http://krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_mt/12_31.htm http://krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_mt/12_32.htm http://www.bible-center.ru/note/20070624/main http://www.bible-center.ru/note/20071003/main http://www.bible-center.ru/note/20060123/cath http://www.bible-center.ru/faq/1jo5 ("Что такое грех к смерти? И в чем заключается хула на Духа Святого?") * * * Яков Кротов. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ / CВЯТОСТЬ / ДЕНЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ http://www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/1b_saints.htm Соединение молитвы святым с молитвой о всех усопших есть следующий шаг в самопознании христиан. Первый был, когда святых стали почитать особо (вплоть до канонизации как формального акта), не почитая себя святыми. На чужой взгляд, совершилось непоправимое разделение верующих на святых и грешных. Но надежда, но ощущение Евангелие как благой вести не ушло, и разделение было преодолены именно в молитве об усопших. Такая молитва есть молитва о пребывающих в раю. То, что мы молимся о "всех" умерших есть показатель надежды нашей на то, что все пребывают в раю - да-да, и Иуда. Молиться о тех, кто в аду, не бессмысленно, но бесполезно, ибо в аду, по определению, те, кто не хочет, чтобы о них молились, кто воспротивится всякой попытке перетащить их от смерти в жизнь. Кто в аду - нам не дано знать, и потому мы молимся об упокоении всех душ, мы молимся обо всех, как о могущих быть святыми, могущих быть спасенными. Об усопших молится тот, кто понял о себе, что святость в душе есть и что она прорастает, но что прорастание ее не в мгновение ока совершается. Об упокоении усопших молится тот, кто понял о себе, что возрастание в Боге всегда соединено с нашим согласием на исцеление, на выздоровление через очищение, ампутацию, приращение, восстановление, - все процессы далеко не всегда приятные, часто мучительные. Очищение начинается на земле, вечная жизнь начинается на земле - следовательно, и в раю продолжаются. Так рождается знание о чистилище. Оно было и до Христа (Иуда Маккавей творит искупительную молитву за павших и приносит большую умилостивительную жертву (2 Макк 12, 38-45). Иисус, сын Сирохов, говорит: "Умершего не лишают милости" (Отк. 7, 39). Слова Иисуса о хуле на Духа Святого, которая "не простится ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12, 32) могут быть поняты лишь в смысле еще возможного или уже невозможного очищения от греха хулы после смерти. Говорил об этом и Павел: "А у кого дело сгорит, тот потерпит урон, впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3, 12-15). Зерно знания о чистилище было, но люди - христиане - остались достаточно свободны, чтобы распорядиться этим зерном по своему. Многие люди считали и считают чистилище не частью рая, а каким-то промежуточным между адом и раем состоянием; это не так. Многие люди - собственно, все восточные богословы - просто резко отвергают учение о чистилище. На них можно было бы всерьез сердиться, но слишком ясно, что это делается ради противостояния Западу, ради отличения себя от Запада. Сердиться на отвергающих чистилище восточных христиан уже потому нельзя, что молятся они о пребывающих в чистилище чаще и усерднее, чем христиане западные. Поскольку же догмат есть опора молитвы, можно и потерпеть, коли существует молитва без словесно выраженного, торжественного провозглашаемого догмата. Лучше так, чем наоборот: догмат есть, а молитвы об усопших нет. Поминать усопших начали уже в раннее средневековье. В бенедиктинских монастырях в конце Х в. возник обычай ежегодно праздновать день Памяти усопших благодетелей и друзей монастыря. Св. аббат Одило Клюнийский (994-1048) узаконил поминовение усопших для всех своих монастырей. Под влиянием Клюнийской реформы этот обычай очень скоро распространился. В Риме день поминовения всех усопших (anniversarium omnium animarum) упоминается лишь в 1311 г., однако он существовал уже задолго до этого. К концу XV в. испанские доминиканцы ввели обычай