=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

> 9.15-22 ВСЁ ОЧИЩАЕТСЯ КРОВЬЮ

> 15 Поэтому Христос есть посредник в Новом Договоре с Богом. Смерть Христа стала выкупом, освобождающим от грехов, совершенных во время действия первого договора, чтобы призванные могли получить вечное наследие, обещанное Богом. 16 Где есть завещание, необходимо установить смерть завещателя. 17 Завещание действительно лишь в случае смерти, оно не имеет силы, пока завещатель жив. 18Вот почему и первый договор был утвержден с помощью крови. 19 После того как Моисей изложил всему народу все заповеди, установленные Законом, он взял кровь телят и козлов, а также воду, красную шерсть и иссоп и окропил как саму книгу Закона, так и весь народ 20 со словами: «Это кровь Договора, который Бог велел вам соблюдать». 21 Точно так же он окропил кровью и Шатер, и все богослужебные сосуды. 22 Согласно Закону, почти всё очищается кровью и без пролития крови нет прощения.


> 9.19 телят и козлов — в некоторых рукописях: «козлов и телят»; «телят».

> 9.15 Евр 7.22; 8.6; 12.24    9.19 Исх 24.3,6-8; Лев 14.4; Числ 19.6    9.20 Исх 24.8
>
9.21 Лев 18.15,19 9.22 Лев 17.11


> Ст. 15 — Поэтому Христос есть посредник в Новом Договоре с Богом — В еврейской традиции посредником в заключении Синайского договора называли Моисея (ср. Гал 3.19). Но тот договор не был окончательным, он устарел (8.13). Иисус же стал посредником Нового Договора, соединяющим Бога и человечество (см. 7.22; 8.6 и комментарий). <...>

> Смерть Христа стала выкупом, освобождающим от грехов, совершенных во время действия первого договора, чтобы призванные могли получить вечное наследие, обещанное Богом — Зачем понадобился такой выкуп? В Евангелии сам Иисус отвечает на этот вопрос: «Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за множество жизней» (Мк 10.45). Человечество было в рабстве у греха, и грех имел над ним такую силу, что никто из людей не мог освободиться из-под его власти собственными силами. Лишь смерть абсолютного Праведника, каким был Иисус, могла это сделать. Об этом многократно говорил апостол Павел, да и сам автор говорит то же самое.

> Слово выкуп в религиозном языке приобрело значение «освобождение». Ведь Бог, освободивший народ Израиля из египетского рабства, хотя и назывался Искупителем, ничего не платил фараону. Теперь такой «выкуп» совершил Иисус, «заплативший» Своей смертью за избавление человечества от рабства у греха. Но метафора выкупа, платы, цены встречается неоднократно в новозаветной мысли, см., например, 1Кор 6.20: «Вас купили за большую цену».2 В раввинистической традиции всякая жертва имела искупительное значение. В Таргуме на Исх 24.8 говорится: «Моисей взял кровь... и окропил ею жертвенник, чтобы искупить народ, и сказал: “Это кровь Договора, который Господь заключил с вами”». Даже казнь преступника искупала его грех, смерть же невинного человека искупала не только его собственные грехи, но и грехи его ближних. Иисус же был абсолютным праведником, и, следовательно, Его кровь искупала грехи всего человечества. Это грехи, совершенные людьми до крещения, ведь кровь жертвенных животных не очищала оскверненную грехом совесть (9.9). Призванные — так апостол Павел неоднократно называет христиан, потому что они призваны Богом (см. Гал 1.6; 5.8; Эф 4.1; Кол 3.15; 1Фес 4.7; см. также Евр 3.1). Именно Бог захотел спасения грешного человечества, по Его инициативе совершилось великое спасительное деяние Его Сына. «Как Его уникальное сыновство делало возможным и для других стать через Него сынами Бога, так и освобождение, которое Он совершает через Свою смерть, доступно через Него для других. Возможно, здесь есть контраст между «временным» освобождением Израиля из Египта. Это искупление и в других местах (уже в раннехристианской традиции) ассоциируется со смертью Христа (Эф 1.7) и с прощением (9.22; 10.18; Кол 1.14)».3

> Вечное наследие — Так в еврейской традиции называлось наследие, обещанное Божьим избранникам в Грядущем веке, во время великого субботнего отдыхав Теперь обещание относится к христианам. См. 6.12. Апостол Павел сказал великие слова, которые служат замечательным комментарием на тему наследия: «Дух, который вы получили, это не дух рабства, вынуждающий вас опять жить в страхе. Нет, вы получили Духа, который сделал вас сынами Бога!.. Он сам вместе с нашим духом свидетельствует о том, что мы дети Бога. А если дети, то наследники — наследники Бога, сонаследники Христу, потому что если мы разделили Его страдания, то разделим и Его славу... Это те, кого Бог знал еще тогда, когда их не было, и предназначил быть истинным подобием Своего Сына, чтобы Сын Его стал первенцем среди множества братьев» (Рим 8.15-17,29).

