=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

* 21 марта 2021 г. ст.ст., суббота 3-ьей седмицы Великого Поста.
  литургические чтения: Евр.10:32-38; Мк.2:14-17.

 

 

 к евангельскому чтению:
  + Филипп Янси: шокирующая доступность Бога
       www.messia.ru/rasylka/007/1789.htm#0
                                  (+ссылки!)
  + Что так возмутило фарисеев?
     www.bible-center.ru/note/20110326/orth

 

 

 

 

 

 

Миницикл – пунктирно о Нагорной проповеди.
предыдущие части: 
 А.Десницкий: "Блаженство" в Ветхом и Новом Заветах
 Д.Бонхёффер: Между превосходящей праведностью и учениками, от которых Иисус ее требует, стоит Он сам.
 продолжение: Он сам, распятый, и есть совершенное исполнение Закона

 

Мф.5:20,38-47:

/.../ 20 Говорю вам: если вы не будете исполнять волю Бога лучше, чем фарисеи и учителя́ Закона, не войдете в Царство Небес.

/.../

38 Вы знаете, что было сказано: "Око за око и зуб за зуб";. 39 А Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую. 40 Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, пусть забирает и плащ. 41 Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту, пройди с ним две. 42 Тому, кто просит, дай и от того, кто хочет занять у тебя, не отворачивайся.

43 Вы знаете, что было сказано: "Люби ближнего и ненавидь врага!"; 44 А Я говорю вам: люби́те своих врагов, моли́тесь за тех, кто преследует вас. 45 Только так станете вы сынами своего Небесного Отца, потому что Он велит всходить солнцу и над добрыми, и над злыми и посылает дождь и для праведных, и для грешных. 46 Если будете любить только тех, кто любит вас, за что вас тогда награждать? Разве сборщики податей делают не то же самое? 47 И если вы приветливы только с друзьями, что особенного вы делаете? Разве язычники поступают не так же? 48 Так будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.

/.../ 20 Потому говорю Я вам: если праведность ваша не превзойдет праведности фарисеев и книжников, не войдете вы в Царство Небесное.

/.../

38 Вы слышали, что было сказано также: Око за око и зуб за зуб. 39 А Я говорю: не противься злому. Если ударит тебя кто по правой [твоей] щеке, подставь ему и другую. 40 Если же захочет кто-то отсудить у тебя рубашку, пусть забирает и верхнюю одежду. 41 И если кто принудит тебя идти с его ношей одну версту, пройди с ним две. 42 Тому, кто просит у тебя, дай и от того, кто у тебя занять хочет, не отворачивайся.

43 Вы слышали, что было сказано: Люби ближнего своего. и ненавидь врага своего. 44 А Я говорю вам: люби́те своих врагов и моли́тесь за тех, кто преследует вас. 45 Только так будете вы детьми Отца вашего Небесного, ибо по воле Его солнце восходит и над злыми, и над добрыми, и дождь проливается и для праведных, и для неправедных. 46 Если же лю́бите только тех, кто вас любит, в чём тут заслуга? Разве не то же самое делают и сборщики налогов? 47 И если вы только братьев своих приветствуете, что же тут особенного? Не то же ли самое и язычники делают?

 

Смена мотивации праведности

Критики уже не раз подмечали, что мотивация заповеди (её пенитенциарная/карательная функция) уничтожает её добродетельность. Например, люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими... ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли (Втор.6,5.15). Иначе говоря, люби, а то убью! Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберёшь хлеб твой и вино твое и елей твой и т.д. ну а если нет – ...тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам (Втор.11,13-17). Тот же принцип можно проследить во всех прочих постановлениях Господа. Чего же сто́ит праведность добродетельных в таком случае, не тот же ли страх руководит ими?

Нет, не только. Есть ещё отвращение, презрение: почему человек не ворует, не дерётся, не впадает во вся тяжкая? Потому что это, с его точки зрения, низко, некрасиво, недостойно. Так поступают грешники и язычники. Он слишком брезгует ими, чтобы поступать так же.

