Эразм Роттердамский. ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ (LXV) http://www.krotov.info/library/e/erazm/moria61.html > <....> Итак, возвращаюсь к Павлу: "Ибо вы, - говорит он, - люди > разумные, охотно терпите неразумных".{2Кор.XI,19} К последним > причисляет он самого себя. И далее: "Примите меня, хотя <бы> > как неразумного" и "Что скажу, то скажу не в Господе, а как бы > в неразумии".{Там же, 16,17} И в ином месте: "Мы, - говорит, - > безумны Христа ради".{1Кор.IV,10} Слышали, как хвалит глупость > такой неопровержимый автор? Он даже провозглашает ее вещью > самонужнейшей и полезнейшей: "Если кто из вас думает быть мудрым > в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым". {Там же, III,18} > И у Луки Иисус называет "несмысленными" двух учеников, которых > повстречал на дороге.{Лк.XXIV,25} Но еще удивительнее, что святой > Павел в какой-то мере приписывает глупость самому богу: "Немудрое > божие, - говорит он, - премудрее человеков".{1Кор.I,25} Согласно > толкованию Оригена,{} "немудрое Божие" не является таковым лишь > во мнении людей. То же самое утверждает он и относительно следующего > стиха: "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть". > {1Кор.I,18} Впрочем, чего ради мне мучиться, подбирая столько > свидетельств, если в боговдохновенных псалмах сам Христос прямо > говорит Отцу: "Ты знаешь безумие мое".{Пс.XVIII,6} > Отнюдь не случайно дураки столь угодны Богу. Я полагаю, что > это объясняется теми же причинами, по которым люди чрезмерно > благоразумные бывают подозрительны и ненавистны великим государям; > Цезарь страшился Брута и Кассия, но не испытывал никакого страха > перед забулдыгой Антонием,{} Нерон ненавидел Сенеку,{} Дионисий - > Платона.{} И, напротив, монархи всегда жаловали людей невежественных > и тупых. Так и Христос всегда осуждал мудрецов, кичащихся > своим благоразумием. Об этом свидетельствует Павел, совершенно ясно > говоря: "Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить > мудрых".{1Кор.I,27} И еще: "Благоугодно было Богу юродством > проповеди спасти верующих",{Там же, 21} тогда как спасти > их при помощи мудрости он не мог. И сам Господь недвусмысленно > подтвердил это, возгласив устами пророка: "Погублю мудрость мудрецов > и разум разумных отвергну".{1Кор.I,19, где Павел цитирует > Ис.XXIX,14} Христос восхваляет Бога, скрывшего тайну спасения > от мудрых и открывшего ее малым сим, иначе говоря - глупым, ибо > в греческом подлиннике вместо "малых сих" стоИт: "неразумные", > кои противополагаются мудрецам. Подобным же образом надо толковать > и то, что Христос в Евангелии повсюду обличает фарисеев, книжников > и законников, но заботится и печется о невежественной толпе. > Что иное означают слова: "Горе вам, книжники и фарисеи", > {Это восклицание встречается во многих местах Евангелий.} если > не "Горе вам, мудрые"? Всего больше любил Он проводить время > с детьми, женщинами и рыбаками. Да и среди бессловесных животных > по душе Христу были те, которые всего далее от лисьей хитрости: > Ему угодно было воссесть на осла, тогда как Он мог, если бы пожелал, > безнаказанно оседлать и львиную спину. Дух Святой снизошел на Него > в виде голубя, а не орла или коршуна. В Священном Писании > часто упоминаются молодые олени и ягнята. Вспомните также, что Своих > верных, призванных к бессмертной жизни, Христос называет "овцами". > А ведь каждому известно, что нет на земле существа глупее овцы; > сошлюсь в том хотя бы на Аристотеля, который утверждает, что > по причине бестолковости этого животного его именем называют > людей глупых и тупоумных. И, однако, Христос провозгласил > Себя пастухом этого стада и даже радовался, когда Его самого > именовали агнцем. Указывая на него, Иоанн сказал: "Вот Агнец Божий". > {Ин.I,29 и 30} О том же многократно упоминается и в Апокалипсисе. > Не доказывает ли это, что все смертные - глупцы, в том числе - > и благочестивейшие из смертных? Сам Христос, хотя в Нём воплотилась > мудрость Отца, стал тем не менее некоторым образом глупым, > дабы помочь глупости людей: усвоив человеческую природу, Он > и характером сделался подобен