=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой –
> <Политический> либерализм {философское и общественно-политическое течение, провозглашающее непоколебимость прав и личных свобод человека – ред. рассылки} является безусловным проявлением духа подлинного христианства (то есть евангельского учения Иисуса Христа), а в историческом контексте — следствием развития христианской культуры общества. Таким стало моё глубокое убеждение уже очень давно. Права человека, в основе которых лежат принципы гуманизма — уважение к личности человека, свобода, равенство и братство всех людей вне зависимости от каких бы то ни было различий между ними — являются воплощением христианского учения. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», — гласит 1 статья Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. > В нашем обществе по этому вопросу не существует ясности, а скорее утверждается обратное. Тому есть, как минимум, две основные причины. > Первая. Советская атеистическая идеология прошлых лет сформировала прочный стереотип, что эти принципы являются противоположными религии и христианству: церковь и клерикализм {здесь: политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества – ред. рассылки} понимались как синонимы религии и христианства, а до антиклерикального Просвещения церковь как политический институт стояла на страже клерикального и монархического государства, являясь фактически его частью. > Однако, если мы обратимся к первоисточникам, то увидим, что христианство, о котором учил Иисус Христос в Евангелии, совершенно таким не было. > «Кесарю — кесарево, а Богу — Богово» — эти слова Иисуса Христа явным образом утверждают принцип отделения церкви от государства и, соответственно, отрицают идеологию государственной клерикализации. > «Суббота для человека, а не человек для субботы» — эти слова со всей очевидностью утверждают принцип гуманизма: Иисус провозгласил, что закон (не только государственный, но даже и религиозный!) должен служить человеку, а не наоборот (не человек — закону), и следовательно, человек является высшей (<вместе> с Богом) ценностью. > Некоторые, правда, пытаются опровергнуть это утверждениями, что высшей ценностью является только Бог, а человек — это «тварь дрожащая» (словами Достоевского). Иисус же, однако, говорит более чем категорично: «То, что вы сделали (или не сделали) братьям Моим, то́ вы сделали (или не сделали) Мне», тем самым показывая, что служение Богу осуществляется через служение человеку, а значит, не существует никакой «высшей ценности Бога» вне ценности человека (о чём говорят также и другие места Нового Завете). > Второй причиной отрицания христианских корней либерализма и прав человека (которую наверное в отношении исторической хронологии следует считать первой) является тот факт, что сама Церковь любит отождествление клерикализма с христианством, а антиклерикализм и, соответственно, права человека считает чуждыми. Это совершенно понятно, если вспомнить, что после провозглашения христианства государственной религией при императоре Константине Церковь всегда была частью государственного аппарата, других форм христианства просто не существовало (за исключением так называемых сект, учение которых провозглашалось ересью) до той поры, как возникли демократические государства. > Всю предшествующую многовековую историю Церковь неизменно служила монархии и клерикальному государству, не терпя инакомыслия и инаковерия. Рецидивы этого продолжаются и в наше время. В нашей же стране это не просто рецидивы, но тоталитарная политика, связанная главным образом с тем, что демократического прошлого в истории нашего государства практически нет (до революции 1917 г. была монархия с государственной церковью, после революции — коммунистический режим, при котором, несмотря на атеистическую идеологию, государственная церковь была отчасти реставрирована в виде воссоздания аппарата Московской Патриархии Иосифом Сталиным). > Таким образом, люди, не вникающие в суть христианского учения, каким оно сформулировано в Евангелии, включая и верующих христиан, включая и представителей церковной иерархии, продолжают отождествлять клерикальное государство и государственную церковь с христианством, отсекая либерализм и принципы прав человека как чуждые христианству, что в корне не соответствует истине.
см.
тж.: •
игумен Вениамин (Новик). Христианская
основа либерализма
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Что
пользы, братья мои, если человек говорит, * * * *Братья, не стремитесь все стать учителями! ********************************************* /*/
апост.
чтение понедельника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4013.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|