Евагрий Понтийский. Практический трактат, или Монах /в кн. Оливье Клеман. ИСТОКИ (III.II)/ http://www.krotov.info/acts/05/antolog/kleman_3.html см. www.messia.ru/rasylka/010/2597.htm#0 -------------------------------------------------- ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН Одиннадцатое собеседование, аввы Херемона (первое) О СОВЕРШЕНСТВЕ (6-8) http://www.krotov.info/acts/05/marsel/kass445.html <...> три побуждения заставляют людей уклоняться от пороков, т.е. страх будущего мучения в геенне или боязнь настоящей строгости законов; надежда и желание получить Царство Небесное; наконец расположение и любовь к самой добродетели. Что страх гнушается скверны зла, о том говорится в Притчах: +страх Господень — ненавидеть зло+ (Притч.8,13). Надежда также удерживает от увлечения пороками; ибо сказано: +никто из уповающих на Него не погибнет+ (Пс.33,23). Любовь также не боится падения греховного; ибо +любовь+, сказано, +никогда не перестает+ (1Кор.13,8), и в другом месте: +любовь покрывает множество грехов+ (1Пет 4, 8). Потому-то святой апостол всё дело спасения заключил в исполнении трех этих добродетелей. +А теперь пребывают+, говорит он, +сии три: вера, надежда, любовь+ (1Кор.13,13). Вера страхом будущего суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь к Христу и к преуспеванию в духовных добродетелях, побуждает с совершенной ненавистью отвращаться всего, что противно им. Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу, т.е. побуждают воздерживаться от всего запрещенного, но степенями своего превосходства сильно различаются между собою. Две первые свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним; третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божие. Ибо один Бог творит всё благое не из побуждений какого-либо страха или воздаяния, но по одной Своей благости. +Всё сделал Господь ради Себя+, говорит Соломон (Притч.16,4), т.е. ради благости Своей. Он обильно изливает всякие блага на достойных и недостойных; поскольку не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей, как вечно совершенная и по природе Своей неизменяемая благость. Поэтому кто стремится к совершенству, тот с первой ступени страха, собственно называемого рабским, по словам Господа: +когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие+ (Лк.17,10), — должен постепенно восходить на стезю надежды. Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику, ибо действует в ожидании будущего воздаяния. Уверенный в прощении грехов своих, он уже не страшится наказания за них, а сознавая в себе добрые дела, думает получить за них милостивую награду. Но, несмотря на то, он еще не имеет в себе такого расположения, какое прилично сыну, который в полном уповании на отеческое благоволение к себе не сомневается усвоить себе всё, что принадлежит отцу. Так распутный тот юноша, который, расточив имение отца своего, вместе с тем утратил и имя сына, не смеет даже помыслить о своем сыновнем состоянии, когда говорит: +я уже недостоин называться сыном твоим+ (Лк.15,19). Ибо после тех рожков, которые ели свиньи и которыми наполнить чрево свое никто не давал ему, т.е. после гнусной пищи пороков, когда он пришел в себя и поражен был спасительным страхом, начал ужасаться этой свиной нечистоты и мучений жестокого голода, он стал уже как раб, который, помышляя о награде, уже желает быть в числе наемников. +Сколько наемников у отца моего, говорит он, избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих+ (Лк.15,17—19). Едва же он произнес эти слова, выражающие смиренное раскаяние его, как отец, поспешно выйдя навстречу ему, принял его с любовью больше прежней и тотчас, миновав обе низшие степени, возвратил ему прежнее достоинство сына, не довольствуясь меньшими дарами. Поэтому и мы должны ускорять свое шествие, чтобы посредством никогда не перестающей благодати любви взойдя на третью степень сынов, почитающих своим всё, принадлежащее отцу, удостоились воспринять на себя образ и подобие Небесного Отца и, следуя примеру истинного Сына Его, могли взывать: +всё, что имеет Отец, есть Мое+ (Ин.16,15). Святой апостол по отношению к нам говорит: #+всё ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — всё ваше+ (1Кор.3,21,22). Также и слова Спасителя побуждают нас к тому, чтобы мы старались уподобляться Богу: +будьте совершенны, говорит он, как совершен Отец ваш Небесный+ (Мф.5,48). Ибо у тех, которые находятся в состоянии рабов и наемников, расположение к добру иногда прерывается, т.