Христос говорит современникам: «Вы не лю́бите негодяев, вот почему вам не хочется быть негодяями». Он вскрыл их основание праведности, показал, что оно питается презрением к грешникам. В той системе мышления иначе быть и не могло.

Как бы ни был нам мил лозунг «ненавидь грех, но люби грешника», он в корне неверен. Если мы ненавидим грех и исповедуем свободу воли человека, то в тех случаях, когда мы осознаём, что грех избирается свободно, наша ненависть ко греху переходит на грешника, так как он сам отождествил свою волю с грехом: он избрал грех, а не грех избрал его. Так рассуждали аскеты иудаизма, и их суждение логично. Потому для святых Ветхого Завета отождествление грешников с грехами было естественным. Презрение к грешнику стало главным основанием ветхозаветной праведности.

Ты совершаешь хорошие поступки потому, что боишься поступать плохо или тебе не хочется быть плохим перед самим собой. Выявляя это обстоятельство, Иисус обесценил праведность такого рода. Его программный тезис: если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, вы не войдёте в Царствие Небесное (Мф.5,20). Та формула праведности была единственно возможной, а в исполнении книжников и фарисеев – предельной для Иудеи, выше некуда. В такой ситуации надо или менять формулу праведности, или отбрасывать ее полностью.

Перед этой же дилеммой оказался, например, Мартин Лютер в ХVI веке: он не мог призывать своих последователей к высшей праведности в контексте католической аскезы, потому что невозможно было превзойти таких великих светочей, как Бенедикт Нурсийский, Фома Аквинский, Франциск Ассизский и прочие. Поэтому он поменял контекст определения праведности — провозгласил праведность по вере.

Христос радикально изменил правила определения праведности. Он провозглашает, что её надо искать в ином поле, не в тщательности, не в скрупулёзности, не в перфекционизме исполнения заповедей. Этим Он отнимает фундамент у всей известной иудеям аскетики. Он говорит: «Если вы лю́бите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк.6,32-34; ср. Мф.5,46-47). Т.е. старое представление о праведности даже в позитивном смысле реально не превосходит «праведности» грешников и язычников. Этим Он отнимает добродетельность у народной и фарисейской праведности.

Если мы действительно хотим быть сынами Отца Небесного, то должны стремиться быть похожими на Него, как дети подражают отцу. Речь, конечно, не о подражании вездесущности, всемогуществу и т.п., а о продолжении Божиего взгляда на людей. Как, например, дети Авраама считались продолжателями его нрава.  Нужно поступать так, как Отец, а Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5,45) одинаково. Он равно благ к неблагодарным и злым (Лк.6,35-36), т.е. Он не отличает праведника от неправедника. Стало быть, и наша праведность должна иметь этот параметр, который Христос выделил как главнейший. Если наша праведность делит людей на праведных и неправедных, более того – основана на этом делении, то мы не лучше атеистов и язычников.

Иисус всерьёз предлагает отбросить идею грешника, этот карикатурный образ, который мы носим в себе, как иудейский вирус. Тогда мы сможем понять революцию нравственности, которую предлагает Иисус и которая слишком радикальна, чтобы её приняло большинство. В основу религии и морали Христос полагает новую духовность – не страх воздаяния и не эгоцентрический альтруизм, а осознание себя как детей/братьев Бога, Который благ к неблагодарным и злым.

Далее идёт раскрытие той же идеи: Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5,39-41). Что это означает? Это и есть повторение за Богом: в реальности Бог ведь не останавливает зло  и вы не останавливайте! Сегодня бы это звучало примерно так: в мире несправедливость, преступления – Бог что-то делает? Нет. А почему же вы делаете? Воспротивимся злу, расстреляем всех поганцев... всё это мы уже слышали.

