* * * + Академик А.Даниель-Ропс Ключ к пониманию Cвященного Писания ../../bibliotk/d/rops/ovvsp.htm http://www.bible-center.ru/article/keyholy см. www.messia.ru/rasylka/008/2071.htm#0 * * * ~ ККЦ / ГЛАВА ВТОРАЯ — БОГ ИДЕТ НАВСТРЕЧУ ЧЕЛОВЕКУ / СТАТЬЯ ПЕРВАЯ — ОТКРОВЕНИЕ БОЖИЕ http://agnuz.info/library/books/catechism/0112.htm http://www.krotov.info/acts/20/2vatican/0050.html III. Иисус Христос — «Посредник и Полнота всего Откровения»{} Бог все сказал в Слове Своем «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последний дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1, 1–2). Христос, Сын Божий, ставший человеком, есть единственное, совершенное и непревосходимое Слово Отца. В Нем Он говорит все, и не будет иного Слова, кроме этого. Св. Иоанн Креста, вслед за многими другими, сказал об этом в ярких словах, комментируя Послание к Евреям (Евр 1, 1–2): «Поскольку Он дал нам Своего Сына, Который есть единственное и исключительное Слово Его, Он разом всё сказал нам в единственном Слове и ничего более пространного не имеет сказать. (...) Ибо всё, что Он частично говорил пророкам, Он теперь сказал нам полностью в Нём, дав нам всего Его — Своего Сына. Вот почему тот, кто хотел бы вопросить Бога сегодня или пожелал бы получить от Него видение или откровение, не только совершил бы безумие, но оскорбил бы Бога, не направив взор свой на Христа, и ища чего-то другого или нового».{} * * * - СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ / ВВЕДЕНИЕ (Pierre GRELOT, Paris) http://www.krotov.info/library/bible/comm/slovardufur.htm КАК СОЗДАВАЛАСЬ БИБЛИЯ Изложение критических проблем, возникающих в связи со свящ. книгами, не входит в рамки богосл. библ. словаря, но обойти их здесь нельзя. Стремясь понять в их историч. развитии темы содержащегося в Писании вероучения, чтобы т. обр. проследить воспитательное действие Божие, авторы статей не могли ограничиться собиранием текстов и ссылок в чисто логической последовательности. Каждый богодухновенный текст включен в живой контекст, из к-рого его нельзя выделить без вреда, так как органическое развитие Откр. происходило согласно ритму истории. Всё, что дает нам возможность лучше понимать развитие библ. письменности, позволяет вместе с тем и лучше познавать пути Божий. Ибо Бог «многократно и многообразно говорил издревле отцам», прежде чем, наконец, говорить нам в Сыне (Евр 1.1 сл). Важно познать эту «многократность» и это «многообразие», если мы хотим правильно оценить содержание Его Слова. Вот почему, прежде чем приступить к аналитическим статьям, посвященным отдельным темам, не бесполезно будет напомнить в синтетическом очерке, как сложился свод священных книг. * * * Догматическая конституция о божественном откровении "Dei Verbum" http://agnuz.info/library/books/doc/page11.htm Глава I. О самом Откровении 2. Богу в Его благости и премудрости угодно было явить Самого Себя и открыть тайну Своей воли (ср. Еф 1, 9), в которой люди через Христа, воплотившееся Слово, имеют во Святом Духе доступ к Отцу и становятся причастниками Божественного естества (ср. Еф 2, 18; 2Петр 1, 4). Итак, благодаря этому Откровению невидимый Бог (ср. Кол 1, 15; 1Тим 1, 17) по изобилию Своей любви обращается к людям, как к друзьям (ср. Исх 33, 11; Ин 15, 14-15), и говорит с ними (ср. Вар 3, 38), чтобы пригласить их к общению с Собой и принять их в это общение. Это домостроительство Откровения совершается действиями и словами, внутренне между собою связанными, так что дела, исполненные Богом в истории спасения, являют и подтверждают учение и всё, что знаменуется словами, а слова провозглашают дела и открывают тайну, в них содержащуюся. Но явленная в этом Откровении глубокая истина и о Боге, и о спасении человека сияет нам через это Откровение во Христе, Который одновременно и Посредник, и Полнота всего Откровения.