* * * Михаил Поснов. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ http://www.krotov.info/history/00/posnov/02_posn.html Первый период (30–313 гг.). / Глава I. Миссия Церкви в первые три века. / Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме см. www.messia.ru/rasylka/011/2648.htm#0 * * * Епископ Кассиан Безобразов. ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ http://www.krotov.info/history/01/kern/bezo_5.html см. /rasylka/008/2318.htm#0 * * * ОТЕЦ АЛЕКСАНДР МЕНЬ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ http://www.krotov.info/library/13_m/myen/4_vopr_06.html ?> Как Вы объясняете явление глоссолалии? Есть ли научное объяснение этого явления? Думаю, научного объяснения нет. Вопрос этот открыт и для меня. * * * Виктор Алымов ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТУРГИКЕ АПОСТОЛЬСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (2. ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ) http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_04.html 4. ГЛОССОЛАЛИЯ Этот духовный дар был получен в день Пятидесятницы и обнаруживался только в богослужебных собраниях. Именно в этой плоскости его и следует рассматривать (а не как сверхъестественные переводческие способности. Иначе зачем бы нужен был ап. Петру греческий переводчик Марк?). Ап. Павел обладал этим даром, но предостерегал от злоупотребления им (1 Кор. XIV, 10). Первые слушатели апостолов воспринимали госсолалию, как внезапное устранение разделяющих человечество языковых и национальных границ. Но это был лишь вторичный эффект, пророчески указующий на будущее благодатное единение человечества во Вселенской Церкви. Не забудем, что у разделённых расколом коринфян и глоссолалия выраждалась, становилась непонятной для слушателей и нуждалась в особом даре истолкования (1 Кор. XII, 10, 30). Как осмыслить все эти факты? Проф. литургики М. Скабалланович выдвинул следующую остроумную теорию: +"Глоссолалия была стихийной попыткой создания вселенского богослужебного языка... Это мета-язык первохристианства, который превосходил языки отдельных народов и возможно был синтетическим языком, а не только свидетельством экстатического возбуждения и молитвенным даром"+ ("Толковый Типикон" т.I, Киев, 1910, стр. 36-39). Следы этого метаязыка остались в современной литургической жизни. Таковы, например, возгласы: +Премудрость!+ – (греч. .....), указывающий на особенную важность момента. +Мараната!+ – (сир. +Мар+ – Господь + +ана+ – наш + +та+ – приди). +Аминь+ – (евр. +"Да будет"+) и в особенности: +Аллилуйя+ – (евр. +"хвалите Бога"+), которое, согласно Апокалипсису, по окончании земной истории, станет небесной песнью вечности (Откр. XIX). +"Кроме =аминь=, это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом. От него веет поэтому духом глоссолалической таинственности, вызывающей приминение его, например, в таинстве Крещения ..."+ ("Толковый Типикон", т.III, с 24). Впоследствии Церковь не раз пыталась вернуться ко всеобщему богослужебному языку. Это нашло выражение в латинизации Западного богослужения и в нашем церковно-славянском, который никогда не был разговорным, но является особой "священной" формой языка. Сторонники перевода нашего богослужения на современный русский язык не учитывают этой сакральной функции языка (в том смысле, в котором мы говорим, например, о языке иконы). Но вернёмся к апокалипсису – нашему последнему источнику, говорящему о богослужении конца Апостольского века (Апокалипсис датируется 95 г.). * * * Яков Кротов. НЕНОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / СЕКТОФОБИЯ http://www.krotov.info/yakov/5_hist/61_nenovoe/2_2_svoboda_sovesti_sektofobia.html Статья Саракаевой о глоссолалии /http://www.krotov.info/history/20/sara2003.html/ интересна как пересказом некоторых зарубежных исследований, так и сочетанием академической терминологии с конфессиональной предубежденностью. Автор пишет: +"Парадоксально, что сами пятидесятники не скрывают, что глоссолалию можно совершенствовать и закреплять с помощью тренировок (что, по нашему мнению, в корне противоречит их же интерпретации глоссолалии как дара Божьего, изливающегося на достойного по воле Святого Духа)".