=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 1 марта 2021 г. ст.ст.,
  воскресенье перед Великим Постом
  {'Прощеное'; Воспоминание изгнания Адама из Рая}.

  литургические чтения: Рим.13:11-14:4; Мф.6:14-21.

 

 

 

К апостольскому чтению:
 + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):
    завершение века сего и начало нового. время пробудиться!
                    messia.ru/rasylka/010/2521.htm (+ссылки)
 + В.Н.Кузнецова: Близится День. Сильные и слабые

 

 

 

 

 

 

> В прошлый раз я говорил и о Страшном суде. Суд этот страшен не из-за наказания. Когда человек наказан, он как бы чувствует, что отплатил свое, что совершенное им зло теперь изглажено наложенным на него страданием. Страшен этот суд тем, что рано или поздно мы перед своей совестью или перед Лицом Господним поймем, что всё, чем мы жили, было пусто содержанием, что это была мишура, пена, но что реальности в этом не было; что единственный смысл жизни был в уподоблении Христу, приближении к Нему, служении – и что мы всё это пропустили. И то мгновение, когда человек это обнаруживает – самое страшное мгновение.

> Завтра мы будем погружаться мыслью в плач Адамов. Да, Адам заплакал горькими слезами в момент, когда вдруг стал чужим Богу. Бог чужим для него не стал; Бог остался ему Отцом, но Адам оказался в пустыне, там, где только воспоминание о рае; и чем ярче это воспоминание, тем горше, тем острее страдание. В это мгновение он понял, он уловил, что значит быть с Богом или быть без Бога. В жизни каждого из нас бывает такое мгновение, когда вдруг мы чувствуем, что потеряли самую сущность жизни. Это бывает разно. Это бывает в разный возраст, мы этого иногда даже не замечаем с такой яркостью, с которой описывается плач Адамов. Но каждый из нас, если обернуться назад, может вспомнить о том, как в какой-то момент потухла радость. Не детская, не наивная радость, а зрелая, глубокая; как она была потушена одним словом, одним действием, в мгновение ока, словно мы ее убили выстрелом, кинжалом, вывели Бога из области нашей жизни.

> У нас всего несколько часов для того, чтобы над всем этим задуматься, потому что завтра нам будет дано в последний раз перед началом поста, который нас ведет к Страстным дням, продумать всё это и решить: какова будет моя жизнь, буду ли я продолжать прозябать, ползти, или с решимостью оторвусь от того, что меня держит пленником, и буду искать свободы во Христе? Хомяков определяет свободу как состояние того, кто «стал самим собой». Но не таким, какими мы знаем друг друга и себя самих, а подлинно, истинно самим собой: светящейся, очищенной иконой Христа; больше того: храмом Святого Духа; больше того: в каком-то смысле, через крещение и причащение – воплощением, присутствием Христа.

> Сейчас у нас будет три четверти часа для того, чтобы в полном молчании задуматься над самими собой. Просмотрите свои души, просмотрите свою жизнь, подумайте о том, что вы можете сделать и чем вы можете стать, и будьте готовы завтра подойти к тем людям, которых вы ранили, и попросить прощения. Если подойдет к вам кто-то, кто вас ранил, либо найдите в себе мужество простить – но простить истинно, либо найдите в себе более, может быть, страшное мужество сказать: «У меня нет сил тебя простить. Помолись обо мне, чтобы я достаточно исцелился и был в состоянии простить тебя – не словом, а всей глубиной своей души...»

[ митрополит Сурожский Антоний.
Из Беседы 1 из цикла "Размышления на пути к Пасхе" 
(16 февраля 1991 г., оп. в сб. "О слышании и делании") ]

 

 

* * *

> Не хочется обижать и как-то задевать чьи-то чувства, но хочется озвучить то, что давно лежит на душе. Лично мне сложившаяся практика постов (200 (!) с лишним дней в году, причём большая половина приходится на холодное время года) видится болезненным явлением церковной жизни, жестоким, безответственным и манипулятивным.

