СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР БОРИСОВ. ПОБЕЛЕВШИЕ НИВЫ (ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ ) http://www.krotov.info/libr_min/b/borisov/nivy05.html стр.170-1 Следует также подумать о том, чтобы: ВВЕСТИ ОСОБОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕ (порядок службы. - А. Б.) НА ПОГРЕБЕНИЕ УМЕРШИХ НЕКРЕЩЕНЫМИ, А ТАКЖЕ ТЕХ, КТО, БУДУЧИ КРЕЩЕН, ФАКТИЧЕСКИ ЖИЛ ВНЕ ОБЩЕНИЯ С ЦЕРКОВЬЮ. Кстати сказать, среди людей нецерковных в наше время самым сильным доводом в пользу крещения младенцев является именно страх, что "в случае чего" его нельзя будет отпевать в церкви. Это средневековое убеждение, согласно которому Церковь молится только о "своих" членах, не важно, живых или умерших, очевидно, также следует отменить как совершенно не соответствующее ни духу, ни букве Священного Писания. Вот что, например, пишет об этом апостол Павел в Послании к Тимофею, наставляя его в пастырском служении: Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; Ибо это хорошо и благоугодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. (I Тим. 2: 1-4) Между прочим, на ектений "Рцем вси..." в прошении "о властях и воинстве" имеются слова именно этого отрывка. То, что многие наши священники убеждены, что за всех живых некрещеных нельзя молиться, выглядит весьма странным, так как мы ведь молимся за каждой литургией "о властях и воинстве", среди которых, конечно же, есть некрещеные, и "об оглашенных", то есть только лишь готовящихся к крещению. Автор, разумеется, понимает, что такого рода предложения о крещении и отпевании многими будут восприниматься либо как ересь, либо как утопия. Обвинение в ереси снимается близостью их, по существу, с практикой древней Церкви и со Словом Божьим. А утопичными эти предложения выглядят лишь на фоне нашей современной церковной жизни. Реформы, которые через 10-20-100 лет неизбежно произойдут, сделают возможными и эти нововведения. Самое главное - при осознании несовершенства имеющейся практики церковной жизни думать о том, что же было бы истинным. В этом случае будут происходить трансформация сознания и соответствующие изменения церковного "климата", которые сделают возможными и конкретные изменения в жизни Церкви. Кроме того, такого рода преобразования не должны быть вводимы в приказном порядке сразу же по всем приходам. Возможно существование разных практик в разных приходах. Плюрализм в этом отношении совершенно не страшен, а, напротив, создаст естественный и постепенный переход от традиционной практики к более соответствующей как нашему времени, так и духу Евангелия. * * *