= Пр.3:11-12 * * * священник Фома Хопко ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ (ч. III гл. 3) / ПОСЛУШАНИЕ ../../r2/3/z10_146.htm > В послушании Богу нет ничего унизительного, напротив, исполнение Его воли – это высочайшая честь для человека, слава и жизнь, величайшая радость и наслаждение (Пс.119). Таков путь к совершенству для всех, даже и для Самого Богочеловека Иисуса. * Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения. (Евр.5.8-9) > Непокорность же Богу и Его Сыну становится источником всех напастей. Те, кто слышат Благую весть и все-таки не могут войти в вечный покой Бога, оказываются вне его только из-за своей непокорности. > Таким образом, послушание – это одна из самых главных добродетелей. Послушание Господу, Евангелию, Церкви (Мф.18.17), <руководителям> Церкви (*Евр.13.7), родителям и старшим, "всякому человеческому установлению" (1Петр.2.13) и "друг другу в страхе Христовом" (Еф.5.21). Без послушания невозможна никакая духовная жизнь, никакое освобождение от греховных страстей и вожделений. Господь, по Своей великой любви к нам, воспитывает нас как Своих детей, Он наказывает нас для нашей "пользы, <чтобы сделать нас сопричастными Своей святости>" (*Евр.12.3-11). Поэтому наше послушание заповедям Божьим и есть единственное выражение нашей любви к Нему и Его Сыну. * Кто хранит Мои заповеди и исполняет их, он и есть тот, кто любит Меня. А того, кто любит Меня, и Отец Мой полюбит. Я тоже его полюблю и явлюсь ему. (Ин.14.21) * * * Откровение, 3:14-22. 14 Ангелу Церкви в Лаодикее напиши: “Вот что говорит Тот, чье имя Аминь, Свидетель Верный и Истинный, Начаток творения Божьего: 15 Я знаю дела твои, знаю, что ты не холоден и не горяч. Лучше быть тебе либо холодным, либо горячим! (16) Но так как ты только теплый, а не холодный и не горячий, то Я изрыгну тебя изо рта Моего! (17) Поскольку ты говоришь: "Я богат, я разбогател, у меня ни в чём нет нужды!" , а не знаешь, что ты несчастен, жалок, нищ, слеп и гол, (18) Я даю тебе совет: купи у Меня золота, очищенного в огне, чтобы разбогатеть, и белую одежду, чтобы одеться и не выставлять напоказ срам своей наготы. Купи также мазь, чтобы помазать глаза и прозреть. (19) ~Я обличаю и наказываю тех, кого Я люблю:~ так будь ревностным и раскайся. (20) Вот, Я стою у двери и стучу. Кто услышит Мой голос и откроет Мне дверь, Я войду к тому человеку, и мы сядем с ним вместе ужинать. (21) Победителю Я дам место рядом с собой на престоле, потому что и Я победил и сел рядом с Отцом Моим на Его престоле. (22) У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! 3.14 +Лаодикея+ — город в 65 км к юго-западу от Филадельфии; самый богатый город Фригии. Церковь, вероятно, основана учеником ап. Павла Эпафрасом (Кол 4.16). +Аминь+ (+евр.+ ам`ен) — верно, истинно. В ВЗ так назван Бог (Ис 65.16). Здесь в значении "истинный свидетель" (ср. 1.5). +Начаток творения+ — не в том смысле, что Христос был первым из сотворенного, а в том, что Он — источник творения, потому что через Него был сотворен мир (ср. Кол 1.15-20). 3.15 +Лучше быть тебе либо холодным, либо горячим+ — вероятно, смысл не в том, что лучше быть атеистом, чем плохим христианином, хотя такое толкование имеет широкое распространение. Известно, что в 10 км от Лаодикеи рядом с городом Гиераполем были горячие серные источники. Когда вода дотекала до Лаодикеи, она становилась еле теплой и была противной на вкус, возможно, этим объясняется ст.16. Холодная же вода горных родников близ Колосс, что в 15 км от Лаодикеи, освежала и утоляла жажду. 3.17 +Я богат+ — вероятно, они хвалятся не только своим материальным богатством, но и уверены в том, что достигли совершенства и спасения. 3.20 В Лаодикее Христос уже не в церкви, а за дверями, они обходятся без Него. Но Его смирение <и> любовь безграничны. * * * Амвросий Медиоланский. ДВЕ КНИГИ О ПОКАЯНИИ. (I.12) http://www.krotov.info/acts/04/3/amb_mediol_08.htm (ср. ../../rasylka/rzerv/in12_47.htm) Примем в рассуждение наше другие подобные слова Иоанна: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём": а что пребывает, то, конечно, уже началось и началось от какого ни есть греха, по причине прежнего неверия. Но как скоро кто верует, гнев Божий отступает, и место его занимает жизнь. Итак, веровать во Христа означает приобретение жизни: ибо <не>верующий в Сына да будет осужден. Но верующий во Христа, — говорят они, — должен соблюдать слова Его; ибо Господь говорит: "Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его". Христос не судит, а ты судишь. Он говорит: чтобы "всякий верующий в Меня не оставался во тьме", то есть хотя бы был во тьме, да не пребывает в ней, прегрешение да исправит и да соблюдает заповеди Мои. Ибо сказал Я: "не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был". Сказал Я: "Верующий в Меня не судится: поскольку не послал Бог Меня чтобы судить мир, но да спасется Мною мир". Я прощаю охотно, скоро преклоняюсь к милосердию; ибо милости хочу, а не жертвы: жертва приносит похвалу