../../biblia/nz/tabl/sogl.htm#137 Пророчество Христа о разрушении Иерусалима, о будущем Церкви и о Его втором пришествии Мф.24,1-31 Мк.13,1-27 Лк.21,5-28 * ср. 29-й седм. - Лк.21:5-7,10-11,20-24 * * * Василий Преображенский, еп. Кинешемский БЕСЕДЫ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА http://www.krotov.info/libr_min/16_p/pre/obrazh_04.htm > Гл. 13 ст. 1-13. > Иерусалимский храм, который посещал Иисус Христос, считался в свое > время чудом архитектурного искусства, так что раввины иудейского > народа даже сложили поговорку, что кто не видал этого храма, тот > не знает, что такое красота. Это был уже третий храм в Иерусалиме. > Первый, великолепный храм Соломонов, был разрушен до основания > халдеями, когда иудеи были отведены в вавилонский плен. Второй, > построенный горстью бедных, возвратившихся из плена иудеев > под предводительством Зоровавеля, был разобран Иродом, > так называемым Великим, и на его месте воздвигнут новый, под сводами > этого Иродова храма молился и учил народ Спаситель мира. > В самой мрачной жизни бывают просветы, и таким просветом в злодейной > жизни Ирода была попытка увенчать славу своего царствования > грандиознейшим предприятием — перестройкой Иерусалимского храма. > Различные побуждения склоняли его к этому. С одной стороны, > подстрекаемый своим непомерным честолюбием и славолюбием, > он стремился придать своей резиденции необыкновенную пышность > и блеск постройкой многочисленных прекрасных зданий. Построив > для себя великолепный беломраморный дворец греческой дорической > архитектуры и несколько величавых крепостей, он пожелал завершить > архитектурный блеск своего царствования беспримерным подвигом > построения великолепнейшего в мире здания, тем более, что старый > храм Зоровавеля, по своему объему бывший гораздо меньше храма > Соломонова, был уже слишком убог и жалок для столицы и представлялся > слишком ничтожным рядом с пышными, красивыми зданиями, какими > блистала старая хасмонейская резиденция времен царствования Ирода. > С другой стороны, к этому примешивались и чисто политические > соображения, так как этот жестокий, развратный восточный деспот > думал, что таким вниманием к народной святыне ему удастся ослабить > мрачную ненависть к нему со стороны подданных, против которых он так > много погрешил, оскорбляя их религиозное чувство, избивая раввинов, > уничтожив синедрион и осквернив святой город языческими играми > и театрами. > Для постройки храма прежде всего сделаны были все необходимые > приготовления. Так как участие в этом деле языческих рабочих, > с точки зрения правоверных иудеев, было бы осквернением будущего > святилища, Ирод подготовил для работы тысячу священников и десять > тысяч иудейских ремесленников в специальных ремесленных заведениях, > и после того, как подпольные и дворцовые внешние сооружения были > готовы и все материалы из тесаного камня и обделанных брусьев > были припасены, священники, облачившись в священнические одежды, > приступили к разборке старого храма, и через восемь лет настойчивого > труда старый храм был благополучно разобран. Полтора года > потребовалось на постройку нового святилища и еще восемь лет > на сооружение главных дворов и портиков. К 14-му году до Р.Х. новое > здание было уже настолько закончено, что в нём можно было совершать > богослужение. Хотя дополнительные и отделочные работы продолжались > еще несколько десятков лет, но уже ко времени Спасителя > вновь воздвигнутое здание поражало своим великолепием. Здесь было, > кажется, все, чего требовала прихотливая роскошь и что изобрела > архитектурная фантазия Востока. Здесь были ворота, обложенные > золотом и серебром; ворота из дорогой коринфской бронзы, еще более > драгоценные; грациозные, украшенные башнями портики, вымощенные > цветным мрамором; двойные переходы с великолепными колоннами, богато > орнаментированные, украшенные арабесками и скульптурой; в царском > притворе тянулись четыре ряда коринфских колонн в 27 футов вышиной, > настолько толстых, что только три; человека могли обхватить их > растянутыми руками; двери, ведущие в святилище, были позолочены > и покрыты вавилонскими пурпуровыми коврами, шитыми золотыми цветами, > и над этими дверями была великолепная золотая лоза с колоссальными > кистями величиною в рост человека, возбуждавшая у всех безграничный > восторг и служившая символом Израиля; стены, украшенные роскошной > мозаикой, были сложены из громадных полированных камней сорока > локтей в длину и десяти в высоту, говоривших о трудолюбии > и благотворительности целых поколений. Центральное здание, > где устроены были святилище и Святое святых, охотно сравнивалось > раввинами, по его виду, с лежащим львом: оно с своею мраморной > белизной и золотыми крышами, унизанными острыми шпицами, чтоб > не давать садиться птицам, выглядело подобно красивой горе, снежная > вершина которой золотилась солнцем. > Назначение и расположение дворов и святилища были установлены > законом Моисеевым. Во дворе священников было так называемое медное > море для омовения, в середине был огромный жертвенник, сделанный > из неполированных камней. На северной стороне находились мраморные > столы для мяса жертвенных животных. В святилище стояли стол > для хлебов предложения, жертвенник кадильный и семисвечный > светильник — весь из литого золота. Святое святых было пусто: там, > где некогда стоял ковчег завета, находился камень, на который > первосвященник полагал свою кадильницу в день очищения. Он назывался > "камнем основания" и считался "пупом земли". > Ввиду описанного великолепия неудивительно, что иудеи необычайно > гордились своим храмом. Действительно, это было величественное > здание с перемежающимися массами красного и белого пентеликинского > мрамора, которые раввины сравнивали с переливами морских волн. > Сверкая в знойный полдень своими золотыми шпицами, украшенный > дорогими камнями и приношениями, храм, поистине, составлял гордость > всей земли, и раввины не без основания говорили: "Мир подобен глазу; > белок его есть океан; черная его часть есть земля; зрачок - > это Иерусалим, а изображение внутри зрачка — святилище". Для них > этот храм был обиталищем Невидимого. > Когда Господь вместе с учениками покидал в последний раз этот храм, > мысли апостолов всё еще витали с любовью и гордостью близ, > своей национальной святыни и достопамятного места. Они остановились, > чтобы бросить на храм последний и продолжительный взгляд, и один > из них пожелал обратить внимание Спасителя на красоту здания. > – Учитель, — сказал он. — Посмотри, какие камни и какие здания! > Вполне понятен тот восторг, с каким благочестивые иудеи, в том числе > и апостолы, смотрели на свою святыню. > Но Иисус Христос скорбел. Он не разделял восторженности > Своих учеников. Никогда, ни единым словом Он не высказал > Своего одобрения по поводу драгоценного материала, из которого > построен был храм, или по поводу тех сокровищ и приношений, которые > стекались в него. Он ежедневно учил в храме, когда находился > в Иерусалиме; в пределах его Он произнес некоторые из самых > торжественных и дышащих глубокою любовью речей, так что даже > и враждебные Ему агенты синедриона должны были сознаться, > что никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин. VII,46); > в храме, под влиянием окружающей обстановки, Он рассказал некоторые > из Своих наиболее поразительных притчей; здесь же Его испытующие > слова вызвали краску стыда даже на медных лбах тех, которые > привлекли к Нему на суд бедную грешницу, взятую в прелюбодеянии; > в маккавейский праздник обновления храма Он ходил среди великолепной > колоннады, известной под названием "притвора Соломонова"; во время > торжеств по случаю праздника кущей золотой светильник послужил > для Него поводом произнести знаменитую беседу, начинающуюся словами: > Я свет миру, а торжественный обряд черпания воды в золотой > умывальник из пруда Силоамского вызвал Его на сравнение Себя с живой > водой. Одним словом, многие часы Его жизни и деятельности были > связаны с Иерусалимским храмом. Он пользовался им для Своих целей, > но никогда не увлекался внешним блеском этого здания. Красою храма > Он считал только искренность его богомольцев, и ни золото, > ни мрамор, ни блестящие краски, ни искусная резьба на кедровом > дереве, ни тонкая отделка скульптурных изображений и никакие > драгоценные камни не могли для Него сделать вертеп разбойников > домом молитвы. Храм уже был запятнан торгашеством и преступлениями > иудейских священников. Вот почему в ответ на восторженное удивление > учеников Господь произнес кратко и почти сурово: видишь сии великие > здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня > на камне. > Это был грозный, окончательный приговор, исполнившийся с ужасающей > точностью. От действительного храма, какой видел Христос и в котором > учил Он, теперь остались лишь стены большой платформы да обломки > "хела", или средостения, с сохранившеюся надписью, которая > под страхом смерти запрещала вход язычникам и которую Господь, > наверное, неоднократно читал Своими собственными очами. > Скорбно и безмолвно, с печальными мыслями в сердце небольшая группа > отошла от священного здания, стоявшего как олицетворение еврейской > истории со дней Соломона. Они перешли через долину Кедронскую > и пошли по крутой тропинке, которая ведет через гору Елеонскую > к Вифании. На вершине горы путники остановились, и Иисус Христос > сел, чтобы отдохнуть, может быть, под зелеными ветвями великолепных > кедровых деревьев, украшавших тогда гору. Тут всё служило > для возбуждения высоких мыслей. Далеко внизу находился святой город, > давно сделавшийся прелюбодейным, и теперь, в последний день служения > Спасителя, не узнавший времени своего посещения. На противоположной > стороне широкое плато увенчивалось мраморными колоннадами > и блестящими крышами храма. Обратившись к востоку, Господь > мог видеть бедные, обнаженные горы пустыни Иудейской до пурпуровой > линии Моавских гор, сияющих в солнечном закате подобно цепи > драгоценных камней. В глубоких высохших ложбинах, точно пятна > темного кобальта, виднелись таинственные воды Соленого озера. > Таким образом, когда Господь смотрел с вершины горы, со всех сторон > были видны знамения гнева Божия и греха человека. На одной стороне > было мрачное озеро, страшные и смолистые воды которого > были постоянным свидетельством лишения Божия за чувственный грех; > у ног Спасителя был преступный город, проливший кровь стольких > пророков и осужденный за свою страшную злобу на еще более тяжкое > возмездие. > Смотря на этот город, апостолы невольно припоминали только что > сказанные слова Господа о его печальной судьбе. Они не могли > отделаться от тягостного впечатления, вызванного этими словами, > и невольная тревога выразилась в вопросе Его любимых учеников: скажи > нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно > совершиться? > Это "когда" осталось без ответа до настоящего времени. > Когда Спасителю предлагали сторонний, неуместный вопрос, Он > не порицал любопытства вопрошавших, но, не отвечая прямо на вопрос > и тем давая понять его неуместность, Он заменял ответ каким-нибудь > великим нравственным наставлением, имеющим с ним связь. Сообразно > с этим вопрос, предложенный апостолами, вызвал большую > эсхатологическую речь, или рассуждение о последних днях, где даны > были четыре нравственных правила: "берегитесь", "бодрствуйте", > "терпите" и "молитесь". > В этой ответной речи Господа можно различать ясно две главные темы: > одна - - о ближайшей судьбе Иерусалима и Иудеи, другая — о последней > кончине мира. Иногда эти пророчества сливаются, так что в некоторых > местах трудно бывает решить, о чем, собственно, идет речь. Но как бы > то ни было, следя за дальнейшей историей Иерусалима, мы видим, > что события, о которых Господь говорит то прямо, то намеками, > с необычайной точностью подтвердили эти пророчества. > Посмотрим, как исполнились эти пророчества, прежде всего, > на ближайшей судьбе Иерусалима и Иерусалимского храма. > Храм был вполне закончен в 64 году от Р. X., и богослужение в нём > сделалось еще более пышным вследствие данного Иродом Агриппой > позволения левитам и певцам носить белые одежды. Но это было > непродолжительное торжество. 10 августа 70 года, то есть не более > чем через шесть лет, храм со всем своим блеском, делавшим его > в глазах раввинов "радостью всей земли", разрушен был до основания. > Он превращен был в пепел пламенам, которое иногда почти погасало > от потоков крови его избиваемых защитников. > Еще задолго до разрушения храма целый ряд необыкновенных явлений > предвещал грозную катастрофу. Комета, наподобие огненного меча, > в течение года висела над Иерусалимом. В праздник Пасхи внезапно > какой-то сверхъестественный свет наполнил храм в полуночное время. > Тяжелые двери храма, которые обыкновенно отворяли двадцать человек, > вдруг открылись сами собой, и слышны были громкие таинственные > голоса: "Уйдем отсюда!" В городе во время солнечного заката с ужасом > видели каких-то воинов, сражавшихся на небе, и как будто стены > города были окружаемы колесницами и огненными конями, нападавшими > друг на друга в яростной битве. В течение нескольких лет по городу > разносился голос некоего Иисуса, сына Анании, который, несмотря > на все побои, достававшиеся ему от иудеев и римлян, постоянно кричал > по улицам: "Горе, горе Иерусалиму!" Впервые этот крик раздался > в храме. Полусумасшедший еврей то и дело восклицал: "Голос > от востока! Голос от запада! Голос от чей тырех ветров! Голос против > Иерусалима и храма! Голос против жениха и невесты! Голос против > всего народа!" После этого он не говорил больше ни с кем, а только" > постоянно повторял глухим замогильным голосом: "Горе, Горе > Иерусалиму!" - и это продолжалось до самой осады, когда воскликнув: > "Горе, горе и мне!" - он упал, убитый камнем, пущенным из римской > баллисты. > В 66 году началась Иудейская война. Выведенные из терпения > притеснениями и несправедливостями римских прокураторов, иудеи > подняли восстание против римского гнета. Самая фанатичная партия > иудейских националистов, так называемые зилоты, овладели крепостью > Масадой, избили римский гарнизон и первые подали сигнал к Открытому > мятежу. К ним присоединился Манаим, сын Иуды Галилейского, осадил > Иродов дворец, бывший в то время Преторией прокуратора, и умертвил > первосвященника и его брата, которые спрятались там. Восстание > быстро разгоралось, поскольку префект Цестий, командовавший римскими > войсками, оказался неспособным полководцем и действовал чрезвычайно > нерешительно, с необычайной медлительностью. Вследствие этого > он терпел поражение за поражением и наконец его поход против > восставших иудеев закончился полным разгромом. Тогда римский > император Нерон, встревоженный этими событиями, для подавления > опасного возмущения отправил одного из лучших своих полководцев — > Веспасиана. Дела приняли другой оборот. Карательная экспедиция > Веспасиана началась усмирением Галилеи. Защита Галилеи, > осада Иотапаты, Тарихеи, Гамалы и других городов, ужасные битвы > и побоища, сделавшие Геннисаретское озеро багровым от крови > и наводнившие улицы городов целыми потоками крови, — всё это > картинно описано иудейским историком Иосифом Флавием, лично > принимавшим участие во всех этих событиях. > Покорив Галилею и Пирею, Веспасиан повел наступление на Иудею, > и в первых же битвах многие тысячи иудеев были избиты. Иордан > и Мертвое море были переполнены трупами убитых. В 69 году Веспасиан > был избран императором и немедленно отправился в Рим, оставив > в Палестине своего храброго сына Тита для довершения завоевания > Иудеи. > Между тем в Иерусалиме происходили страшные беспорядки. Злополучный > город раздираем был борьбой партий зилотов, идумеян, сикарйев > и всевозможных ожесточенных фанатиков. Народ постоянно видел > перед собой сцены невообразимого ужаса и богохульства. > Трупы валялись непогребенными на улицах. Самый храм постоянно > осквернялся побоищами и кровопролитиями. Первосвященник Анания > был умерщвлен, и все законы Божий и человеческие дерзко нарушались. > Три главные партии с ожесточением боролись между собою за обладание > городом. Во-первых, в Иерусалим успел проникнуть некий Иоанн > Гисхальский, прославившийся в качестве неустрашимого вождя > при защите Галилеи и образовавший свою фанатичную партию. > Его соперником выступил партизанский военачальник Симон-бар-Гиора, > а вскоре затем явился и третий претендент, некто Елеазар, > отделившийся от Иоанна и укрепившийся во внутреннем храме. Во время > этих междоусобиц многие улицы города били сожжены и большие запасы > провизии безумно или нечаянно уничтожены. А между тем город > был переполнен богомольцами по случаю праздника Пасхи, когда > в 70 году Тит начал осаду Иерусалима. Только небольшая горсточка > христиан, предупрежденная Спасителем, видя признаки надвигающейся > катастрофы, успела уйти в городок Пеллу, расположенный