=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

* 28 февраля 2022 г. ст.ст., воскресенье 1-е Великого поста

  /Торжество Православия/.

  литургические чтения: Евр.11:24-26,30-12:2; Ин.1:43-51.

 

 

к апостольскому чтению вс:
 + + + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):
        забег, а не спокойное продвижение к цели
 + + + вера messia.ru/rasylka/008/2137.htm (+ссылки)
 + + + К.Барт: нонконформисты
        messia.ru/rasylka/007/1777.htm (+ссылки)
 + + + Яков Кротов: Символ веры: "Верую..."
             messia.ru/rasylka/010/2525.htm

 

 

К евангельскому чтению вс:
 + В.Н. Кузнецова: "Сын человеческий" (+ссылки)
 + о. Яков Кротов: "Торжество Православия" и Нафанаил
                  (+ ссылки к евангельскому чтению)

 + он же: "Как увидеть невидимого Бога?"

 

 

 

 

 

> Вера и традиционализм

> Насколько православие аутентично? Аутентичность — старое условие истинности, мшистый идол, мостящийся на место Христа. Чтобы ему поклониться, Церковь должна походить на свое прошлое, повторять свои тексты, озираться на старые страхи, побеждать мертвых оппонентов и торжествовать древние победы («торжество православия» по поводу иконопочитания).

> Думаю, если бы в одночасье забылись все тексты, Церковь не утеряла бы своей аутентичности: она бы невольно воспроизвела их в другой форме, с другими акцентами, но с тою же целью.

> Структурно всякая проповедь состоит из идейной антитезы (инвективы, диатрибы), новизны и цели самого высказывания. Антитеза — то, против чего утверждается идея, может меняться и обязательно изменится. Новизна также должна меняться, ведь люди любят новое. А цель высказывания всегда тождественна себе, ее-то единственно и исповедуем. Так, например, аверроизм в истории не равен Аристотелю и даже аристотелизму, а неоплатонизм не то же, что Платон, — но без этих поздних философских течений мы едва ли знали бы об античных философах. Вывод: чтобы нести христианскую весть, ее нужно переосмыслить. Да, она перестает быть вполне аутентичной, но иначе невозможно передавать ее всей душой. Диалог Великого Инквизитора со Христом у Достоевского есть гениальная иллюстрация и, если угодно, апология этой неизбежности. Неверен вердикт Лютера: «исказили — значит предали», нет, искажали — значит передавали!

> Православный философ и богослов Хри́стос Янна́рас так оценивает соотношение традиционализма и духовности: «Люди стараются утвердить себя посредством своих индивидуальных добродетелей... На этом пути они превращают благовестие Церкви — иногда Писание, иногда Предание, а иногда и их вместе — в объективный „авторитет“, из которого они черпают метафизические и нравственные истины, которые подпитывают их эгоцентрическую самоуверенность. Они делают из Церкви „религию“, превращая ее в институцию, обеспеченную бюрократией, которая управляет верой так, как будто вера — это идеология. Авторитет институции и вес, присущий идеологии, гарантируют правильность индивидуального выбора „веры“... Евхаристия перестает быть осуществлением евангельского способа существования, явлением истинной жизни и превращается в индивидуальную обязанность участвовать в общей молитве. Догмат, выражающий общий церковный опыт, превращается в автономное идеологическое содержание, в рационалистический дисциплинарный кодекс, защищающий индивида от незнания и ошибок. Богословие подчиняется приоритету метода, превращаясь в построенную на доказательствах „науку“, предлагающую интеллектуально несомненные факты. Аскеза верных — акт и практика участия в динамике отношений, составляющих Церковь, — кодифицируется как правила закона и принципы индивидуальной нравственности. Таким образом, предание, вместо того чтобы быть передачей и восприятием живого опыта, превращается в собрание окаменелых формул „православия“ (ортодоксии), питающих индивидуальную самодостаточность, преданную мертвым схемам» (Подлинность православного традиционализма. § 3).

[ свящ. Вячеслав Рубский. Из книги "Православная духовность: перезагрузка"
(сс. 25–7 печатной версии)
  ]

 

 

 

 +++ протоиерей Вячеслав Рубский:
      мы защищаем икону Богочеловека (+аудио)
 +++ его же др. проповеди: 2021 (видео); 2017 (видео);
      аудио: про гусей: fb/vk; еще 3 проповеди (vk)
 +++ еп. Каллист (Уэр): Почитание икон
 +++ протоиерей  Алексаднр Мень:
     "Не смотри, человек, на грехи наши..." (+ ссылки)
 +++ он же о христианстве в VIII веке
 +++ он же в лекции "Великий пост"
 +++ его же проповедь 7 марта 1982 г.
 +++ его же общая исповедь 28 февраля 1988 (разные вар-ты расшифровки):
      в кн. "Прости нас, грешных" / "Истина и жизнь" №9, 2005 /
      в "Книге о Великом посте" (заголовок – "Милостив буди мне грешному..."
) / АУДИО
 +++ священник Филипп Парфенов:
      Торжество и нищета Православия (+ ссылки)
 +++ митр. Сурожский Антоний:
      ожившие иконы. победа Божия над нами
       messia.ru/rasylka/010/2526.htm (+ ссылки)
 +++ Бог – иконоборец (Клайв Льюис, Питер Крифт)

      messia.ru/rasylka/009/2387.htm (+ ссылки)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Над насмешниками Он посмеется,    а кротким дарует милость.
 Мудрые обретут славу,          а глупцы погрязнут в позоре.
 Слушайте, сыновья, наставление отца,
                                  внимайте, набирайтесь ума.
 Ведь я учу вас добру,        не пренебрегайте наказом моим.
 Были отец с матерью и у меня,
                       был и я для них любимцем ненаглядным.
               Вот как отец поучал меня:
 сохрани в сердце мои слова,
                        соблюдай заветы мои – и будешь жить.
 Приобретай мудрость, обретай знание,
                не забывай и не отвергай того, что сказал я.
 Не покидай мудрости – и она сохранит тебя,
                              люби ее – и она обережет тебя.
 В чём начало мудрости? Обретай мудрость,
                       что бы ты ни копил, накопи разумение.
 Оцени мудрость – и она вознесет тебя,
                           прославит тебя, если обнимешь ее.
 Великолепный венок на главу возложит,
                                принесет тебе сияющий венец.
 Выслушай, сын, и прими мои слова –
                               и продлятся годы твоей жизни.
 Путь мудрости укажу тебе,          направлю дорогой прямой.
 Пойдешь – не собьется шаг,   если побежишь, не споткнешься.
 Держись этих правил, не отступайся,
                           храни их, ибо в них – твоя жизнь.
 На дорогу нечестивых не вступай,
                                  не следуй по пути злодеев:
 сверни с него, не ходи по нему,
                               пройди стороной, ступай мимо.
 Ведь им не спится, если не сотворили злодейства,
                 глаз они не сомкнут, если кого не погубили.
 Ведь питаются они злодейством, как хлебом,
                                   и пьют насилие, как вино.
 Путь благочестивых – как свет зари,
                        что разгорается ярче с приходом дня.
 А путь нечестивых – во мраке,
                              и неведомо им, где споткнутся.
 Сын, прислушайся к моим словам,
                               к речам моим будь внимателен.
 Да не ускользнут они от тебя,
                                сохрани их в глубине сердца.
 Ибо станут они жизнью для того, кто обрел их,
                                будут для плоти целительны.*
                                           (Пр.3:34-4:22/&/)

* * *

*Благодаря вере Моисей, став взрослым,
 отказался называться сыном дочери фараона.
 Он предпочел делить тяготы с народом Божьим
 вместо того, чтобы наслаждаться
  временными удовольствиями греха.
 Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего,
 он счел богатством бо́льшим, чем сокровища Египта:
 ведь он устремлял свой взор к будущей награде.
 Благодаря вере он покинул Египет,
  не убоявшись царского гнева –
 он был стоек, как человек, видящий Невидимого.
 Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью,
 чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян. ...
 Но сто́ит ли продолжать?
 У меня не хватит времени рассказать
 о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде,
 а также о Самуиле и пророках.
 Благодаря вере они
  покоряли царства, вершили справедливость,
 добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов,
 гасили яростный огонь, спасались от острия меча,
 обретали силу после слабости, становились могучими в бою,
 разбивали войска чужеземцев.
 Женщины получали умерших детей воскресшими.
 Иных мучили до смерти,
 но они отказались от свободы,
 чтобы обрести воскресение в лучшей жизни.
 Другие же испытали на себе издевательства и побои,
 даже цепи и тюремные решетки.
 Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами.
 Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры,
 вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.
 Те, кого весь мир был недостоин,
 блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях.
 Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу,
 но не получили обещанного.
 И это ради того,
 чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами,
 так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.
 И раз вокруг нас такая тьма свидетелей,
 то нам надо снять с себя бремя цепкого греха
 и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко,
 не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры – Иисуса.
 Ради той радости, которая Ему предстояла,
 Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте
 и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего.*
                            (Евр.11:24-28,32-12:2/*/)

*********************************************

/*/ апостольское чтение воскресенья.
/&/ новый перевод РБО (2000г.). чтение понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4158.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»