<.....>

> Ст. 22 — Согласно Закону, почти всё очищается кровью и без пролития крови нет прощения — В Библии говорится о множестве обрядов очищения, которые сопровождаются кровавой жертвой: очищаются священники, левиты, народ, мать после рождения ребенка, человек, осквернивший себя прикосновением к трупу и т.д. Почти всё — В некоторых случаях очищение совершалось водой (Лев 15.10), благовониями (Числ 16.46) и огнем (Числ 31.22-24). Кроме того, некоторые грехи нельзя было загладить принесением жертвы, потому что их могла искупить только смерть. Без пролития крови нет прощения — Здесь слово прощение выступает в значении «удаление греха, очищение осквернения». Только благодаря принесению в жертву животного человек очищался от греха и мог молитвенно приблизиться к Богу во время богослужения. Автор соединяет здесь два договора: во время заключения первого была пролита кровь животного, а во время второго — кровь Христа. Хотя современные люди не способны понять этот механизм очищения кровью, для людей древности, причем не только для израильтян, но и для всего древнего мира, это было самоочевидной аксиомой, не нуждавшейся в доказательстве.


> 2 Конечно же, Бог никому ничего не платил, хотя в Средние века некоторые богословы утверждали, что Он уплатил выкуп Себе самому или дьяволу.

> 3 Р.Ellingworth. Commentary on Hebrews, p. 460.

В.Н.Кузнецова.
Из книги "Комментарий на Письмо евреям" // М., 2018, с. 173-6,8 ]
 

 

 

см. также:
+++ свящ. Вячеслав Рубский: Без крови не бывает прощения (аудио на ЮТ)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*<Братья>, мы вас призывали, побуждали и настаивали,
  чтобы ваш образ жизни был достоин Бога,
  зовущего вас в Свое Царство и славу.
  Еще и потому мы непрестанно благодарим Бога,
  что вы, приняв Божье слово, которое услышали от нас,
  приняли его не просто как человеческое слово,
  а воистину как Слово Бога,
  как силу, действующую в вас, потому что вы верите.*
                                       (1Фес.2:12-13)

* * *

*<Иисус сказал:>
       "Всегда будьте в полной готовности:
        одежды ваши подпоясаны и светильники зажжены.
        Будьте подобны тем, кто ждет
        возвращения своего хозяина со свадьбы,
        чтобы открыть ему,
        как только он вернется и постучит.
        Счастливы те слуги, которых хозяин, вернувшись,
        застанет не спящими.
        Верно вам говорю, он сам подпояшется,
        усадит их за стол и будет им прислуживать.
        Счастливы они, если он застанет их не спящими,
        в какой бы час ни вернулся,
        в полночь или на рассвете.
        Знайте, если бы хозяину дома было известно,
        в какое время придет вор, он не допустил бы,
        чтобы вор забрался в его дом.
        Будьте и вы в готовности,
        потому что Сын человеческий вернется
        в час, когда вы не ждете.
        – Господь, Ты рассказываешь эту притчу
        для нас или для всех? – спросил Его Петр.
        Иисус ответил:
        – Будьте такими, как верный и разумный управитель,
        которого хозяин может смело поставить
        над всей прислугой
        и поручить ему в положенное время выдавать их паек.
        Счастлив тот слуга, которого хозяин, вернувшись,
        застанет за делом.
        Верно вам говорю, он отдаст ему под начало
        всё свое имущество.
        А если слуга подумает:
        'Мой хозяин задержится', –
        и начнет бить слуг и служанок,
        будет есть, пить и пьянствовать,
        хозяин того слуги вернется
        в день, когда тот не ждет его,
        и в час, о котором не ведает,
        и, наказав его люто,
        будет обращаться с ним как с теми,
        кто не заслуживает доверия.
        Слуга, который, зная волю своего господина,
        не исполняет ее и не собирается ее исполнять,
        будет жестоко избит.
        А если слуга ее не знает
        и совершит что-то заслуживающее порки,
        то наказание ему будет меньше.
         Кому много Бог дал,
           с того много и спросит,
         кому много доверил,
           с того еще больше потребует.
         Вы думаете, Я пришел дать земле мир?
         Нет! – говорю вам.
         Не мир – разделение! ..."
 А народу Иисус сказал:
 "Когда вы видите, что на западе поднимается туча,
  вы сразу говорите: "Будет дождь", и это сбывается.
  А когда дует южный ветер,
  вы говорите: "Будет жара", и это сбывается.
  Лицемеры!
  Глядя на землю и небо, вы умеете определять погоду,
  а понять, какое наступило ныне время, вы не умеете?
  Почему вы сами не можете решить, что для вас правильнее?
  Ведь когда идешь с истцом в суд,
  лучше тебе приложить все старания,
  чтобы помириться с ним по дороге,
  иначе он отведет тебя к судье, а судья отдаст тюремщику,
  а тюремщик бросит в тюрьму.
  Верно тебе говорю, оттуда не выйдешь,
  пока не отдашь весь долг до последнего гроша".
 В это время пришли к Иисусу и рассказали о галилеянах,
 чью кровь Пилат смешал с кровью жертвенных животных,
 когда они совершали жертвоприношение.
 Иисус сказал им в ответ:
 "Вы думаете, эти галилеяне
  были грешнее всех остальных галилеян,
  раз с ними такое случилось?
  Нет, говорю вам!
  Но если не раскаетесь, погибнете все, как они!
  Или те восемнадцать,
  на которых упала башня в Силоаме и убила?
  Думаете, они виновнее всех людей, живущих в Иерусалиме?
  Нет, говорю вам!
  Но если не раскаетесь, погибнете все, как они!"*
                                (Лк.12:35-48,51,54-13:5)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4122.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»