* * * * +- Надлежить быть разномыслию http://www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc5_03.html <...> Что же может лечь в основу обращения к самим себе? Во-первых, во-вторых и в-третьих — +Богочеловечество+. Вот такое слово. Слово, которого нет в Новом Завете, но которое лежит в его основе. Христианство есть религия Завета — союза Бога с человеком. Мы — участники Божественных деяний. Мы не просто потребители, праздные зрители, недоумки, которые нуждаются в некоем патронате. Это тоже людям свойственно и приятно: хочется, чтобы Церковь была матерью. Это инфантильное сознание: что кто-то будет нас пасти, кто-то будет нас водить... Как сказал мне один ученый муж, люди очень хотят быть даже обманутыми. Всего этого не должно быть в Церкви. Мы все несем за Церковь ответственность — за то сокровище, которое нам вручено. Можем ли мы сейчас, на пороге третьего тысячелетия, на пороге второго тысячелетия крещения Руси, возвращаться к средневековому состоянию христианского мышления? Некоторые люди, особенно молодые, теперь готовы к этому. Готовы по лености мысли, по невежеству. Они полагают, что, скажем, в XVII веке было лучше, чем теперь. А я бы их послал в какой-нибудь застенок XVII века и посмотрел бы, каково им... Сплошь и рядом мы встречаемся, сталкиваемся с тем, что непонимание этой мысли о Богочеловечестве ведет к несвободе. То, что людям хочется +несвободного+ христианства, то, что люди тянутся именно к рабству, — это страшная вещь, и это встречается каждодневно, мы с этим непрерывно сталкиваемся. Люди не хотят свободы. Причины бывают разные, но, так или иначе, это факт. Между тем Новый Завет устами апостола говорит: «К свободе призваны вы, братья!» Мы призваны к свободе. Людям же хотелось всегда иного. И вот, глядя иногда в купола древних соборов и видя там лик Христа в виде Пантократора, гигантский, со страшными глазами, который как бы нависает над толпой, я думал о том, насколько мало он похож на Христа, Который пришел в мир, Который сказал: «Вы познаете истину, и истина сделает вас свободными». Нет, это скорее Зевс-громовержец, это Перун, это все, что угодно, но не Христос. Художник, конечно, волен писать, как он хочет, но важно, что в этих образах запечатлелась тенденция к несвободе. Я вовсе не говорю о том, что человек должен быть фамильярен с Богом, что он должен быть неблагоговейным. Тот, кто не знает благоговения, никогда не приблизится к Богу; благоговение — одно из обязательнейших условий духовной жизни. Итак, несвобода. Мы с вами, и особенно старшее поколение, знаем, что такое несвобода, на практике. Люди же, которые сейчас начинают страдать ностальгией по прошлому, напоминают мне рабочих, которые переговариваются в поездах: «Вот Сталин — это был хозяин». Многие из них уже и не застали той эпохи, но они нуждаются в хозяине. Понятно человеческое чувство, понятна человеческая стихия, но нам это не нужно. Это из звериного мира. У нас есть Господь. Он вовсе не есть +хозяин+. Он Тот, Который умер за нас и каждого призвал быть Его соучастником. Каждого. Вы скажете: это трудно, не все люди активны. Сказано +каждого+ — значит, способен каждый, в той или иной степени, в той или иной мере своего существования, найти свое место на этом пути. От теории перейдем к практике. Обозначим принцип, трудный принцип: +открытость+. Открытость к проблемам, внутренним и внешним, открытость к противникам и к миру. Положение, конечно, трудное и неудобное. Похоже на замок, в котором открыты все двери, — сейчас придут враги и овладеют. Но нет, если замок принадлежит сильному господину, значит, господин может совершенно спокойно спать, потому что достаточно силен. * * * * + ПРОСТИ НАС, ГРЕШНЫХ. Слово перед исповедью http://alexandrmen.ru/books/prosti/prosti11.htm +Господи, прости нас, грешных. Ты все нам дал, чтобы свет Твой светился в нас. Нам надо было только принять Твои заповеди и укрепиться в Твоей благодати.+ То, что я сейчас говорил, — что мы не преуспели ни в чем, — это неудивительно, потому что мы люди слабые. Но вера делает чудеса. Она двигает горами. Самая тяжелая неподвижная гора — это наша косность, наше маловерие, душевная тупость. И она может быть сдвинута только верой. Значит, вера является для нас ключом к Царству Божию. Она является залогом того, что мы получим благодатную помощь. Господь сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными».{Ин 8:32} Мы не свободны. Не свободны потому, что мы — рабы своего эгоизма, эгоцентризма, своей самости. Мы в рабстве у мелких, ничтожных вещей, которые нас со всех сторон окружают. +Господи дай нам идти по жизни свободно, как подобает христианину.