=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!* 20 сентября 2021
г. ст.ст., воскресенье 15-е по Пятидесятнице,
к рядовому
воскресному апост. чтению:
к рядовому
воскресному еванг. чтению:
> Духовный мир бинарного мышления> Черно-белое восприятие мира такая же форма сознания, как другие. Часть христиан только так и мыслят: есть свой и чужой, еретик и правоверный, праведник и грешник. Для другой части христиан такой способ восприятия мира травматичен. Под тем или иным флагом он ведет к отторжению «неправильных» и обособлению «правильных». Для многих такое контрастное разделение болезненно, однако внутри бинарного мировоззрения оно считывается как признак верного пути. Таким образом, деление людей на друзей и врагов веры по-разному воспринимается теми, кто делит, и теми, кто принципиально отказывается делить. Первые интерпретируют это как признак подлинности, вторые как недостаток подлинности. > То же относится к пути страдания в христианской духовности: тяжесть вериг, радикальность самоограничений и другие аскетические тяготы первым типом расцениваются как положительные, вторым как подозрительные. С точки зрения апостола Павла, <смиренномудрие>, изнурение тела, небрежение о насыщении плоти имеет только вид мудрости (Кол.2:23) особенно в контексте его слов о свободе во Христе. Первый тип христиан чаще цитирует слова Христа о тесных вратах (Мф.7:13), отвержении себя и взятии креста (Мф.16:24), второй о том, что Иисус пришел отпустить измученных на свободу (Лк.4:18). > Нередко искренний подвижник, верной интуицией ощущая, что мир трагически оторван от Бога, идет по простому пути ищет виновного в этой беде. Он очень хочет его осудить и наказать, но запретил себе это как нечестие. И он осуждает и наказывает себя с упоением отчаянного существа. Это полезно для истребления грехов, но мало научает жить в любви с обычными людьми. > Подвижник
такого типа отселяется от них подальше во всех смыслах. Величайшими
жертвами обставлен путь такой духовности хотя Христос говорит: Придите
ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас
{т.е. Я дам вам покой/отдых –
прим. ред. рассылки.}; возьмите иго Мое на себя...
и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:28-30),
но в этой парадигме ноша труженика становится максимально тяжелой. Иисус
говорит: > Далеко не всегда тип мышления «массового» христианина обусловлен отсутствием живого опыта Встречи. Давление социальных стереотипов и жестких моделей поведения (в том числе религиозного) оттесняет личный духовный опыт радости и свободы во внутреннее гетто. В результате в мышлении и поведении христианин не нуждается в опыте Бога. Это важно для того, чтобы понять последующую логику религиозных теорий и аскетических упражнений. Большинство из них базируется на противопоставлении праведности и греха. При этом «праведность» то, что нравится фиксирующему эту праведность, а «грех» есть неприемлемое социальное поведение или мышление. Чтобы выстроить этику и метафизику на противоборстве этих двух начал, существование Бога и духовного опыта не является обязательным, так как здесь «Бог» превращается в философскую категорию и следует за решениями и оценками культуры определенного времени. Духовный опыт, не соответствующий устоявшимся культурным кодам, будет проигнорирован, нивелирован или признан еретическим. > Недоверие к личному опыту богообщения или его отсутствие вынуждает значительное количество православных мыслителей определять святость материалистическими критериями. Это подменяет духовность борьбой за духовность, а праведность борьбой за праведность. Но Бог не выявляется бинарной оппозицией «праведность грех». Он соединяет Себя с мытарями, грешниками и блудницами в акте жизни и с разбойниками в акте смерти (на Кресте). [
протоиерей Вячеслав Рубский. Из кн. "Православная духовность. Перезагрузка. Наброски внутренней реформы"@, стр. 119–21 ]
к апостольскому чтению воскр. по Воздвижении:
к
евангельскому чтению воскр. по Воздвижении:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Некогда
вы, не зная Бога, были в рабстве у "богов", * * *
*Бог этого века ослепил разум неверующих, и они не видят ********************************************* /*/
из апостольского чтения пятницы. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4107.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|