> Два самых длительных поста проходят: один в самое темное время года зимой – Рождественский; другой – в самое тяжелое для уставшего организма весной – Великий.

> Значительная часть прихожан – немолодые и в большинстве совсем небогатые люди, у многих из которых есть хронические заболевания. И при этом бодрые рассуждения о том, что это якобы ещё и очень полезно. Это уже откровенная неправда.

> По практике, после двух-трех недель поста почти все начинают жаловаться на обострения болезней ЖКТ, нарушения перистальтики и просят благословения на кисломолочные продукты, особенно бабушки. Но многие не просят и стараются сидеть на квашеной капусте да картошке с макаронами. А те, кто едят молочное, терзаются угрызениями совести, что вот, за грехи им Господь не дал нормально поститься.

> Пожилые прихожане очень трепетно относятся к соблюдению поста, и совет священника ослабить его воспринимается как предательство своих принципов.

> Когда есть официальное решение Церкви, гораздо проще.

> Но постановить честно на общецерковном уровне, что пожилые и люди с хроническими заболеваниями могут есть молочное и мясное, священноначалие не решается, опасаясь возмущения фундаменталистов.

> Впрочем, те, от кого зависит решение этого вопроса, обычно и не видят проблемы, ведь они не ходят сами в магазины, не готовят из того, что есть под рукой, а питаются довольно сбалансированно в монастырских трапезных. А сколько требуется усилий, чтобы приготовить эту постную трапезу, с горнего места не видно.

> Да, всё просто, когда:
> – есть кому всё это приготовить на всю семью;
> – есть кому потратить на это время;
> – есть кому это купить;
> – есть кому побегать по магазинам, ибо в соседней "Пятерочке" африканский тушкан не продаётся;
> – есть на что всё это покупать, не высчитывая копейки до зарплаты;
> – и когда нет хронических заболеваний желудка, весеннего авитаминоза и вообще есть возможность после такой пищи работать и заниматься семьёй.

> Про рекомендации в эпоху ковида есть больше жиров я уж вообще молчу.

> Для подавляющего большинства жителей России вся эта благочестивая болтовня из мира розовых единорогов не имеет отношения к повседневной жизни: дешевой колбасе, покрытых пластиком безвкусных яблок, минтаю, жалобно взирающему из-под слоя антарктического льда по цене рыбы <...>.

> Иными словами, надо иметь совесть и страх Божий. А ведь сколько у нас шибко духовных ревнителей не разуму, кто еще и с амвона стыдит за послабления. А то, что заработанный гастрит и прочие прелести лягут бременем на этих людей и их близких, это их как бы и не касается. Хруст сломанных хрупких костей стариков от недостатка кальция на нечищеных скользких тротуарах (перелом шейки бедра – часто смертный приговор для пожилых людей) этим "ревнителям" не слышен. Получается, что главное – человек для субботы.

> В отношении телесного поста нужно задать себе один простой вопрос: к какому результату я хочу прийти? Помогает ли лично мне пост быть лучше, добрее к ближним, более сосредоточенным на молитве?

> В данном дискурсе уместно будет поменять восприятие вкушения во время поста пищи животного происхождения не как его нарушение, а как выбранную индивидуально меру воздержания, подходящую конкретно вам.

> Когда прихожане меня спрашивают, как поститься, я задаю им вопрос: вы живёте в жарком климате Ближнем Востоке или у Средиземного моря? Вы монах/монахиня? У вас идеальное здоровье? Нет?

> Тогда эти диетические предписания, рассчитанные на физически здоровых, крепких мужчин (все они к тому же южане – вах!), при этом ещё и монахов, которым надо обуздать половое влечение, к тому же проживающих в жаркой стране – к вам не относятся.

> О режиме питания с учетом вашего здоровья, климатических условий и весеннего авитаминоза лучше посоветоваться с врачом, идеально – со специалистом эндокринологом.

