Мартин Лютер. ЛЕКЦИИ ПО "ПОСЛАНИЮ К ГАЛАТАМ". www.krotov.info/library/12_l/lut/er_09.html > 10. “А все, утверждающиеся на делах закона, находятся > под клятвою...” <.....> > “Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, > что написано в книге Закона”. <.....> > Итак, “исполнять” — это значит прежде всего веровать, и, таким > образом, верою соблюдать Закон. Ибо мы должны принять Святого Духа. > Будучи просвещены и обновлены Им, мы начинаем исполнять Закон, > любить Бога и ближнего своего. Но Святого Духа получают не через > Закон, ибо “все, утверждающиеся на делах закона, — говорит Павел, — > находятся под клятвою”, но Его получают посредством слушания > с верою, то есть через обетование. Мы должны быть благословлены > исключительно с Авраамом и с его верою в обетование. Посему прежде > всего нам следует искать прибежища в обетовании — так, чтобы > мы могли слышать звуки благословения, то есть Евангелие. В него > следует веровать. Слышание обетования приносит Аврааму Христа, > и когда человек ухватывается за Него верою, он получат в дар Святого > Духа через Христа. Тогда этот человек начинает любить Бога > и ближнего своего, тогда он совершает добрые дела и несет > свой крест. Это является истинным исполнением Закона, в противном же > случае Закон остается постоянно неисполненным. Итак, “исполнять”, > если определить это ясным и надлежащим образом, — это значит просто > веровать во Иисуса Христа, и, получив Святого Духа верою во Христа, > совершать то, что свойственно Закону. И иначе это никак не может > осуществляться, ибо Писание говорит, что вне обетования > нет благословения — даже в Законе. Следовательно, мы не можем > исполнять Закон без обетования. Должно присутствовать благословение, > заключающееся в благовестии о Христе, Который был обещан Аврааму > как Тот, через Кого весь мир получает благословение. > Во всём мире нет никого, к кому определение “<исполнитель> Закона” > относилось бы вне обетования о Евангелии. Таким образом, > “<исполнитель> Закона” — это вымышленный термин, который никто > не может понять, не находясь вне Закона, в благословении и вере > Авраама. Таким образом, истинным "делателем Закона" является тот, > кто принимает Святого Духа верою во Христа и затем начинает любить > Бога и совершать благие дела по отношению к ближнему своему. > Следовательно, понятие “исполнять” включает в себя одновременно > и веру. Вера берет самого "делателя" и как бы превращает его > в дерево, а его дела становятся плодами. Ибо не на яблоках > произрастает дерево, но на дереве родятся яблоки. Итак, сначала вера > формирует (создает) человека, который затем производит дела. Таким > образом, соблюдать Закон без веры — значит (продолжая ту же > аналогию), создавать яблоки без яблони, из дерева или земли (грязи), > что значит создавать не яблоки, но лишь пустые фантазии. Но как > только дерево посажено, то есть как только через веру во Христа > появляется исполнитель, так за этим следуют дела. Ибо для того чтобы > были дела, сначала должен существовать исполнитель, дела не могут > появиться прежде делателя. Итак, “исполнители закона оправданы > будут”, то есть они будут объявлены праведными (Рим.2:13). > Исполнителя называют так не на основании совершенных им дел. > Он получает это имя на основании дел, которые ему предстоит > совершать. Ибо христиане не становятся праведными, совершая > праведные дела. Но, будучи оправданы верою во Христа, они совершают > праведные дела. В мирской жизни ситуация совершенно иная. > Здесь человек становится исполнителем на основании дел, точно > так же, как, по словам Аристотеля, человек становится лютнистом, > часто играя на лютне. Но в богословии человек не становится > исполнителем на основании дел Закона, здесь сначала должен быть > "делатель", а после этого следуют дела. <.....> > Таким образом, когда Моисей произносит слова: “Проклят всяк...”, > он говорит о тех, кто стремится исполнять Закон. Но истинными > исполнителями Закона являются верующие, которые, принимая Святого > Духа, исполняют Закон, любят Бога и ближнего своего. Итак, > “исполнитель Закона” — это не тот, кто становится исполнителем > на основании своих дел, но тот, кто, уверовав, становится > исполнителем. Ибо в богословии те, кто стали праведными, совершают > праведные деяния — совсем не так, как в философии, где те, > кто совершают праведные дела, становятся праведными. Таким образом, > мы, будучи оправданы верою, совершаем добрые дела, посредством > которых, как говорится во 2Пет.