человеку. Равным образом стал Он > грешником, чтобы уврачевать грех, и уврачевал Он его не чем иным, > как юродством креста при помощи невежественных глупцов - апостолов. > Последним Он усердно проповедовал неразумие и предостерегал > против мудрости, указуя им в виде примера на детей, лилии, горчичные > зёрна и маленьких птичек - то есть нечто глупое, чуждое здравого > смысла, живущее по внушениям одной природы, безо всяких забот > и без всяких хитростей. Далее Он не велел Своим ученикам обдумывать > речи, которые они будут держать перед властями и правителями, > не дозволял испытывать времена и сроки, очевидно для того, чтобы они > ни в чём не полагались на собственное свое суждение, но единственно > на Него одного уповали всей душой. В том же смысле разуметь должно > и то, что Бог, сотворив мир, запретил вкушать от древа познания > добра и Зла, словно познание - смертельный яд для блаженства. Также > и Павел открыто хулит знание, как вещь пагубную и ведущую > к надменности. Я полагаю, что по его примеру св. Бернард назвал > гору, на которой засел Люцифер, Горою Познания. Быть может, > не следует упускать здесь из виду и следующего довода: Глупость > до такой степени угодна Всевышнему, что ради нее одной отпускаются > все прегрешения, меж тем как ни один мудрец этого не удостоен. > Вот почему люди, хотя грешат с полным пониманием того, что делают, > но, умоляя о прощении, ищут покровительства Глупости и пользуются ею > как отговоркой. Так, Аарон, сколько помнится, в Книге Чисел, просит > у Моисея помилования, говоря: "Господин мой, не поставь нам в грех, > что мы поступили глупо и согрешили".{Чсл.XII,11} Так и Саул > оправдывается перед Давидом: "Безумно поступал я и очень много > погрешал".{1Цар.XXVI,21} Да и сам Давид взывает к Господу: "Ныне > молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо весьма неразумно > поступил я".{2Цар.XXIV,10} Он был уверен, что не получит отпущения, > если не сошлется на глупость свою и неведение. Но вот еще более > разительное подтверждение моей мысли. Когда Христос молился > на кресте за Своих врагов: "Отче, прости им..." - он не нашел > для них иного оправдания, кроме неразумия: "...ибо не ведают, - > сказал, - что творят".{Лк.XXIII,34} Равным образом и Павел писал > к Тимофею: "Помилован я Богом, потому что так поступал по неведению, > в неверии".{1Тим.I,13} Но ведь "поступал по неведению" и значит: > действовал по глупости, а не по злобе душевной. Апостол "помилован" > лишь потому, что прибег к покровительству Глупости. В мою пользу > свидетельствует и вдохновенный псалмопевец, о чём я позабыла > упомянуть в надлежащем месте: "Грехов юности моей и преступлений > неведения моего не вспоминай".{Пс.XXIV,7. ...} Заметьте, > пожалуйста, что он ссылается на два смягчающих обстоятельства: > на юность, чьей подругою я всегда бываю, и на невежество. Обратите > также внимание на то, что он говорит о преступлениях > своего неведения во множественном числе, дабы мы тем лучше могли > уразуметь всю великую силу Глупости. [ Эразм Роттердамский. ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ (LXV) www.krotov.info/library/e/erazm/moria61.html ] * * * СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ. JA http://www.krotov.info/library/bible/comm/02b.htm БЕЗУМИЕ В Библии Б. противопоставляется мудрости (напр Притч 10.1,14). Критерием для определения как мудрости, так и Б., служит нравственный уровень жизни и стремление к познанию Бога. Безумный - это глупый, неосторожный, а также нечестивый ч-к (Притч 1.22-32; Сир 22.9-18), не принимающий ни Закона (ВЗ), ни Христа (НЗ). 1. +Мудрые+ предостерегают молодого неопытного ч-ка против соблазнов, к-рые могут привести его к безумному поведению: от развратных женщин (Притч 7.5-27), от Б., к-рое есть олицетворение нечестия (Притч 9.13-18). Они дают изображение безумного, чтобы показать своим ученикам, во что они могут обратиться при отсутствии дисциплины (Сир 21.14-20). Не дойдут ли они до того, что станут думать, будто бы Господь не может покарать, или что Он ничего не видит (Сир 16.17-23), или даже, что Его нет (Пс13.1)? А затем не сочтут ли они праведников за безумцев (Прем 5.4), а смерть их за окончательную погибель (Прем 3.2)? В слав. Библии встречается выражение «не даде Б. Богу»; оно означает «не богохульствовал» (напр Иов 1.22). 