=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 1 мая 2023 г. ст.ст., воскресенье 5-е по Пасхе
  (посвященное беседе Христа с самарянкой).
  литургические чтения:  Деян.11:19-26,29-30; Ин.4:5-42.

 

 

 

к апостольскому чтению:
+++ митр. Сурожский Антоний: Это имя принадлежит и нам

 

 

 

 

 

> Христианство или атеизм

> <...> С одной стороны, современные атеисты относятся к христианству как к басне и древнему суеверию. С другой стороны, современные христиане всё ворчат по поводу ужасного безбожия современности. Хотелось бы, однако, чтобы эти современники наши — атеисты и христиане, спросили бы себя: почему единственное общество массового атеизма родилось на земле многовековой проповеди Благой Вести — и нигде больше? Это вопрос для атеистов. А вот для христиан: как так получилось, что многовековая проповедь Благой Вести привела к обществу массового безбожия, к этой ужасной современности?

> Все известные нам культуры — включая неандертальца — религиозны. Все верили в каких-то богов. Все да не все: западная культура — как стыдливо называют (пост)христианскую культуру — атеистична. Вспомним, что античные язычники убивали христиан, потому что христиане были атеистами — не признавали богов, не совершали жертв, не верили в мифы. Все культуры совершают жертвоприношения, а Запад — нет (или совершает Бескровную, анти-жертву). Все культуры верят в мифы, а мы сделали слово «миф» синонимом «басни», «выдумки». Может ли это быть случайностью? Можем ли мы сказать:  христианство ведет к атеизму?

> Каков бы ни был ответ на этот вопрос, сам вопрос принципиален: какая-то связь между христианством и атеизмом, и шире — христианством и современностью, определенно есть. Проще говоря: какая-то связь между историей христианских народов и собственно христианством очевидно должна существовать. Её следует прояснить.

> Но мы отчасти уже подвели к ответу: атеизм не противоположен Евангелию, но врожден ему. Мы исповедуем религию Распятого, Оставленного Богом на Кресте. Религию мироносиц, лишенных веры и надежды. Религию Фомы, чьё «прекрасное неверие» основывает, учреждает «знание верных» {Из стихир воскресных, Иоанна монаха, в Неделю Антипасхи. – Пр.р.р.}, ортодоксию. Атеизм — неверие — на самом деле входит в ядро христианской веры.

> Если смотреть из этой точки — евангельского атеизма — видно становится многое. Для религии, скажем, принципиальна оппозиция сакральное-профанное. Разве Христос не уничтожил её в Самом Себе? Он — Бог, ставший человеком, т.е. профанировавший божество? Или скажем иначе: сакрализовавший в Себе человечество, что одно и то же? Всё — профанное или всё — сакральное; как бы ни сказать это, всё равно получается фундаментального различия всякой религии больше нет — христианство уничтожило его: «всё свято» или «нет ничего святого». «Не на той горе́ и не на этой» — а в «духе и истине» зовёт нас поклоняться Отцу Христос.

> Мерзость перед Богом

> Вообще давайте подумаем над специфически западным — т.е. (пост)христианским — презрением к религии. Разве это презрение, это отвращение не учреждается Самим Богом еще в Ветхом Завете?

> Слово «религия» происходит от слова «связь» (по популярной, но, кажется, неверной этимологии — но нам это сейчас не важно): связь Бога и людей. Если связь нужно устанавливать — стало быть, она разорвана. И действительно, согласно книге Бытия, до грехопадения люди и Бог находились в непосредственном общении. Грехопадение есть отпадение от Бога. И уже в падшем состоянии человек учреждает религию.

> Первая библейская история о религии — про Авеля и Каина. Два брата приносят жертвы — и один убивает другого. Авель становится первой религиозной жертвой и первой жертвой убийства: где религия — там и кровь. Можно найти подобные рассказы в разных культурах (Ромул убивает Рема) — но только Библия осуждает Каина и не забывает крови невинной жертвы. В этом отличие Библии от мифа, библейской веры от религий.