служить три мессы в день Поминовения всех Усопших, и так стали поступать и в других европейских странах. В разгар Первой мировой войны, в 1915 году, Папа Бенедикт XV распространил этот обычай на все церкви. Мессы служатся 2 ноября, а если это число приходится на воскресенье, то 3 ноября. В этот день посещают кладбища, украшают могилы цветами, совершает поминальную трапезу. В Австрии во Вторую мировую войну зародился и распространился обычай в пасхальную и рождественскую ночь зажигать свечи на могилах. * * * Митрополит Сурожский Антоний. “НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ” / ГЛАВА ТРЕТЬЯ http://www.mitras.ru/mark/mk_3.htm +А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула, и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нём нечистый дух+ (3:22-30). Я хочу обратить ваше внимание на ряд пунктов в этом рассказе. Первый относится к хулению Святого Духа. Для того чтобы подорвать авторитет Христа, для того чтобы погубить Его всеконечно, враги Христа стали распространять слух, будто Он силой зла творит мнимое добро, будто Он улавливает людей чудесами, которые исходят не от Бога, а от сатаны, обманывает людей видимым добром, для того чтобы окончательно их погубить; поработить себе и через Себя — смерти и окончательному проклятию и разрушению. Христос резко и определенно высказывается на эту тему, произносит строгое осуждение такому их отношению к Себе. Но почему? Неужели фарисеи, книжники, противники Христа не могли в Нём просто ошибаться? Нет! Они не могли своим внутренним опытом не видеть, что во Христе качествует и действует добро, что Он сострадательно, любовно относится ко всем, кто Его окружает; они не могли не знать, что каждое слово Его проповеди созвучно тому Ветхому Завету, в который они верят, что даже тогда, когда Он как будто нарушает то или другое правило, Он их не нарушает, а исполняет правила более совершенные. Вы, наверное, помните слова Христовы: +не человек для субботу, но суббота для человека+ (Мк 2:27). Закон дан для того, чтобы человек рос, чтобы человек =жил=, чтобы он мог творчески действовать, чтобы он мог строить жизнь; и поэтому подчинять человека закону так, чтобы закон убивал — неправильно, греховно, богопротивно. +Буква убивает, дух животворит+, — говорится в другом месте Писания (2Кор 3:6). Дух, — то есть смысл, который вложен в закон, смысл того, что говорится, и намерение, которое вложено в него, является духом этого закона. Фарисеи и книжники, которые обличали Христа, будто Он духом нечистым творит добро, этим же утверждали, что Его проповедь будто бы является делом зла. Но они знали — внутренним своим опытом и ученостью своей — что Он никаким образом не идет против учения Священного Писания, Богооткровенного Писания. И поэтому, отвергая Христа, они хулили того Святого Духа, Который внушил Писания Ветхого Завета, Который выдвигал пророков и Который сейчас говорил устами Спасителя Христа. Нам надо понять, что эта тема относится не только к проповеди Самого Христа, это относится к каждому из нас, как грозное, строгое предупреждение. Когда мы знаем, что в том или другом, что совершается вокруг нас, действует сила Божия, когда мы знаем из внутреннего опыта, как бы из какой-то внутренней очевидности, правды, совести, которые у нас есть, что слова, которые мы слышим, являются не ложью, а правдой, кто бы их ни произносил, но не хотим их принять, потому что произносит их человек, нам “чужой”, то мы тоже стоим на пороге хулы против Святого Духа. Апостол Павел в этом отношении выразился удивительно смело. Он говорит, что радуется проповеди Евангелия, даже если она лицемерна: хотя тот, кто лицемерит, будет осужден, слово истины, которое он проповедует, дойдет до души каждого человека, способного его принять (см. Флп 1:15-18). И вот мы должны над собой задуматься. Очень часто бывает: потому что мы человека не уважаем, потому что он не принадлежит нашей среде, потому что он в чем-нибудь является нашим соперником или противником, — идейным противником, не вещественным, не шкурным — мы легко готовы видеть в нем