см. вып. www.messia.ru/rasylka/008/2066.htm#0 > 23. "А до пришествия веры..." > <.....> действие Закона заключается только в умерщвлении, но всё же > он делает это так и для того, чтобы Бог мог оживлять. Следовательно, > Закон был дан не только ради смерти, но потому, что человек надменен > и полагает, что он мудр, праведен и свят, и поэтому его необходимо > смирить Законом, дабы это животное — самонадеянная праведность — > могло быть умерщвлено, поскольку человек не может жить, пока оно > не убито. > Итак, хотя Закон убивает, Бог всё же использует это действие Закона, > это умерщвление, во благо, для жизни. Когда Бог увидел, что это > самое распространенное бедствие в мире — лицемерие и уверенность > человека в собственной святости — не может быть уничтожено > и сокрушено никаким иным образом, Он решил уничтожить его > посредством Закона. Это не должно было продолжаться вечно. Но цель > данного деяния Божия заключалась в том, чтобы после устранения > этого бедствия человек мог вновь подняться и услышать голос: > “Не бойся. Я дал Закон и умертвил тебя его посредством не для того, > чтобы ты остался мертв, но для того, чтобы ты боялся Меня и жил”. > Самонадеянное упование на добрые дела и праведность не оставляет > места для страха Божия. Но там, где нет страха Божия, там не может > быть жажды по благодати и жизни. Посему Богу необходим мощный молот > для сокрушения камней, а также пылающее с небес пламя > для низвержения гор, то есть для уничтожения этого упрямого > и извращенного животного по имени самонадеянность. Когда человек > низвержен этими ударами и полностью теряет надежду на свои > собственные силы, на свою праведность и свои дела, когда он трепещет > пред Богом, он начинает в страхе жаждать милосердия и прощения > грехов. > "А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, > до того времени, как надлежало открыться вере". <.....> > Итак, это пленение Законом не должно быть вечным, оно продолжается > только до пришествия веры. Об этом же учит Псалом (146:11): > “Благоволит Господь к боящимся Его...” то есть к тем, кто сокрушен > этим заключением в Законе. Но далее сразу же добавляются слова: > “К уповающим на милость Его”. Таким образом, обоим этим совершенно > различным явлениям надлежит быть соединенными вместе. Что может быть > противоречивее, чем чувствовать страх и ужас перед гневом Божиим > и в то же время уповать на Его милость и любовь? Первое — это ад, > второе — небеса. Но всё же в сердце две эти вещи должны быть > соединены как можно ближе. Теоретически их можно соединить очень > просто, но их соединение на практике — это наитруднейшее дело > в мире, что я неоднократно познал на собственном опыте. <.....> <...> > "...Заключены были под стражею закона, до того времени, > как надлежало открыться вере". > Павел говорит о времени исполнения обетования, когда пришел Христос. > Но вам следует относить это не только ко времени, но также > и к чувствам. Ибо историческое событие, произошедшее во время > пришествия Христа, а именно — то, что Он отменил Закон и открыл > “вынес на свет” свободу и вечную жизнь — повторяется каждый день > личностно и духовно в сердце каждого христианина, в котором время > Закона и время благодати постоянно чередуются. Христианин имеет > тело, в членах которого, как говорит Павел (Рим.7:23), Закон и грех > пребывают в состоянии борьбы. Под грехом я понимаю не только похоть, > но всё греховное, как Павел обычно говорит о грехе, упоминая, что он > не только всё еще присутствует во плоти — плоти, которая принадлежит > христианину и которая крещена, — но он борется против нее > и порабощает ее, производя в ней если не реальное греховное > действие, то по меньшей мере — побуждение к этому действию. > Даже если христианин не совершает явных и откровенных грехов — > таких, как убийство, прелюбодеяние или воровство, — он всё же пока > что не свободен от таких грехов, как нетерпимость, ропот, ненависть > и хула на Бога. Это грехи, которые совершенно неизвестны > человеческому разуму. Они побуждают его, против воли, пренебрегать > Законом. Они побуждают его бежать от лица Божия. Они побуждают его > ненавидеть и хулить Бога. Ибо как половое влечение сильно > и действенно в теле молодого человека, и как честолюбивое стремление > к обретению славы и имения сильно и действенно в зрелом человеке, > и как скупость сильна и действенна в пожилом человеке, так и > в святом человеке сильны и действенны нетерпение, ропот, ненависть > и хула на Бога. Можно найти множество примеров этого в Псалмах, > в Книгах Иова, Иеремии и во всем Писании. И, описывая эту духовную > борьбу, Павел использует очень выразительные и многозначительные > слова: “Иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий > меня пленником закона”. > Итак, в том, что переживает христианин, можно найти как время > Закона, так и время благодати. Время Закона — это когда Закон > назидает, обременяет и огорчает меня, когда он вскрывает во мне грех > и умножает его. Тогда Закон используется соответственно > своему истинному назначению — это христианин испытывает постоянно, > на протяжении всей