{} 3. Бог, словом творящий (ср. Ин 1, 3) и сохраняющий всё, в сотворённом мире подаёт людям непреходящее свидетельство о Себе (ср. Рим 1, 19-20); и, стремясь открыть путь спасения свыше, Он к тому же с самого начала явил Себя Самого нашим прародителям. После грехопадения Он, пообещав искупление, возвысил их надеждой на спасение (ср. Быт 3, 15) и непрестанно проявлял Свою заботу о роде человеческом, дабы даровать вечную жизнь всем тем, кто постоянством в добром деле ищет спасения (ср. Рим 2, 6-7). В установленное Им время Он призвал Авраама, чтобы произвести от него великий народ (ср. Быт 12, 2-3), который после Патриархов Он наставлял через Моисея и Пророков, чтобы народ признал Его как единого Живого и Истинного Бога, как Отца-Промыслителя и праведного Судию, и ожидал обещанного Спасителя; тем самым в течение веков Он готовил путь Евангелию. 4. Бог, многократно и многообразно говоривший в пророках, после этого "в последние сии дни говорил нам в Сыне" (Евр 1, 1-2). Ибо Он послал Сына Своего, Предвечное Слово, просвещающее всех людей, чтобы Он обитал среди людей и поведал им тайны Божии (ср. Ин 1, 1-18). Итак, Иисус Христос, воплотившееся Слово, посланный "как Человек к людям",{} "говорит слова Божии" (Ин 3, 34) и совершает дело спасения, которое Отец дал Ему сотворить (ср. Ин 5, 36; 17, 4). Поэтому Он, видя Которого, всякий видит и Отца (ср. Ин 14, 9), всем Своим присутствием и явлением, словами и делами, знамениями и чудесами, особенно же Своею смертью и славным воскресением из мёртвых и, наконец, ниспосланием Духа Истины завершает Откровение во всей полноте и подтверждает его Божественным свидетельством, что означает: с нами Бог, чтобы освободить нас от тьмы греха и смерти и воскресить нас в жизнь вечную. Итак, христианское домостроительство, поскольку оно — новый и окончательный завет, никогда не прейдёт, и уже нельзя ожидать нового всеобщего Откровения до явления во славе Господа нашего Иисуса Христа (ср. 1Тим 6, 14 и Тит 2, 13). 5. Богу, дающему Откровение, нужно принести послушание веры (ср. Рим 16, 26 Вульг; Рим 1, 5; 2Кор 10, 5-6), посредством которого человек свободно и всецело предаёт себя Богу, принося "полное подчинение разума и воли Богу, открывающему Себя"{} и добровольно принимая данное им Откровение, чтобы проявить такую веру, необходима предваряющая и содействующая благодать Божия при внутренней помощи от Святого Духа, Который побуждает сердце и обращает его к Богу, открывает очи ума и подаёт "усладу всем принимающим истину и верующим в неё".{} Но для более глубокого уразумения Откровения тот же Святой Дух непрестанно совершенствует веру Своими дарами. 6. Через Божественное Откровение Бог пожелал явить Себя Самого и сообщить извечные определения Своей воли о спасении людей, "чтобы они стали причастниками божественных благ, совершенно превосходящих человеческое разумение".{} Священный Собор исповедует, что Бог, начало и конец всего, может быть с достоверностью познан в творении естественным светом человеческого разума (ср. Рим 1, 20); с другой стороны, Собор учит, что именно благодаря Его Откровению "всё то, что в области вещей Божественных само по себе недоступно человеческому разумению, тем не менее может быть всеми познано с лёгкостью, с непоколебимой достоверностью и без малейшей примеси заблуждения даже в нынешнем состоянии рода человеческого".{} * * * -+ ПАПА ИОАНН ПАВЕЛ II Искупитель человека (Redemptor hominis). Энциклика о Спасителе http://www.krotov.info/acts/20/voityla/19790309.html 1. На исходе второго тысячелетия <.....> Мы приближаемся уже к той дате, которая - хотя мы и не отрицаем возможности поправок, связанных с хронологическими уточнениями, - особым образом обновит в нашей памяти сознание ключевой истины веры, выраженной Апостолом Иоанном в начале его Евангелия : "Слово стало плетню и обитало с нами" (Ин 1, 14), и в другом месте "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3, 16). <...