зло, готовы отрицать то добро, которое он творит, и то живое, доброе слово, которое он произносит. Так отнеслись ученики Христа к человеку, который Его именем творил чудеса, но не был с ними. Они ему запретили, потому что он +не ходит за нами+ (Мк 9:38). Да, многие люди “с нами не ходят”, но ходят с Богом. И поэтому нам следует быть осторожными и не спешить осуждать людей за то, что они “не наши”, тем более — не спешить считать, что то, что они говорят, не от Святого Духа, неправда, потому только, что они “не из нашей” группы людей. Мы грешим против Святого Духа гораздо более тонко, чем если бы мы просто отрицали, что Христос — Сын Божий. Этого мы, конечно, не делаем. Но как бережно должны мы относиться к тому, что слышим от нашего ближнего, когда мы слышим правду, звучащую в его словах, несмотря на то, что он не является нашим товарищем, нашим со-ратником!.. * * * Яков Кротов. ВВЕДЕНИЕ В ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ / ЦАРЬ БОГ / ЦАРЬ ХРИСТОС http://www.krotov.info/1/1/1/04_zar.htm Сегодня человек обречён знакомиться с Иисусом сперва как со Спасителем (сумасшедшим или самозванцем, но претендующим быть Богом), а потом уже открывать в Иисусе человека. Что естественнее: подойти к горе и начать подыматься на неё или вдруг оказаться на вершине горы и... И что, собственно? Человек «уверовал во Христа» и стоит на вершине. Спускаться — глупо. Подыматься — выше некуда. Спасённый человек точно так же слаб и опошляет Христа, как грешник опошляет других людей и самого себя. Когда Бог открывается во Христе, человек сперва поражён, а через пять минут уже привыкает и начинает ворочать Христом, словно это половой коврик — в одну сторону, в другую переложит, ноги вытрет, веником почистит... В общем, надо «освежить». Не «освежить», а открыть заново — каждый день открывать заново Христа. Бог не ленится каждый день заново открыть человека, невежливо не ответить Христу тем же. Может быть, «хула на Духа Святого» не столько отрицание возможности Боговоплощения, сколько привыкание к Боговоплощению. Слишком привычен Христос, слишком много слов христиане знают о Нём, и это надо преодолевать. Само слово «Христос» стало восприниматься как имя собственное, как фамилия, ничего не говорящая. Поэтому в название оперы добавили «Христос Супер Стар», хотя вообще-то «Христос» означает именно Того, кто «сверх», кто «супер». Поэтому в русском языке «Иисус Христос» звучит неприлично, словно о школьнике говорим Иване Иванове, и благочестивые люди не ленятся говорить писать «Господь Иисус Христос». Всё бесполезно: Иисус слишком открыт, слишко близок, и как Его ни возноси, Он спустится, догонит и пойдёт дружески рядом. Невидимо, как правило, но ведь и с настоящим другом, с действительно любимым человеком долго можно идти, не оглядываясь на него именно потому, что он — не оставит, что он — глядит на тебя. Христос ничуть не более видим, чем Бог — Он ведь и есть Бог. Христос не «видим», как видно всё тварное. Он видим иначе. Между настоящим Христом и нашим представлением о Нём такая же дистанция, как между гением и представлением лакея о гении. Мы знаем Христа по Его отношениям с нами — а надо знать Его по Его отношениям с Отцом. Величайшая опасность для человека — решить, что он «открыл Христа». Опасность в том, что Христос есть человек, и можно подумать, что, принимая Христа как Бога, мы принимаем Бога как Христа. Но Христос не облегчает путь к Богу — путь к Самому Себе. Он, правда, спасает от греха, Он побеждает смерть. Но это совсем другое, и это такая мелочь в сравнении с тем, что предстоит после спасения от греха, после воскресения. Евангелие не в том, что человек воскресает. Иначе Евангелие было бы сказка, заканчивающаяся пьяной свадьбой. Евангелие о том, что после воскресения — Царство Христово. Христос скромно называл Своё Царство — «Небесным», «Божиим», но оно именно Христово, и это Царство такое большое, что начинается ещё до воскресения, уже здесь. * * * Митрополит Сурожский Антоний. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ / СОЗЕРЦАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Беседа в Москве (1971) / Восточная медитация http://www.mitras.ru/pered/pb_135.htm Есть в +Луге духовном+ Ионна Мосха очень интересный рассказ о старом священнике, который был очень чист сердцем, очень свят жизнью, но увлекся какой-то ересью своего времени. У него был благочестивый и более чем он образованный диакон, который очень смущался тем, что его настоятель стал еретиком. Но, с другой стороны, он видел, какой он святой человек, и недоумевал: Что же это такое?.. Через некоторое время он решил все-таки что-то сделать и говорит настоятелю: Знаешь, ты еретик, и это меня смущает. Тот говорит: Как же я могу быть еретиком? Каждый раз, как я служу литургию, мне прислуживают два ангела. Они бы не стали прислуживать еретику! Я их спрошу... И вот, рассказ описывает, как этот священник служит, в какой-то момент ангелы подходят к престолу, он тогда останавливается и говорит: Слушайте, вот мой диакон, который очень образованный, говорит, что я еретик, а вы мне никогда ничего не говорили. Теперь уж скажите: кто прав? Ангелы отвечают: Он прав, ты - еретик. Тогда священник возмущается и говорит: Что же вы мне ничего не говорили? И замечателен ответ ангелов. Они говорят: При тебе был человек, и Бог нам сказал: не говорите ничего, чтобы этот человек мог проявить любовь; если он не проявит любовь - тогда скажите... Бог, по этому рассказу, принимал молитвы, бескровную жертву этого священника, потому что тот чистосердечно ошибался - головой, но не жизнью, не сердцем, не верой и ничем другим; он просто не был способен головой понять, о чем шла речь. Я сейчас говорю о сознании церковном, а не об историчности данного случая; я не вижу основания не доверять его подлинности, но не в этом дело. Рассказ говорит о том, как Церковь воспринимала это. Здесь ясен этот момент: человек может умственно ошибаться и быть чист сердцем. Христос говорит: всякая хула, которая скажется на Сына Человеческого, простится (Мф. 12,32). В сущности, хула - это предел; но до этого предела все непонимание, все перевирание, все ошибки, которые мы можем допустить умственно, могут проститься. Не может проститься что-то другое, что относится к нашему глубинному нутру. И поэтому я не думаю, что кто-нибудь был бы просто +вне+, что тайна Божия, познание Божие недостижимо для человека внешнего. * * * Яков Кротов. ДЕЗЕРТИРЫ В КЛЕТКЕ / ПРАВОСЛАВИЗАЦИЯ: АНТИСЕМИТИЗМ / ДУШЕВНЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ В РОССИИ http://www.krotov.info/yakov/5_hist/61_nenovoe/2_2_antisemitizm_ch.htm "Душевный антисемитизм" - это (разумеется, для верующего в Христа) хула на Духа Божия, утончённое извращение христианства. Душевный антисемит не говорит, что "жиды Христа распяли", не обвиняет их в питии крови христианских младенцев. Он выражается изящнее: раз иудеи продолжать ждать мессию, когда Мессия уже пришел, значит, иудеи ждут не мессию, а анти-мессию, антихриста. Следовательно, всякий, кто будет симпатизировать иудеям, симпатизирует антихристу. Такой антисемитизм после Второго ватиканского собора принял у ультра-консервативных католиков форму отрицания решений Католической Церкви о мире с иудеями. Ватикан говорит о необходимости преодолеть "традиционное отношение к иудаизму" (решение Понтификальной Комиссии по религиозным переговорам с иудаизмом, 1985) - духовный антисемит заявляет, что Ватикан отвергает катехизис, тогда как тут под "традицией" имеется в виду традиция не Церкви, а околоцерковного антисемитизма. Папа более не говорит о необходимости проповедовать Христа среди иудеев? Значит, он отрицает, что нужно проповедовать Христа иудеям! Да нет же: просто не всегда и не всюду уместно проповедовать Христа. И антисемиты, особенно духовные, это отлично знают, они умеют, когда это им выгодно, притворяться белыми и пушистыми демократами, а то и прямо молчать о своей вере. * * * + Андрей Еремин. Стать принципиально другим - о. А.