=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
*
3 марта 2021 г. ст.ст.,
> Святитель Николай Сербский (Велимирович), основная часть жизни которого прошла в первой половине ХХ в., так ответил на письмо одного из прихожан: «Вы сожалеете о римской «культуре», понимая под ней «прекрасные мраморные статуи, которыми были украшены улицы и площади Рима». А разве не сожалеете вы о тысячах несчастных людей, которых волокли в цепях и кандалах мимо этих статуй на казнь? В этом и состоит основная разница между римским и христианским пониманием ценностей. Римляне-язычники ценили государство и культуру выше человеческой жизни, а христианство ценило и ценит человеческую душу выше государства, культуры и всего мира. Ибо и государство, и культура ради человека, а не человек ради государства и культуры. Человек создает государство и культуру не как конечную цель жизни, а как вспомогательное средство для достижения духовных и нравственных целей». {Цит. по: Год души. Православный календарь с чтением на каждый день, 2009. – М., 2008. С. 144.} > О том же писал и выдающийся русский мыслитель Николай Лосский (1870–1965). Напоминая о словах Ф.М.Достоевского об абсолютной ценности человеческой личности, о христианской природе её признания, он с печалью констатирует: «При жизни Достоевского отход от христианской культуры еще не зашел так далеко, но наше время {Речь идет о 1940-х годах.} уже становится свидетелем исполнения предсказаний Достоевского. Там, где абсолютною ценностью признаётся не Царство Божие и идеалы Христа, а коммунистический строй, или раса, или государство, уже осуществляется такое истязание человека и такое принижение личности, которое имеет подлинно сатанинский характер». {Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Бог и мировое зло / Сост. А.П.Поляков, П.В.Алексеев, А.А.Яковлев. – М.: Республика, 1994. С. 126.} * * * > Противостояние двух «философий», двух мировоззрений – холистского и индивидуалистского – зародилось в глубокой древности. К.Поппер говорил, что «философия, которая ставит человека в центр своего интереса, началась только с Протагора». {Поппер Карл Раймунд. Открытое общество и его враги. В 2 тт. Т. 1: Чары Платона / Пер. с англ. под ред. В.Н.Садовского. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. С. 236.} Но это V век до н.э. Однако уже законодательство Моисея (XIII век до н.э.) пронизано идеей ценности личности. Известный русский правовед и библеист А.П.Лопухин (1852–1904 гг.) отмечал: «При своей крепкой, органической связи община не поглощала и не подавляла личную самостоятельность отдельных членов ее, как это было во всех древних государствах, напротив, служила обеспечением этой самостоятельности против незаконных притязаний некоторых отдельных членов, осуществляющих тем главную цель Моисеева законодательства – наибольшее развитие чувства свободы в народе». {Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея. Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым / Под ред. и с предисловием проф. В.А.Томсинова. – М.: Зерцало, 2005. С. 11–12.} > Понимание ценности индивида отнюдь не противоречит первой заповеди Декалога – о любви к Богу (Втор.6:4-5). Обращаю на это внимание, поскольку среди аргументов против ст. 2 <Конституции РФ> выдвигается как раз то, что названное конституционное положение «ставит человека на место Бога», тогда как именно Бог является высшей ценностью. > Это ошибочно даже не потому, что невозможно обеспечить следование такой ценности в условиях свободы совести, а потому, что для верующих вообще не может быть в духовной сфере никаких юридических императивов. Сама вера и есть восприятие Бога как высшей ценности. Но ценности, выбираемой самим индивидом. Если бы её провозгласило государство, это стало бы насилием над индивидуальной волей, чего не позволяет Себе Сам Бог. > Самое же главное – включение Бога в официальную ценностную иерархию приземляет, «обмирщает» понятие Творца мира, делает Его едва ли не равным нам, тогда как все поколения людей, когда-либо существовавших на земле и которые еще, возможно, будут существовать, даже взятые в совокупности, не могут быть равны Создателю. [
М.А.Краснов.
См.
тж.: +++
Андрей Десницкий: не пост
и пост (+ссылки) +++
игумен Петр (Мещеринов) о соотношении
аскетики и нравственности
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Премудрость
на улице восклицает, ********************************************* /*/ чтение вторника, пер. РБО, 2000г. В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4024.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|