=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

 

* 2 апреля 2021 г. ст.ст., четверг 5-й седмицы Великого Поста.

 

 

 

 

 

Миницикл – пунктирно о Нагорной проповеди.
предыдущие части: 
 А.Десницкий: "Блаженство" в Ветхом и Новом Заветах
 Д.Бонхёффер: Между превосходящей праведностью и учениками, от которых Иисус ее требует, стоит Он сам.
 продолжение: Он сам, распятый, и есть совершенное исполнение Закона
 прот. Вячеслав Рубский: Смена мотивации праведности
 Ив Рагэн: Иисус – человеческое выражение Царствия Божия

Этот выпуск посвящен стихам Мф.6:19–7:12.

 

 

 

 

 

– Взгляните на птиц: не сеют они и не жнут, не ссыпают зерно в закрома, но их кормит ваш Небесный Отец. А разве вы не намного дороже, чем птицы? <...> И для чего об одежде забота? Посмотри́те, как растут полевые лилии: не трудятся, не прядут. Но говорю вам, сам Соломон, при всём своем блеске, не одевался, как любая из них. И если полевую траву, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, уж вас-то тем более, маловеры!

Сравнение с птицами не сто́ит понимать примитивно! Они трудятся, но не суетятся! Хотя полевая трава действительно не работает.

Понятно, что Иисус не призывает нас здесь лежать на печи, есть калачи.

– Так не заботьтесь о завтрашнем дне! Завтра само о себе позаботится. Каждому дню своих довольно тревог.

Иисус призывает нас не к беспечности, но предостерегает от озабоченности!

"Как перестать беспокоиться и начать жить"... Это всё, конечно, прекрасно... но, если мы всё еще верим в Бога как реальное живое Существо, личность (сверхсущество, сверхличность), а не какую-то безличную силу, то наш акцент в понимании этих слов Иисуса должен быть не на том, чтобы "жить в 'отсеке' сегодняшнего дня" (эти две цитаты – из известного педагога Д.Карнеги, первая – название его книги.), но – в уповании на Бога, в доверии Ему.

Будущее страшит человека неизвестностью, "и его заботы направлены на то, чтобы гарантировать себе максимально обеспеченное, застрахованное от невзгод будущее. Но глупо его страшиться, ведь всеведущий и милосердный Отец – Господин будущего. Истинно верующему оно не страшно, поэтому он с нетерпением дожидается того, что всегда было главной целью религии  – встречи с Богом. Вера и любовь изгоняют страх". (В.Кузнецова, (A).)

"Иисус не призывает к пассивности, к отказу от любой человеческой деятельности на земле. Было бы ошибкой видеть противоречие между призывом Иисуса отказаться от забот и словами апостола Павла «Кто не хочет работать, тот пускай и не ест» (2Фес 3.10). Иисус призывает не погружаться в эти заботы, не превращать их в озабоченность, когда человек уже перестает полагаться на Бога, а полагается лишь на свои собственные силы, на свое имущество. И тогда вольно или невольно происходит подмена: на место Бога ставятся идолы в виде имущества, денег, карьеры, успеха. Человеку кажется, что после того как он обеспечит себе беззаботное существование, он еще успеет обратиться к Богу. Но, как говорил мудрый еврейский учитель Гиллель, «чем больше имущества, тем больше забот». <...> Человек должен быть активным, действенным, но его дела должны быть для Бога, он должен перестать быть сосредоточенным на своем биологическом существовании". (Там же.)

Здесь уместно вспомнить еще об одном моменте Нагорной проповеди – прошении из молитвы Господней о "хлебе насущном". Мы просим хлеба у Бога – но это не отменяет необходимости "выращивать хлеб" (в широком смысле).

"Не заботьтесь..." – лучше понять смысл этого призыва помогает и блаженство кротких – "получат в наследие землю" не сильные, ловкие, умелые, а как раз наоборот!

– Итак, не твердите озабоченно: "Что нам есть?";, "Что нам пить?";, "Во что одеться?"; – это главная забота язычников. А ваш Небесный Отец знает, что вам всё это нужно.

'Заботы о земном бессмысленны, те, кто погружен в них, уподобляются "язычникам"'. "Язычники" в Библии – 'это те, кто не знает истинного Бога и, следовательно, не могут Ему доверять, полагаться на Небесного Отца'. (Атеистов тоже можно отнести к категории "язычников" в библейском смысле!) Не зная Бога, "язычники" 'погружены в суету и пекутся лишь о сиюминутном, тленном, преходящем. Бог знает, что Его создания нуждаются в еде, питье и одежде, и не оставит их в нужде'. (Там же.)

– Стремитесь прежде всего к Царству Бога и к исполнению того, что Он велит, а всё остальное Он даст вам в придачу.

Вспомним безумного богача из притчи – его беда в том, что он забыл о Боге!

Искать прежде всего Царствия Божия! Презрев беспокойство и суету, мы можем всё равно остаться "язычниками", если наша цель – не Царство Бога!

В.Н.Кузнецова пишет: "Есть лишь единственная цель, к которой надо стремиться человеку – это достижение Царства Бога, исполнение Его воли (дословно: «Его праведности»). Если ученики выберут такие приоритеты для своей жизни, они уже здесь и сейчас станут причастны новому Божьему миропорядку, о скорейшем наступлении которого они просят в молитве Господней, и будут воистину исполнять Его волю на земле, как она исполняется на небе. Но что значит «стремиться к Царству»? Одни <комментаторы> полагают, что это призыв к миссионерской проповеди учеников, чем подготавливается наступление Божьего владычества. Как Иисус Своей деятельностью Благовестника, а также Целителя, восстанавливает исконные замыслы Отца о мироздании, так и ученики должны стать <соработниками> Бога. Другие считают, что стремиться к Царству означает молитву о его скорейшем наступлении или подготовку себя к новым нравственным требованиям этого Царства". (Там же.)