в горах > восточной пустыни, где и пробыла всё время осады. > Трудно описать все yжасы осады, всё, что делалось в несчастном > городе, над которым как будто повисло Божие проклятие. > Несмотря на свои междоусобные распри, иудеи отбивали приступы римлян > с яростной стремительностью и неукротимой храбростью, и с обеих > сторон совершались геройские поступки. Но судьба города уже была > предрешена. Когда Тит овладел внешнею стеною, иудеи, устрашенные > огромными катапультами, баллистами и подвижными башнями римлян, > удалились за внутреннюю стену, но внутреннюю стену можно было > отстаивать только с трудом и большой опасностью. Скоро была взята > и она, и римляне осадили башню Антония. > Многие иудеи, прихватив бывшие при них деньги, бежали из города, > но только затем, чтобы попасть в руки подстерегавших их разбойников, > которые обирали их догола. В городе наступил страшный голод. > Дома разрушали и грабили. Богачей предавали смерти на основании > ложных обвинений, которыми пользовались как предлогом для грабежа. > Богатые женщины высших классов, как, например, дочь бргача > Ниндимона, получившая некогда громадное приданое, 1 миллион золотых > динариев, теперь бродили по улицам, выбирая зерна из помета > для своего пропитания. Друзья ожесточенно дрались друг с другом > за траву, за крапиву и за остатки, истощившихся припасов. По улицам > бегали окровавленные зилоты с разинутыми от голода ртами, спотыкаясь > и трясясь «подобно бешеным собакам», как говорит Флавий. Граждан > подвергали пыткам с целью вынудить у них признание, где спрятана > пища. Детей безжалостно убивали головой об стену и пожирали еще > не остывшие трупы. Людоедство развивалось в ужасающих размерах. > Даже матери резали и поеддли своих малюток. Воины иудейские были > так ослаблены; голодом, что почти не имели сил сражаться и с трудом > пробирались к стенам по грудам гниющих трупов. Тела убитых валялись > повсюду; их перестали погребать, и долины были' завалены трупами. > Даже суровый Тит при взятии города не мог удержаться от слез > при виде этих ужасных сцен гибели и разрушения. Таких ужасов > не слыхано было от начала мира. > Башня Антония была наконец взята и разрушена, и римляне пошли > приступом на храм, причем Иоанн Гисхальский, ободряя своих фанатиков > обещанием, что дом Божий и город будут спасены чудом, презрительно > отверг делавшиеся ему Титом предложения сдаться на сравнительно > снисходительных условиях. После этого взят был и внешний двор храма, > и пристройки его сожжены. Тит искренно желал спасти храм > как великолепное украшение для Римской империи, но один из его > воинов в пылу сражения бросил головню в окно, и всё здание вскоре > было объято пламенем. Напрасно Тит всячески побуждал солдат > постараться потушить огонь, — пожар разгорелся, и скоро > храм представлял собой громадный пылающий костер. Иудеи сражались > с безумною яростью и отчаянием. По мраморному полу храма текли > потоки крови, шипя в пламени и местами заливая огонь. Последние > оставшиеся в живых священники, собравшиеся на верхней площадке > храма, с воплем отчаяния бросили к небу, возвращая Иегове, ключи > храма, которых они оказались недостойны, и сами ринулись в пламя. > Так погиб великолепный Иерусалимский храм, которым с заслуженной > гордостью любовались апостолы; погиб во исполнение пророчества > Спасителя, и не осталось от него камня на камня. > Но ужасы осады этим еще не кончились. Нижний город был взят, > ограблен и предан огню и мечу. Затем пал и верхний город. Пленных > было так много, что массы иудеев были проданы в рабство за гроши; > многие были отпущены, потому что не было на них покупателей; тысячи > были распяты — не хватало крестов. Дома были завалены грудами > мертвых тел; подземные подвалы переполнены беглецами, искавшими там > убежища. Вожди восстания были взяты вместе со всеми самыми красивыми > мальчиками, предназначенными украшать собой триумф победителя > в Риме. Другие отправлены были на египетские рудники. Тысяча двести > человек умерли в один день — частью от недостатка пищи, частью > потому, что сами отказывались принимать ее. Во время войны > две тысячи семьсот человек были взяты в плен, всего погибло около > миллиона иудеев. Множество пленников были брошены