> Религия — это иллюзия. Эта библейская идея стала общим местом. Насколько религии стремятся к Богу, настолько они нейтральны, если не благи. Но потом они заменяют Бога идолами и становятся страшными. Сатана — отец лжи (религиозного обмана) и «человекоубийца от начала» (религиозные жертвы — во всех смыслах слова).

> Борьба с религией становится одним из основных мотивов Ветхого Завета: заповедь «не сотвори себе кумира», отсутствие «образа Бога» в иудейском культе, пустое место в центре Иерусалимского храма. Бог многажды называет все религиозные культы «мерзостью перед Богом». В конце концов Бог осуждает и Свой собственный культ, установленный в Израиле, говоря через пророков: «ненавижу праздники ваши».

> Борьба эта достигает предела в Новом Завете, в воплощении Бога. «Наступает время, когда и не на горе́ сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, /…/ а в духе и истине». Это наступающее время — наше время. В ответ на Пришествие Христа священники, власть и фанатичная толпа убивает Бога.

> Где бы ни была провозглашена Благая Весть — везде религии умирают, жертвоприношения останавливаются, кумиры пребывают в забвении.

> Иоанн Богослов в Апокалипсисе свидетельствует, что не видел храма в Новом Иерусалиме. Потому что в мире после Второго Пришествия храма — религии — не будет, но Бог будет «всё во всём».

> Христианство — ликвидатор религии. То что мы здесь не бредим докажут три великих философа, цвет современной западной — (пост)христинской — философии.

> Жак Деррида в «Оставь это имя» пишет:

> «Если, с одной стороны, апофатизм доходит едва ли не до атеизма, нельзя ли сказать, что, с другой стороны, или как раз по этой причине, крайние и наиболее последовательные формы открытого атеизма всегда будут свидетельствовать о настойчивой устремленности к Богу? Не заложена ли эта устремленность в программе апофатизма, в само́й его матрице? Скажем, как типичное и вполне атрибутируемое возвращение?» [Надо ли говорить, что апофатизм — вершина православного богословия?]

> Славо́й Жижек в «Кукле и карлике» пишет:

«Когда умирает Христос, вместе с ним умирает тайная надежда, заметная в его словах: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?», надежда на то, что ЕСТЬ отец, который покинул меня. «Святой Дух» — это сообщество, лишенное поддержки в большом Другом. Смысл христианства как религии атеизма — не в вульгарно-гуманистическом обожествлении человека, при котором обнаруживается, что человек — это тайна Бога (как рассуждал Фейербах и др.): христианство атакует религиозное ядро, которое выживает даже в условиях гуманизма, вплоть до сталинизма с его верой в Историю как «большого Другого», определяющего объективный смысл наших поступков».

> Рене Жирар в «Вещах, сокрытых от создания мира» пишет:

«[Евангелия] отрицают ответственность Бога за болезни, немощи, катастрофы, в которых страдают невинные люди, — и самое главное за конфликты. […] Стародавняя неосознанная практика приписывания божеству ответственности за всё зло, которое случается с людьми, здесь полностью отвергается. Евангелия отнимают у божества самую главную функцию, которая была за ним закреплена в примитивных религиях, — способность сосредотачивать в себе всё то, с чем люди не могут справиться в своих взаимоотношениях с миром, и прежде всего — друг с другом.
Поскольку этой функции больше не существует Евангелия могут приступить к утверждению своего рода практического атеизма».

[ Владимир Шалларь. Из ст. "Евангельский атеизм" ]

 

 

 

к евангельскому чтению:
 + + + прот. Вячеслав Рубский. Проповедь 2022 г. (видео)
 + + + он же: Проповедь православия других
 + + + он же: верить в веру или верить в Бога?
 + + + протопр. Александр Шмеман: христианство означает конец религии
 + + + преподобный Анастасий Синаит отвечает на вопрос "Кто суть те истинные поклонники, которые будут поклоняться Отцу и Богу не на горе сей, и не в Иерусалиме?"
 + + + игумен Силуан (Туманов):
        Напои нас Водою Живою во причащении Святых Твоих Тайн...
 + + + свящ. Яков Кротов: "Господи! вижу, что Ты пророк!" (тж к ап. чт-ю)
 + + + свящ. Александр Мень: 
        Христос и самарянка. Поклоняться в духе и истине
                messia.ru/rasylka/008/2202.htm (+ссылки)
 + + + он же: Христос и женщина
 + + + он же: приучить себя поднимать глаза к небу
 + + + М.С.Красовицкая: центр новозаветного учения о богослужении
                                                       (+ссылки!)
 + + + протоиерей Сергий Булгаков: у колодца Иакова (+ссылки!)
 + + + митр. Антоний (Блум): Христос и самарянка
        messia.ru/rasylka/007/1840.htm (+ссылки!)
 + + + Энтони де Мелло.
        Хорошая религия — противоположность неосознанной жизни

