=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!*
8 февраля 2021 г. ст.ст.,
об
апостольском чтении воскресенья "о мытаре и фарисее"
см.:
> "Не помолимся фарисейски, братие!.." {Из стихиры на “Хвалите” Триоди – прим. ред. рассылки.} > Приготовляя нас к встрече Великого предпасхального поста, Церковь прежде всего предлагает нам притчу Спасителя о двух людях, вошедших в Храм помолиться, мытаре и фарисее, и обращает к нам свой пламенный призыв остерегаться в нашем духовном предстоянии перед Богом неправильного, фарисейского подхода. > «Мытарь спасся, а гордый фарисей подвергся осуждению. Тот взывал: Милостив буди мне, Боже! А этот величал себя произнося: Боже, благодарю Тебя!» > Оба, поднявшись на святую гору, вошли в Храм, чтобы предстать в молитве перед лицом Божиим. «Тщеславием побеждаемый фарисей и преклоненный своим покаянием мытарь приступили к единому Владыке» {Из стихиры на “Господи воззвах” Триоди, русский перевод – прим. ред. рассылки.} — Богу. Фарисей похвалил себя и «лишился благих», а мытарь ничего не говорил в свою пользу и «сподобился дарований» — приобрел Божию милость. {Из стихиры на “Хвалите” Триоди – прим. ред. рассылки.} > Грешный мытарь не защищает и не извиняет себя, не умаляет свою вину перед Богом и не обвиняет других, а признаёт себя таким, каким он на деле и является, и только просит себе помилования, милосердия: «Боже, милостив буди мне грешнику!» > Фарисей, напротив, как будто ничего не просит у Бога. Но под видом благодарственной молитвы он перечисляет Богу свои собственные достоинства и преимущества перед другими, стоя́щими нравственно ниже него людьми. И, конечно, за свои заслуги фарисей считает себя вправе получить от Бога соответственную награду. > Мытарь во время молитвы не смеет поднять даже глаза, не говоря уже о руках, к небу, к Богу. А самоуверенный фарисей, на месте святом стоя перед Самим Богом, не может отказать себе в том, чтобы с презрением смотреть и чуть ли не пальцем показывать на многогрешного брата своего мытаря: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». > Но оправданным от Бога уходит из Храма в дом свой не самоуверенный праведник — фарисей, а именно этот презираемый им грешник — грешник раскаявшийся — мытарь. «Бог, — говорит святой Григорий Богослов, — услышал обоих и помиловал того, кто оказался изнемогающим, а велеречивого поставил ни во что». Мытаря помиловал и оправдал Сам Бог, покрывая милосердием Своим грехи его. А фарисей как будто не нуждался ни в каком оправдании или помиловании свыше, поэтому не был оправдан. Он только сам себя оправдывал. Но, говорит Господь, «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а уничижающий себя возвысится». > Приступая в молитве к бессмертному Царю своему — Богу, именно мытарь правильно оценивает свое положение: сознаёт себя стоя́щим перед судом. И только просит о помиловании, но не восхищает себе суд, который одному только Богу принадлежит, как написано в Псалме: «Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит» (Пс.74,8). Мытарь совершенно передает себя Божию суду и Божию милосердию. И поэтому над ним совершается тайна суда Божия и Божией любви. > Притча о мытаре и фарисее Спасителем, по повествованию Луки, была сказана «некоторым, которые уверены были в себе, что они праведны, и уничижали других». Относится она и к внутреннему фарисею в каждом из нас. Основная неправедность такого фарисейства в нас двоякая: отсутствие любви к ближнему и неуважение к Богу, нарушение прав Божиих, восхищение себе основного права Божия быть единым Судиею над нашей жизнью и над нашими ближними. > Перед людьми нам часто удается выказывать себя праведниками. Но Бог знает сердца наши (Лк.16,15). Бога обмануть нельзя. И также нельзя нам предписать Ему, какой суд по вечным законам Своей всеведущей справедливости должен произвести Он над нашей жизнью и над делами каждого из нас. Ибо Он Судья — а не мы. > Молитва высокомерная, фарисейская является в сущности прямым нарушением великой Заповеди Божией: «Не произноси имени Господа, Бога Твоего, напрасно!» (Исх.20,7). «Ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом» (Лк.16,15). Перед Богом возможна только искренняя молитва в духе смиренного прошения мытаря: «Боже, милостив буди мне грешнику».
см.
тж.: +
+ + Н.Т.Райт: 2 притчи об
оправдании верой +
+ + протопресвитер Александр Шмеман: разрубить
узел собственного самопревозношения и гордыни (+ссылки!)
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Верны
слова: * * * *Всех, кто хочет жить свято, в единении
с Христом Иисусом, ********************************************* /&/
часть ряд. апост. чт-я
сб. В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4017.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|