=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

 

* 4 апреля 2021 г. ст.ст., суббота {5-ой седмицы Великого Поста}.
  литургические чтения:  Евр.9:24-28; Мк.8:27-31.

 

* 5 апреля 2021 г. ст.ст., воскресенье 5-е Великого поста.
  {память прп. Марии Египетской}
  литургические чтения: Евр.9:11-14; Мк.10:32-45.

 

 

> 9.23-28 ЖЕРТВА ХРИСТА УДАЛЯЕТ ГРЕХИ

> 23 Следовательно, такими способами должны очищаться земные подобия небесного, само же небесное требует жертв лучших, чем эти. 24 Ведь Христос вступил не в рукотворное святилище, которое есть не более чем отпечаток истинного, но в само небо, и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас. 25 Он также не приносит себя в жертву многократно, как это делает первосвященник, ежегодно входящий в святилище с чужой кровью, 26 иначе Ему пришлось бы страдать множество раз с тех пор, как был сотворен мир. Но Он явился один раз, в самом конце веков, чтобы удалить грех Своей жертвой. 27 Как человеку суждено только однажды умереть, а затем — Суд, 28 так и Христос, однажды принесенный в жертву, чтобы взять на себя грехи множества людей, во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом, но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.


> 9.24 1Ин 2.1    9.27 Быт 3.19    9.28 Евр 10.10; Ис 53.12; 1Петр 2.24; Флп 3.20; 2Тим 4.8


> Ст. 23 — Следовательно, такими способами должны очищаться земные подобия небесного, само же небесное требует жертв лучших, чем эти — В предыдущих стихах читателям напоминалось, как должно очищаться земное святилище и все предметы, имеющие богослужебное назначение, потому что все они земного происхождения и лишь бледные подобия небесного. Но слова́ о необходимости лучших жертв для небесного вызывают недоумение и споры. Неужели небесное могло каким-то образом подвергнуться осквернению и нуждается в очищении? С давних пор эти слова обсуждались, и были выдвинуты различные объяснения. Мы приведем здесь лишь наиболее распространенные версии. Одни говорили, что мысль автора совершенно непонятна, так что, по их мнению, вопрос о том, что он имел в виду, остается открытым и не надо пытаться его разгадать. Другие утверждали, что поскольку автор мыслит о небесах в категориях земных вещей, особенно земного святилища, то надо допустить, что каким-то образом и в горнем мире был грех, поведший к осквернению. Речь якобы шла о восстании падших ангелов, о Сатане, который некогда был в Небесном Совете, но потом стал врагом Божьим (см. Иов 1.6–2.7). Ведь небеса, которые мыслились как многоуровневые, были «жилищем» не только добрых духовных сил, но и злых, «проживавших» на их нижнем «этаже» (см. Откр 12.7-9). В таком случае стих понимается следующим образом: так как в письме постоянно подчеркивается, что жертва Иисуса <была принесена> раз и навсегда, вероятно, речь идет о том, что в результате ее были очищены не только грехи мира, но и заново очищен и освящен сам небесный храм. Например, в Кол 2.15 сказано, что Иисус Своей жертвой «обезоружил Начала и Власти и, выставив их всем на посмешище, провел как пленных в Своем триумфальном шествии». Ср. также Кол 1.20. Было также предложено видеть в «небесном» Церковь, новый народ Божий, который называется домом Божьим, и хотя он и был искуплен крестной жертвой Христа, всё еще нуждался в дальнейшем совершенствовании. Эта точка зрения достаточно распространена, ее сторонником был, например, Мартин Лютер. Иоанн же Златоуст предлагал видеть в «небесном» церковные священнодействия. Его слова́ приводит Толковая Библия: «Как они (т.е. ветхозаветные установления) — образы небесных? И что он называет ныне небесным? Не небо ли? Не Ангелов ли? Нет, но наши священнодействия. Наши (священнодействия) на небесах и небесны, хотя совершаются на земле». {Толковая Библия, т. 3, Послание к Евреям, с. 467. } Еп. Кассиан (Безобразов) под небесным понимает саму Церковь. И этой точки зрения придерживаются многие православные священники.

