"либералы" Некто 'Valerius' http://pravbeseda.ru/forum/view.php?site=pb&bn=pb_main&key=1116085082&PHPSESSID=beb300c1169d0fd4ea24edb0ed2904dd Вопрос о том, как христианину одеваться, уже рассмотрен в Библии в письмах апостола Павла. В 11-й гл. 1-го послания к Коринфской церкви Павел, как известно, рассуждает в том числе и об одежде (конкретно - о ношении или не ношении женщинами и мужчинами головного убора). Поскольку с непокрытой головой в Римской империи ходили лишь незамужние девицы да проститутки (т.е. те, кто свободен от власти супруга), то Павел, понятное дело, советует женщинам-христианкам покрывать голову (тогда как некоторые христианки демонстративно ходили с непокрытой головой в знак своего освобождения во Христе). В данном конкретном случае интересно то, какие именно аргументы использует апостол. Приведя целый ряд богословских и иных доводов, Павел в конце-концов приходит к очень простому заключению, относительно хождения с непокрытой головой: "Мы не имеем такого обычая". Вывод. Одежда христианина может быть абсолютно любой, если только она соответствует двум непременным условиям: 1) Одежда, выражаясь словами апостола Павла, должна соответствовать "обычаю", то есть находиться в рамках общепринятых за пределами Церкви местных правил приличия, чтобы, например, язычники не смотрели на христианских женщин с непокрытой головой, как на на дам легкого поведения (как это, порой, случалось в Римской империи). 2) Одежда также не должна вызывать распрей и расколов внутри самой Церкви. Если где-то считается приличным покрывать голову, то нельзя, даже имея свободу во Христе, срывать с себя платок, как во времена апостола Павла, и провоцировать своих собратьев-христиан шарахаться от тебя как от римской блудницы. И наоборот, если на современном Западе обычай давным-давно уже разрешает христианкам (в том числе и православным) ходить без платка, то и нечего их осуждать. ------------------------------------------------------------------------------------------------ "традиционалисты" свящ. Вячеслав Резников www.pues.ru/orthodox/propov/pd_08.htm?print О отвержении себя Четверг. / Мф.16,24-28; 1Кор.10,28-11 "Иисус сказал ученикам: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною". Вчера мы читали, как Петру пришлось отвергнуться человеческой жалости ради Божьего дела. Но иногда надо принести в жертву даже свое более правильное понимание того или иного вопроса. Допустим, я твердо знаю, что идол – ничто; не верю я и в силу надо мною бесов. Совесть моя не смущается: я просто, не исследуя, "с благодарением вкушаю пищу". Но вот мне указали на кусок мяса, который я уже собрался положить в рот, и сказали: "это идоложертвенное", то есть часть жертвы, принесенной идолу. Причем, сказал мне это или язычник, или маловерный брат, еще придающий какое-то значение идолам. Его совесть смутилась, а я почему-то должен при его словах тут же положить взятый кусок на место, и не ради своей пользы, а "ради того, кто объявил" мне. Я, умный, знающий, должен лишить себя пищи ради того, кто ниже меня. Но я должен это сделать, должен в этом отвергнуться себя, потому что сказано: "едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией. Так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись". Упоминается сегодня и другой повод отвергнуться себя. Апостол напоминает о церковном обычае, чтобы женщина молилась с покрытой головой. Этот обычай держится по сей день. И вот такая, казалось бы, простая вещь иными женщинами воспринимается с сильнейшим протестом. Дело, конечно, не в самом платке. Апостол напоминает о природной подчиненности жены мужу. Платок – внешний знак этой подчиненности. "Мужу глава Христос", а "жене глава – муж". И "муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа". И поэтому "всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову". Не люди так придумали, но Бог так устроил. И неужели от Бога может исходить неразумное, постыдное? Все прекрасно, когда все на своем месте. Но для женщины, воспитанной на противоположных принципах, впервые покрыть голову в церкви – настоящий подвиг, настоящее отвержение себя ради Христа. Вот только два примера. Но каждый из нас мог бы привести много своих собственных. Потому что каждый, стараясь идти за Христом, преодолевает свои собственные трудности, рвет свои собственные путы. И не надо жалеть этих пут. Нельзя держаться за что-то гибельное только потому, что оно мое. Ибо, что значит "мое"? – а только то, что оно губит только меня. Поистине, "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее". * О волосах и о чести Пятница. / Мф.17,10-18; 1Кор.11,8-22 Все в Божьем мире – на своих, Богом определенных, местах. Так и отношения мужа и жены находятся в прямой зависимости от происхождения обоих. И хотя об этом прямо сказано в Священном Писании, Апостолу приходилось напоминать, что "не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа". А поскольку человек принадлежит как невидимому, так и видимому миру, то жена не просто должна знать и помнить о своем происхождении, но и "должна иметь на голове своей знак власти над нею": покрывать голову во время предстояния пред Богом. И даже не для человеков это важно, а "для Ангелов". Потому что послушание по плоти говорит о духовном преуспеянии, и Ангелы более, нежели люди, способны это оценить. Апостол предлагает и самим Коринфянам рассудить, "прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головою? Не сама ли природа учит нас, – пишет он, – что если муж растит волосы, то это бесчестие для него; но если жена растит волосы, это для нее – честь: так как волосы даны ей вместо покрывала ". Но при этом мы не можем не вспомнить ветхозаветных назореяв, для которых растить волосы было честью. А как выглядел всеми чтимый пророк Илия: "весь в волосах, и кожаным поясом препоясан по чреслам" (4Цар.1,8). И потом – как мог возникнуть в Церкви обычай для священнослужителей растить волосы и быть во время Богослужения с покрытой головой? Очевидно, когда Апостол говорит о чести, он говорит о чести для каждого чина. Для мирянина честь в одном, для священника в другом. В таинстве брака мужа и жену трижды обводят вокруг Креста и Евангелия, а в таинстве священства ставленника трижды обводят в алтаре вокруг престола. Его венчают с церковью. И эти великие узы становятся сильнее брачных уз. По нашим обычаям священник даже перестает носить обручальное кольцо, чтобы внешние знаки брака не оспаривали знаков священства. Даже одежда ему положена с застежками на левую сторону, как у женщины. И растить волосы для него становится честью. Потому что знаки его власти над женой уступают знакам его подвластности Богу и Церкви. И если мужчина в миру чувствует свои права и обязанности, основанные на твердых законах природы, то став священником, он должен острее чувствовать свою непосредственную зависимость от воли Бога. Так что для всякого честь – быть в своем, Богом установленном чине. А бесчестие – или позорно опускаться ниже, или дерзко, вопреки своей природе, лезть наверх. Всему установлено свое почетное и единственное место. И только условно одно называется "первым", другое "вторым", а иное "третьим". В Господе же "ни муж без жены, ни жена без мужа". "Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога".