали зрелыми и совершенными
 и чтобы не было у вас никаких недостатков.
 А если кому-то из вас недостает мудрости, пусть попросит у Бога,
 который всем дает щедро, без попреков — и ему будет дано.
 Но пусть просит с верой и без сомнений.
 Ведь тот, кто сомневается, подобен морской волне,
 которую ветер гонит и швыряет из стороны в сторону.
 Пусть такой человек, двоедушный, нетвердый во всех своих поступках,
 не надеется что-то получить от Господа.
 Пусть неимущий брат гордится, когда Бог его возвышает,
 а богач гордится, когда Бог его унижает,
 потому что богатство его так же мимолетно, как полевой цветок.
  Солнце взошло, опалило зноем —
  и увял стебелек,
  цвет опал,
  и погибла прелесть цветка.
 Так и богач увянет в самый разгар своих дел.
 Счастлив человек, который стойко переносит испытания,
 потому что он, выдержав их, получит венок жизни,
 обещанный Богом тем, кто Его любит.
 И пусть никто не говорит, подвергшись испытанию:
 "Это Бог меня искушает".
 Бога нельзя искусить злом, и Он никого не искушает,
 но каждый человек искушает себя сам:
 его увлекают и манят собственные желания.
 А желание, зачав, рождает грех.
 Грех же, созрев, производит на свет смерть.
 Братья мои любимые, не обманывайте себя!
  Всё, что дается во благо,
  и всякий дар совершенный —
 свыше, исходят от Отца Светил, у которого нет ни перемен, ни затмений.
 Это Он по Своей воле родил нас словом истины,
 чтобы сделать нас начатком Своего творения.
 Так помните, братья мои любимые:
 пусть каждый человек торопится слушать,
 но медлит с ответом, медлит с гневом.
 Гнев человеческий не способствует праведной жизни, какой хочет Бог.
 И поэтому избавьтесь от всякой грязи и обилия пороков.
 С кротостью принимайте Слово, которое укоренил в вас Бог,
 потому что оно может спасти вас.
 Будьте исполнителями Слова, а не только слушателями —
 такие люди сами себя вводят себя в заблуждение.
 Ведь если кто-то слушает Слово, но не исполняет его,
 он похож на человека, смотрящего на себя в зеркало:
 он рассмотрел себя,
 но сто́ит ему отойти от зеркала — и он уже не помнит своего лица.
 Только тот, кто пристально всмотрелся
 в совершенный закон, несущий свободу,
 и уже не отступился от него,
 то есть не забывчивый слушатель, а делатель дела, —
 будет по-настоящему счастлив в своих начинаниях.
 Если кто-то считает себя набожным, но не умеет держать в узде свой язык,
 то он обманывает себя и набожность его не более чем пустой звук.
 Вот если ты заботишься о сиротах и вдовах в беде,
 если хранишь себя не запятнанным грязью мира,
 тогда твоя набожность чиста и безупречна в глазах Бога и Отца.*
                                                  (Иак.1:2-18/***/)

* * *

*Они вернулись в Капернаум. Дома Иисус спросил их:
 – О чём вы спорили по дороге
 Они молчали,
  потому что по дороге спорили о том, кто из них главнее.
 Иисус сел, подозвал к себе двенадцать учеников и сказал им:
 – Тот, кто хочет быть первым,
  пусть станет последним и служит всем.
 Он взял ребенка и поставил его перед ними.
 Обняв его, Он сказал ученикам:
  – Кто одного из таких детей примет ради Меня,
  тот примет Меня.
  А кто примет Меня,
  тот не только Меня примет,
  но и Того, кто Меня послал.
 – Учитель, – сказал Ему Иоанн, – мы видели одного человека,
 который Твоим именем изгонял бесов,
 и мы ему запретили, раз он с нами не ходит.
 Иисус ответил:
  – Не мешайте ему!
  Кто совершит чудо, призвав Мое имя,
  не сможет сразу же начать Меня чернить.
  Кто не против нас, тот за нас!
  Кто вас кружкой воды напоит,
  потому что вы – ученики Помазанника,
  верьте Мне: не останется он без награды!
  А для того человека, кто поколеблет веру
  у одного из этих простых и малых,
  было бы лучше,
  если бы мельничный жернов на шею ему надели
  и бросили в море.
  Если рука твоя тебя вводит в грех,
  отруби ее!
  Лучше тебе войти одноруким в Жизнь,
  чем с обеими руками войти в геенну,
  в неугасимый огонь!
  Если нога твоя вводит тебя в грех,
  отруби ее!
  Лучше тебе войти в Жизнь одноногим,
  чем с обеими ногами оказаться в геенне.
  Если твой глаз тебя вводит в грех,
  вырви его!
  Лучше тебе одноглазым войти в Царство Бога,
  чем с обоими глазами оказаться в геенне,
  "где непрестанно точит червь и где огонь не гаснет".
  Каждый будет очищен огнем,
  словно жертва солью.
  Соль – хорошая вещь.
  Но если соль несоленой станет,
  чем вы вернете ей вкус?
  Имейте в себе соль!
  И будьте в мире друг с другом.* (Мк.9:33-50/+/)

             *********************************************

/*/ содержит часть апост. чтения пн.
/**/ содержит стихи из апост. чтения вторника.
/***/ апост. чтение среды (кр. 1 стиха).
/+/ содержит еванг. чтение пн (кр. 1 ст.).
В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4011.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»