диким зверям > в римских амфитеатрах или вынуждены были зарубить друг друга > в гладиаторских битвах. Когда Иерусалим пал, Иудея сделалась римской > провинцией. Некоторые крепости еще держались, дольше всех — Иродиал, > Махер и Масада, которые иудеи защищали с отчаянной храбростью. > Падение Масады было невыразимо трагическим. Когда защита ее > сделалась наконец невозможной, сикарии, составлявшие ее гарнизон, > собственноручно избили своих жен и детей и затем пали на мечи > друг друга, и последний из оставшихся в живых сам вонзил себе меч > в сердце. Римские воины, ворвавшиеся в крепость, нашли в ней > безмолвие смерти, а на земле лежали горы трупов. Падением Масады > (в апреле 73 года) закончилась Иудейская война. > Так совершился страшный суд Божий, заслуженно постигший народ, > который своими беззакониями, жестоковыйностью и ложью, > закончившимися страшным преступлением богоубийства, только позорил > заключенный с ним Богом завет. Страшно было чувствовать то, > что чувствовали некоторые пережившие это разрушение очевидцы его, > именно, что падение города заслужено было поколением людей, бывших > причиной его несчастий, и что ни один город не терпел никогда таких > бедствий и ни один век со времени сотворения мира не производил > поколений более порочных, чем те, которые были в Иерусалиме. > Даже язычники признавали перст Божий в страшной судьбе, постигшей > Иудею. Когда Тит вслед за своими победоносными воинами вошел в город > и увидел его непреступные твердыни, заваленные горами мертвых тел, > он поднял к небу руки в священном ужасе и клялся, что не своею силою > он победил, но что он был лишь орудием небесного гнева, и отказался > от предложенного ему почетного титула «Иудейского». > Какие выводы мы можем сделать из сказанного? > Несомненно, что в ужасной катастрофе, постигшей Иудею, мы не можем > не видеть правосудия Божия, грозного наказания порочного народа, > лишения за грех. Но несомненно также, что и на судьбу каждого народа > действуют те же законы Божией правды, и если мы порой видим > нечестивое общество, развращенный народ, пользующийся сравнительным > спокойствием и не испытывающий на себе немедленных > и непосредственных ударов гнева Божия, то это вовсе не значит, что > он изъят из действия законов правосудия; в этом проявляется > лишь долготерпение Божие, ибо Господь... долготерпит нас, не желая, > чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Пет. III,9). > Надо ли говорить о том, что этот урок наказания целого народа за его > грех, за его порочность и распущенность постоянно должен быть перед > нашими глазами, чтобы и нам не потерпеть того же. Необходимо > помнить, что меч правосудия Божия всегда висит над нами и может > опуститься на нашу голову в любой момент, как только мера беззаконий > наших исполнится; и если гром небесного гнева грянет над нашей > страной и над нашим народом, то мы должны знать; что ответственность > за это лежит на каждом из нас, поскольку в той массе зла, которая > вызовет катастрофу, есть и наши личные грехи. Поэтому не счеты > сводить друг с другом должны мы в упреках и взаимных обвинениях, > а искать спасения в покаянии и сокрушении о грехах, дабы отвратить > гнев Божий, на ны движимый. > От печальной судьбы Израиля всегда полезно перенести взор на самих > себя и спросить: «А мы в каком положении? Не грозит ли и нам такая > же судьба?» > Если же некоторые из ветвей отломились, - - говорит апостол Павел, > разумея под ветвями иудеев, - а ты, дикая маслина, привился на место > их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед > ветвями... Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. > Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. > Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли > и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость > к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; > иначе и ты бу дешь отсечен (Рим. XI,17-22). <далее - Гл. 13 ст. 14-37.> * * * ЧТО ТАКОЕ ЕВХАРИСТИЯ — ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ /Темы для молодёжных встреч/ http://reshma.nov.ru/yang/vecheria_gospodnia.htm > Произошло нечто поразительное. Совершенно привычным вещам Иисус > придал абсолютно новое значение. Дело в том, что Церковь - > это семья. Где семья собирается чаще всего? За столом, на общей > трапезе. <.....