2. +По отношению к Царству Божию+, пришедшему в лице Христа, Б. заключается не только в нечестии, отвергающем Божий Закон, но и в такой мудрости, к-рая не принимает Божией благодати. Всем необходимо коренное обращение, чтобы принять слова Христа и применять их к жизни, без чего ч-к становится безрассудным (Мф 7.26). Б. - опираться на свое богатство, как беззаботный и алчный богач (Лк 12.20); Б. - не отвечать на требования Божий, как неразумные девы (Мф 25.1-13) или стараться их обойти как фарисеи (Мф 23.17). В глазах того, кто признает связь между болезнью, грехом и бесами, Б., преобразившееся в любовь, может символизироваться рассказом о Гергесинском свирепом бесноватом, устрашавшем всех жителей своей области, а после исцеления хотевшем следовать за своим Спасителем - Иисусом (Мф 8.28-33 п). Согласно Павлу, подлинное Б. - не верить в Премудрость Божию, открывающуюся нам во Христе распятом и в юродстве его проповеди (1 Кор 1.18-29). Верующий должен даже быть готов, как Сам Христос (Мк 3.21), казаться неразумным в глазах мира сего (1 Кор 3.18-20); так Павел был признан безумным (1 Кор 4.10; Деян 26.24); и каждый апостол Христа распятого будет иметь ту же участь, так как он возвещает спасение, к-рое есть «немудрое Божие» (1 Кор 1.25), Б. любви, т.е наивысшую премудрость. * * * Тертуллиан. О ПЛОТИ ХРИСТА(4-5) http://www.krotov.info/library/t/tertull/plot.htm см. ../../rasylka/005/1259.htm * * * Романо Гвардини. ГОСПОДЬ (IV.8) http://www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_4.html (ср. http://messia.ru/rasylka/002/176a.htm) В двадцатой же главе Евангелия от Матфея говорится: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем... Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими: но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но что-i бы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (20-28). Ученики сознают свою личную ценность и хотят услышать, будет ли она оценена по достоинству. Хотят знать, будет ли учтено, что этот пришел к Иисусу раньше того, что один особо прилежен, а другой уважаем в своем селе. Вмешиваются еще и другие - родственники. Мать сыновей Зеведеевых хочет выйти на первый план, и то, что мы тут видим, представляет собой настоящую попытку захватить позиции с наскока, вызывающую естественное возмущение оттесненных. Из всей этой сутолоки всплывает вопрос: «Кто больший в Царстве Небесном?» Это означает, в первую очередь, что Учитель должен сказать, какими мерками определяются ранг учеников и их притязания. Но за этим весьма земным желанием скрывается другое, более значительное: узнать, какие вообще порядки в том новом, что должно прийти? Иисус дает предельно образный ответ: ставит перед вопрошающими ребенка. Марк рисует эту картину точными штрихами: Иисус подзывает ребенка - садится - ученики окружают Его - Он обнимает ребенка, ставит его посреди всей группы и, показывая на него, говорит: вы, взрослые, настаивающие на своей правоте, преследующие свои цели, — вот где мерило! Оно противоположно вам. Противоположно вашим взглядам и вашему поведению... Так опрокидываются у них на глазах их ценности. В Царстве Божием будет не так, как в мире, где есть господа и иерархии, есть слуги, дельцы, ловкачи, пройдохи и растяпы, недотепы, простаки, а потому есть преуспевающие и неудачники. Все будет перевернуто, о чем и свидетельствуют ликующие слова Иисуса после возвращения посланных учеников: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф.11.25-26). И как впоследствии говорит Павел: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор.1.27). В ребенке жизнь начинается заново, в противоположность тем, кто уже пришел в мир и устроился в нем. Ребенок меняет всю систему оценок, обращая их против мира. Поэтому у взрослых под естественной нежностью нередко скрывается затаенное, подчас неосознанное раздражение против ребенка. Потому этот образ и действует так сильно. Он не только стоит у нас перед глазами, но и затрагивает наши самые живые чувства. В истории христианского благовество-вания слово о детскости сыграло большую роль. Он был объявлен мерой христианской жизни, и притом с полным правом. Но мы не можем закрывать глаза на то, что таким образом в христианское мировоззрение проникло и нечто дурное, нечто расслабленное и незрелое, некая скверная зависимость. Что же имеет в виду Господь, придавая ребенку такое значение? <...