=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

Христос рождается - славьте!       
          Христос с Небес - встречайте!       
                    Христос на Земле - воспряньте!       
                              Пой Господу, вся Земля!       

 

* 20 декабря 2021 г. ст.ст.,
  воскресенье перед Рождеством Христовым,
  память предков по плоти Господа Иисуса Христа.
  Предпразднство Рождества Христова.
  Литургические чтения:
  Евр.11:9-10,17-23,32-40; Мф.1:1-25.

 

 

 

С Новым годом!

+ cвященник Георгий Чистяков:
   большой духовный опыт нам может дать новогодний вечер (+ссылки)
+ поздравление с Новым годом свящ. Вячелава Рубского, 2022 г., видео

 

 

> <...> Личность Иисуса со всем тем, что он говорил и делал, стала камнем преткновения, постоянным скандалом. К каким колоссальным последствиям привела его удивительно радикальная идентификация дела Божьего (в теории и на практике) с делом человека! Он наступал по всем фронтам, и теперь его атаковали со всех сторон. Он не играл ни одной из ожидаемых ролей <.....>.

<...>

> Без должностей и званий

> Как относиться к этой вести, к этому поведению, к этому притязанию, наконец, к его личности? Вопрос был неизбежен. Он проходит в качестве предпасхального вопроса через послепасхальные Евангелия и до сих пор не умолк: кем вы считаете его? Кто он? Один из пророков? Или больше?

<....>

> Когда мы говорим о центре христианской веры – об Иисусе как Христе, требуется сугубая осторожность, чтобы принятие желаемого за действительное не затемнило <критического> мышления. Именно здесь следует понять, что Евангелия – не документы чистой истории, а тексты практического благовестия веры; их цель  вызвать и укрепить веру в Иисуса как Христа. Именно здесь особенно сложно провести границу между <произошедшими событиями и интерпретацией событий>, между историческим повествованием и богословской рефлексией, между <предпасхальными словами> и послепасхальным <их> пониманием.

> Ранние христианские общины, их богослужение, благовестие, дисциплина и миссия, <а также> редакторы Евангелий могли оказать влияние не только на слова воскресшего и вознесшегося, но и на слова земного Иисуса, особенно на его христологические высказывания о самом себе. Для толкователя это означает, что самый правоверный богослов – это не тот, кто рассматривает в качестве истинных как можно больше слов Иисуса из евангельского предания. Однако и самый критический богослов – это не тот, кто рассматривает в качестве истинных как можно меньше евангельских слов Иисуса. В этом центральном вопросе некритичная вера, как и неверующая критика, не достигают сути предмета. Истинная критика не разрушает веру, истинная вера не мешает критике.

> В частности, разве не должны мы учесть возможность того, что исповедание веры и богословие общин повлияли на мессианские истории?

> Например, это могло произойти в <...> генеалогиях, которые стремятся провозгласить Иисуса сыном Давида и чадом обетования, но характерным образом отсутствуют в самом раннем Евангелии, а у Матфея и Луки, за исключением их пересечения на Давиде, очень слабо соответствуют друг другу; или в легендарно оформленных историях детства, которые описывают тайну этого рождения, однако также находятся только у Матфея и Луки, и при этом предлагают мало исторически верифицируемого; или в историях о крещении и искушении, которые также имеют особый литературный характер и стремятся представить миссию Иисуса в форме учительных повествований; или в истории о преображении, которая уже у Марка включает в себя различные слои традиции и с помощью различных мотивов эпифании стремится разъяснить эсхатологическую мессианскую роль и достоинство Иисуса?

> Естественно, нельзя утверждать, что все эти истории являются только легендами или мифами. Ведь они часто – вспомним, к примеру, о крещении Иисуса – связаны с историческими событиями. Однако часто в них едва ли можно выделить историческое ядро, и в любом случае нельзя просто принимать как данное, что мессианские высказывания были связаны с ними изначально. Эти мессианские истории имеют свое значение, но именно это значение читатель упустит из виду и запутается в противоречиях, если он будет понимать их предложение за предложением как исторический отчет.

> Сегодня каждый серьезный экзегет подчеркивает, что вера и богословие раннего христианства оказали особенное влияние на мессианские титулы. Более тщательное исследование могло бы показать, что сам Иисус не прилагал к себе ни одного почетного мессианского титула – ни Мессия, ни Сын Давидов, ни Сын, ни Сын Божий. Но после Пасхи, взирая назад, всё предание об Иисусе рассматривали – и как станет ясно, не без оснований – в мессианском свете и соответственно вносили мессианское исповедание в представление истории Иисуса. Редакторы Евангелий также взирают назад и говорят в свете пасхальной веры, для которой мессианство – теперь понимаемое совершенно иначе – не является вопросом. Однако прежде оно было вопросом, настоящим вопросом.

