* * * свящ. Александр Мень Св. Павел начинает проповедь в Европе www.bible-center.ru/book/apostles/008 * * * - собрание изречений (Макарий Египетский, авва Исаия, Антоний Великий, Исаак СиринИоанн Златоуст, Симеон Новый Богослов, Феофан Затворник): http://www.pagez.ru/ds/hrist_4.php * * * СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ СОТВОРЕНИЕ http://www.krotov.info/library/bible/comm/tvorenie.htm НЗ I. БОГ - ТВОРЕЦ Учение о Боге Творце, разработанное в ВЗ, не только сохраняет свое существенное место в НЗ, но, можно сказать, завершается в нем. 1. +Наследие ВЗ.+ - Бог, создав мир Своим Словом (см 2 Кор 4.6), вызвал существование из небытия (Рим 4.17). Он продолжает это первоначальное дело, непрестанно давая жизнь Своим творениям: «Мы Им живем, движемся и существуем» (Деян 17.28; 1 Тим 6.13). Он сотворил мир «и все что в нем» (Откр 10.6; Деян 14.15; 17.24). «Но у нас один Бог Отец, из К-рого все, и мы для Него» (1 Кор 8.6; Рим 11.36; Кол 1.16; Евр 2.10). Поэтому каждое творение хорошо, все что от Бога - чисто (1 Кор 10.25 сл; см Кол 2.20 слл). Поэтому также естественные законы должны быть исполняемы ч-ком: развод, напр., противоречит замыслу Того, Кто вначале сотворил мужчину и женщину (Мф 19.4-8). Это учение естественно занимает важное место в хр-ских проповедях, обращенных к язычникам. В этом пункте первоначальная Церковь только продолжает иудаизм (Деян 14.15; 17.24-28), потому что «верою познаем, что веки (греч - миры) устроены словом Божиим» (Евр 11.3), незримые совершенства Божий становятся зримыми для каждого, кто умеет открывать смысл творений (Рим 1.19 сл). У верующего то же учение претворяется в хвалу (Откр 4.8-11) и на нем основывается упование (Деян 4.24). * * * КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Часть Первая. Исповедание веры Первый раздел. "Я верую" - "Мы веруем" http://www.krotov.info/acts/20/2vatican/0026.html Человек "способен" принять Бога I. Жажда Бога /27/ Жажда Бога заложена в сердце человеческое, ибо человек создан Богом и для Бога; Бог не перестает привлекать к Себе человека, и только в Боге человек найдет истину и счастье, которых он бепрестанно ищет. "Глубочайший смысл человеческого достоинства состоит в призвании человека к общению с Богом. Бог приглашает человека к диалогу уже с самого начала человеческого существования. Ибо человек существует потому, что Бог создал его из Любви, и из Любви постоянно хранит его; и человек живет всей полнотой истины, только если он свободно признает эту Любовь и отдает себя своему Творцу". /28/ На протяжении человеческой истории, вплоть до сегодняшнего дня, люди самыми различными способами выражали эти поиски Бога в своих верованиях и своем религиозном поведении (в молитвах, жертвоприношениях, поклонениях, размышлениях и т. д.). Несмотря на двусмысленность, которая может подчас содержаться в них, эти формы выражения настолько универсальны, что мы можем назвать человека религиозным существом: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы искали они Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем..." (Деян 17, 26-28). /29/ Но эта "глубинная и жизненная связь человека с Богом" может быть забыта, неизвестна или даже откровенно отвергнута человеком. Причины такого состояния могут быть самые разные: протест против зла в мире, религиозное невежество или безразличие, "забота века сего и обольщение богатством", дурной пример верующих, враждебные религии течения мысли и, наконец, поведение человека - грешника, прячущегося от Бога из страха и бегущего от Его зова. /30/ "Да веселится сердце ищущих Господа" (Пс 105, 3) [1]. Если человек может забыть или отвергнуть Бога, то Бог не устает