(1:10), наше звание и избрание > делается более и более твердым. Но так как мы имеем только первые > плоды Духа и не имеем пока десятин и поскольку остатки греха всё еще > пребывают в нас, мы не соблюдаем Закона в совершенстве. Однако это > не вменяется нам, верующим во Христа — во Христа, обетование > о Котором было дано Аврааму и Который благословил нас. Ибо, несмотря > на это, Бог проявляет к нам терпимость, по-отечески лелея > и вскармливая нас ради Христа. Мы являемся тем израненным человеком, > ограбленным и побитым разбойниками, чьи раны перевязал Самарянин, > возлив на них масло и вино; человеком, которого он посадил на своего > осла и отвез в гостиницу, позаботился о нём, а затем, отъезжая, > поручил его содержателю гостиницы со словами: “Позаботься о нём” > (Лук.10:30-35). Итак, нас выхаживают и лелеют как в той гостинице, > до тех пор, покуда Господь не прострет Свою руку во второй раз, > чтобы избавить нас, как говорит Исаия (Ис.10:10-11). > Таким образом, как я говорил, утверждение Моисея: “Проклят всяк, кто > не исполняет постоянно всего...” — не противоречит словам Павла > о том, что все, полагающиеся на дела Закона, находятся > под проклятием. Ибо Моисей предполагает исполнителя, который > совершенно исполняет Закон. Но где нам найти такого? Нигде. Павел > признает, что он сам не является таковым, ибо он говорит > в Рим.(7:15): “Не то делаю, что хочу...” И Давид говорит: > “И не входи в суд с рабом Твоим...” (Пс.142:2). Таким образом, > Моисей, как и Павел, неизбежно влечет нас ко Христу, через Которого > мы становимся исполнителями Закона и через Которого нам вменяется > невиновность в каких бы то ни было прегрешениях. Как? Прежде всего — > через прощение грехов и вменение праведности по вере во Христа. > Во-вторых, даром, посредством Святого Духа, Который создает новую > жизнь и новые побуждения в нас, чтобы мы могли соблюдать Закон также > и в формальном отношении. Всё, что не соблюдается — прощено > ради Христа. Кроме того, всякий оставшийся в нас грех не вменяется > нам. Так Моисей соглашается с Павлом и имеет в виду то же самое, > говоря: “Проклят всяк...”, потому что он отрицает, что люди > соблюдают Закон, когда хотят оправдаться на основании дел. И, так же > как Павел, он заключает, что они находятся под проклятием. > Таким образом, Моисей говорит об истинных исполнителях, людях веры > так же, как и Павел порицает тех, кто не являются истинными > исполнителями, то есть тех, кто не являются людьми веры. Моисей > использовал отрицательную форму, а Павел утвердительную — здесь > нет никакого противоречия, при условии, что вы правильно > определяете, что значит “исполнение”. Итак, оба утверждения истинны, > а именно — что под проклятием все, не совершающие всего, записанного > в Законе, и что под проклятием все, полагающиеся на дела Закона. > <...> <.....> > 11. "А что Законом никто не оправдывается пред Богом, > это ясно, потому что праведный верою жив будет". <.....> > 12. "А Закон - не по вере..." <.....> > "...Но кто исполняет его, тот жив будет им." <.....> > Таким образом, когда мы веруем, мы живем просто за счет Христа, > Который без греха и Который является также нашим “местом милосердия” > и прощения грехов. С другой стороны, исполняя Закон, > мы действительно совершаем <добрые> дела. Но при этом мы не обретаем > праведности и жизни. Ибо Закон не оправдывает и не дает жизни, > но вскрывает грех и убивает. Конечно, Закон говорит: “Кто исполняет > его, тот жив будет им”. Но где исполняющий его? Где тот человек, > который любит Бога всем своим сердцем и т.д. и ближнего своего, > как самого себя? Поэтому нет ни одного, кто соблюдал бы Закон. > И даже если кто-то изо всех своих сил старается соблюдать его, > всё же, исполняя, он не соблюдает его . Поэтому он остается > под проклятием. Вера же не совершает дел, она верует во Христа, > Оправдателя. Итак, человек живет не благодаря своим деяниям, > он живет благодаря своей вере. Все же верующий исполняет Закон, > а то, чего он не исполняет, прощено ему, поскольку грехи прощаются > ради Христа, тот же грех, который остается, ему не вменяется.