=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
* 17 марта 2021 г. ст.ст., вторник 3-й седмицы Великого Поста.
/предыдущие
части:
> Общепринятая смысловая нагрузка понятия достоинства нередко затеняет суть понятия человеческого достоинства. В Основах учения Русской Православной Церкви (РПЦ) о достоинстве, свободе и правах человека {Приняты Архиерейским Собором РПЦ 26 июня 2008 г. ...} совершенно справедливо подтверждается, что понятие достоинства личности имманентно человеческой природе в силу Божественного сотворения человека (I.1). Но затем проблема переводится в русло приравнивания «достоинства» к «достойности»: абсолютность человеческого достоинства не отрицается, но как бы ставится под сомнение. Это видно в словах о том, что недостойная жизнь человека «помрачает его настолько, что оно (достоинство – М.К.) становится малоразличимым. Именно поэтому требуется большое напряжение воли, чтобы увидеть, а тем более признать природное достоинство тяжкого преступника или тирана» (I.4). Здесь заметна некоторая двойственность восприятия достоинства человека: с одной стороны, оно неразрушимо, с другой – зависит от образа жизни самого индивида. Речь, разумеется, не идёт о безнаказанности преступников, а лишь о том, что и за ними должно признаваться человеческое достоинство, из чего следует, в частности, запрет издевательств. > Конечно, одна из задач Церкви как раз и состоит в том, чтобы убеждать человека в стремлении приблизить себя к образу и подобию Творца. И уж, как минимум, человек не должен терять эти образ и подобие, превращаться в скота. В покаянном каноне к Иисусу Христу есть яркое сравнение: «Якоже бо свиния лежит в калу, так и аз греху служу». Однако поскольку Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека направлены на осмысление не только сугубо религиозных, но и светских понятий, постольку, на мой взгляд, стоило более выпукло показать не только взаимосвязь, но и специфику двух ценностей: с одной стороны, нравственного совершенствования (самосовершенствования) личности, т.е. превращения ее во всё более достойную Первообраза, с другой, – недопустимости умаления достоинства любого, даже самого недостойного человека со стороны государства и общества. Тем более, что именно это соответствует смыслу христианского учения, о чём говорили и отцы Церкви, например, Иоанн Златоуст {См.: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Том VII: Первое и Второе послания к Коринфянам / Пер. с англ., греч., лат., сир. Редактор тома Дж.Брэй / Редакторы русского издания Ю.Н.Варзонин и С.С.Козин. – Тверь, 2006. С. 111.} и Блаженный Августин. Последний, в частности, писал: «Если мы немощного человека недолюбливаем за порок, делающий его немощным, то давайте помнить о Том, Кто ради этого немощного умер». {Там же.}
См.
тж.: +++
Андрей Десницкий: не пост
и пост (+ссылки) +++
игумен Петр (Мещеринов) о соотношении
аскетики и нравственности
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Не
Премудрость ли это зовет, ********************************************* /&/ новый перевод РБО, 2000 г.; содержит паремию вторника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4038.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|