+ На чем основано это "наше мнение"? На философской предпосылке? На бытовом предрассудке? На православии, как его понимает автор? Последнее представляется наиболее вероятным, учитывая написание религиозных терминов с прописных букв. Между тем, с научной точки зрения несомненно, что в религиозной психологии всегда сочетается вера в спонтанность благодати и уверенность в том, что эту спонтанность следует закреплять, к ней следует готовиться. В этом отношении различия между пятидесятническими "тренировками" и православной "аскезой" нет. Усмотреть противоречие между спонтанностью и подготовкой может лишь атеистическое сознание, не имеющее опыта духовной жизни (или, точнее, не осмыслившее его) либо неопытное религиозное сознание. Неофит часто мыслит как атеист, только он исключает из алогического скепсиса собственный религиозный опыт. На таком избирательном скептицизме строится православовидная сектофобия, пришедшая в России на смену большевистской религиофобии. * * * Яков Кротов. ПИСЬМА В ФИДО, 1 ПОЛОВИНА 1995 ГОДА http://www.krotov.info/yakov/dnevnik/1995/1995fd3.html Pax, Vlad! 10 Jul 95 23:50 Vlad Timoshik писал Yakov Krotov следующее: VT>> Как выходец из 50-в утверждаю, что subj имеет весомое место VT>> потому, что языки -- это проявление Духа Святого, благодаря VT>> которому приходит благодать и изливается любовь Божия в VT>> сердца верующих. YK>> А если пеpеставить слагаемые: "Пpоявления Духа Святого, VT> Hе, так не пойдет. Я привел место из Писания, а его переставлять уже... Так дело не пойдет... А если в Библии не пpедписано иметь чувство юмоpа, то его следует в себе подавлять? -) Я сказал пpостую вещь: не только селедки - pыбы. Hе только экстазы с конвульсиями, глоссолалией и пp. суть даpы Духа. Тихая, спокойная, деятельная любовь к ближнему есть тоже даp Духа Святого. Более того, глоссолалия есть, согласно апостолу Павлу, менее важный даp Духа, нежели любовь. Многих говоpение языками вводит в соблазн. Цеpковь же обычно pавняется на слабейших, почему она пожеpтвовала говоpением языками, запpетив его в хpамах, не тpебуя его как обязательного свидетельства духоносности. Я, pазумеется, имею в виду ту Цеpковь, котоpую почитаю Единой, Вселенской, Апостольской, Католической, Кафолической. * * * Николай Афанасьев. ЦЕРКОВЬ ДУХА СВЯТОГО IV ДЕЛО СЛУЖЕНИЯ http://www.krotov.info/libr_min/a/afanasyev/10.html / V. УЧИТЕЛЬ 2. В 1-м послании к Коринфянам ап. Павел перечисляет еще следующие дары: силы (чудодейственные), исцеления и разные языки. Первые два дара ясны сами по себе. Глоссолалия вызвала ряд исследований и остается нам не до конца ясной, но для нас этот вопрос не имеет особого значения, а поэтому вполне достаточно только указать на этот дар, который имела апостольская церковь. Должны ли мы считать, что обладающие этими дарами имели особые служения, как апостолы, пророки и учители? В известной мере вопрос остается без ответа, или точнее вопрос может иметь и положительный и отрицательный ответ. Пророчество было особым служением, но даром пророчества обладали и те, кто не имел этого служения. Вполне возможно допустить, что обладающие даром сил или исцелений исполняли особое служение, когда к нему были призваны через Церковь особо Богом, но эти дары могли быть соединены с другими служениями, или проявляться только в особых обстоятельствах. В том же послании ап. Павел говорит о слове мудрости, о слове знания, о вере, о дарах исцеления, чудотворения, о пророчестве, о различении духов, о разных языках и о истолковании языков. Как бы мы ни толковали это место послания к Коринфянам (12,8-10), вера, будучи даром, не была особым служением. Наконец, в своем послании к Ефесянам ап. Павел говорит о служении пастырства, в послании к Коринфянам о даре управления и вспоможения, а в послании к Римлянам о служении предстоятелей (proistamenoi). Пастырство и вспоможение составляли особые служения, которые стояли рядом со служением апостолов, пророков и учителей. * * * Cергей Фудель. У СТЕН ЦЕРКВИ http://www.krotov.info/history/20/fudel.html Старец архимандрит Серафим (Батюгов) провел в затворе - не в монастыре, а в миру - примерно 12 