=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

/см. предыдущие части в #4110, #4114/

> 61. Главный духовный тезис христианства таков: если после познания / прикосновения к Богу структура нашего мышления по-прежнему противопоставляет людей и поступки, то совершенно неважно, что́ именно у нас в приоритете. Мышление и суждения такого христианина не будут принципиально отличаться от языческих, то есть христианство не выступает как новая религия. Человек, который выводит свое преимущество, противопоставляя «плохих» и «хороших», остается тем же, какую бы версию атеизма или религии он ни выбрал. В этом отношении расизм, фашизм, национализм и народное христианство структурно мыслят одинаково.

> 62. «Причастный» и «жаждущий» типы богообщения. Святые представители «жаждущего» типа недополучают Бога, которого жаждут, из-за неспособности к «причастному» типу богообщения. Ни один тип христианства не лучше и не хуже другого, они просто разные. В своей жажде и стремлении «жаждущий» христианин может быть во много раз трепетнее и героичнее «причастного». Но признаком того, что он не видит Бога, является его искреннее согласие с набором идентификаторов духовности, которые по своей сути являются материалистическими заменителями (суррогатами духовности).

> 63. «Жаждущим» Бог нужен для успеха, здоровья, денег и т.п. Если бы они точно узнали, что Бог неэффективен, то спокойно бы отвергли Его. Здесь и проходит граница между Ветхим и Новым Заветами. Иисус не помог Израилю, обнажил Свою немощь и был отвергнут иудеями. А для христиан эта немощь стала божественной.

> 64. Народное христианство характеризуется большой степенью зависимости от культурного окружения. Эта черта социальности вообще свойственна тоталитарным обществам, средневековой ментальности или просто людям с непритязательными духовными запросами.

> 65. Народный тип христианства приходит к общерелигиозной формуле: задобри Бога, иначе он сделает тебе плохо. В этом случае все христианские послания о свободе и легкости заповедей становятся бессмысленными – народное христианство обессмысливает духовное христианство.

> 66. «Жаждущих» часто порицают за слепую веру. Она действительно слепа, т.к., говоря о Боге, ориентируется не на Бога, а на человеческие правила веры, указы священноначалия, традицию. Но порицать за это с точки зрения причастности несправедливо: мы призваны любить другого не за то, что он такой, как мы, и даже не за то, что он может стать таким, как мы, а как любит Бог – за то, что он другой, за то, что он – не мы.

> 67. Главным в духовном христианстве является личный опыт встречи с Богом.

> 68. Апостол Павел пишет: се, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии". Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим.8:14-16). То есть не внешние признания юрисдикций, архиереев и священников, а Сей самый Дух свидетельствует о полноценности нашего христианства. Приняв Духа усыновления, мы не должны снова жить в страхе справок, запретов и постановлений епархиальной бюрократии.

> 69. Люди, не способные принять христианство как качественно иную духовную жизнь, вынуждены определять понятие «духовность» (то, что не дано) через посредство других понятий, то есть на основании материальной эмпирики (того, что дано). Неспособные к христианской глубине духовной жизни вынуждены обращаться к внешним текстам и критериям, о них спорить, с ними связывать незыблемость веры.

> 70. Уже апостол Павел отделял «духовных» от «душевных» не по степени греховности, а по типу веры. Деление людей на «духовных» и «душевных» у апостола обходится без унижения последних, как было у гностиков.

> 71. Сам принцип неуниверсальности христианства, то, что высшая его сокровенная тайна открыта только духовно верующим, свидетельствует о существовании аккуратного, но принципиального отмежевания от «душевного» типа христианства.

> 72. Апостол Павел разделяет христиан на категории «немощный в вере» и «свободный во Христе». Апостол считал борьбу с жизненными благами вторичной по сравнению с любовью к немощному брату во Христе.

> 73. Часть христианских подвижников в своих суждениях о духовности вынуждены ориентироваться в материальном поле явлений. Откуда получается: чем строже ты постишься, тем ты духовнее. Для апостола материальные предписания не относятся к духовной жизни, ибо "Царствие Божие  не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе" (Рим.14:17).

> 74. В современной жизни существует структура, предписывающая личности ее восторги, печали и интересы (как закадровый смех указывает на юмор, а церковная обстановка указывает на святость).

> 75. Рядовому верующему (который маловер) необходим «другой настоящий», который «действительно верит», необходима идея праведника.

> 76. Идея праведника, как подлинного человека без недостатков, является расистской по своей структуре. Попадая в тоталитарное мышление, свойственное прошлым эпохам, она незаметно проваливается в попытку вывести новую формацию людей через переформатирование существующих.

> 77. Архетип рафинированного человека – общее место всех древних культур. Но он входит в противоречие не только с действительностью, но и с Христовой проповедью, которая учит принимать действительность как сакральную.

> 78. Культ святого, определяемого по критериям идеальности, есть отрицание христианства.

> 79. Поиск признаков святости всегда больше характеризует ищущего, чем святого.

> 80. Критерий «по плодам» для определения святости и истинности не годится, потому что:
> – когда вкусили плодов, советы уже не нужны
> – метод определяет результаты поиска, а вместо критического обсуждения системы определения «плодов» предлагается доверять ей априори
> – увидеть плоды, даже созревшие, могут далеко не все, это не так просто
> – этот критерий ориентирует на (не)удовольствие, а в вопросе истины нельзя руководствоваться удовольствием.