е. когда душа, по причине некоторого охлаждения ее чувства и по причине развлечения мирскими удовольствиями и радостями, перестает поражаться страхом геенны или желанием будущих благ. Некоторая же ступень совершенства, на которой они находятся, дает нам понять только то, что мы, начав уклоняться от пороков из страха наказаний или в надежде наград, можем взойти и на ступень любви: ибо +в любви+, говорит апостол, +нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мученье. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас+ (1Ин.4,18,19). Итак, мы можем достигнуть того истинного совершенства не иначе, как возлюбив Бога единственно по побуждению любви, а не по чему-либо другому; поскольку и +Он прежде возлюбил нас+ единственно ради нашего спасения, а не по какой-либо другой причине. Для того-то мы должны стараться с пламенной ревностью восходить от страха к надежде, от надежды на ступень любви к Богу или к совершенству добродетелей, чтобы, снискав расположение к добру, смогли пребывать в нём неуклонно, насколько это возможно для человеческой природы. ------------------------------------------------------------------ Александр Шмеман ВОДОЮ И ДУХОМ / Глава 3: ТАИНСТВО СВЯТОГО ДУХА / 4. Царь Распятый http://www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_24.html см. http://messia.ru/rasylka/009/2463.htm#0 ---------------------------------------------------------------------------------- Франциско Карвахал. В общении с Богом. Молитвенные размышления. Великий Пост и Пасхальное время (59.3) http://agnuz.info/book.php?id=146&url=page58.htm Посылая в первый раз Своих апостолов на миссию, Господь прямо сказал им: +не берите с собой ни пояса, ни сумы…+ Впервые отправившись в путь, апостолы быстро убедились, что именно Иисус обеспечивает им успех: исцеления, обращения, чудеса происходили не благодаря их человеческим талантам, но благодаря Божественной мощи их Учителя. Однако непосредственно перед Своим арестом Иисус говорит ученикам нечто новое: +Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою, и купи меч+.{Лк.22,35-36} Хотя помощь свыше является важнейшей для апостольского служения, Господь желает, чтобы мы использовали также все человеческие возможности, какими только располагаем. Благодать не упраздняет природы. Не следует требовать от Бога чудесного вмешательства, в то время как Он уже вложил в наши руки все необходимые орудия. +Если бы человек перестал делать всё, что в его силах, а рассчитывал только на помощь Бога,+ – замечает Святой Фома Аквинский, – +это было бы искушением Бога+.{Сумма теологии, 2-2,53,4.1} В этом случае Божественная благодать перестала бы действовать. Отсюда следует необходимость воспитания естественных добродетелей. Они служат основанием добродетелей, дарованных свыше, и незаменимы, когда речь идет о христианском свидетельстве нашему окружению. Как можем мы призывать других людей стать христианами, если мы сами не выявляем радости, трудолюбия, искренности и подлинных дружеских чувств? +Есть люди, которые как бы оправдываются, говоря о Боге и апостольском служении. Это, наверное, оттого, что они еще не открыли ценность человеческих добродетелей; зато у них много трусости, да и дух искалечен.+{Св. Хосемария Эскрива, Борозда, 37} Совершая апостольское служение, мы должны использовать и материальные средства. Ведь Бог сотворил их, чтобы они служили человеку. +Мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – всё ваше,+ – говорит нам апостол Павел. – +Вы же – Христовы, а Христос – Божий.+{1Кор.3,22-23} Вместе с тем, мы всегда должны помнить, что перед нами – цель, бесконечно превосходящая средства. Эта цель заключается в том, чтобы привести людей ко Христу, дабы они обратились и начали новую жизнь. Поэтому не будем ждать, пока нам удастся собрать всевозможные средства. Ведь может случиться, что мы никогда так и не соберем их. Не будем отказываться от уже начатой работы под предлогом недостатка средств, не будем сопротивляться под тем же предлогом новым полезным начинаниям. +Начни, как можешь+, – призывает нас Святой Хосемария Эскрива.