своей жизни. Так Павлу было дано “жало в плоть, > ангел сатаны”, удручающий его (2Кор.12:7). Он хотел ощутить > на мгновение радость сердца и предвкушение вечной жизни. Он хотел > также избавления от беспокойства духа. Поэтому он просил о том, > чтобы это жало было удалено от него. Однако этого не случилось, но > он услышал от Господа такие слова (2Кор.12:9): “Довольно для тебя > благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. Каждый > христианин переживает такую же борьбу. Много часов я провожу > в спорах и “баталиях” с Богом, проявляя при этом нетерпимость > и раздражение. Гнев и суд Божий не нравятся мне. В свою очередь, > мое нетерпение и мой ропот неугодны Ему. Это время Закона, > под которым христианин всегда пребывает по плоти своей. “Ибо плоть > желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу > противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы”, — > как говорится далее, в 5-ой главе (Гал.5:17). > Время благодати настает, когда сердце вновь ободряется обетованием > о даруемой милости Божией и говорит (Пс.41:5, Рим.8:32): “Что > унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? (Разве ты не видишь ничего, > кроме Закона, греха, ужаса, скорби, отчаянья, смерти, ада и дьявола? > Разве кроме этого не существует также благодати, прощения грехов, > праведности, утешения, радости, жизни, небес, Бога и Христа? > Перестань же скорбеть, душа моя. Что есть Закон, грех и все пороки, > по сравнению с этими благословениями?) Уповай на Бога... Который > Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас”. Вот это и значит > быть заключенным под Законом по плоти, но не навсегда, а до прихода > Христа. Итак, когда вы устрашены Законом, скажите ему: “Господин > Закон, ты — не единственное и далеко не все, что существует! Кроме > тебя есть нечто более величественное и лучшее — благодать, вера, > благословение. Они не обвиняют меня, они не устрашают и не порицают > меня. Они меня утешают, велят мне надеяться, обещают мне твердую > победу и спасение во Христе. Посему нет причины, по которой мне > впадать в отчаяние”. > Всякого, кто в достаточной мере обладает этим искусством, вполне > можно назвать богословом. <.....> > Итак, христианин разделен надвое. Своею плотскою половиною > он находится под Законом, своею духовною половиною — под Евангелием. > Неотъемлемыми свойствами его плоти всегда остаются похоть, жадность, > честолюбие, надменность и т.п. Это проявляется в незнании Бога > и презрении к Нему, в нетерпимости, в ропоте и гневе против Бога, > потому, что Он препятствует нашим планам и стремлениям, и потому что > Он не наказывает немедленно беззаконных, которые презирают Его. > Эти грехи свойственны плоти святых. Посему если вы не смотрите > ни на что, кроме плоти, то вы всё время остаетесь под Законом. > Но эти дни должны сократиться, ибо в противном случае ни один > человек не спасется (Мат.24:22). Закону должен быть положен предел, > когда он прекратит свое действие. Таким образом, время Закона > не вечно, оно заканчивается, и конец Закона — Христос. Время же > благодати вечно. Ибо Христос, умерев однажды за всех, никогда > не умрет снова (Рим.6:9-10). Он вечен. Поэтому вечно также и время > благодати. > <... эти выдающиеся изречения Павла> содержат слова жизни, которые > чудесным образом утешают и укрепляют скорбящие потревоженные > своим грехом сердца. Понимающие их правильно могут правильно судить > о том, что такое вера и что такое ложный и истинный страх Божий. > Они могут также судить обо всех своих чувствах и различать > всех духов. Страх Божий — это нечто святое и драгоценное, но он > не должен быть вечным. Он всегда должен присутствовать > в христианине, потому что грех всегда присутствует в нём. Но он > не должен оставаться в нём один. Ибо тогда — это страх Каина, Саула > и Иуды, то есть тогда это раболепный страх, полный отчаяния. Верою > в Слово благодати христианин должен побеждать страх и отвращать > свои глаза прочь от Закона, взирая на Самого Христа и на грядущую > веру. Тогда страх становится желанным и смешивается с нектаром — > так, что человек начинает не только бояться Бога, но также любить > Его. В противном случае, если человек взирает только на Закон > и грех, не замечая веры, он не сможет изгнать своего страха и, > в конце концов, впадет в отчаяние. ---------------------------------------------------------------------- <.....> > С другой стороны, в высшей степени бесценно истинное употребление > Закона, а именно — когда человек, плененный Законом, не впадает > в отчаянье, но умудряется Святым Духом, и среди всех страхов > и ужасов говорит: “Хорошо, я был пленен Законом, но не навечно. > Фактически это пленение обернется мне на пользу. Как? Если, будучи > так порабощен, я воздыхаю по поддержке Того, Кто поможет мне, > и желаю этого”. Итак, Закон — это как бы стимул, направляющий > желающего ко Христу, чтобы Он мог даровать ему всяческие > благословения. Таким образом, надлежащее употребление Закона > заключается в том, чтобы сделать нас виновными , чтобы смирить нас, > умертвить нас, свести нас в ад и лишить нас всего, но только с тою > целью, чтобы мы могли быть оправданы, прославлены, оживотворены, > вознесены на небеса и наделены всем. Итак, он не просто умерщвляет, > но умерщвляет ради жизни. > 24. "Итак закон был для нас детоводителем ко Христу..." <.....