праведнику, милосердие же искупает грешника. "Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". Жертва - в законе, в Евангелии же — милосердие: закон дан через Моисея, а через Меня - благодать. Он же говорит: "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе". Но принимает ли слова Христовы тот, кто не исправляет себя? Конечно, не принимает. Итак, кто исправляет себя, тот принимает слово Его; ибо слово Его состоит в том, чтобы каждый оставлял грехи свои. Потому эти слова или забыть тебе должно, или принять. Но заповеди Господни надлежит хранить и тому, кто перестал грешить. Итак, эти слова должен ты относить не к тому, кто всегда соблюдает заповеди, но кто, услышав слова Господни, исправляется и хранит их. Сколь несправедливо предавать вечной казни того, кто не сразу соблюдает заповеди Господни, в том пусть научит тебя не отнимающий прощения даже у тех, кто не хранит повелений его, как читаем в псалмах: если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их; милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Итак, всем обещает милосердие. Но это милосердие бывает не без какого-то смысла: есть различие между теми, кто всегда повинуется небесным повелениям, и теми, которые некогда пали, или по ошибке, или по нужде. Но чтобы ты не подумал, что мы приводим тебе свои доказательства, внемли рассуждению Самого Христа, говорящего: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше". Итак, оба будут приняты, если только будут веровать. Ибо Господь, "кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает". Не предает смерти, кого наказывает; ибо написано: "Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня". * * * Архимандрит Кирилл. ПРОПОВЕДИ. / О ТЕРПЕНИИ http://blagoslovenie.su/izdat/books/kiril2/3.php Дорогие братия и сестры! Если мы веруем, что есть Бог, что Он за нас предал на смерть Своего Единородного Сына, если мы веруем, что всею нашей жизнью управляет не кто иной, а Тот же Отец Небесный - то поэтому мы и должны возложить на Него все наши упования. =Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает...= (Пс.54,23). Мы иногда желаем, чтобы наши прошения и молитвы тотчас же исполнялись, не помышляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полезнее и когда подать нам утешение. Мы плачем, стонем, называя себя несчастными и как бы невинно страдающими всю жизнь, не вспоминая наставления Господня апостола: =~Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает=~ (Евр.12,6). Через перенесение скорбей и телесные страдания Господь врачует нашу душу, приготовляя ее к будущей жизни, научает нас смирению и нелицемерному упованию на Его милость. Посещение скорбей ясно свидетельствует о том, что Господь в это время обратил на тебя особенное внимание. Он хочет умудрить тебя во спасение, дает тебе возможность показать Ему, насколько ты богат верою, надеждою и любовью, - этими существенными христианскими добродетелями, без которых человеку невозможно войти в Царствие Небесное. И не напрасно святые и праведные считали себя позабытыми от Господа, когда их долго не посещали скорби. Апостол Павел говорит: =мы не только тем хвалимся, что через веру получили оправдание и надежду в будущем, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам= (Рим.5,3-5). Скорби - это наши учителя, они научают нас терпению, опытности и искусности. А опыт - это великое дело в жизни. Опыт одушевляет человека уверенностью в успехе. А мы вот этой-то чудной силы не хотим в себе воспитывать, и даже когда Господь Сам, по Своему человеколюбию, решается возрастить в нас ее, эту силу, то мы и тогда ропщем на Него, плачемся на судьбу: зачем она требует от нас напряжения, усилия, заботы и труда непосильного. Не зная того, что своим малодушием мы существенно мешаем благодати Божией помогать нам, - мы становимся ни на что не способными, не умеющими воспринять в себя эту благодать, которая требует от нас решимости в отдании себя в волю Господню. * * * Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 7 ../../rasylka/006/1398.htm "надо знать о скудости во всём, что Бог справедливо наложил ее на нас, как временное наказание, и потому переносить ее с благодарением, и так мы привлечем к себе милосердие, милость и попечение Божие. Кого любит Господь, того наказывает (дабы человек смирился через скудость, данную как наказание, и был далек от гордости), и бьет всякого сына, которого принимает (Евр.12:6) - болезнями и скорбями, чтобы привлечь его к Себе и чтобы он всегда был с Ним, и за труды и подвиги, переносимые им с благодарностью, увенчать его венцом терпения и сделать сыном, радующим Отца. Преступление Адама случилось именно от того, что он имел без труда все блага в избытке. Поэтому Бог за это преступление определил нам в поте лица зарабатывать свой хлеб, пока не умрем. А если в теперешней жизни на всех людей наложена скудость, как природное временное наказание, то те, кто всеми неправдами стремятся убежать из-под него, попадут под вечное наказание."