лет, главным образом, в Загорске, где и умер 19 февраля 1942 г. В затвор он ушел по послушанию. Он был в Дивееве у блаженной Марьи Ивановны, рассказывал ей о своей работе на приходе (в церкви Кира и Иоанна в Москве), работе, очень его вдохновляющей, а она его прервала и говорит: "Иди в затвор". Он еще раз попытался привести какие-то разумные доводы против такого решения, но она в третий раз сказала ему то же. "И тогда, - рассказывал он мне, - я ей сказал: "Благословите, матушка". В затворе он пробыл до самой смерти. Так простая, так сказать, женщина, не имевшая никаких иерархических прав, имевшая только личную святость, решила судьбу архимандрита. Обычные нормы отношений, наблюдаемые на поверхности Церкви, как-то изменяются на ее глубине. Епископы, духовные дети простого иеромонаха, о. Алексея Зосимовского, помню, кланялись ему в ноги при свидании. У праведников иные законы. Старец Серафим рассказывал мне как-то раз один случай из его практики, говорящий о том же. Главным по сану в его храме был одно время епископ. Однажды возник спор по важному духовному вопросу. С мнением о. Серафима епископ был не согласен, и о. Серафим находился в большом смущении, не зная, как поступать. Это продолжалось до тех пор, пока его мнение не подтвердил о. Нектарий Оптинский, и тогда о. Серафим как настоятель поступил вопреки мнению епископа. Слово простого Оптинского иеромонаха решило вопрос. В иерархическом культе Рима это было бы немыслимо. Помню серебро длинных волос на плечах о. Серафима, а сам он в синей толстовке и брюках, без подрясника, этим народ смущает, а, может быть, испытывает меня: "Вот вы так снисходительны, - говорит он, - не обращайте внимания на мой костюм". - "Батюшка, - восклицаю я совершенно искренно, - какое же это может иметь значение?" Он молчит, но я вижу, что он доволен: значит, нет преграды между его теплой заботой о моей жизни и мной, ничего внешнее этому не мешает. Около тепла святой души тает лед сердца. Мне трудно в каком-то смысле, быть рядом со старцем, и в то же время, около него я снова, словно в материнском лоне. Может быть, и в лоне младенцы не всегда чувствуют себя уютно. Бесконечность человеческой заботы о всяком, кто к нему подходит, или кто нуждается в духовной помощи, в сочетании с уже не человеческой, но сверхчеловече-ской силой, много духовного зрения, - вот как можно было бы приблизительно определить обаяние всякого истинного старца. Помню, я переписывал одно его письмо к какой-то духовной дочери по его поручению, и оно начиналось так: "Чадо мое любимое". Вот он стоит в подряснике, опоясанный кожаным поясом, в полумантии, - со всеми нами на молитве. Иногда крестит кого-то в пространстве пред собой - какого-то отсутствующего своего духовного ребенка. Иногда останавливает чтеца и начинает читать сам, но на середине псалма или молитвы вдруг замолкает, так глубоко вздыхая, что дыхание наполняет комнату. И мы молчим и ждем, зная, что его молитва именно сейчас не молчит, но кричит Богу. Или бывает так: он начинает читать молитву обычным голосом, размеренно, "уставно", но вдруг голос срывается, делается напряженным, глаза наполняются слезами, и так продолжается иногда несколько минут. Обычно для нас колея уставного молитвенного строя при нем иногда явно нарушалась. С ним могло быть, так сказать, неудобно молиться, так же "неудобно", как не умеющим плавать идти за умеющим в глубокую воду. О. Владимир (Криволуцкий) однажды выразил ему свое смущение и осуждение. Он промолчал - и не изменился. И я думаю, что еще в большем неудобстве мы бы почувствовали себя на апостольском богослужении, когда простые миряне получали откровения, говорили на незнакомых языках и пророчествовали. Для нас такое богослужение - только предмет исторического интереса, а для святых оно, очевидно, есть реальная возможность. Отец Серафим с большим уважением относился к уставу, считал, что нарушение его по дерзости или небрежности гибельно ("вне Устава, - как-то сказал он мне - когти диавола"), но сам в своем служении входил фактически в какую-то иную эпоху Церкви, которая, наверное, во многом будет походить на первохристианскую. * * * Александр Мень. История