> "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (...)" (Евр 1,1-2), в Сыне-Слове, ставшем человеком и родившемся от Девы. В этом искупительном акте история человека, по замыслу Божией любви, достигла своей вершины. Бог вошел в историю человечества, и как Человек стал просто одним из миллиардов и в то же время Единственным! Через Воплощение Бог даровал человеческой жизни ту глубину и полноту, которую и хотел дать ей, творя человека, и сделал это раз и навсегда - так, как мог сделать только Он, с Его вечной любовью и милосердием, с той божественной свободой и щедростью, которая при мысли о первородном грехе и вообще всей истории грехов человечества, заблуждений ума, воли и сердца человеческого побуждает нас с изумлением повторять слова: "О счастливая вина, заслужившая нам столь всесильного Искупителя!" {Из латинской пасхальной службы} * * * Л.Буйе. О Библии и Евангелии Гл. 2. ВМЕШАТЕЛЬСТВО БОЖИЕ В ИСТОРИЮ ../../r2/1/068.htm > Уже Осия говорил о том, чтобы снова увести народ в пустыню и там обратиться к его сердцу. {Ос.2:16 слл.} Иезекииль в свою очередь претворяет им же самим сделанное напоминание о днях Исхода, когда Израиль был перед Богом как невеста, в обещание эсхатологического бракосочетания. {Иез.16} А Песнь Песней <...> представляется с совершенной бесспорностью <...> описанием, предвосхищающим последние времена. {} > Это позволяет нам понять, насколько ошибочно противопоставлять, в отвлеченном порядке, буквальное истолкование истолкованию духовному. Внутреннее развитие Слова Божия у последних пророков происходит посредством проецирования прошлой истории на ожидаемое будущее. Просветление мессианской надеждой позволяет различать за традиционными повествованиями их более глубокий смысл. Вместо того, чтобы останавливаться на прошлом, здесь на него опираются, чтобы перекинуться в будущее. И в первых благодеяниях Бога-Спасителя Его народу здесь вполне естественно различают прообраз окончательного свершения, которое довершит едва лишь начатое тогда освобождение и закончит творение, испорченное грехом в то время, когда оно было еще только первым наброском. > При таком понимании и при развитии в этом духе, соответственно тому самому направлению, которым были вдохновлены последние пророки, так называемое аллегорическое истолкование вовсе не оказывается простой лазейкой, позволяющей ускользнуть от истолкования буквального. Оно — просто прямое развитие буквального истолкования, покорно следующее за постепенным раскрытием изучаемых им текстов и откровения, созревающего в них вместе с самим ходом священной истории. > Всё же надо повторить, что это постепенное раскрытие нового смысла в традиционном Слове, в возврате к прошлому, представляющем собою не простое возобновление, а проекцию временного в вечное, преходящего в окончательное, не есть какая-либо случайность в истории Израиля и в его литературе. Это, совершенно точно, переход, совершающийся от Ветхого Завета к Новому; — Слово, постепенно и многообразно выражавшееся у пророков, в совершенстве дается нам в Сыне. > Подготовленная проповедью Иоанна Крестителя, проповедь Иисуса Христа вносится в такую среду, которая провиденциально расположена её принять. В ней вся вера Израиля доводится до предела, сгущаясь в том, что еванг. Лука называет "чаянием утешения". {Лк.2:25} Те, к кому Христос обращается, те, кого Иоанн Креститель сделал восприимчивыми к Его слову, — это те, для которых вся вера, унаследованная начиная с Авраама и через всех пророков, сводится к единому чаянию Дня Ягве, Дня когда Ягве воцарится, Дня Суда, когда пшеница и плевелы будут навеки отделены на гумне Ягве собственным дуновением Духа. И ту же веру, в завершение библейского Откровения, тайновидец Апокалипсиса объединяет наконец в единый клич надежды на пришествие Дня Ягве, придавая ей отныне незабвенную точность: "Гряди, Господи Иисусе, гряди скоро!" {Ср. Откр.22.20} * * * О СВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ "Sacrosanctum Concilium" / Глава I. Об общих принципах устроения и развития священной Литургии http://www.krotov.info/acts/20/2vatican/dcmnt01.html !!! см. ../../rasylka/004/752.htm * * * митр. Сурожский Антоний. О ВЕРЕ www.mitras.ru/pered/pb_113.htm см. ../../rasylka/006/1694.htm * * * Митр. Сурожский Антоний. О ПОДВИГЕ ЛЮБВИ http://www.practica.ru/Ma/3g.htm см. ../../rasylka/004/666.htm