{Св. Хосемария Эскрива, Путь, 488} И Господь, видя нашу веру в Него, наше упование на Его помощь и наши старания исполнить доверенное нам служение как можно лучше, благословит нас. Бог, конечно же, вполне может обойтись для достижения Своих целей без человеческих средств, однако Он дает нам возможность воспользоваться ими к Его славе. --------------------------------------------------------------------- Неделя молитвы о христианском единстве с общей темой «Христос - Единое основание Церкви» (1Кор.3.1-23) (8.5) http://agnuz.info/reading_room/week/ Мы принадлежим Христу. Мы - Его и ничьи более. Это ли не основание для нашего единства? В крещении Господь назвал нас Своими и соделал нас одним в Себе. Единство, которое мы имеем во Христе, преодолевает все различия, прошлое и настоящее, разделение Церквей сегодня. В силу того, что мы принадлежим Христу, мы также принадлежим и друг другу и несем ответственность друг за друга. Именно поэтому Христос призывает нас созидать Его Церковь сообща, будучи сотрудниками и соработниками. Именно поэтому христиане и Церкви призваны жить и трудиться вместе, свидетельствуя о вере и помогая тем, кто испытывает нужду. И именно поэтому все разделения, разногласия и распри между людьми (будь то даже Павел или Аполлос или Кифа) являются отречением не только от наших братьев и сестер, но и от самого Христа. Церковь, как храм Божий, служит местом для поклонения; общее же поклонение есть наиболее выразительный знак нашей общей принадлежности Христу. Каждый акт общего поклонения уже является победой над нашим разделением и торжеством единства, которым мы обладаем во Христе. Мы объединены со всеми теми, кто принадлежит Христу и в Духе поклоняется Богу. Конечно, мы не всегда поступаем в соответствии с принципом единства, дарованным нам Христом. Когда мы не можем вместе участвовать в богослужении, особенно в Евхаристии, то наша разобщенность становится для всех очевидной. Но именно здесь необходимо еще много «построить» и это касается всех Церквей. Так как мы принадлежим Христу, то принадлежим и Богу. Павел со всей уверенностью заявляет: #«всё ваше». Мы живем и действуем со всеми нашими соработниками согласно плану Бога о творении. Бог действует в истории ради спасения, ради исцеления болящих и примирения воюющих, ради обновления всего творения. Бог действует также как судья: все, что мы строим вместе, будет проверено, и результат станет известен. Мы ожидаем окончательного решения о проделанной нами работе. Мы не знаем ни точного времени, ни сути этого решения; но мы знаем, что будем судимы Богом. За дары жизни и искупления мы воздаем хвалу и благодарение Богу, Который сделал нас едиными во Христе через Святого Духа. Пусть наше совместное строительство Церкви Христовой и наш поиск единства будут во славу Божию. +Молитва+ Милостивый Боже, благодарим Тебя за то, что сделал нас едиными во Христе. Даруй нам мужество и мудрость, дабы построить Твою Церковь в единстве и любви. Соделай нашу жизнь и жизнь наших Церквей свидетельством Твоей любви к нам и всему творению, даруй нам единство в наше время. Аминь. ----------------------------------------------------------------- Евгений Пазухин. Жизнь и труды Святого Хосемарии Эскривы основателя "OPUS DEI" (4) http://agnuz.info/book.php?id=334&url=page05.htm Мир вручен Богом человеку как бы в незавершенном виде, открыт для его творческого участия в процессе божественного домостроительства. Человек должен совершенствовать этот мир, овладевать им, накладывать на него свой отпечаток: +И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею+ (Быт.1,28). Человек является со-творцом мира в течение всей его истории, начиная от наименования всех +душ живых+ (Быт.2,19) и кончая участием в освобождении твари +в свободу славы детей Божиих+ (Рим.8,21). И после грехопадения мир по своей сути +хорош весьма+, он продолжает свидетельствовать о Боге: +от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их+ (Прем.13,5); +невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы+ (Рим.1,20). Сверх того, мир Божий не может быть осмыслен в отрыве от спасительного замысла Божия, в котором только он и получает окончательное завершение. Замысел этот состоит в грядущем глубоком обновлении - преображении мира, о котором в Библии говорится как о новом творении. Бог сотворит +новое небо и новую землю+ (Ис.65,17; 66,22), которые описываются теми же образными средствами, что и Рай, насажденный Господом в Эдеме (ср. Быт.2,8-14; Ис.65,17-25; Откр.21,10-23). Это дает основание говорить о новом творении как о преображенном и очищенном старом, в котором нынешний мир, как и падший человек, снова обретет свое первоначальное совершенство. В конце времен люди и мир должны прийти к себе таким, какими они пребывают в предвечном замысле Божием, явленном нам во Христе, в Котором +обитает вся полнота Божества телесно+ (Кол.2,9). Поверив во Христа, человек делается причастным преображенному творению. В этом - источник христианского взгляда на мир, исполненного оптимизма, доверия, любви: =Человек, знающий, что Христа можно найти не только в храме, но и в мире, этот мир любит.