призывать каждого человека искать Его, чтобы человек жил и обрел счастье. Но поиски эти требуют от человека всех усилий разума, прямоты воли, "прямоты сердца", а также свидетельств других людей, которые учат его искать Бога. "Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих: человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты противишься гордым. И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе". * * * - Павел Евдокимов Всеобщее священство мирян в восточной традиции http://www.sfi.ru/ar.asp?rubr_id=514&art_id=2993 Посвящение (три великих таинства верных) вводит всех и каждого в iera diakosmhsis, порядок или священную иерархию Народа, различаемого только по функциональным служениям. Это совершенное равенство всех членов Церкви отвечает глубоко однородному характеру православной духовности. Так же, как не существует никакого разделения Церкви на учащую и учащуюся, но Церковь в своей целостности учит Церковь, так и Евангелие обращается ко всем и к каждому во всей полноте своего учения. Молитва, пост, чтение Писания, аскетическая дисциплина относятся в равной степени к любому, поэтому лаикат, строго говоря, образует сословие внутреннего монашества. Его мудрость заключается главным образом в том, чтобы, живя в мире (и возможно — именно по причине этого призвания), перенять у монахов их эсхатологический максимализм, их радостное и нетерпеливое ожидание Парусии. Как пример внутреннего монашества, общего для всех, можно упомянуть старую традицию, видевшую во времени между помолвкой (обручением) и свадьбой соответствие периоду послушничества у монахов, служащее для подготовки к супружеству как к Священству. Согласно восточному обряду таинства венчания, венцы не снимались со вступающих в брак в течение семи дней, и только после этого священник давал благословение на завершение этого времени воздержания супругов. Также и в старой России бывало, что после венчания в приходской церкви новобрачные отправлялись прямо в монастырь, где некоторое время приобщались монашеской жизни, дабы лучше понять свое новое супружеское призвание, супружеское Священство. Николай Кавасила, крупнейший литургист XIV в., мирянин, озаглавил свой трактат о таинствах "Жизнь во Христе Иисусе"; Иоанн Кронштадтский, священник, почитаемый как святой, в начале XX в. описывает в книге Моя жизнь во Христе свой евхаристический опыт; это показывает, что истинная родина православной души есть Церковь литургических таинств. Николай Кавасила даже перефразирует текст “Деяний”: “Ибо Таинствами мы живем, движемся и существуем”. Таинство миропомазания есть таинство всеобщего Священства. На возрожденного в крещении человека сходит Святой Дух, дабы сообщить ему дар дел веры. Миропомазание есть таинство силы, вооружающее нас как “солдат и атлетов Христовых”, чтобы мы принесли ”свидетельство без сомнения и слабости”, исполнили апостолат благодатной любви. Св. Кирилл Иерусалимский говорит катехуменам: “Дух Святой вооружает вас для борьбы... Он позаботится о вас как о собственном солдате”, и “вы будьте стойки против всякой противной силы”1. Всякий мирянин — прежде всего воин. Восточная традиция запечатления всех частей тела миропомазанием символизирует языки пламени Пятидесятницы. Оно сопровождается сакраментальной формулой: “Печать дара Духа Святого”, то есть во всем своем существе всякий мирянин запечатлен дарами и является существом всецело харизматическим. Молитва, стоящая в сердце таинства, раскрывает назначение этих даров: “Да благоугодит Тебе всяким делом и всяким словом”. Это посвящение всей жизни служению лаиката, служению — в основе своей церковному. * * * Декрет об апостольстве мирян "Apostolicam