Мень о таинстве покаяния. Фрагмент из книги "Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков" http://www.alexandrmen.ru/books/eremin/eremin4.html В 70-е годы в одной из бесед отец Александр говорил о потерянных христианами дарах Святого Духа. Чтобы их вернуть, необходимо выискивать в себе все плевелы антибиблейского и статичного, всё, что нас тянет, как якорь лодку, и не дает Духу Божию двигать нас вперед. Всякая мысль, всякое слово против Святого Духа, как свидетельствует Евангелие, лишает нас спасения. Но понимаем ли мы, что антидинамичная, нетворческая жизнь и есть хула на Духа Божия? И какие еще нужны доказательства, если очевидно, как мы бедны благодатными дарами, о которых писал апостол Павел, и которыми была так богата первоначальная Церковь? Дары пророческие, дары исцелений, дары служения – все это дары, которые восполняют нашу человеческую немощь, наши недостатки. Мы должны признать, что с нами не все обстоит благополучно, если мы их растеряли. +«Главный грех, главное уродство нашего существа, - говорил батюшка, - то, что мы живем двойной жизнью: в одних делах - мы христиане, в других - мы как люди без веры, живущие по законам мира сего, по законам алчности, жадности. Именно двойная жизнь мешает необратившимся христианам открыть себя действию божественной благодати».+ По мнению отца Александра, наше своеволие - еще одна причина того, что мы лишены чувства близости Божией. Когда мы слушаем Бога только из скрытого страха, мы, конечно, перестаем Его любить и осознавать Его присутствие. Это важно помнить родителям, строго воспитывающим своих детей. Как-то, говоря об отношениях родителей и детей, батюшка заметил: «Как ребенок чувствует отца, таким он будет чувствовать и Бога». Поэтому «покаяние человека, - говорил батюшка, - должно быть не покаянием самобичевания, а покаянием благодарности… Ибо мы должны благодарить Господа за то, что Он, всё-таки, пришел к нам - таким недостойным и грешным». Батюшка подчеркивал, что в таинстве покаяния речь не идет о нарушении какого-то «уголовного кодекса». Нам необходимо ясно увидеть, что мы грешим именно против Святого Духа, Его порочим. Например, когда мы желаем себя обезопасить со всех сторон, стремимся к опеке (допустим, со стороны государства), то тем самым нарушаем важнейший духовный закон, раскрывающийся еще в Ветхом Завете - закон «малого остатка» или «нищих духом». Отец Жак Лев, говоря об этом «остатке», приводил в качестве примера в своей книге «Великие учителя молитвы» рассказ о Гедеоне. Господь предал врагов Гедеона в его руки только тогда, когда от войска Гедеона осталась лишь горсточка людей, и объяснил Гедеону, что пока его войско было многочисленным и могучим, Он не мог даровать ему победу, чтобы его люди не возгордились и не думали, что это они своей силой одержали ее, но хорошо понимали, что победа пришла к ним от Господа [19]. Значит, вся наша надежда должна быть не на себя, а на помощь Господа. До нас животворящую силу Духа Божия познали на себе многие поколения подвижников. И мы можем учиться у них, заимствуя их свет, их жизненный порыв и обожение по благодати, - все то, что сделало их светочами и столпами в Церкви. * * * + о. Александр Мень. Сын Человеческий. Глава седьмая. ЗНАМЕНИЯ ЦАРСТВА http://messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_07.htm#0 http://www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_07.html -> www.messia.ru/rasylka/007/2020.htm#0 * * * Иоахим Иеремиас. БОГОСЛОВИЕ НОВОГО ЗАВЕТА / Глава 6. Самосознание Иисуса § 23. Сын Человеческий http://www.krotov.info/libr_min/09_i/ier/emias_24.htm В имеющемся греческом тексте евангелий ? ???? ??? ???????? всюду понимается как титул. Однако возникает вопрос, не может ли быть так, что лежащий в его основе арамейский эквивалент bar 'anasa первоначально в некоторых местах имел обыденное значение («человек», «некто») и только вследствие недоразумения стал пониматься как титул. Действительно, это могло быть так, по крайней мере в отношении изречения о хуле на Духа. Оно дошло до нас в двух редакциях. В редакции Марка противопоставление звучит так: все грехи (против людей), всякая хула (на Бога) могут проститься сынам человеческим, но хула на Духа не простится (Мк 3,28сл пар. Мф 12,31). В редакции логий противопоставление совершенно иное: «Тому, кто скажет что-то против Сына Человеческого, Бог может простить; тому, кто хулит Духа, Бог не простит» (Лк 12,10 пар. Мф 12,32). Давно выяснено (впервые, по-видимому, Ж.