> выражение "всегда, когда будете есть хлеб и пить > вино" означает - всегда, когда собираетесь за одним столом. Иисус, > по сути дела, сказал, что теперь, всякий раз, когда вы едите, > вы делаете это в воспоминание обо Мне, вы возвещаете смерть > Господню. Для остальных людей это будет просто еда, банкет, трапеза, > вы же собираясь за столом, будете видеть в этом совершенно другой > смысл, и уже никогда не сможете делать это как раньше. > Очень хорошую аналогию можно найти в книге Антуана Экзюпери > "Маленький принц". Помните, когда маленький принц собирался покинуть > летчика, он повел его ночью в пустыню, показал на звезды и сказал: > "Это - мой подарок тебе. Теперь, всякий раз, когда ты будешь > смотреть на звезды, ты будешь знать, что там есть моя звезда, > и всегда будешь слышать мой смех. Все остальные будут видеть просто > звезды. Но для тебя звезды больше не будут звездами, а превратятся > в тысячи маленьких колокольчиков, которые звенят моим смехом". > Вот так Иисус, взяв самые обыкновенные предметы, наделил их иным, > невидимым для других, духовным смыслом, сделав их напоминанием > о Себе и о Своей жертве. Случайно зашедший человек скажет, что > вы едите хлеб и пьете вино, для вас же это - объединяющие вас > спасительные Тело и Кровь Христовы. И Ап. Павел говорит, что теперь, > если вы, собравшись вместе поесть, не рассуждаете о Теле Господнем, > вы участвуете в этом недостойно, едите и пьете собственное > осуждение. Тот, кто торопится съесть свою пищу в одиночку, ест > не пищу, а собственный приговор. > Стоит заглянуть в Библию, многие вопросы отпадают сами по себе. Один > из таких вопросов - как часто можно участвовать в Вечере Господней? > Не слишком ли это часто - каждую неделю? Давайте вспомним практику > иерусалимской церкви: они постоянно пребывали в учении Апостолов, > в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деяния 2:42); и каждый > день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, > принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деяния 2:46). > Иерусалимская церковь вообще была уникальна в своем роде. Ее члены > продавали свое имущество, отдавая деньги апостолам. Эта церковь > буквально вложила себя в дело благовестия. Пройдет всего пара > десятков лет, и от Иерусалима не останется камня на камне, но эта > церковь ничего не потеряет. И когда гонения рассеют ее членов > по всему лицу земли, у них повсюду окажутся братья и сестры, готовые > принять их. Пока же они каждый день проводят в храме, внимая учению > апостолов, а потом расходятся по домам, где, преломляя хлеб, > принимают пищу в веселии и простоте сердца. Каждый день - часто это > или нет, приемлемо ли это? Их практика полностью соответствовала > тому смыслу, который придал Вечере Господней Иисус: всякий раз, > когда собираетесь на трапезу, вы возвещаете смерть Господню. > Со временем общины росли, и уже не было возможности ежедневно > собираться в одном доме за общим столом. В Ефессе, где Ап. Павел > провел несколько лет, он стал собирать уверовавших, арендовав > для этого помещение в местном колледже (в училище некого Тиранна - > Деяния 19:9), где два года учил их о Царстве Божьем. Община > переросла рамки домашней церкви, где застолье было естественным > и реальным, теперь трапеза стала символической: по кусочку хлеба, > по глотку вина - вряд ли этим можно утолить физический голод (если > кто голоден, пусть ест дома - пишет Павел). Но содержание осталось > то же - из домашней церкви в церковь общинную был перенесен духовный > смысл заповеди Христовой. > Зачастую приходится слышать противоположное учение: мы принимаем > участие в реальной трапезе, которая символизирует смерть Христову > и наше с ним единение. Но символической стала сама трапеза, > причащение же в ней Тела и Крови Христовых остается реальным. > Сопричастность жертве Иисуса дает нам вечную жизнь - не через > физическое насыщение нашей плоти (отцы ваши ели манну в пустыне > и умерли), а через Его духовное пребывание в нас, а нас - в Нём, > в Его Теле - Церкви. Потому-то всякий раз, когда мы собираемся > вместе, мы тем самым возвещаем смерть Христову, и будем делать это > доколе Он придет.