=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
* 1 апреля 2021 г. ст.ст., среда 5-й седмицы Великого Поста.
> Lectio divina, чтение Библии> «Пусть восходящее солнце застает
тебя с Библией в руках». {Зерцало иноков и инокинь,
IV (Увещание к девственнице).} Это восклицание Евагрия хорошо
выражает предание отцов. > «Возвратясь из церкви, муж пусть повторит то, что было прочитано в храме; и приготовьте два стола: один – с трапезой из яств, другой – с трапезой духовной». {Беседы на Быт VI, 2.} Святой также советует изучать дома тот отрывок, который будут читать в церкви, и заботиться о том, чтобы дети были приучены к внимательному и ежедневному чтению Священного писания. {Беседы на Ефес XXI,2–3} > Согласно Оригену,{} чтение не прилагается к жизни как простое упражнение, но составляет органическую часть духовной жизни, претворяя обыденность в живое чтение Слова, в место, где Глагол звучит непрестанно. Оно дает направление подвигу и возрастанию души, которая через это чтение становится anima ecclesiastica, {Душой церковной (лат.) – Прим. пер.} и человек, по слову Климента Александрийского, {Строматы, I,20.} становится theodidact’ом. {Аллюзия на 1Фес.4:9. Греч. theodidactoi переводится как "научены Богом". – Прим. ред. рассылки.} > В «Уставе» св. Пахомия говорится, что Писание должно питать ум монахов весь день. В часы работы они поют и читают из него наизусть, а вечером все собираются вместе для слушания толкований. Чтение Писания наизусть было обычным делом. Для св. Нила <Синайского> жажда Писания есть мера нашей духовной жизни,{} а для св. Исаака «постоянное размышление над Словом есть свет для души». {Поучения, XXX.} > Но от всех подвижников исходит согласное предостережение – не профанировать Сло́ва, делая из него объект спекуляции или познания ради познания, ведь «понимать читаемое есть благодать Божия». {Св. Симеон. Беседа о Писании. PG 120,385.} Ерм учит, что аскеза и молитва подобны вопрошанию, на которое Господь отвечает откровением смысла Писания. {Пастырь. Видения,II,1–4.} Тропарь Девятого часа гласит: «Между двух разбойников Крест Твой возвышается как весы правосудия: один склоняется ко аду под тяжестью хулы, другой же, освобождаясь от грехов, возносится к познанию божественного слова». {«Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же, легчащуся от прегрешений, к познанию богословия. Христе Боже, слава Тебе» (великопостные тропари Девятого часа). – Прим. пер.} > Чтение предполагает «молитвенное состояние», в котором созревают слова: «Молитва приводит к тому, что Бог озаряет разум, дабы позволить ему постичь читаемое». Бог стал человеком, «чтобы быть нам ближе самой души», чтобы мы «имели мысли Христовы» (Флп 2:5), дабы мы могли внимать Его собственному, единственно верному, прочтению Евангелий. Вот почему, согласно Николаю Кавасиле, «Евангелие изображает Христа", {Изъяснение Божественной Литургии, XX,1; XXII,2.} т. е. позволяет Христу Самому говорить о Себе, побуждая нас насытить глаза́ и сердца́ «Тем, Кто влечет к Себе одному и с Собой одним соединяет». {Семь слов о жизни во Христе. PG 150,501A.} По св. Иустину, {Диалог с Трифоном иудеем XCI,94.} Писание производит решительную встречу, и всякий мученик свидетельствует о верном прочтении своей смертью. > Основной метод чтения Писания, согласно Никодиму Святогорцу, – это идти «от слова писанного к Слову воплощенному», и в этом переходе, решающем в духовной жизни, святоотеческие комментарии предстают надежными проводниками. > Отцы Церкви жили Библией, думали и говорили Библией с тем восхитительным проникновением, которое идет до отождествления бытия с самой сущностью Библии. Если пройти их школу, быстро понимаешь, что Слово, прочитанное или услышанное, всегда ведет к живой Личности Глагола. Св. Иоанн Златоуст так молится перед чтением Писания: «Господи Иисусе Христе, открой очи сердца моего, дабы я понял и исполнил волю Твою… просвети очи мои Твоим светом», а св. Ефрем советует: «Прежде чем читать, молись и проси Бога, чтобы Он открылся тебе». Св. Афанасий утверждает: «В словах Писания находится Господь, присутствия Которого не могут терпеть бесы». {Послание к Марцеллину об истолковании Псалмов, 33 (PG 27,45).