 + + + прот. Андрей Дудченко: Постконфессиональность
 + + + свящ. Александр Шрамко. (Проповедь, 2020 г.)
 + + + Александр Королёв. Духовная революция

«Ведь всякий, к кому пришел Христос, более не поклоняется Богу ни в Иерусалиме, ни на горе́ самарян, но, узнав, что Бог — Дух, духовно служит Ему в духе и истине (Ин 4:24) и уже не образно поклоняется Отцу и Творцу всего»
(Ориген. Комм. на Ин,I,35).

«Спаситель ответил, что желающий следовать Господу должен оставить предрассудок относительно преимущества мест... В самом деле, те, которые поклонялись Богу в Иерусалиме, служили собственно тени или образу, и, следовательно, почитали Бога не истиною и не духом»
(Он же. О началах, I,1,4).@

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Иисус сказал:
  — Я – свет миру.
  Тот, кто пойдет за Мной,
  не будет блуждать во тьме –
  с ним будет свет жизни.* (Ин.8:12 – из еванг. чтения четверга)

* * *

 *Ученики просили Иисуса: "Равви, поешь!"
  Он ответил: "У Меня есть пища, о которой вы не знаете".
  Ученики стали говорить между собой:
  "Может быть, кто-нибудь принес Ему поесть?"
  Иисус говорит им:
  "Моя пища – исполнить волю Того, кто послал Меня,
   и завершить Его дело.
  Разве вы не говорите: 'Еще четыре месяца – и наступит жатва'?
  Но вот, говорю Я вам,
  поднимите глаза, посмотрите на нивы,
   как они побелели, созрев для жатвы!
  Жнец получает и плату свою,
    и урожай собирает для вечной жизни,
  так что радуются одинаково / и тот, кто сеял, и тот, кто жнет.
  Вот так подтвердилась пословица: / "Сеет один – жнет другой".
  Это Я послал вас жать ниву, / на которой трудились не вы –
  там трудились другие,
    а вы разделяете с ними / плоды их трудов".*
                               (Ин.4:31-38 – из воскресного чтения)

* * *

*И снова Иисус сказал им:
 - Скоро Я ухожу. Вы Меня будете искать, но умрете в грехе.
   И куда Я уйду, вам туда не прийти.
 Тогда они заговорили:
 - Что Он имеет в виду, говоря: "Куда Я уйду, вам туда не прийти"?
   Он что, собирается покончить с собой?"
 Иисус стал говорить им:
 - Вы из мира, который внизу,
   Я же – свыше.
   Вы из этого мира,
   а Я не из этого мира.
   Я сказал вам: "Умрете в грехах!"
   Если не верите, что ЭТО – Я,
  умрете в грехах!
 Они спросили Его:
 - Так кто же Ты?
 Иисус ответил:
 - Тот, кем Я себя называл с самого начала,
   Я мог бы сказать о вас многое и осудить вас,
   но Пославший Меня правдив,
   и что Я услышал от Него, то Я и говорю миру.
 Они не поняли, что Он говорит им об Отце.
 Иисус продолжал:
 - Когда вознесете Сына человеческого,
   тогда поймете, что ЭТО – Я
   и что Я ничего от себя самого не делаю:
   Я говорю только то, чему Меня научил Отец.
   А Пославший Меня со Мною – Он не оставил Меня одного,
   потому что Я всегда делаю то, что Ему нравится.
 И многие поверили в Него благодаря этим словам.*
           (Ин.8:21-36 – еванг. чтение пятницы и часть чтения субботы)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/_23P5.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»