Женебраром в 1569 г.1113), что в основе обеих редакций лежит lebar 'anasa (единственное число), что в редакции Марка оно правильно понято как родовое понятие («все грехи могут людям проститься» или «все грехи против людей простительны», в арамейском возможны оба варианта), и напротив, в редакции логий оно ошибочно понято как титул («кто скажет что-то против Сына Человеческого»). Родовое понятие bar 'anasa по недоразумению получило здесь вторичный смысл титула. Точно так же следует расценивать и Мк 2,28; в ст. 27 дважды говорится о человеке в смысле родового понятия, значит, так же обстоит дело и во второй части изречения - в ст. 28. * * * Яков КРОТОВ. Медитации http://www.krotov.info/yakov/7_auto/chernoviki/1975medi.htm День шестнадцатый. Ничто, входящее в человека, не оскверняет его. 1.IV Оглядываюсь, Господи, на день прошедший. Все в мире подобно Завету Твоему. Не только названо Имя и не только Бог вочеловечился; как кажется это просто, когда я готовлюсь открыть Евангелие, выйти из комнаты в мир. Книга открыта. Как все многолико, переплетено, сколько людей вокруг тебя толпятся, сколько слов и притч Ты находишь во исцеление им. Казалось бы, Бог на земле —в се смолкнут должны и дышать Его присутствием, но все кричат, хватаются за края хитона, или же отвернувшись, разговаривают о своих делах. Но ничего, Господи, ничто не оскверняет человека само по себе. Сколько людей я ни встретил сегодня — ни один не оскорбил меня; ибо не знают они, что такое настоящее оскорбление. Одно есть оскорбление — Хула на Духа Святаго, но они не знают его И так во всем, Господи, если мыслью к тебе устремиться, и о Тебе одном помышлять, то не может быть никакой обиды и ссоры, и зла, и оскорбления; ибо все дети Твои. Если брат говорит брату «Дурак! Знать тебя не хочу!» тот лишь улыбнется — перед Отцом все равны. Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты явил мне этот день очищенным; молю Тебя, Господи, не дай мне нарушить чистоту завтрашнего дня! * * * Яков Кротов. АЗБУКА НЕНАВИСТИ / АД / ЛИФТ http://www.krotov.info/yakov/2_chlvek/3_dobrota/2_9_ad.htm Впрочем, обращаясь к нехристианам, которые то и дело спрашивают, спасутся ли некрещеные, часто хочется сказать: успокойтесь! Особенно часто это хочется сказать, когда видишь: скажешь "нет" - и человек действительно крестится, крестится из страха, крестится, как крестились люди часто, слишком часто. Плоды такого крещения оказались горьки, и многие храмы, в которых такие крещения совершались, в конце концов были разрушены. Люди сперва крестятся из страха, но страх-то не проходит - ведь Христа они не знают и не любят. И тогда люди распинают Христа, чтобы уничтожить повод для страха. Конечно, страх лишь возрастет, но ведь они этого не предвидят, они действительно считают не себя, а Христа источником фобии, пытаются избавиться от пятна на совести, либо панически обращаясь к Свету Истину, либо панически же угашая этот Свет, но не каясь. И вот таким людям хочется - а, пожалуй, и можно сказать: вы хотите полyчить завеpение, что все pавно спасyтся. Hате: спасетесь, кpещеные и некpещеные, мyсyльмане и индyисты, все pавно в какой хpам ходить, можете никyда не ходить, можете внyтpи веpовать, можете толстовствовать и пpелюбодействовать, пyкать и пикать, - все pавно спасетесь. Бог с вами. Вот когда человек это поймет и все-таки пойдет в хpам, пpосто потомy, что там - Хpистос, - вот тогда он веpyет не в спасение, а в Хpиста Спасителя. Вот тогда он исполняет заповедь: люби Бога. Любить за что-то - пpотивоpечие по опpеделение. Любить, чтобы спастись - бpp... Хотя Господь и это, к счастью, пpинимает как полноценнyю любовь. Так же и о Церкви скажем: успокойтесь, и вне Церкви вы можете спастись. Только помните, что Цеpковь не только сpедство, но и цель - не только союз