религии. Учебник. Том2. (Глава I. Распространение Благой Вести / Огонь Пятидесятницы) http://www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_2_01.html Приближался рассвет... Внезапно что-то произошло со всеми присутствующими. Словно небесный огонь пронизал их. Это было похоже на то, что случалось с пророками в момент их призвания. Безусловно, подобный ни с чем не сравнимый опыт может быть описан только иконными образами. Поэтому евангелист Лука*, говоря о схождении Духа Святого, пользуется библейскими символами Богоявления: “шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра”, “разделяющиеся языки, как бы огненные”(Деян. 2: 2--3). ------------------------------------------------------------------ * Здесь имеются в виду Деяния апостолов, написанные св. евангелистом Лукой. Посторонние же наблюдатели могли видеть только, как толпа галилеян, легко узнаваемых по гортанному говору, вышла из дома и, громко славя Бога, направилась в Храм. Там, стоя среди колонн Соломонова притвора, они продолжали молиться и петь. Громкое проявление чувств было принято на Востоке. Но все же галилеяне привлекли внимание многих. Их восторженное славословие разрывало рамки языка. Казалось, они говорили на неведомом наречии. Но поразительно, что этот лепет экстаза стал внятен людям, сердца которых были открыты. Они понимали -- понимали, хотя многие из них давно забыли родной язык, живя вдали от Иудеи, а другие и вовсе не знали его. Для скептиков же чудо, как всегда, оставалось закрытым. Они презрительно насмехались, говоря, что эти галилеяне просто пьяны. Что означает “говорить на иных языках”? Установить в деталях, что произошло утром Пятидесятницы 30 года, едва ли возможно. Св. Лука лишь передает сказание о событии, бывшем за полвека до того, как он писал свою книгу. Вряд ли апостолам была дарована постоянная способность владеть языками других народов. Вероятнее всего евангелист описывает случай глоссолалии: так называли речь людей, охваченных экстатическим состоянием. Если принять эту гипотезу, становится понятным, почему учеников сочли пьяными. Ведь и апостол Павел говорил, что для случайно зашедших на собрание говорящие “незнакомыми языками” могут выглядеть как безумцы (см. 1 Кор 14: 23). Но это лишь внешняя сторона явления. Важно другое: многим, не знавшим арамейского, необычное славословие апостолов было понятно. Весть шла от духа к духу, минуя языковые барьеры. В этом феномене как бы предчувствовался всемирный дух Евангелия, который преодолевает границы стран и племен*. ------------------------------------------------------------ *В анализе “говорения языками” выделяются две тенденции: 1) глоссолалия как некая надъязыковая (или межъязыковая?) речь, 2) даруемая Духом способность говорить на незнакомом языке. Но почему Лука описывает событие Пятидесятницы как уникальное? Он должен был хорошо знать, что глоссолалия в христианских общинах нередко сопровождала молитву осененных Духом. Значит, не в самом “говорении языками” заключалось чудо. В церквах Дух сходил лишь на тех людей, на которых апостолы возлагали руки. Здесь же сила Божия действовала без посредников. Чудо заключалось в полном перерождении учеников: еще вчера боязливые и нерешительные, они стали отважными благовестниками Мессии. Нужно было особое излияние Духа, чтобы дать зародившейся Церкви начальный порыв, движение, неодолимую мощь. Без этого воздействия стремительное растекание ручьев новой веры было бы невозможным. За два-три десятка лет Благая Весть разнеслась от Азии до Гибралтара -- вот зримый и очевидный результат творческого излияния Духа. И еще: настоящее свидетельство началось только тогда, когда умолкли “незнакомые языки”. * * * Виктор Шайцан Размышления семинариста о Богослужебном языке Русской Церкви http://www.reshma.nov.ru/alm/pr_sov/slavanic.htm см. www.messia.ru/rasylka/009/2485.htm#0 * * * Джон Шерил. ОНИ ГОВОРЯТ НА ИНЫХ ЯЗЫКАХ http://www.krotov.info/history/20/krivova/sher_1.html * * * ХАРИЗМЫ в СББ http://www.krotov.info/library/bible/comm/21h.htm#h1 * * * Ефрем Сирин. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ http://www.krotov.info/library/06_e/efr/em_sirin_028.htm