Хотите следить за строгостью морали – следите, но не назначайте Бога инспектором морали; делайте это для своего комфорта, но не приписывайте это Богу (как это делал Ветхий Завет). Если же хотите быть Его продолжением, подражайте Его непротивлению злу, ведь Он ничего не делает, чтобы спасти праведника от перелома ноги, а невинных детей  от мучительных болезней. Человеческая борьба за комфорт должна иметь своё место и называться своим именем, но наша история с Богом  не об этом.

Итак, смена оснований этики и духовности базируется на двух предпосылках.

Первая: естественная эволюционная мораль не должна выдавать себя за духовность  Не то же ли делают и мытари?.. не так же ли поступают и язычники?.. ибо и грешники любящих их любят.

Вторая предпосылка: духовность проявляется в нашем неизменном отношении как к праведнику, так и к грешнику. Если вы хотите быть походить на Бога в том, в чём Он не похож на вас, – люби́те врагов ваших, не различайте праведных от неправедных, ибо дождь льёт на всех одинаково и Бог благ к неблагодарным и злым (см. Лк.6,32-36). Тогда <вы> будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. ... Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:45,48). Это центральный момент в перемене главного идентификатора духовности. «Старец сказал: кто не принимает каждого, как брата, но различает (одного от другого), тот несовершенен» (Патерик, 1,31).

[ протоиерей Вячеслав Рубский.
Из кн. "Православная духовность. Перезагрузка. Наброски внутренней реформы"@, 
из гл. "Нагорная проповедь"  
(имеющаяся в нашем распоряжении эл. версия текста (с Patreon.com) немного отличается от изданной версии, в выпуске использованы обе версии)  ]

 

 

см. также:
+++ В.Н.Кузнецова: отношение к злу и к врагам
+++ Яков Кротов: Не противься злому? (+ссылки)
+++ Р.Гвардини: Иисус оценивает то зло, которое выражается в убийстве и прослеживает его до самой глубины человеческой души;
    Выполнимы ли требования Нагорной проповеди?

+++ Прп. Силуан Афонский:
      "Господь научил меня любить врагов"; "принудь сердце свое любить врагов"
                                                                     (+ссылки!)
+++ Мартин Лютер Кинг о любви к врагам messia.ru/rasylka/004/816.htm
+++ он же: Зачем нам любить врагов? messia.ru/rasylka/006/1528.htm
+++ Из патерика о заповеди любить врагов messia.ru/rasylka/005/1184.htm
+++ свящ. Яков Кротов о словах "Вы слышали, что сказано:
      люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего"
           krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_43.htm
+++ он же о словах: "А Я говорю вам ..."
     krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_44.htm
+++ он же: Любовь к врагам: экономический аспект messia.ru/rasylka/002/113.htm
+++ он же о словах "Будьте совершенны"
     krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_48.htm
+++ Клайв Льюис о словах "Будьте совершенны!" messia.ru/rasylka/002/092.htm
+++ он же о прощении, любви к врагам и любви к себе
                      messia.ru/rasylka/003/348.htm
           (продолж.) messia.ru/rasylka/003/467.htm
+++ Тексты разных авторов и ссылки на них смотри:
               messia.ru/rasylka/rzerv/mt5_39.txt  

 

 

к Мф.5:33-37:
+++ В.Н.Кузнецова (в РФ нужен VPN)
+++ Упоминание заповеди "не клянись" у разных авторов

 

 

+++ Брюс М. Мецгер: Учение Иисуса об отношениях с другими людьми
+++ свящ. Георгий Чистяков: Нагорная проповедь

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

       ---------------------------------------------

*Не теряйте мужества, оно приносит великую награду.
 Вам нужна стойкость,
чтобы исполнить волю Бога и получить обещанное.
 'Ведь осталось еще чуть-чуть,
  и придет Тот, кто должен прийти –
  Он не замедлит.
  Мой праведник будет жить, / потому что он верит,
  но тот, кто отступится, / не угоден душе Моей'.*
  (Евр.10:35-38/*/)

*********************************************

/*/ из апостольского чтения субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4042.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»