={} В этом мире, преображенном Воскресением Христовым, верующие в Иисуса уже пронизываются Фаворским Светом, приобщаются вечной жизни. Мир отвергается теми, кто не принял всех последствий Воскресения, так же как и Воплощения Христа. Будучи +не от мира+ (Ин.15,19), т.е. отказавшись от греха, человек может пребывать +в мире+ (Ин.17,11) в силу естественной принадлежности и привязанности к нему: он родился в мире, любит и не покидает его. И это отвечает замыслу Божию о человеке, подтверждение чему мы находим в молитве Христа: +Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла+ (Ин.17,15). Призвание человека состоит в том, чтобы живя в этом мире, любить его любовью Божией (Ин.3,16) и содействовать его преображению. Именно этому учил св. Хосемария Эскрива: =Стоит ли удивляться тому, что апостол писал: #+...всё ваше, вы же - Христовы, а Христос - Божий+ (1Кор.3,22-23)? Вот оно, восходящее движение, которым Святой Дух, ниспосланный в наши сердца, хочет призвать нас отсюда ввысь, к Божией славе. А чтобы мы поняли, что в движение это входит всё, даже самое будничное, апостол писал и так: +...едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте во славу Божию+ (1Кор.10,31).{} Итак мы видим, что пафос приятия мира, стремление к преображающему его труду, пронизывающие весь дух Opus Dei, имеют прочное библейское основание. Но истинная любовь к миру - +не от мира сего+. Только тот, кто свободен от греха и стихий мира, может любить его преображающей любовью и даже положить за него душу свою. Высочайшее проявление такой любви явил нам Иисус Христос. Его жертва, перенесенные Им крестные муки показывают нам, насколько страшна и реальна сила греха, вносимого в мир злой волей человека и насколько велика должна быть сила покаяния, чтобы мы могли достичь примирения с Богом, перестать распинать Христа в душах наших. Именно таким, христианским, реализмом всегда отличался взгляд основателя Opus Dei на проблему греха. Он всю свою жизнь пребывал в покаянии, постоянно призывая к нему своих духовных детей. -------------------------------------------------------------------- Пастырская конституция о церкви в современном мире "Gaudium et Spes" 37. (О том, что человеческая деятельность подвержена греху). http://agnuz.info/library/books/doc/page16.htm Священное Писание, с которым согласуется опыт веков, учит человеческую семью, что человеческий прогресс, дающий человеку великое благо, несёт с собою и немалое искушение: ибо, когда порядок ценностей нарушается и зло смешивается с добром, отдельные люди и их сообщества заботятся лишь о самих себе, а не о других. В силу этого мир больше не представляет собою пространства для установления истинного братства, а возросшая человеческая мощь уже угрожает уничтожением самому роду человеческому. Ведь вся история человечества полна ожесточённой борьбы против сил тьмы — борьбы, которая началась от сотворения мира и, по слову Господню, продолжится до самого последнего дня.{Ср. Мф.24,13; 13,24-30 и 36-43.} Вступив в эту борьбу, человек должен постоянно бороться, чтобы держаться добра. Но без упорных трудов и без помощи благодати Божией он не сможет обрести единство в себе самом. Поэтому Церковь Христова, уповая на замысел Творца и признавая, что человеческий прогресс способен содействовать истинному счастью людей, всё же не может не напомнить слова Апостола: "не сообразуйтесь с веком сим" (Рим.12,2), то есть с той суетой и лукавством духа, которые превращают человеческую деятельность, направленную на служение Богу и человеку, в орудие греха. Итак, если кто-либо спросит, каким образом можно преодолеть это плачевное состояние, христиане ответят, что всякую человеческую деятельность, которая из-за гордыни и неумеренного самолюбия ежедневно находится в опасности, нужно очистить и привести к совершенству с помощью Креста и Воскресения Христова. Ведь человек, искуплённый Христом и ставший новым творением во Святом Духе, может и должен любить всё то, что сотворил Бог. Он принимает всё это от Бога, рассматривая и почитая всё это как происходящее из рук Божиих. Воздавая за это благодарность Благодетелю, он, пользуясь и обладая тварным в нищете и свободе духа, приходит к подлинному владению миром, ничего не имея, но владея всем.{Ср. 2Кор.6,10} #"Всё ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий" (1Кор.3,22-23) ----------------------------------------------------------- Юзеф Майка. Социальное учение Католической Церкви (6) http://agnuz.info/library/books/social_learn/page12.htm <...