> Разумеется, этот подход предполагает усиление духовной стороны поста – чтение Сло́ва Божия, более частое (по возможности) посещение богослужений, регулярная домашняя молитва.

> Напоминаю, что главная составляющая Великого Поста – это духовная работа над собой.

– Что ж Ты не видишь, как мы постимся, // знать не хочешь, как смиряем свои души?

– Да вы в день поста творите, что пожелаете, // угнетаете работников своих! // Поститесь вы для ссор и раздоров, // кулаки распускаете от злобы. // Будете поститься, как сейчас – // голос ваш не слышен будет в выси. // Такой ли пост Я избрал – // день, когда смиряет себя человек, // голову склоняет, как тростник, // ложится на рубище среди пепла? // Это ли зовете вы постом, // днем, угодным ГОСПОДУ? // Вот какой пост Я избрал: // разбей оковы неправды, // сними ярмо угнетения, // измученных отпусти на волю, // уничтожь всякое ярмо! // Раздели с голодным свой хлеб, // нищего странника введи в свой дом, // а увидишь нагого – одень его, // ведь от собственной плоти не отвернешься! // Тогда как заря, воссияет твой свет, // исцеление к тебе поспешит, // праведность твоя пойдет пред тобою, // а слава ГОСПОДНЯ – по твоим стопам. // И вот тогда позовешь, и ГОСПОДЬ ответит, // ты возопишь, и Он отзовется: «Я здесь!» // Когда не останется у тебя тяжкого ярма, // надменного пальца и языка злого; // когда разделишь своё с голодным, // когда насытишь страждущую душу, // тогда свет твой засияет во тьме, // мрак твой обратится в полдень. // ГОСПОДЬ всегда будет тебя вести́, // в сухой степи Он тебя насытит, // укрепит твои кости, // будешь ты как орошенный сад, // как источник, в котором не иссякает вода.

(Перевод А.Десницкого, стихи 3-11.)

"Мы постимся – а Ты и не смотришь,// мы смиряем себя – а Ты и знать не желаешь?!"

Вы и в день поста творите, что хотите, // угнетаете работников своих. // Вы поститесь – и множатся раздоры и распри, // вы жестоко бьете людей кулаками. // Пока вы поститесь так, // не будет голос ваш услышан на высотах! // Разве таков пост, которого Я хочу, // день, когда человек смиряет себя? // Склонять голову, словно тростник, // лежать на дерюге, в пыли, – // вы зовете это постом, // днем, что угоден ГОСПОДУ?

Пост, которого Я хочу, таков: // снимите узы несправедливости с человека, // с его шеи снимите ярмо! // Порабощенным даруйте свободу, // всякое ярмо уничтожьте! // С голодным поделись едой, // бедняков бездомных к себе домой приведи. // Увидишь нагого – одень его; // не отворачивайся от своих родных. // Тогда воссияет твой свет, как заря, // и быстро наступит твое исцеленье. // Перед тобою пойдет избавленье твое, // а позади – слава ГОСПОДА, как защита. // Тогда ты к ГОСПОДУ воззовешь – и Он ответит, // позовешь на помощь – и Он скажет: "Я здесь!"

Если всякое ярмо ты у себя уничтожишь, // перестанешь показывать пальцем и клеветать, // и ради голодного пожертвуешь всем, // и дашь угнетенным всё, что им нужно, – // вот тогда вспыхнет во тьме твой свет // и твой мрак превратится в яркий полдень. // Будет ГОСПОДЬ вести́ тебя всегда, // даже на землях сухих Он даст тебе всё, // укрепит Он тело твое. // Ты станешь как орошенный сад, // как неиссякающий источник.