Сегодня многие христиане воспринимают "Царство Божие" как некоторое духовное состояние... Впрочем, такое понимание имеет давнюю историю. (Вот тут мы не так давно снова разбиральсь в этом вопросе.)

Если же говорить о библейском значении выражения "Царство Бога", то смысл его – исполнение воли Бога! (В том, что это так, нас лишний раз убеждает наш отрывок, где "правда/праведность Бога", т.е. исполнение Его воли используется как синоним, "параллель" к "Царству".) "Царство Бога" – "динамическое понятие, которое можно выразить предложением: «Бог правит, царствует»" (В.Кузнецова, экскурс "Царство Бога").

Итак, "Царство Бога" не означает умиротворенного состояния души, ощущения "благодати" (в житейском понимании)! Бог может нам дать умиротворение. Может дать даже и внешнее благополучие. Но может и забрать и то, и другое! Но к "Царству Бога" в евангельском смысле это не имеет отношения.

[Рим.14.17 – '"Ведь Царство Бога не есть нечто, относящееся к еде или питью" – Апостол настаивает на правильном понимании Царства. Оно не имеет отношения к тому, что для многих религиозных людей кажется очень важным. Поведение таких людей удивительным образом похоже на поведение фарисеев: те настаивали на строжайшем соблюдении обрядового закона за счет справедливости, милосердия и верности (Мф 23.23). <.....> "Оно – справедливость, мир и радость, которые дает Святой Дух" – Эти три качества, даруемые Святым Духом – эсхатологические дары Бога, сама сердцевина Божьего Царства. Не пищевые ограничения и религиозный календарь – характеристики христиан, а эти великие качества. Ср. Гал 5.22, где они названы среди других плодом Духа. Тот, у кого они есть, носитель Святого Духа. Благодаря справедливости, миру и радости христианин, еще живя в этом мире, становится причастным к Божественной жизни. "Справедливость" – Это ключевое слово, вероятно, употребляется так, как в большинстве случаев у Павла: это Божья милосердная сила, обновляющая и поддерживающая каждого верующего". (В.Кузнецова, Комм-й на Рим.)]

Утверждение достоинства всякого человека – я бы так сформулировал (по крайней мере для сегодняшних христиан), что значит трудиться для Ц.Б. ("стремиться" к нему или его "искать"). Почему именно так? Думаю, это наиболее актуальное выражение выражение в нынешнем мире двух главных Христовых заповедей – о любви к ближнему (т.е. ко всякому человеку, прежде всего – к нуждающемуся, тому, кто в беде) и к Богу (которая проявляется прежде всего в любви к людям). Отсутствие стремления к справедливости и милосердию – это то, в чём Господь упрекал наиболее благочестивых из своих современников, в чём их обличали многие древние пророки. Это и беда многих христиан на протяжении истории... Любовь к Богу, благочестие за счет пренебрежения к человеку... Проповедь под видом Благой Вести всяческих "ай-ай-ай, нельзя" и обещаний вечных мук "грешникам"... Уверен, что настало время открыть для себя Радостную весть с другой стороны!

 

 

 

6:25-34:
+++ В.Н.Кузнецова: Истинные и ложные заботы: (A) 24-34, (B) 25-27
+++ Дитрих Бонхёффер: Не беспокойтесь!

 

 

+++ Б.М.Мецгер: Краткое изложение учения Иисуса Христа
+++ он же: Учение Иисуса о самом себе и о человеческих обязанностях и взаимоотношениях
+++ Николас Томас Райт: Готовиться к новой реальности Царства Божьего
+++
АУДИО: прот. Александр Мень, иг. Петр (Мещеринов), архим. Ианнуарий (Ивлиев),
свящ. Георгий Чистяков (диктор),
митр. Иларион (Алфеев), А.В.Муравьев

+++ мат-лы о Н.П. на azbyka.ru

 

 

6:19-24:
+++ В.Н.Кузнецова: Истинное и ложное сокровище

 

 

7:1-12:
+++ В.Н.Кузнецова: Какой мерой мерите...
+++ продолжение: Как относиться к другим людям

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

       ---------------------------------------------

*Доро́га честных – в стороне от зла,
                    кто с пути не собьется – жизнь сбережет.
 Несчастью предшествует гордыня, /  а падению – высокомерие.
 Лучше жить в унижении с бедняками,
                    чем с гордецами делить награбленное. ...
 Иной путь и кажется прямым,
                    но в конце концов приводит к смерти. ...
 Негневливость лучше богатырской мощи,
         кто владеет собой – сильней покорителя городов. ...
 Лучше черствая корка, да с миром,
                           чем дом, где пиры да раздоры. ...
 Для серебра – плавильня, для золота – горнило,
                    а для сердец – испытания от Господа. ...
 Кто глумится над бедняком, оскорбляет его Творца,
              и кто злорадствует, не уйдет от возмездия. ...
 Кто стремится к любви, забывает обиду,
                                а злопамятный теряет друга.
 Понятливого укор уязвит
                   сильней, чем глупца – сотня тумаков. ...
 Лучше встретить медведицу, потерявшую детенышей,
                        чем глупца, когда дурь в нём бушует!
 Кто злом воздает за добро –
                              от его дома зло не отступится!
 Начало ссоры – как прорыв плотины,
                      уймись, пока вражда не разбушевалась.*
                  (Пр.16:17-19,25,32,17:1,3,5,9-10,12-14/&/)

         *********************************************

/&/ из чтения четверга, нов.пер. РБО.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4053.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»