> Значение, придаваемое в <Конституции II Ватиканского Собора о Церкви в современном мире Gaudium et spes ("Радость и належда", 1965)> проблемам гуманизма, настолько велико, что иногда говорят даже о некотором антропоцентризме этого документа, ссылаясь на такие слова в тексте конституции: "Все, что есть на земле, нужно обратить к человеку, который является центром и вершиной всего земного" (РН 12). Обоснованием такого подхода служит тезис о личном достоинстве человека, в основе которого лежит не только величие человеческой природы, но и возвышение ее через Боговоплощение, а также предназначение, которое открылось перед человеком в результате Искупления. Ясно, что об антропоцентризме мы можем говорить, пока речь идет об отношении, которое имеет место между человеком и "всем, что есть на земле", но нельзя забывать, что именно человек обращает себя и все земное к Богу, и, стало быть, это гуманизм теоцентрический. В человеке, таким образом, происходит соединение двух начал - природного и высшего, надприродного, и все взаимоотношения Церкви с миром строятся с учетом человека и совершаются ради него, поскольку Церковь, как и вся человеческая культура, служит совершенствованию человека. Но в первую очередь Церковь должна служить тому, чтобы человек мог обрести Бога и именно через обретение Бога стать более совершенным человеком: "Ибо если кто-либо идет за Христом, совершенным Человеком, то и сам он всё полнее становится человеком" (РН 41). Конституция провозглашает тройную связь: связь Церкви с миром, который должен быть спасен, связь природы с надприродной сущностью, которые взаимно участвуют в совершенствовании человека, устанавливающем третью связь - связь человека с Богом через Христа: #"(...) всё ваше. Вы же - Христовы, а Христос - Божий" (1Кор.3, 22-23). Конституция отмечает, что человек не без внутреннего конфликта переживает чувство собственного достоинства и свою личную связь с Богом. Это не только антиномия свободы и зависимости, автономии личности и ее ответственности, чувства и сознательного убеждения, что придется "дать отчет перед судом Божиим" (РН 17), но и конфликт, истоки которого в первородном грехе и в таинстве смерти как его следствия. Разрешение подобных конфликтов требует индивидуального диалога между человеком и Богом, возможность которого предоставляется человеку с самого его появления на свет (РН 19). Тот же конфликт является причиной того, что "многие современные люди не замечают этой внутренней живительной связи с Богом или резко ее отрицают" (РН 19). -------------------------------------------------------------- ИОАНН ПАВЕЛ II. ВЕРУЮ В ЦЕРКОВЬ ЕДИНУЮ, СВЯТУЮ, ВСЕЛЕНСКУЮ И АПОСТОЛЬСКУЮ (83) http://agnuz.info/library/books/JanPawel/page07.htm 2. Как еще раз напоминает нам Конституция II Ватиканского Собора Lumen gentium, Иисус Христос, Сын Божий, стал человеком ради нашего спасения, а после завершения на земле своей искупительной миссии, кульминационным моментом которой была жертва на кресте и воскресение из мертвых, перед вознесением на небеса сказал Своим ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28,18). В контексте Его замысла спасения это утверждение означало: поручить ученикам посланническое служение и дать им власть проповедовать Евангелие всем народам, всем людям, а следовательно, научить их соблюдать Его заповеди (ср. Мф.8,20) - в этом заключалось участие учеников Христа в Его царском служении. Ибо Христос является Царем, поскольку открывает истину, которую с небес принес на землю (ср. Ин.18,37) и которую доверил апостолам и Церкви, дабы они распространяли ее в мире на протяжении веков. Жить в истине, полученной от Христа, и беззаветно распространять ее в мире - обязанность и задание всех членов Церкви, в том числе и мирян, как гласит Конституция Собора (ср. Lumen gentium, 36), а позднее - апостольское обращение Christifideles laici, 14). 3. Все они призваны переживать свою «христианскую царственность» (ср. Christifideles laici, 14), внутренне наполняя себя истиной через веру и свидетельствуя о ней внешне - делами любви, чтобы через них вера и любовь становились закваской новой жизни для всех. В Конституции Lumen gentium мы читаем: «Ибо Господь и через верных мирян желает распространять Свое Царство, то есть Царство истины и жизни, Царство святости и благодати, Царство праведности, любви и мира» (п. 36). Как говорится далее в документах Собора, участие мирян в возрастании Царства Божьего осуществляется прежде всего благодаря их непосредственным и конкретным действиям в земном порядке. В то время как священники, монахи и монахини занимаются духовной и религиозной сферой, чтобы обратить людей в веру и способство вать возрастанию Мистического Тела Христова, призвание мирян - расширять влияние Христа в земном порядке, непосредственными действиями в этой сфере (ср. Apostolicam actuositatem, 7). 