actuositatem" http://agnuz.info/library/books/doc/page12.htm Глава I 4. Поскольку Христос, посланный Отцом — источник и начало всего апостольства Церкви, ясно, что плодотворность апостольства мирян зависит от их жизненного единения со Христом, по слову Господню: "Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода, потому что без Меня не можете делать ничего" (Ин 15, 5). Эта жизнь тесного единения со Христом питается в Церкви духовными средствами, общими для всех верных, особенно деятельным участием в Божественной Литургии,5 и миряне должны так применять эти средства, чтобы, верно исполняя свои мирские обязанности в обычных жизненных условиях, не терять в своей жизни единения со Христом, но, исполняя свой труд по воле Божией, всё более возрастать в этом единении. Необходимо, чтобы на этом пути миряне с ревностно и с радостью преуспевали в святости, стараясь преодолевать трудности благоразумно и терпеливо.6 Ни семейные заботы, ни прочие мирские дела не должны быть чужды строю духовной жизни, по слову Апостола: "И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца" (Кол 3, 17). Такая жизнь требует непрестанного совершенствования веры, надежды и любви. Только в свете веры и в размышлении над Словом Божиим каждый может везде и всегда познавать Бога, в Котором "мы живём и движемся и существуем" (Деян 17, 28), во всяком событии искать Его волю, различать Христа во всяком человеке, будь то ближний или дальний, верно судить о том истинном значении и ценности, которые преходящие вещи содержат в самих себе и применительно к цели человека. Те, кто имеет такую веру, живут в надежде откровения сынов Божиих, памятуя о кресте и воскресении Господа. В странствии этой жизни, сокрывшись со Христом в Боге и будучи свободными от порабощения богатству, устремляясь к тем благам, что пребывают вовек, они щедро и полностью посвящают себя распространению Царства Божия, формированию и совершенствованию порядка преходящих вещей христианским духом. В превратностях этой жизни они обретают силу в надежде, считая, "что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим 8, 18). * * * Владислав Томачинский. РЕЧЬ АПОСТОЛА ПАВЛА В АФИНАХ КАК ОБРАЗЕЦ ПРОПОВЕДИ НЕЦЕРКОВНОМУ МИРУ http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/appavelathens.htm * * * - Иоанн Павел-II. Римский Триптих http://lib.ru/POEZIQ/VOYTYLA/rimskij_triptih.txt * Часть вторая * Над Книгой Бытия Первый зрячий - Мы Им живем и движемся и существуем. - Афин ошеломленных сдержано дыханье, - Поведай, Павел, речь твоя о ком? - - О далях, о пространствах, мирозданьи, неведомом Создателе, вдохнувшем жизнь в него. - Мы пребываем в жизненной ограде, Которую, изъяв из пустоты, Он вычитает до сих пор из хляби, Смиряя мрак безвидной темноты. "В начале было Слово" - неотложно ключом взыграло Таинство - почин Источник потаенный, Логос всех причин. Извечное прозрение движет Слово, В нем корневой нетленный смысл. Создатель рад - все "Хорошо!", и снова Иначе видит Он, чем допускает мысль: Он первый зрячий - ловит четким оком Малейший оттиск совершенства бытия, Всю полноту великого Созданья - Нет твари, сокровенной от Него, открыто все пред Ним, обнажено - Доверху чаша истины добра и красоты - Он видит зрением иным, чем я и ты. Извечный взгляд и мудрый Логос: "В начале было Слово, все чрез него начало быть" - Им дышим, движемся, живем. В нем вечного преддверья рок: Былого, сущего, чистейших упований. Здесь Отчий дом - невидимый порог. На то был Промысл, так за оградой Бога история Творенья началась - согласно сказанному Слову! Переступить готов порог Сикстинский. Язык великой Книги прост, но и Она нема без образа живого. Летело время - Книга Микеланджело