+ Вот это — главное. Потому что можно знать весь реестр, весь перечень своих грехов и, не имея стремления к вере, с этим перечнем остаться навсегда. Его можно отпечатать и каждый раз приносить на исповедь в каком-нибудь кармане — он всегда будет один и тот же, переписывать его не придется. Будет всегда один и тот же текст, и довольно большой. Вот это и есть стояние на месте! Господь приносит нам спасение, то есть единство с Богом, встречу с Ним, переживание Его присутствия в нашей жизни, здесь и теперь. Но это спасение дается людям тогда, когда они отвечают на Божий призыв, когда они вступают с Господом в союз, завет. Если же мы сидим беспечно, косно, нерадиво, лениво, если мы хотим оставить при себе всё свое, то как же нам войти в Царство Божие. Господь говорил, что верблюду удобнее пройти в игольное ушко, чем богатому в Царство Божие. Никто из нас не богат так, чтобы это слишком нам мешало. Но ведь Он имел в виду другое — богатство в кавычках. Мы обвешаны мешками нашего самолюбия, наших прочих грехов, и уж где же нам в игольное ушко войти. Мы как мешочники, которые не могут пройти в узенькую калитку — и жалко бросить свою поклажу, и пройти невозможно — вот так и получается у нас. Поэтому толпимся мы у ворот и никак не можем войти. А ответ на эту трудную задачу только один — три слова! которые сказал нам Господь: «Не бойся, только веруй».{Мк 5:36} Все! Все остальное пройдет. Напоминаю вам о времени. О времени в том смысле, что годы летят, начался уже новый год. Близко третье тысячелетие, и неизвестно, кто из нас пересечет двухтысячный год, а кто умрет до этого. Подумайте об этом, чтобы мелочи жизни вас не съедали. Нам, служащим в храме, иногда немало помогает вид умерших. Почти в каждую службу мы кого-то хороним, и когда смотришь на человека, лежащего в гробу, — какое это оздоровляющее зрелище! Оздоровляющее. Полезное для жизни! Потому что думаешь в это время: а месяц или неделю тому назад этот человек страшно переживал, что у него что-то не постирано, что-то не сделано, кто-то ему не то сказал— и все это кончилось! Что осталось?! Вот то, что осталось, — человек перед Богом, это и должно быть самым главным, а все остальное проходит. Все остальное в конце концов оказывается мимолетным, как осенние листья — сегодня они висят на веточке, завтра валяются на земле, — и всё. * * * * http://www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_11.html Праздник Кущей заканчивался 22 числа осеннего месяца тишри. В этот день левиты в последний раз зажигали огромные светильники, огни которых озаряли город во время торжеств. Сидя в одном из притворов, Христос говорил о символах праздника - свете и воде /14/. Обряд возлияния воды напоминал о странствиях в пустыне, когда Моисей открыл родник для жаждущих. Вода - знак жизни, которую дарует Премудрость Господня. Но отныне Сам Мессия будет давать воду жизни вечной. Он призывает к Себе людей, как некогда звала Премудрость: “Кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет”. Светильники обозначают свет Закона. Однако свет, исходящий от Мессии, горит еще ярче. “Я - свет миру. Тот, кто следует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”. После таких слов набожные люди, не желая участвовать в беседе, ушли, полные негодования. Остались лишь те, кто готов был выслушать Учителя. Однако и они не выдержали долго. - Если пребудете в Слове Моем, - сказал Иисус, - воистину вы ученики Мои, и познаете истину, и истина освободит вас. Такое выражение показалось им странным и обидным. - Мы - потомки Авраама и никому не были рабами никогда. Как же Ты говоришь: “вы сделаетесь свободными”? - Истинно, истинно говорю вам, всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вовек, сын пребывает вовек. Итак, если Сын вас освободит, вы действительно свободны будете. - Отец наш Авраам, - упрямо повторяли они гордый девиз патриотов, не понимая, о чем идет речь. Раздражение их возрастало с каждой минутой. - Если бы вы были дети Авраамовы, вы делали бы дела Авраама. Теперь же вы ищете убить Меня: Человека, Который сказал вам истину. А услышал Я ее от Бога. Этого Авраам не делал. Вы делаете дела отца вашего. Они снова не поняли. Одним казалось, что Он преувеличивает опасность, нависшую над Ним: “Не бес ли в Тебе, кто Тебя ищет убить?” Другие же были глубоко задеты сказанным. - Мы не рождены в блуде. Один у нас Отец - Бог. - Если бы Бог был Отец ваш, - возразил Иисус, - вы любили бы Меня, ибо Я от Бога исшел и пришел... Почему вы речи Моей не понимаете? Потому что не можете слышать слова Моего. Вы - от отца вашего, диавола, и хотите делать похоти отца вашего. Он - человекоубийца был от начала... - Не правильно ли мы сказали, что Ты - самарянин и бес в Тебе? Их уже охватила настоящая ярость. - Во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Я же не ищу славы Моей. Есть Ищущий и Судящий. Истинно, истинно говорю вам: если кто слово Мое соблюдет - +не увидит смерти вовек+. - Теперь мы знаем, что в Тебе бес... Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? И пророки умерли. Кем Ты Себя делаешь? - Если Я Сам Себя прославляю, слава Моя - ничто: Отец Мой - вот Кто прославляет Меня, Он, о Ком вы говорите, что Он - Бог ваш. И вы не познали Его, Я же знаю Его... Авраам, отец ваш, возликовал, оттого что ему предстояло видеть день Мой: и увидел, и возрадовался. - Тебе нет еще пятидесяти, и Ты видел Авраама? - Истинно, истинно говорю вам: прежде чем Авраам был, Я есмь. Я ЕСМЬ... Так мог говорить один Предвечный. Это - Его тайное имя, которое произносил первосвященник в дни Кущей, когда святые слова заглушал трубный звук и клики народа /15/. И вот теперь они на устах Назарянина! Подобно древним пророкам, исполненный неземной силы, стоит Он перед людьми. Колебаниям нет больше места. Либо Он лжец и богохульник, либо Сам Бог говорит Его устами. И выбор сделан. Поверившие теснее сплотились вокруг Иисуса, а остальные с угрозой взялись за камни...