(Перевод А.Графова, стихи 3-11)

> Вот как об этом говорит Священное Писание:
> "Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
>  Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
> Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда". (Исайя 58,6-10)

> А первые христиане руководствовались также наставлением апостола Ерма, чья книга "Пастырь" во многих христианских общинах первого-второго веков даже читалась во время богослужения:
> "Бог не хочет суетного поста, ибо, постясь таким образом, ты не совершаешь правды. Постись же Богу следующим постом: не лукавствуй в жизни, но служи Богу чистым сердцем; соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце своем.
> ...Прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти, и очисти сердце свое от всех сует века сего.
> Если соблюдать это, пост у тебя будет праведный". (Апостол Ерм. Книга "Пастырь")

священник Виктор Гавриш. Пост в ФБ 12 марта 2021 г. ]

 

 

к евангельскому чтению, о "прощеном воскресенье"
и вообще о посте
:

+ свящ. Яков Кротов: сострадать грешнику (+ссылки)

+ В.Н.Кузнецова: копите себе богатства на небе (+ссылки)


+ о. Александр: Молиться Иисус учит простыми словами... (+ссылки)

+ игумен Петр (Мещеринов): Может ли пост быть во вред? (+ссылки)
+ тот же текст в "МоВиЦ": искажение смысла поста (+ссылки) /
   поститься «библейски» (+ссылки)
+ протопресвитер Александр Шмеман:
   Великий пост – время покаяния
(+ссылки)
+ Андрей Десницкий: не пост и пост
(+ссылки)
+ игумен Вениамин (Новик): "Веришь в Бога – стой за правду!"
+ свящ. Илья Юханаев:
   Пост имеет смысл только тогда - когда он добровольный
+ иг. Силуан Туманов: пост — это удаление из своей жизни всего лишнего

 

 

                 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Но Господь снова говорит:
                "Вернитесь ко Мне всем сердцем,
                поститесь, плачьте, рыдайте!"
                       Разорвите свои сердца, а не одежды,
                       вернитесь к Господу, Богу вашему!
                Ведь Он милостив и милосерден,
                терпелив, Своей любви верен,
                и о зле сожалеет Он.
                       Как знать: может, Он и пожалеет,
                       оставит после Себя благословение -
                       хлебные приношения и возлияния
                       Господу, Богу вашему?
                Трубите в рог на Сионе
                и объявите пост,
                запретите всякую работу!
                       Соберите народ,
                       назначьте священное собрание:
                       созовите стариков,
                       соберите детей, младенцев!
                Пусть приходит жених,
                оставив комнату свою,
                пусть невеста скорее
                покинет брачный чертог.
                       Пусть священники плачут
                       между Храмом и жертвенником.
                       Пусть они, служители Господа,
                       взывают: "О Господь!
                       Смилуйся над Своим народом!
                       Тех, кто принадлежит Тебе,
                       не отдавай на поругание,
                       другим племенам во власть!
                       Не то иноплеменники скажут:
                       "Ну и где же их Бог?"
                И разгорелась у Господа
                любовь к Его стране,
                и Он сжалился над Своим народом.
                       И Господь сказал народу:
                       "Вот, посылаю вам
                       зерно, молодое вино,
                       посылаю масло олив -
                       вы получите всё в избытке.
                       И уже не отдам вас
                       на поругание другим племенам.
                                 (Иоиль 2:12-19/++/)

* * *

*Так сказал Господь Воинств: ...
 Вот что вы должны делать:
 говорите друг другу правду,
 к правде и миру стремитесь в суде.
 Не замышляйте зла друг на друга
 и ложных клятв избегайте:
 всё это Я ненавижу»,
                  — говорит Господь. ...
 Так сказал Господь Воинств:
 посты ... станут для дома Иуды праздниками,
 днями радости и веселья;
 только любите правду и мир.
 Так сказал Господь Воинств:
 снова придут народы,
 из многих городов соберутся,
 жители одного города
 пойдут в другой со словами:
 «Пойдем помолимся Господу,
 воззовем к Господу Воинств!»
 И услышат:
 «Я с вами! Я тоже пойду!»
 И много племен
 и могучих народов придет в Иерусалим
 взывать к Господу Воинств,
 Господу помолиться.
 Так сказал Господь Воинств:
 в те дни десять человек
 из народов разноязычных,
 ловя за полу иудея,
 скажут: «Мы пойдем с вами:
 мы слышали: с вами — Бог».* (Зах.8:14,16-17,19-23/&/)