4. Для этого миряне, как и вся Церковь, должны обладать таким видением мира, особенно такой способностью оценивать человеческую действительность, чтобы признавая положительные ценности земного мира, одновременно видеть их в религиозном измерении, о чем говорилось еще в Книге Премудрости Соломона: «Боже (...) устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями, и управлял миром свято и справедливо» (9,1-3). Мы не можем считать земной порядок замкнутой системой. Такое имманентное и «мирское» понимание, которое было подвергнуто критике с точки зрения философии, столь же решительно отброшено и христианством, вслед за апостолом Павлом воспринявшим от Иисуса учение о земном порядке, у которого свое предназначение в общей динамике творения и который является контекстом жизни самой Церкви. #«(...) Всі ваше», - писал апостол в Первом Послании к Коринфянам, обращая внимание на новый христианский смысл понятий «достоинство» и «власть». Но он тут же уточнял: «вы же - Христовы, а Христос - Божий» (3,22-23). Перефразируя этот текст, без искажения его смысла, можно сказать, что предназначение всей Вселенной связано с этим предназначением. 5. Изложенное выше видение мира, исходная точка которого - царское служение Иисуса и участвующая в нем Церковь, является фундаментом истинного богословского подхода к вопросу о христианском участии мирян в земном порядке. Мы читаем в Конституции Lumen gentium: «Поэтому верные должны признавать сокровенную сущность, ценность и назначение всего творения во славу Божию, и делами, даже мирскими, помогать друг другу для более святой жизни, дабы мир проникся Духом Христовым и успешнее достиг своей цели в праведности, любви и мире. В исполнении этого вселенского служения мирянам принадлежит первостепенное место. Поэтому своей осведомленностью в мирских знаниях и своей деятельностью, внутренне возвышенной благодатью Христовой, пусть они успешно содействуют тому, чтобы блага, созданные по воле Творца и свету Его Слова, возделывались человеческим трудом, техникой и культурой на пользу всех людей без исключения, распределялись между ними более целесообразнее и таким образом вели ко всеобщему прогрессу в человеческой и христианской свободе. Так через членов Церкви Христос будет все более и более просвещать все человеческое общество Своим спасительным светом» (п. 36). ---------------------------------------------------------------------- Ганс Урс фон БАЛЬТАЗАР. "НИКТО НЕ ЖИВЕТ ДЛЯ СЕБЯ" http://agnuz.info/library/books/Ti_imeesh/page28.htm ---------------------------------------------------------------------- Святитель Августин, епископ Гиппонский Об истинной религии http://aleteia.narod.ru/august/religion.htm 21. Вследствие этой, сопряженной с грехом извращенности души и этого наказания вся телесная природа сделалась тем, о чем говорится у Соломона: "Суета суетствующих и всяческая суета. Какое изобилие человеку во всем труде его?" (Еккл. I, 2, 3). Здесь не даром прибавлено слово "суетствующих": потому что без суетствующих, которые к самым последним предметам стремятся как к самым первым, тело не будет суетой, а верным выражением своего рода красоты, хотя и последней. В самом деле, падшего человека посредством плотских органов отделила от единства Божьего множественность временных образов, и своим меняющимся разнообразием размножила его страсти: так именно и произошло это тягостное изобилие и эта, если так можно выразиться, преизобильная бедность, когда одно сменяет другое и ничего у человека не остается постоянным. С течением времени от плода пшеницы, вина и елея своего (Пс. IV, 8,9) он так оразнообразился, что и не находит уже самосущего, т. е. неизменной и единственной природы, следуя которой он не заблуждался бы, а достигнув — не скорбел. Ибо он получит искупление и тела своего (Рим. VIII, 23), которое уже не будет подвержено тлению. Ныне же тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум (Прем. IX, 15), так как последняя красота тел разрешается в ряд преемственных явлений. Она потому и есть красота последняя, что не может объять собой всего, а в то время, как одни явления проходят и сменяются другими, они объединяют все временные формы в одну красоту. 