> Это негативный результат? Да, возможно; да, в отношении титулов, использовавшихся самим Иисусом. Нет, определенно нет, в отношении притязания Иисуса. Ибо очевидно, что его притязание не исчезает вместе с его титулами. Напротив, великий вопрос, что и кто есть он, не разрешается этим результатом, но возникает намного более остро: что и кто есть он, человек, не поддержанный никаким особенным происхождением, семьей, образованием, властью, принадлежностью к партии и, кажется, не придающий значения никаким специальным титулам и званиям, но всё же, как уже стало ясно, выдвигающий великое притязание?

> Нельзя забывать: титулы, о которых здесь идет речь, были, каждый по‐своему, определены различными традициями, а также более или менее политическими ожиданиями его современников. В то время многие ожидали Мессию, Сына Давидова, Сына Человеческого, но Иисус всё же не был таковым. Судя по всему, он вообще и не хотел быть таковым. Ни один из расхожих терминов, ни одно из обычных представлений, ни одна из традиционных должностей, ни один из популярных титулов, очевидно, не подходил для выражения его притязания, для описания его личности и послания, для раскрытия тайны его сущности. Именно <приписанные Иисусу возвеличивающие его мессианские титулы> позволяют увидеть яснее, чем все человеческие ролевые ожидания священников и богословов, революционеров и аскетов, благочестивых и неблагочестивых незначительных людей, что этот Иисус – другой!

> Именно поэтому он никого не оставлял равнодушным. Он стал публичной личностью и дал повод к конфликту с окружающей средой. Сталкиваясь с ним, люди, и особенно иерархия, неизбежно видели себя поставленными перед неизбежным окончательным выбором. Он требовал окончательного решения: однако не просто «да» или «нет» по отношению к определенному титулу, определенному званию, определенной должности или определенной догме, обряду или закону. Его весть и община ставили вопрос, на кого и на что человек, в конечном счете, желает ориентировать свою жизнь. Иисус требовал окончательного решения в пользу де́ла Бога и человека. Сам он полностью отдает себя этому «делу», не требуя чего‐то для самого себя, не делая свою собственную «роль» или звание темой своего послания. Великий вопрос о его личности был поставлен лишь косвенно, и стремление избегать всяких титулов лишь усложнило загадку.

[ Ханс Кюнг. Из книги "Христианский вызов", из гл. Б.IV.1
(сс. 222–5 печатной версии)  ]

 

 

к евангельскому чтению см. тж.:
 +++ В.Н.Кузнецова: зачем Евангелия начинаются с родословной Иисуса?
                                                           (+ссылки)
 +++ протопресвитер Александр Шмеман:
   история человечества исполнена глубокого духовного смысла
                                                   (+ссылки)
 +++ прот. Вячеслав Рубский, беседы на Мф (аудио, доступно его подписчикам на Патреоне): 3 беседы на 1-ю гл.
 +++ протоиерей Александр Мень:
      Сердцем и умом углубляться в Слово Божие. Эммануил
 +++ он же: одно из трудных мест Библии

 

к апостольскому и евангельскому чтениям см.:

 +++ митрополит Сурожский Антоний:
      обещание исполнено (+ссылки)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Вот, к примеру, Авраам.
 Он "поверил Богу, и Бог признал это за праведность".
 Вы, конечно, понимаете, что сыны Авраама –
  это те, кто верит.
 И Писание предвидело,
  что Бог за веру оправдает языческие народы,
 и впервые возвестило Радостную Весть уже тогда,
 когда Аврааму было сказано:
 "Через тебя все народы получат благословение Бога".
 Следовательно, вместе с Авраамом, поверившим Богу,
 получат благословение все те, кто верит.
 И наоборот: кто полагается на дела Закона,
  тем грозит проклятие,
 потому что "проклят всякий, кто не исполняет постоянно
 всего того, что написано в книге Закона".
 А что через Закон никто не получит у Бога оправдания,
 ясно из следующих слов:
  "Кто праведен благодаря вере, тот будет жить".
 Закон же не имеет никакого отношения к вере,
  ведь в нём сказано:
 "Только тот, кто исполнит все предписания Закона,
   будет жить".*  (Гал.3:6-12/**/)