* * *

*А вы, любимые мои, созидайте себя святейшей вашей верой,
 моли́тесь в единении со Святым Духом,
 храните себя в любви Бога,
 дожидаясь, когда Господь наш Иисус Христос в Своей милости
 дарует нам вечную жизнь. (Иуд.20-21/#/)

* * *

*Не будьте никому должны ничего, кроме долга взаимной любви.
 Кто любит другого, тот исполнил Закон.
 Потому что все заповеди:
 "не нарушай супружескую верность, не убивай,
 не воруй, не желай чужого" – и эти, и остальные заповеди
 заключены все в одной: "люби другого, как самого себя".
 Любовь не причиняет ближнему зла.
 Поэтому любовь – исполнение всего Закона.
 Тем более что вы знаете, какое сейчас время:
 настал час вам пробудиться от сна,
 наше спасение теперь ближе к нам,
 чем тогда, когда мы только обрели веру.
 Ночь проходит, близится день.
 Так отбросим дела тьмы и вооружимся оружием света.
 Давайте жить так, как подобает при свете дня:
 без оргий и пьянства, без разврата и безобразий,
  без раздоров и зависти.
 Пусть одеянием вашим станет Господь Иисус Христос!
 Так не поддавайтесь
  своей греховной природе и ее вожделениям.
 Человека, вера которого слаба, принимайте к себе,
 но не вступайте с ним в споры о его взглядах.
 Скажем, один верит, что можно есть всё,
 а другой, у кого вера слаба, ест одни овощи.
 Тот, кто ест, пусть не презирает того, кто не ест.
 Тот, кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест.
 Ведь Бог его принял!
 Кто ты такой, чтобы осуждать чужого слугу?!
 Его господин сам решит, стои́т тот или упал.
 Но он всё же будет стоять,
  потому что Господь властен поднять его.
 ...
 Итак, мы должны стремиться к тому,
 что несет нам мир и взаимную поддержку.
 Не разрушай ради пищи дело Бога.
 Есть можно всё, но плохо, если ты вводишь человека в грех
 пищей, которую ешь.
 Лучше не есть мяса и не пить вина,
  если этим ты вводишь брата в грех.
 Держи свои убеждения на этот счет про себя,
 пусть о них знает только Бог.
 Счастлив человек, который не осуждает себя,
 поступая по своим убеждениям.
 А если он сомневается, можно ли ему что-то есть,
  но всё же ест,
 он уже осужден, потому что поступает не по вере.
 А всё, что делается не по вере, есть грех.*
                    (Рим.13:8-14:4,19–23/@/)