> * * * Михаил Поснов. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (I.I) http://www.krotov.info/history/00/posnov/02_posn.html Распространение Христианства среди различных слоев общества см. www.messia.ru/rasylka/010/2596.htm#0 * * * Александр Шмеман. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПРАВОСЛАВИЯ (2.2) http://www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_02.html Было время, когда первых христиан было принято искать в «социальных низах» Империи, в том международном пролетариате, который наполнял большие города, особенно порты, и где, из-за бедности и социального неравенства, казалось, легче могли прорасти слова о любви, о надежде, о новой жизни. Описание коринфской церкви у Павла как будто подтверждает такое предположение: «Посмотрите, братья, - пишет он коринфянам, - кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти (то есть образованных), не много сильных, не много благородных... Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира, и уничиженное и ничего незначущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее»... (1Кор.1,26). Но все же неверно стилизовать раннюю Церковь в «пролетарские» тона, видеть в ней одно социальное явление и чуть ли не продукт классовой борьбы. У того же Павла в послании к Римлянам мы встречаем имя «Эраста, городского казнохранителя», в Афинах он обращает члена Ареопага - Дионисия, в Фессалониках «из знатных женщин немало». Послание Иакова укоряет богатых, значит, были и такие в Церкви, а позднее губернатор Вифиний Плиний будет доносить Императору Траяну о множестве христиан «разных сословий». * * * Николай Афанасьев. ТРАПЕЗА ГОСПОДНЯ (1.I.1) http://www.krotov.info/libr_min/01_a/afa/nasyev_18.htm Не будем идеализировать одну из героических страниц истории церкви. И во время Иустина Мученика, как и в наше время, многие отсутствовали на Евхаристическом собрании. Были больные и престарелые, были настолько далеко живущие, что они не могли каждый "день солнца" собираться "epi to auto", были занятые в этот день, были, наконец, рабы. "Посмотрите, братия, кто вы призванные; не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира... и немощное мира... и незнатное мира и уничиженное и ничего незначущее, чтобы упразднить значущее" (IКор. I,26-28). Немудрых, уничиженных и незначущих было большинство. Только в IV-м веке "день солнца" был объявлен праздничным. В течение трех веков этот день был рабочим днем. Из тех, кого избрал Господь, многие и многие работали в этот день. В христианских памятниках, относящихся к эпохе после Константина, мы встречаем указания, чтобы владельцы рабов не препятствовали им участвовать в Евхаристическом собрании. Иоанн Златоуст должен был напоминать владельцам рабов, что рабы принадлежат не им, а Господу: "Я владею, говорите вы, обращался к ним Иоанн, рабами и рабынями; они рождены в моем доме. Какая гордость и дерзость! Эти слова возмущение против Бога... Я владею рабами и рабынями! За сколько вы их купили? Что вы нашли в мире, что могло бы стоить человека? В какую цену вы оцениваете разум? Сколько оболов вы заплатили за образ Божий?".{} В Церкви нет иудея и эллина, раба и свободного, но вне Церкви имеются и иудеи, и эллины, и рабы, и свободные. Много или мало было собранных на "epi to auto" — во всяком случае их было больше, чем в настоящее время — Евхаристическое собрание было собранием всей Церкви. И оно не могло быть иным, т.к. Евхаристия есть "дело" Церкви, совершаемое Церковью для всех ее членов, а не для некоторых из них. * * * Доминик Бартелеми. БОГ И ЕГО ОБРАЗ (III.III) http://www.krotov.info/libr_min/b/bartele/bart_1.html Чуждые обетованиям блаженства см. www.messia.ru/rasylka/010/2596.htm#0 * * *