> Но надо помнить, что мысль автора развивается в строго логическим порядке и что любое его высказывание не повисает в воздухе, но тесно связано как с предыдущим, так и с последующим текстом. Поэтому, вероятно, следует видеть ответ, который дает сам автор в ст. 24. Лучшей жертвой, чем кровавые земные жертвоприношения, является восхождение Христа на небеса, Его вход в нерукотворное небесное Святилище, пребывание по правую руку Бога и постоянное ходатайство о людях. Но как всё же понять слова об очищении? И опять же надо помнить, что, когда в ст. 21 автор говорил об окроплении кровью Шатра и сосудов, имелось в виду не удаление скверны, которой еще не могло быть, потому что Шатер только что был воздвигнут, но его освящение, посвящение, так сказать, инаугурация. Так и освящение небесного Шатра происходит тогда, когда в него вступает Первосвященник. «“Очищение” святилища, вне зависимости от того, земное оно или небесное, необязательно предполагает предварительное “осквернение”: это действо посвящения и инаугурации (ср. Исх 29.36; Лев 8.15, особенно 1Мак 4.36-59)». {P.Ellingworth. Commentary on Hebrews, p. 477.}

> Ст. 24 — Ведь Христос вступил не в рукотворное святилище, которое есть не более чем отпечаток истинного, но в само небо, и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас — Этот стих уже отчасти обсуждался при комментировании ст. 23. Отпечаток истинного — Если в 1.3 сам Сын Божий был назван «отпечатком сущности» Бога, здесь говорится о том, что земное святилище — это тоже отпечаток небесного. Но смысл слова здесь иной: в 1.3 отпечаток означал абсолютное подобие Сына Отцу, а в этом стихе подчеркивается как раз несовершенство земного, которое представляет собой лишь бледную копию небесного. Христос исполняет Свои первосвященнические обязанности, ходатайствуя за нас.

> Письмо евреям уникально в том смысле, что только в нём говорится, что Христос стал кем-то, кем Он не был изначально, то есть Он по велению Отца стал небесным Первосвященником.

> Ст. 25-26 — Он также не приносит себя в жертву многократно, как это делает первосвященник, ежегодно входящий в святилище с чужой кровью, иначе Ему пришлось бы страдать множество раз с тех пор, как был сотворен мир. Но Он явился один раз, в самом конце веков, чтобы удалить грех Своей жертвой — Автор повторяет то, что уже было сказано им раньше. Но если в ст. 24 сравнивались два святилища (рукотворное и нерукотворное), то здесь сравниваются первосвященники. Христос подобен земному первосвященнику в том, что Он, как и тот, входит в святилище, принося туда кровь. Но тот делает это многократно, то есть каждый год, во всё время своего служения. Сын же вошел в небесное Святилище, и не с чужой кровью, но со Своей, и сделал это один раз. Это говорит о том, что событие Христа — событие историческое, оно произошло в определенный момент истории. Приносит — Здесь употреблено настоящее время не в значении повторяемости действий, но в значении вневременном. В конце веков — Приход Христа в мир свидетельствует о том, что человеческая история подходит к концу, это конечное время. Слово «век» может употребляться во множественном числе, но в том же значении, что и единственное число (ср. Мф 13.40,49; 1Кор 10.11). Эти слова призваны внушить читателям письма, что, поскольку время кончается, они должны быть готовы и должны изменить в своей жизни то, что не соответствует воле Божьей.

> Ст. 27-28 — Как человеку суждено только однажды умереть, а затем — Суд, так и Христос, однажды принесенный в жертву, чтобы взять на себя грехи множества людей, во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом, но чтобы спасти тех, кто Его дожидается — Даже событие Христа, по мнению автора, имеет некую аналогию в человеческом опыте. Человек тоже умирает, но это происходит с ним единственный раз. Христос тоже умер — и умер единственный раз. Но дальше аналогия не работает. Человек после смерти предстает на Суд. Иисус же явится во второй раз, но уже в ином качестве. В первый раз Он был принесен в жертву (страдательный оборот указывает на то, что инициатором жертвоприношения был Бог) для искупления грехов человечества, во второй же раз облеченный славой и могуществом — для спасения тех, кто ответил Ему верой и с нетерпением дожидается Его возвращения, но не для искупления грехов. Эти люди названы дожидающимися Второго Пришествия Христа. Те же, кто грешит, вряд ли радуются ему, ведь им предстоит Суд, на котором грешникам будет вынесен обвинительный приговор.

> Взять на себя грехи — Автор, несомненно, имеет в виду Ис 53.12, причем, как он делает всегда, в греческом переводе. В еврейском оригинале употреблен глагол «уносить». Но здесь другое значение, как и в 1Петр 2.24.

> Грехи множества людей — дословно: «грехи многих». В семитских языках слово «многие» употреблялось в инклюзивном (включающем) значении, обозначая множество безотносительно к количеству, а не в эксклюзивном (исключающем) значении, как в русском и в других европейских языках, где слово «многие» подразумевает «но не все». Как верно сказал Кальвин: «Он говорит «грехи многих», то есть всех, как в Рим 5.15». Здесь самое важное то, что единственная жертва спасает огромное количество верующих (ср. 2.10; Ис 52.15; Мк 10.45), а не то, что Он якобы спасает не всех. Хотя такое понимание было у некоторых (например, у Иоанна Златоуста) и иногда, по незнанию, встречается и в наше время. Иметь дело с грехом — Жертва Христа была совершена для того, чтобы искупить грехи человечества, так что Он пришел, чтобы иметь дело с грехом. Но так как Его жертва единственная, Его Второе Пришествие имеет другую цель. Его пришествие есть исполнение надежды, Его окончательная победа и триумф. {Иоанн Златоуст уверен, что Христос явится, чтобы наказать. Правда, он выражается чрезвычайно любопытно: «впрочем, [автор] не выражает этого (прямо), но с отрадой».}

> Кто Его дожидается — Греческий глагол передает здесь напряженное ожидание возвращения Господа и исполнения Божьих замыслов (Рим 8.19,23; 1Кор 1.7). Чтобы спасти — Хотя спасение уже даровано христианам, они обретут его во всей полноте лишь во время Второго Пришествия.

[ В.Н.Кузнецова.
Из кн. "Комментарий на Письмо евреям" // М.: ОПУ, 2018, стр. 178–183 ]

 

См. также:
+++
В.Н.Кузнецова: Жертва, открывающая путь в Святилище (+ссылки)

 

 

к евангельскому чтению субботы:
 -> Яков Кротов:
     ...Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий...
      messia.ru/rasylka/007/1802.htm
 -> В.Н.Кузнецова: Христос, Помазанник
     messia.ru/rasylka/004/746.htm
 -> она же: 'Ты - Помазанник Божий'
     messia.ru/rasylka/006/1462.htm

 

 

к еванг. чтению воскресенья:
+++ Марк Мур: Иисус Христос как политический деятель (1) (2) (3)
+++ Н.Т.Райт:
     политический смысл служения Иисуса
+++ В.Н.Кузнецова:
     Третье предсказание о смерти (+ссылки)
+++ Яков Кротов: Мы живем в перевернутом мире, а Спаситель – в нормальном

        (+ ссылки о евангельском и апостольском
чтенях и о Марии Египетской)

+++ прот. Вячеслав Рубский:
     проповедь в Неделю 5-ю Великого поста, 2021 г. (видео)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

       ---------------------------------------------

*Иисус пошел с учениками в селения близ Кесарии Филипповой.
 По дороге Он спросил учеников:
 - Кем считают Меня люди?
 - Одни говорят, что Ты - Иоанн Креститель,
    другие - что Илья,
   а некоторые - что один из пророков, - ответили они.
 - А вы кем считаете Меня? - спросил Он их.
 - Ты - Помазанник Божий, - ответил Петр.
 Иисус строго наказал им никому о Нём не говорить.*
                                    (Мк.8.27-30/#/)

* * *

*...первый договор имел свои правила богослужения,
 а также земное святилище. ...
...в первое помещение постоянно входили священники,
  исполнявшие службу,
 а во второе – один только первосвященник, раз в год,
 и всегда с кровью, которую он приносил в жертву
 за свои грехи и грехи народа, совершенные по неведению.
 Этим Святой Дух указывал на то,
  что пока существует первый Шатер,
 путь в святилище еще не открыт.
 Всё это символ настоящего времени,
 означающий, что ни дары, ни жертвы
  не в состоянии очистить совесть
 и привести к совершенству тех, кто поклоняется Богу.
 Они касаются только еды, питья,
  разных очистительных обрядов,
 а это внешние правила,
 имевшие силу лишь до установления нового порядка вещей.
 Но когда явился Христос
  как Первосвященник уже свершившихся благ,
 Он прошел через большее и еще более совершенное святилище,
 нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным.
 И вошел в Святое Святых раз и навсегда,
 и не с жертвенной кровью козлов и телят,
  но с собственной кровью,
 снискав для нас вечное искупление.
 Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки
 освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту,
 то насколько больше силы имеет кровь Христа,
 который с помощью вечного Духа принес себя Богу
  в непорочную жертву!
 Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти,
 чтобы мы могли служить Живому Богу.* (Евр.9:1,6-14/&/)

*********************************************

/&/ включает апост. чтение воскресенья.
/#/ евангельское чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4054.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»