людей, но Хpистос, не только корабль, доставляющий к месту спасения, но и само спасение. Многие христиане поморщатся от такого богословия. Скажут: а как же слова о том, что хула на Духа Святого не прощается? Разве неверующие, отвергающие Иисуса как Спасителя, не подлежат по этим словам осуждению? Но Христос произнес эти слова не тогда, когда Его отказались признать Спасителем, а тогда, когда источником Его Царства назвали сатану. Много ли таких нехристиан, которые действительно видят в Духе Святом - сатанинское дыхание? Да и кто бyдет опpеделять, где гpех пpотив Дyха Св.? Только Спаситель. Во всяком слyчае, вульгарные атеисты к числy дyхопопиpателей, по-моемy, не относятся -скоpее, наобоpот. Гpех пpотив Дyха есть извpащение внyтpи веpы, а не вне ее. Хотя бы yныние христианина - разве оно не есть величайшее кощyнство, отpицание спасительности Спасителя не словами, а дyшой? Ярким примером нехристиан, которые обязательно спасутся - точнее, которые уже спасены и даже прославлены Церковью как святые - являются ветхозаветные праведники. Они и под "спасением" понимали не совсем то, что мы, и под добродетелью у них числились немного иные дела, и в овцеводстве они разбирались лучше, чем в грехах, и многоженцами бывали, и обманывали, но все же Церковь почитает их как святых. * * * Митрополит Сурожский Антоний О НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЯХ НАШЕГО ТВАРНОГО БЫТИЯ http://www.mitras.ru/sretenie/sret_mda.htm ?+> Так значит, возможно спасение без Христа? Я бы сказал – да; возьмите слова апостола Павла о том, что язычники руководствуются законом Божиим, написанным в их сердцах, что иудеи руководствуются законом Божиим, данным Моисеем, христиане – законом Христовым идут (Рим. 2, 14 и след.). ?+> Но они должны подойти ко Христу? Они могут и не подойти, потому что это – историческая возможность. Вы не можете ставить под вопрос вечное спасение человека только на том основании, что он родился в Центральной Африке в эпоху, когда там не было ни одного миссионера; тогда действительно спасение определялось бы географией и историей. Англия – остров; там не видели ни одного православного до времени, скажем, Иоанна Грозного. Так что же, англичане должны погибать, вечное им осуждение, потому что они там родились? Это было бы слишком просто! Другое дело, если перед вами станет Истина, и вы пройдете мимо; но и тут есть слово Христово: всякая хула на Сына Человеческого простится (Мф. 12, 31-32). Значит, можно пройти мимо чего-то и не осудиться вконец. Я вам дам личный пример. (В Англии считается неприличным о себе говорить, но мы – русские, так что ничего). Я в первый раз прочел Евангелие, когда мне было пятнадцать лет, от негодования о том, что я услышал о христианстве, чтобы удостовериться, так ли это, и если это так – покончить раз и навсегда с Богом, с христианством и со всем... Вот что получается: тот, кто при мне говорил о Христе, возбудил во мне такое отвращение, такое омерзение и негодование; а кончилось всё тем, что я прочел Евангелие, и это меня перевернуло. Но этого могло бы и не случиться; я мог бы, например, всё это выслушать, прийти в омерзение и ярость (как я и пришел), вернуться домой и увидеть, что у нас в доме нет Евангелия, и что ни у кого из знакомых нет, и сказать: ну, значит, так оно и есть, – и определить себя вполне твердо: потому что я тогда определил себя очень даже крепко. Так что всё это очень сложно. Знаю, что я сейчас поднимаю вопросы трудные. Вопрос нахождения Христа и спасения во Христе я вижу так: иначе как во Христе, спастись нельзя, – это одно; но если вы не могли даже и слыхать о Христе, то вы этим не можете осудиться. Иначе это предопределение худшее, чем у кальвинистов, чем в реформатстве, тогда это был бы просто Божий произвол: ты родился там, ты и осужден поэтому. Тут никакой нравственной коннотации нет, ничего нравственного нет, есть только или случайность, или злая воля Божия, но не иначе: чем же ты виноват, что родился тут, там или еще где-то? * * * Романо Гвардини. ГОСПОДЬ. (2.7) ../../rasylka/002/194.htm#5 * * *