ждала. Так предусмотрено Всевидящим Творцом - Заговорила Книга - час назначен Богом. Что ж, человек, теперь ты видишь сам - Сзываю всех, чей зренья дар доселе не угас. Зову маэстро Микеланджело в подмогу! Часовня и слепая пелена спадает с глаз! Маэстро воздвигает верный образ. Глагол стал плотью, фрески принимают нас. Помедлим на пороге Книги Бытия. Се Книга всех начал с премудрым именем Genesis. На свод Сикстинский дерзкий мастер перенес великих образов гигантское сплетенье. Теперь войдем в чертог и Книгу перечтем, Скрывать не станем изумленья. Созданье мастера от "а" до буквы "я" - Восход от бездн пустот безвидных Начал послушных творческому Слову Ведет беседу с гулких сводов свет. Взревел финалом грозный трубный звук - Свершился Суд в крещендо искаженных губ, Всем суждено проделать путь последний, И никому из правил исключенья нет. 2. Образ и подобие Творец, Его созданье рядом - человек. Он образ и подобье Бога, мужчина, женщина - нагие оба. Возликовал Господь - позора в этом нет. Кто попустил такую дерзость тела? В донос витий привычных не гляди, Узнай из первых рук маэстро его вины. Иль все же очевидцев расспросить, Задать вопрос самой Капелле? - Не понаслышке сведенья Сикстины! Зачин вне поля зренья вопреки канонам Свободных образов игра - свидетель гения Изъятого из рабства сновидений. В отсутствие последней точки вне амвона Вершится на глазах движенье Страшного Суда. Вопрос вопросов - как исчислять добра и зла Немыслимый рубеж? Одолевать препоны века? Неизреченная стезя от Альфы до Омеги Глядит на нас огнями фресок торжества! Он Им дышим, движемся, живем - Но разве Он всего лишь устроитель? Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Всему дал жизнь и все дыханье Его рука опора друга в упованьях. Мы Божий род - Он жизни Вседержитель. Так, став среди ареопага, Павел рек Апостол - голос в хоре слов Завета. В закатный час привычно поминает человек: "И узрел Бог, что это хорошо". Духовный в мире зримом оттиск верный Окрест сияет, Божий свет на всем. Начало в Слове - Слово как преддверье, Войдя однажды - дышим, движемся, живем. Человек (Я) Воскликнул о своем творенье: - "Браво!" Но почему история идет наперекор? Ужасен век двадцатый! Только ли двадцатый? Но истины столетий не унизит спор. И образ, и подобие - Его! Наемник истины - маэстро Буонарроти Пожизненный работник ватиканских зал, Не раньше снял засов и дом покинул чем подвиг завершил - свою Сикстину. "И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И были оба наги и не стыдились"! И увидел Бог, все, что Он создал, И вот - хорошо весьма!". "Нет твари, сокровенной от Него - перед Его очами все открыто". Они Раскрылись очи на пороге бытия Добра и зла явился смысл, Тел бренных нищенская нагота... Вбирает жадный слух Благодаренья Слово, Magnificat звучит - на подкрепление сердец, Напев надежный прочен в глубине основы: "Тобою дышим, движемся - Творец!". С Тобой пребудем до скончанья века! Создатель красоты, источник вод живых, Открой слепцам глаза, подъемли веки! Закончен труд, пора из Ватикана вон - В залог оставлено повествованье фрески, Разыскан шифр - подобие и образ веский, Он в силах одолеть непроницаемость препон. 