> 81. Увидеть чью-то духовность, не будучи духовным, невозможно. У душевных людей нет шансов судить о святости святых. Но народная потребность в этом остается.

> 82. Одномерность мировосприятия делает возможным и необходимым конвертирование духовности в материальные эквиваленты. Настойчивое требование добрых дел и «плодов покаяния», представленное как необходимость презентации веры (=связи с Богом), есть требование тех, кому «не дано» воспринимать духовность вне материального формата. Требование «плодов покаяния» есть свидетельство их духовной слепоты: самого покаяния как духовного акта для них не существует, почему они требуют сделать этот акт видимым, полезным, не видя в нём иначе никакого смысла.

> 83. Духовность как явление утилизируется до уровня полезных дел «гражданского гуманизма». В итоге духовный опыт «вера-во-Христа» в рамках концепции «вера = дела» лишается смысла. Необходимы пресловутые дела. Но для этого вовсе не нужен Христос и Бог. Добрые дела и требуются, и исполняются вне всякой веры. Любой вид конвертации духовности в формат, приемлемый для внешнего восприятия, предполагает упрощение, искажение, но чаще всего – полную подмену духовности общими гуманистическими ценностями.

> 84. Такое смещение предполагает, что ценность религии может быть подтверждена гражданской и культурной полезностью. Это представляет религию придатком гуманизма, с чем ни одна религия не согласится. Таким образом, требование предъявить свою веру в материально видимом формате стоит не фундаменте материализма.

> 85. Тип фарисейской святости хронически болен необходимостью предоставлять плоды духовности. Дело не в самих фарисеях, а в жажде народа видеть святость невооруженным глазом и наивной вере в то, что она может и должна быть видима.

> 86. В современную эпоху угол зрения сместился настолько, что аспекты, которые в Средневековье служили очевидным доказательством святости, сегодня вызывают сочувствие. Критерии определения святости как духовного успеха утеряны.

> 87. Святость не может быть доказана чем-либо. Но для большинства христиан определенность в этой области важна.

> 88. Можно ли конкретно определить духовные успехи православных? Ответ бывает двух видов: 1) посмотри́те на жития святых 100-1700-летней давности; 2) вот есть старец такой-то, принимает в монастыре таком-то. Но житийные тексты больше свидетельствуют о таланте писателей, чем о реальных людях. А старец в монастыре в глазах современника выглядит довольно искусственным образцом святости: он продолжает имитировать одежды подвижника древности, а  то, что он существует только в монастырском заповеднике, свидетельствует о его социальной дегенерации.

> 89. Духовные установки древности не пригодны для переноса в XXI век. Причина – в трех значительных различиях эпох: 1) в различном содержательном наполнении основных понятий, 2) в различной оценке духовных состояний, 3) в смене задач самой духовной жизни.

> 90. С христианской точки зрения, при встроенности в обрядовые цепи фраз и действий человеческое «Я» становится необязательным, а значит, античная культура обесчеловечивает. Древние монахи меняли религиозно-культурный вектор на противоположный: отшельничали, носили плохую одежду, ели плохую пищу и помалу, отказывались от секса, танцев, зрелищ и т.п. Это было полноценным знаковым заявлением, понятным для той культурной эпохи, о неповторимом «Я», стоя́щем перед Богом. Сегодня подобные действия воспринимаются иначе – как асоциальность, презрение к людям, невроз, специфическая индивидуальная потребность – но не подвиг благочестия.

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Один человек из толпы сказал Иисусу:
 — Учитель, скажи моему брату,
  пусть разделит со мной наследство!
 — Послушай, — ответил ему Иисус, —
  кто поставил Меня судить вас или разбирать ваши тяжбы? —
 А потом Он обратился ко всем:
 — Смотри́те, берегитесь всякой корысти,
  потому что жизнь человека не зависит от того,
  очень ли много у него всякого добра. ...
 А Своим ученикам Иисус сказал:
 — Вот почему Я говорю вам:
  не беспокойтесь о том, что для жизни вам пища нужна
  и для тела — одежда.
 Ведь жизнь важнее еды и тело важнее одежды.
 Посмотри́те на воронов: не сеют они и не жнут,
  нет у них ни кладовых, ни закромов,
 но Бог их кормит.
 А вы намного дороже, чем птицы!
 Кто из вас, как бы он ни старался,
  может продлить свою жизнь хоть на час?!
 А если вы даже такой малости не можете,
  к чему заботиться об остальном?
 Посмотри́те, как растут лилии:
  они не трудятся, не прядут.
 Но, говорю вам, сам Соломон, при всем своем блеске,
  не одевался так, как любая из них.
 И если полевую траву,
  которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь,
  Бог так одевает,
  то уж вас-то тем более, маловеры!
 И вы не думайте о том, что́ вам есть и что́ пить,
  и не заботьтесь об этом.
 Это главная забота всех язычников этого мира.
 А ваш Отец знает, что вам всё это нужно.
 Стремитесь к одному — к Его Царству,
  а всё остальное Он даст вам в придачу.*
                   (Лк.12:13-15,22-31/#/)

             *********************************************

/#/ евангельское чтение понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4119.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»