* * *

*Смотри́те, не выставляйте напоказ своей набожности,
 чтобы привлечь внимание людей.
 Иначе вы не получите награды от своего Небесного Отца.
 Так вот, когда подаешь милостыню,
  не труби об этом во все трубы.
 Так делают в синагогах и на улицах святоши,
 для того чтобы люди осыпали их похвалами.
 Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
 А когда ты подаешь милостыню, пусть никто об этом не знает,
 чтобы помощь твоя совершалась втайне.
 И тогда твой Отец, видящий всё, что совершается тайно,
  вознаградит тебя.
 Когда молишься, не веди себя, как святоши.
 Они любят молиться в синагогах или стоя на перекрестке,
 чтобы все их видели.
 Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
 А ты, когда молишься,
  уйди в свою комнату, закрой за собой дверь
 и помолись своему Отцу, который здесь с тобой незримо.
 И тогда твой Отец, видящий всё, что совершается тайно,
  вознаградит тебя.
 Когда мо́литесь, не бубните, как язычники.
 Они думают, чем больше слов в молитве,
  тем скорее их услышит Бог.
 Не уподобляйтесь им!
 Ведь ваш Отец знает, что вам нужно,
  прежде чем вы Его попросите.
 А вы моли́тесь так:
  Отец наш на Небесах!
  Пусть прославится Твое имя,
  пусть придет Твое Царство,
  пусть исполнится и на земле воля Твоя,
  как на Небе.
  Дай нам сегодня насущный наш хлеб.
  И прости нам наши долги,
  как и мы прощаем
  тем, кто нам должен.
  Не подвергай нас испытанию,
  но защити нас от Злого.
 Если будете прощать людям их проступки,
 тогда и вам простит ваш Небесный Отец.
 А если не будете прощать людям,
 и Отец ваш не простит вам ваши проступки.
 Когда поститесь, не будьте угрюмы, как святоши.
 Они ходят с унылыми лицами, чтобы все видели: они постятся.
 Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
 А ты, когда постишься, причеши волосы и умой лицо,
 чтобы не знали люди, что ты постишься,
 а знал только Отец твой,
  который видит всё, что совершается тайно.
 Тогда Отец твой, который видит всё, что совершается тайно,
 вознаградит тебя.
 Не копи́те себе богатств на земле,
 где моль и ржавчина портят их
 и где воры, забравшись в дом, крадут.
 Вы же копи́те себе богатства на небе,
 где ни моль, ни ржавчина их не испортят
 и где воры, забравшись, не украдут.
 Ведь там, где богатство твое,
 будет и сердце твое.* (Мф.6:1–21/@@/)

* * *

*Среди учеников возник спор,
  кто из них должен считаться главнейшим.
 Но Иисус сказал им:
 — Цари у язычников господствуют над своими подданными
   и правители их называют себя "Благодетелями".
   У вас же пусть будет не так!
   Пусть старший среди вас ведет себя как младший,
   а главный – как слуга.
   Ведь кто больше?
   Тот, кто сидит за столом,
   или тот, кто ему прислуживает?
   Не тот ли, кто за столом?!
   Но вот Я среди вас как слуга!

  Вы прошли вместе со Мной через все испытания.
  И Я дарую вам Царство, которое Мне даровал Мой Отец.
  Вы будете есть и пить за Моим столом в Моем Царстве
  и будете восседать на тронах,
  правя двенадцатью племенами Израиля.* (Лк.22:24-30/*/)

* * *

*Придя на место, Он сказал им:
 "Моли́тесь, чтобы устоять в испытании!"
 А сам отошел от них на расстояние брошенного камня
 и, став на колени, молился:
 "Отец, прошу Тебя, избавь Меня от этой чаши!
 Но пусть не Моя воля исполнится, а Твоя!"*
                          (Лк.22:40-42/+/)

* * *

*За Иисусом шла большая толпа народа,
 и среди них женщины,
 которые били себя в грудь, оплакивая Его.
 Иисус, повернувшись к ним, сказал:
 — Не плачьте обо Мне, женщины Иерусалима!
  О себе плачьте и о детях своих!
  Вот наступают дни, когда будут говорить:
  "Счастливы бесплодные, нерожавшие
   и не кормившие грудью!"
  Тогда будут говорить горам:
  "Обрушьтесь на нас!" —
  и холмам: "Скройте нас!"
  Если с деревом, полным соков, так поступают,
  что же будет с сухим?
 Вместе с Ним на казнь вели еще двух преступников.
 И когда пришли на место, называемое "Череп",
 распяли там Иисуса и преступников —
 одного справа, а другого слева от Него.
 Иисус говорил:
 — Отец! Прости им, они не понимают, что делают!*
                                (Лк.23:27-34/##/)

********************************************* 

/*/ из евангельского чтения понедельника.
/+/ из еванг. чтения вторника.
/++/ перевод: А.Графов. Паремия, читаемая на 6-м часе в среду.
/#/ из апост. чтения четверга.
/##/ из еванг. чтения четверга.

/&/ из богослужебных чтений пятницы, перевод из "Современного русского перевода" Библии.
/@/ из апостольского чтения субботы и воскресное апост. чтение.
/@@/ евангельское чтение субботы и воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4022.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментирвать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»