22. И все это не потому зло, что оно преходяще. Так, например, в своем роде и стих прекрасен, хотя двух слогов его зараз никоим образом нельзя выговорить: потому что второй слог может быть произнесен только тогда, когда уже произнесен первый; и так по порядку мы доходим до конца, так что хотя последний слог произносится только сам по себе, а предыдущие уже не произносятся, однако форму и размерную красоту стиха он завершает именно в связи с предыдущими. И, несмотря на это, само стихотворное искусство не настолько подчинено времени, чтобы красота его унижалась промежутками пауз; напротив, оно сразу имеет все, из чего составляется стих, тогда как сам стих не все имеет сразу, а уничтожает предыдущее последующим. И однако прекрасен и стих, потому что он представляет последние следы той красоты, которую постоянно и неизменно сохраняет само искусство. Таким образом, как некоторые извращенные люди любят больше стих, чем само стихотворное искусство, потому что послушны более чувству слуха, чем разуму, так же точно многие любят временное, а не стремятся познать Божественный промысел, создавший времена и управляющий ими, и в самой любви своей временных предметов не хотят, чтобы уничтожалось то, что они любят, и в этом случае являются настолько же глупыми, как если бы кто-нибудь при чтении прекрасного стихотворения захотел слушать один и тот же, постоянно повторяющийся слог. Но таких слушателей стихотворений не существует; между тем, подобных почитателей телесных предметов полным-полно: нет человека, который не был бы в состоянии выслушать не только строфу, но даже целое стихотворение, тогда как объять мыслью целый ряд веков не в силах ни один человек. Притом, мы не играем роли в стихотворении, между тем как в течении веков осуждены быть действующими лицами. Отсюда стихотворение читается нами ( критическим суждением, века же проходят для нас в труде и болезнях. А ведь ни одного побежденного не радуют атлетические игры, и однако же они красивы, хотя и соединены были для него с позором. Но это только некоторое подобие истины. Поэтому именно подобные зрелища и воспрещаются нам, чтобы, обольщаемые тенями предметов, мы не отдалялись бы от самих предметов, тенями которых они служат. Итак, устроение вселенной и управление ею не нравятся только душам нечестивым и осужденным, но они, даже и при существовании в мире злополучии, нравятся многим душам или достигшим победы на земле, или без опасения взирающим на небо: ибо праведному приятно все справедливое. 23. Отсюда: так как всякая разумная душа или несчастна вследствие своих грехов, или же блаженна вследствие своих праведных дел, а всякая неразумная душа или уступает сильнейшему, или повинуется лучшему, или приравнивается к равному, или создает соперничающего, или вредит уже преступному, и так как, наконец, тело служит своей душе настолько, насколько это допускается ее достоинствами и строем вещей, то ни в какой природе нет зла, а злом для каждой природы становится ее собственная виновность. Затем, так как душа, благодатью Божией возрожденная и восстановленная в своей первобытной неповрежденное™ и подчиненная Тому единому, Кто ее создал, по восстановлении и тела в его прежней крепости, перестанет быть во власти мира, а сама начнет обладать миром, то для нее не будет никакого зла, потому что та самая низшая красота временных явлений, которая шла вместе с ней, будет проходить ниже нее и будет тогда, как написано, "ново небо и земля нова" (Ис. LXV, 17; Апок. XXI, 1) для душ уже не труждающихся, а царствующих. "Вся ваша суть, — говорит апостол, — вы же Христовы, Христос же Божий" (1 Кор. III, 23), и "Глава жены — муж, глава мужа — Христос, глава же Христа — Бог" (1 Кор. XI, 3). Итак, поелику порча души заключается не в природе ее, а противна ее природе и есть не что иное, как грех и наказание за грех, то отсюда понятно, что никакая природа, или, лучше сказать, никакая субстанция или сущность не есть зло. И если вселенная искажается всевозможным безобразием, то это происходит отнюдь не от грехов сущности души и наказаний за них, потому что разумная сущность, чистая от всякого греха, будучи подчинена Богу, господствует над остальными, ей подчиненными; та же, которая согрешила, предназначена туда, где и следует быть таковым, так что Богом, Творцом и Промыслителем вселенной устроено все прекрасно. И эта красота всего сотворенного остается неприкосновенной благодаря следующим трем средствам: осуждению грешников, воспитанию праведников и совершенству блаженных.