} > Можно сказать, что для святых отцов Библия есть Христос, ибо каждое ее слово знакомит нас с Ним: «Его ищу я в книгах», – признается бл. Августин. {Исповедь, II,2.} > Уже Климент Александрийский учит, что надо питаться семенами жизни, заключенными в Библии, подобно тому, как мы это делаем в Евхаристии; {Строматы, I,1.} но только Ориген впервые определенно говорит о вкушении Писания,{} и это вошло в предание: мы «евхаристически» вкушаем «слово, таинственно преломленное». {Толкование на Мф, LXXXIV (PG 13,1734).} Так и бл. Иероним утверждает: «Мы едим Его Плоть и пьем Его Кровь не только в Божественной Евхаристии, но и в чтении Писания».{} > Св. Григорий Назианзин уподобляет чтение вкушению пасхального Агнца. > Это евхаристическое отношение к «вкушению» Слова подразумевает эпиклезу {Т.е. призывание Свяого Духа. – Прим. ред. рассылки. См. например, молитву перед чтением Евангелия в литургии апостола Марка: «Фимиам приносим пред святою славою Твоею, Боже, принимающий (его) на святой и вышенебесный Твой жертвенник. Воздай нам ниспосланием благодати Святого Твоего Духа; ибо Ты благословен. Ты пошли славу Твою…» – Прим. пер.} при каждом чтении. Слово живо пребывающим в нём Духом, снисшедшим на Сына в Богоявлении, и читать Слово следует в измерении Параклета (Утешителя), измерении Тела Христова, Церкви, Предания, в котором говорит Слово. Бог пожелал, чтобы Христос составил Тело, в котором Его слова звучали бы как слова́ жизни, и значит – во Христе, в Его глубине, в Церкви, следует читать и слушать. Только Церковь хранит Слово, ибо в ней живет Дух, его продиктовавший, – учит Ориген. {На Матфея, XIV.} > Народ собирается на Литургию, чтобы сначала слышать, а затем вкушать присутствующее Слово. Слушание созидает народ Божий, формирует евхаристический синтаксис, готовит к вкушению Слова, вхождению в сущностное общение с Ним. > В Евангелии от Луки говорится, что Христос «отверз ум» (Лк 24:45) Своих учеников, показывая, как следует читать Библию, чтобы находить в ней «всё, написанное о Мне»: «И начав от Моисея и от всех Пророков, истолковал им во всех Писаниях то, что относится к Нему» (Лк 24:27). Так Господь «раскрыл смысл Писаний», открыв нам, что Библия – вся целиком – есть словесная икона Христа. > Читая Писание, можно различить смыслы: прообразовательный, типологический, и исполнение пророчеств в мессианские времена пришествия Христова. Можно также уловить смыслы исторический и эсхатологический и исполнение Истории, ведущее к Царству. Но именно литургия дает церковный подход к размышлению, где Слово возвещено, воспето, вымолено и пережито. Литургия продолжается в жизни верных в виде ежедневного lectio divina, которое остается формой молитвы и причастия. Здесь Бог говорит, входя в жизнь каждого человека, приглашая его отправиться в путь в сопровождении ангелов и апостолов. Это чтение лежит у истока бытия и является его исполнением. Согласно св. Иоанну Златоусту, чтение Писаний есть священнодействие мирян, ведущее их к святости. > Вот почему во всяком чтении и размышлении над текстом следует избегать иссушающего умствования, но также преодолевать и всякую эмоциональную мечтательность. Легко сделать труп из текста, но мы не можем сами дать ему жизнь, она исходит от присутствия Божия. > Можно читать Библию последовательно в течение года, можно выбрать одну книгу или прослеживать какую-то тему во всех книгах; можно размышлять над стихом, над одним-единственным словом. Любой способ хорош, если только чтение питает нашу духовную жизнь. К пониманию прибавляется созерцание. Описание затрагивает исторические события, в созерцании же открывается их безмолвная глубина. Отталкиваясь от Истории, всякое настоящее чтение созерцает Икону Царства. > Так чтение открывает доступ к жизни Божией, {Ерм. Пастырь. Подобия VIII,6,7.} но оно также обязывает передать другим полученное откровение. {Там же. X,4.} Lectio divina ведет к апостольству, ибо «слово, – согласно апостолу Павлу, – в явлении Духа и силы» (1Кор 2:4). [
Павел Николаевич Евдокимов.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Мудрый
сын радует отца, / а
глупец позорит мать. ********************************************* /*/ чтение среды, нов.пер. РБО. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4052.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|