* * *

*Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову
 и ушел в землю, которую должен был получить во владение.
 Он ушел, не зная, куда идет.
 Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле,
 живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом –
 им было обещано то же наследие.
 Ведь он дожидался города,
  возведенного на крепком фундаменте,
 города, архитектором и строителем которого
  является сам Бог. ...
 Благодаря вере Авраам, когда его испытывал Бог,
 принес в жертву Исаака.
 Он готов был пожертвовать единственным сыном,
 тем, который был ему обещан,
 о котором было ему сказано:
  "Потомство у тебя будет от Исаака".
 Он считал, что Бог способен поднимать даже из мертвых,
 он и получил его из мертвых. ...
 У меня не хватит времени рассказать
 о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде,
 а также о Самуиле и пророках.
 Благодаря вере они
  покоряли царства, вершили справедливость,
 добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов,
 гасили яростный огонь, спасались от острия меча,
 обретали силу после слабости, становились могучими в бою,
 разбивали войска чужеземцев.
 Женщины получали умерших детей воскресшими.
 Иных мучили до смерти, но они отказались от свободы,
 чтобы обрести воскресение в лучшей жизни.
 Другие же испытали на себе издевательства и побои,
 даже цепи и тюремные решетки.
 Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами.
 Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры,
 вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.
 Те, кого весь мир был недостоин,
 блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях.
 Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу,
 но не получили обещанного.
 И это ради нас,
 чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами,
 так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.*
                     (Евр.11:8-10,17-19,32-40/*/)

* * *

*Иисус сказал:
 — Чему подобно Царство Бога?
   С чем Мне его сравнить?
   Представьте себе: вот горчичное зернышко,
   его взял человек и посадил у себя в огороде,
   и оно выросло высотою с дерево,
   и птицы в его ветвях свили гнёзда.
 И еще сказал Иисус:
 — С чем сравнить Мне Царство Бога?
   Представьте себе: вот горстка дрожжей,
   их взяла женщина
    и положила в целых три пуда муки́
   и поднялось всё тесто.
 Иисус шел через города и селения и учил людей.
 Он держал путь в Иерусалим.
 Какой-то человек спросил Его:
 — Господь, неужели будут спасены только немногие?
 Иисус им сказал:
 — Постарайтесь пройти через узкую дверь,
   потому что, поверьте,
   многие будут пытаться войти,
   но не сумеют.
   А когда встанет хозяин дома и дверь закроет,
   вы окажетесь снаружи,
   будете стучаться в дверь, говоря:
   "Господин наш, открой нам!"
   А он вам скажет в ответ:
   "Я не знаю, кто вы и откуда".
   Станете вы тогда говорить:
   "Мы с тобой вместе ели и пили.
   Ты учил у нас на площадях".
   А он вам ответит:
   "Я не знаю, кто вы и откуда.
    Уйдите от меня, все творящие зло!"
   И заплачете вы и заскрипите зубами,
   когда увидите Авраама, Исаака, Иакова
   и всех пророков в Царстве Бога,
   а вы — изгнаны вон!
   Придут с востока и с запада, с севера и с юга
   и усядутся за пиршественный стол в Царстве Бога.
   Тогда те, кто сейчас последние, станут первыми,
   а первые станут последними.* (Лк.13:18-30/#/)

* * *

*Иисус учил народ и говорил:
  – Остерегайтесь учителей Закона,
    которые любят расхаживать в длинных одеждах
    и чтобы их почтительно приветствовали на площадях;
    в синагогах они стремятся сидеть в первом ряду
    и на пиру – на почетных местах.
    Они пожирают имущество вдов,
     а потом напоказ долго молятся!
    Этих ждет самый суровый приговор!
 Иисус, сев возле сокровищницы,
 смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу.
 Многие богачи клали помногу.
 А потом подошла одна бедная вдова
 и положила две медные монетки – один квадрант.
 Иисус подозвал учеников и сказал им:
  – Верно вам говорю:
     эта бедная вдова положила больше всех остальных.
    Все, кто клал деньги в сокровищницу, клали излишек,
    она же, такая нищая, положила всё, что у нее было,
    всё, на что жила.* (Мк.12:38-44/@/)

* * *

*Когда Он выходил из Храма, один из учеников сказал Ему:
 – Учитель, взгляни, какие камни, какие здания!
 – Ты смотришь на эти огромные здания? – сказал Иисус. –
  Так вот, здесь не останется камня на камне.
  Всё будет разрушено!
 Когда Он сидел на Масличной горе, напротив Храма,
 Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, оставшись с Ним наедине,
  спросили:
 – Скажи нам, когда это будет?
  И как мы узнаем, что всё это скоро свершится?
  Каким будет знак?
 Иисус сказал:
 – Смотри́те, чтобы вас не ввели в обман!
   Многие придут под Моим именем
   и будут говорить: "Это Я!" –
   и многих введут в обман.
   Когда услышите о ближних и дальних войнах,
   не пугайтесь:
   так и должно быть.
   Но это еще не конец.
   Восстанет народ на народ
   и царство на царство,
   землетрясения будут во многих местах,
   будет голод.
   Это только родовые схватки.* (Мк.13:1-8/@@/)

********************************************* 

/@/ чтение чт.
/@@/ еванг. чтение пт.

/*/ из апост. чтения воскресенья перед Рождеством.
/**/
 содержит апост. чтение субботы перед Рождеством.
/#/ содержит еванг. чтение субботы перед Рождеством.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4131.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»