=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

Христос рождается - славьте!       
          Христос с Небес - встречайте!       
                    Христос на Земле - воспряньте!       
                              Пой Господу, вся Земля!       

* 27 декабря 2021 г. ст.ст.,

  воскресенье по Рождестве Христовом.

  литургические чтения: Гал.1:11-19; Мф.2:13-23.
  Память прав. Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня   (переходящее празднование в Неделю по Рождестве).

 

 

 

к апостольскому чтению:
 +++ В.Н.Кузнецова: иудаизм; Церковь; Сын Божий; брат Господа; автобиография Павла

        messia.ru/rasylka/009/2358.htm (+ссылки)

 

 

* * *

 

 

> Зачем Бог допустил избиение вифлеемских младенцев?

> Почему пришествие Христа в мир ознаменовалось убиением стольких невинных детей? Разве это человечно? История Рождества отдалена от нас во времени, поэтому я не могу достаточно эмоционально переживать эту трагедию. Но мне кажется, если бы я стала живым свидетелем такого зверства, тем более если бы пришлось принести в жертву собственного ребенка, я бы никогда не признала такого жестокого Бога.

> Татьяна

 

> — Уважаемая Татьяна, вы затрагиваете один из наиболее трудных вопросов, которые возникали в адрес христианства. Не могу сказать, что у меня есть на него ответ. Но я попробую поделиться кругом идей, в контексте которых ответ на этот вопрос может быть найден.

> В целом сказанное вами можно было бы обобщить до лаконичного: «Как может быть Бог добр, когда в мире столько зла?..» Или: «Почему добрый Бог не прекратит зло, тем более если Он говорит, что любит людей?»

> Проблема сводится не к одной Вифлеемской трагедии. Далеко в историю ходить не обязательно: у нас буквально перед глазами есть очень похожая — трагедия в Беслане. Вообще, в мире очень много зла: насилие, убийства, голод, стихийные бедствия. Во́йны, наконец… Об этом чудовищном количествеsзнает и Библия, которая же и утверждает, что Бог — это любовь. Более того, христианство говорит об окончательной в итоге земной истории победе зла на земле (см. книгу «Апокалипсис», или «Откровение св. Иоанна Богослова»).

> Как совместить доброту Бога, Его любовь — со злом, которое живет в мире? Этот вопрос в той или иной форме пытаются разрешить все религии и многие философские системы — от эллинистических, от немецкой философии Лейбница до русской религиозной философии XX века Н.А.Бердяева и Н.О.Лосского.

> Христианское сознание практично, а потому оно в меньшей степени интересуется вопросом «почему?». По большей части нам достаточно констатации некоторых фактов, которые мы воспринимаем как Откровение Божие. Да, Бог, безусловно, благ. Да, Бог, безусловно, сотворил мир, который — как результат творения Божия — тоже благ. Да, в мире существует зло. И за это зло отвечает не Бог, соответственно, некорректно предъявлять Ему претензию за зло и страдание в мире. Кто же отвечает за зло?

> Бог творит человека и духов (ангелов) свободными. Они обладают свободой внутреннего выбора между добром и злом, между Богом и не-Богом. Потенциально каждый человек может быть носителем и транслятором и добра, и зла. И именно человек (и падшие ангелы, которые, как известно, именуются бесами) творит зло, именно он приносит зло в мир, и именно он ответственен за то зло в мире, от которого он сам же и страдает.

> Но. Если Бог творит человека свободным, а свобода человека позволяет ему приносить в мир зло — значит, опять Бог ответственен за зло? Значит, виновен не царь Ирод, который отдал приказ убить детей, а Бог, который создал Ирода способным отдать такой приказ? Зачем Бог творит человека свободным, если свобода человека приносит зло?

> Бог творит человека свободным, дает ему возможность выбора — потому что любит человечество. Свобода — свойство Самого Бога. Бог свободен, свободен абсолютно, так сказать, по определению: Он никому не подчиняется, над Ним «выше» никого нет. Таким же хочет видеть Бог и человека — свободным: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт.1:27). Свободным настолько, насколько это в принципе возможно для человека — для того, чтобы он имел возможность переживать в максимальной степени полноту жизни, полноту бытия на божественном уровне. Ведь человек без свободы — это не человек, это биоробот.

> Но у свободы человека есть издержки: человек способен выбрать не только добро и Бога, но и зло и пойти наперекор Богу. С этими-то издержками мы и сталкиваемся в мире, в том числе в Вифлееме и в Беслане.

> Можно спросить: хорошо, но почему я и мой невинный ребенок отвечают за то, что Ирод для себя выбрал быть чудовищем? Философская мысль здесь предпочитает говорить не о вине (действительно, вряд ли кто-то из бесланских матерей виноват в гибели своих детей), а об общей, солидарной ответственности всего человечества за происходящее в мире, который Бог дал людям, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Человечество — единый взаимосвязанный и взаимозависимый организм, система сообщающихся сосудов. В этом смысле ответственность за зло в мире лежит на людях — на всех нас.

> Практичность же христианского сознания заключается в том, чтобы в первую очередь искать ответ на вопрос не «почему возникла такая ситуация?», а «что с этим делать?». Если точнее — как именно жить в мире, где так много зла? Решение — индивидуальный путь к добру и Богу, истребление зла в себе. Победа над злом в себе уменьшит и количество общего зла в мире.

> Как и обещал, я не ответил на ваш вопрос. Я лишь попытался определить основные моменты, опираясь на которые, можно приблизиться к пониманию проблемы. Рекомендую почитать специальную литературу. Тэг — теодицея или «оправдание Бога» (так эта проблема обозначается в философии). И еще — помолиться. Потому что мы с вами вторгаемся в область крайне высокого знания, где без Божьей помощи и без Божьего согласия ответ получить невозможно.

[ священник Димитрий Свердлов. С сайта "Нескучный сад"  ]

 

 

 +++ Юрий Вестель: Проблема зла: Зачем Бог сотворил мір? Откуда зло?
      >>> чем же всё это закончится?
       >>> Бог есть потому, что есть зло!
 +++ можно ли оправдать Бога за боль мира? Как понять творящееся в мире зло? (священник Георгий Чистяков, свящ. Александр Поляков) (+ссылки)
 +++ Николай Бердяев: Христианская теодицея (+ссылки)
 +++ о. Александр Мень: Теодицея в Библии (+ссылки)

 

 

к евангельскому чтению:
 + + + протопресвитер Александр Шмеман:
        связь спасения и гибели
(+ссылки)
 + + + Яков Кротов:
        Избиение младенцев. В.Н.Кузнецова: Назарет и Назорей
                    messia.ru/rasylka/009/2359.htm (+ссылки)
 + + + протоиерей Александр Мень:
         "Может ли быть что доброе из Назарета?"

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*За Ним пошло много народу.
 Он всех исцелил, но велел им никому не говорить о Нём.
 Всё это произошло, чтобы исполнилось сказанное устами пророка Исайи:
  "Вот Служитель Мой, которого Я избрал,
   Возлюбленный Мой, отрада Моей души́.
   Ему Я дарую Мой Дух,
   и Он возвестит Мой Суд народам.
   Не будет спорить Он, не будет кричать,
   речей на улицах произносить не будет,
   не переломит надломленного тростника
   и фитиля курящегося не загасит,
   пока не приведет к победе справедливость.
   И на имя Его будут уповать народы".* (Мф.12:15-21/*/)

             *********************************************

/*/ еванг. чтение субботы по Рождестве Xристовом.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4135.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»