> > "...Дабы нам оправдаться верою." <...> > Но истинное употребление Закона таково — я знаю, что Законом я был > приведен к осознанию греха и смирен, дабы мне придти ко Христу > и обрести оправдание верою. Вера же — это не Закон и не дело. Это > твердая уверенность, держащаяся за Христа, Который есть “конец > закона” (Рим.10:4). Как это происходит как Он это делает? Не путем > отмены старого Закона и изданием нового, и не тем, что Он становится > Судьею, Которого надлежит умиротворять добрыми делами <...>. > Но “конец Закона — Христос, к праведности всякого верующего”. > То есть всякий, верующий во Христа, праведен, и Закон не может > обвинять его. В этом заключается истинная сила и истинное > употребление Закона. Таким образом, Закон благ, свят, полезен > и необходим, покуда он употребляется надлежащим образом. Его мирское > употребление благо и необходимо, но его богословское употребление > является наиважнейшим и наивысшим. Однако Законом прежде всего > злоупотребляют лицемеры, которые приписывают ему власть оправдывать, > и во-вторых — отчаявшиеся люди, не знающие, что Закон — > это детоводитель, действующий до тех пор, пока не придет Христос, > то есть что Закон смиряет нас не для того, чтобы причинить нам зло, > но ради нашего спасения. Ибо Бог ранит для того, чтобы исцелять. > Он умерщвляет для того, чтобы животворить. <...> > 25. "По пришествии же веры, мы уже не под руководством > детоводителя". <....> > Итак, мы приняли начаток (первые плоды) Духа (Рим.8:23) и закваску, > скрытую в общей массе теста. Всё тесто еще не заквасилось, но оно > начинает заквашиваться (подниматься). Если я смотрю на закваску, то > я ничего, кроме закваски, не вижу. Однако, взглянув на общую массу > теста, я уже не увижу закваску. Так, если я смотрю на Христа, > я полностью свят и чист, и я совершенно ничего не знаю о Законе. > Ибо Христос — моя закваска. Но если я смотрю на свою плоть, > то испытываю жадность, половое влечение, злобу, гордость, ужас > смерти, печаль, страх, ненависть, ропот и нетерпение по отношению > к Богу. В той мере, в какой всё это присутствует в нас, Христос > отсутствует. Или если Он и присутствует, то присутствие Его выражено > мало и слабо. Здесь всё еще существует нужда в попечителе, > чтобы наказывать и терзать плоть, этого могучего осла, — так, чтобы > посредством этого наказания грехи могли быть уменьшены и ослаблены, > и путь приготовлен для Христа. Ибо как однажды, когда пришло время, > Христос пришел физически, отменив весь Закон, упразднив грех, > разрушив смерть и ад, так Он постоянно приходит к нам духовно, > умерщвляя и подавляя все эти порочные явления в нас. > Я говорю всё это для того, чтобы вы могли знать, что отвечать, когда > кто-то возражает вам таким образом: “Хорошо, Христос пришел в мир > и упразднил наши грехи раз и навсегда, омыв нас Своею Кровию. > Но тогда зачем нам слушать Евангелие? Зачем нужны Таинства > и отпущение грехов?” Это правда, что если речь идет о Христе, > то Закон и грех действительно были упразднены. Но Христос еще > не пришел к вам, или если Он и пришел, то в вас всё еще присутствуют > остатки греха, и вы еще не полностью “заквашены”. Ибо где живут > похоть, сердечная скорбь, страх смерти и тому подобное, там всё еще > присутствуют Закон и грех. И там Христа пока еще нет. Потому что, > когда Он приходит, Он изгоняет страх и печаль, принося мир и покой > в сердце. Посему в той мере, с какой я держусь верою за Христа, > Закон упразднен для меня. Но мир, дьявол и моя плоть не позволяют > вере быть совершенной. Я, конечно, хотел бы, чтобы неяркий свет > веры, присутствующий в сердце моем, распространился на все мое тело, > на все его члены. Но этого не происходит. Он не распространился > сразу, молниеносно, но он уже начал распространяться. Наше утешение > сейчас состоит в том, что мы уже имеем начатки (первые плоды) Духа > и начали “заквашиваться”, но мы окончательно “поднимемся”, когда > это грешное тело будет разрушено, а мы возродимся и воскреснем > со Христом. Аминь. > Итак, хотя “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” > (Евр.13:8) и хотя Адам и все верные до Христа имели Евангелие > и веру, тем не менее Христос пришел раз и навсегда в установленное > время, и вера пришла раз и навсегда, когда Апостолы проповедовали > Евангелие по всему миру. Кроме того, духовно Христос приходит каждый > день. Через Слово Евангелия вера также приходит каждый день, и, > когда вера присутствует, наш детоводитель (попечитель), вместе > со своею мрачною и печальною ролью, также вынужден уступить. > Но Христос приходит духовно по мере того, как мы постепенно узнаём > и понимаем все больше и больше, что же Он даровал нам. Во 2-ом > Послании Петра (3:18) сказано: “Возрастайте в благодати и познании > Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа”. http://www.krotov.info/library/12_l/lut/er_09.html