3. Предчувствие Святых Даров Так кто же Он? Неизреченный и Единый Творец вселенной, Единение сердец, В Причастии дарящий истины картину, Добра и красоты над временем венец. Он есть - Он Бог неизреченный. А все-таки сказал нам о Себе, Вдохнув жизнь в человека согласно образу и подобью Своему. На фреске явлен Он отцом - Пред нами всемогущий Старец, похожий на Адама статью и лицом. А кто ж они? "Мужчину и женщину сотворил". И благословил их Бог и дар вручил обоим. В себя Его приняли оба - Взаимной верности обет. И были оба наги, Адам, его жена, И не стыдились... пока был в силе дар. Вослед греху Стыд явится не медля. Ну, а сейчас они в блаженстве И рады, что владеют даром, Пускай не знают, как его зовут. Смысл жизни найден - помыслы чисты. "Casta placent superis: pura cum veste venite, manibus puris sumite fontis aquam - Чистое вышним богам угодно: в чистой одежде Шествуйте ныне к ручьям, черпайте чистой рукой" - Гимназия, Вадовицы - классические строки Читаю восемь лет подряд, но время скоротечно. Предчувствие Святых Даров сулит иные сроки. Любви дар зримый, он звучит извечно - знакомый шум домашнего ручья. И двое стали плоть одна - Слиянность тел, души единство, Возвещены иные меры естества - отцовства гордость, радость материнства. Стремленье к жизненным истокам - Влечение к началу Бытия - Адам познал свою жену, И зачала она и родила - Им ведомо уже, что, перейдя порог - Они ответчики пред Богом! Апокалипсис - Откровение Невидимо начало и последний акт незрим, Вселенная времен подъята Словом - В конце эпох возврат к нему неумолим. На высоте Сикстинских гулких сводов Неведомый конец художник начертал, Представив драму Страшного суда народов. Давно доступен зренью роковой финал - развязка обозначена предельно гласно: - Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено - открыто пред Его очами. Слова Матфея тоже зримый образ: - Благословен входящий, Проклятые, идите от Меня... Проходят поколенья чередой: Пришел нагим - прочь уходи такой же... - Ты прах и возвратишься в прах, Пригожесть обратится в горестный укор, Подвижность - в мертвый груз, Прекрасное во вздорный сор, И все же - нет, не весь умру, Неучтожимое во мне не сгинет! 4. Суд В Сикстине образ Страшного Суда. В капелле Суд царит над всеми. В зрачках до боли - общая судьба, А в апогее мастерский финал - Вершится в очередь замена поколений. Non omnis moriar - Нет, весь я не умру, Во мне неистребима, Та часть моя, что предстоит Перед лицом Того, Кто бытие дает! Толпа сжимается на фреске. Ты не забыл, Адам? Он звал тебя: - Где ты? Ответ был дан: - Боюсь - я наг, вот почему я скрылся. - Кто повестил, что ты нагой? И ты, Адам, ответил, Помнишь? - Жена... ты дал ее, Она мне плод вручила... На фреске многолюдья давка - Под бременем ответа человек согбен. Вопрос записан точно, реплика подавно! Совместного пути решительный разъем. Эпилог Так повелось... В Сикстине многоцветной традициям верны, собрались кардиналы - сошлись, чтоб рассудить судьбу ключей Петра. Средь многих званых в зал войдет преемник, и Микеланджело возьмет его в полон: "В Нем дышим, движемся, живем ..." Так, кто же он? Рука животворящая, Творец Устремлены к Адаму... - Бог сотворил в начале ... ...Всевидящий Отец... В сияньи радуги Сикстина вторит Богу: "Ты Петр - внимал Симон, Ионов сын, - Тебе ключи вручаю". Чреда епископов, все мысли о ключах, прибудет на Конклав в чертог Сикстинский, Чудесной кистью Буонарроти осененный. Так было в августе, еще раз в октябре - шел год двух тайных совещаний, все повторится вновь, когда пробьет мой час. Тогда пусть выступит прославленный маэстро. В повестке главный пункт - наследие Петра. В Сикстине между первым и последним днем, Пролог - Творенья свет, финал - день Страшного Суда. Смерть суждена лишь раз, все разрешит Судья! За гранью судеб ровный яркий свет - Событий чистота и совесть без ироний Конклав лишь повод, смысл - Творенье, Запечатленное великим Буонарроти - Нет твари, сокровенной от Него но все открыто пред Его очами. - Всеведущий, возобнови Знаменье - научи! Он не преминет... Tibulli Liber Secundus Elegia I, 13-14. Heb. 4, 13. Mt. 23, 39; Mt. 25, 41. Horatius, III, 30, 6. Евр 9,27 Сир 36, 5.