* * * -> см. вып. www.messia.ru/rasylka/006/1485.htm#0 * * * 42 - БИБЛИЯ И УЧЕНИЕ О ГРЕХОПАДЕНИИ (История религии. т. 2. прил. 8) http://www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_pril08.html 12) Творение, Падение, Искупление Теперь настало время оглянуться назад и окинуть одним взглядом всю картину мирового процесса, как он раскрывается через Библию. Мы убедились, что Писание далеко от обольщений ложного оптимизма. В нем обнажается суровая чистота правды; оно смотрит в лицо бурям, бушующим в творении, и в то же время усматривает в этих кипящих волнах осуществление высокого призвания мира и человека. Логос и Хаос, Добро и Грех, Христос и Антихрист... Но не кажется ли для религиозного сознания эта борьба тьмы против Творца немыслимой? Нет ли в признании Борьбы ограничения абсолютности Бога? Отвечает на этот вопрос сама Библия. Она нигде не дает повода усомниться во всемогуществе Создателя: все ветхозаветные теофании свидетельствуют о Его всемогуществе, ибо Он — Ягве, Сущий от века. Но при этом через оба Завета проходит возвещение о Боге, +умалившем+ Себя, как бы ограничившем Свою абсолютность ради тварных существ (ср.: Исх 33,18 и Флп 2,6-7). Уничижение Творца приводит нас к тайне Божественной Любви. «Бог есть Любовь» — свидетельствует апостол Иоанн. Одно из самых могущественных чувств, в котором человек открывает свое единосущие с другими «я», является символом для выражения предвечной мистерии Триединого. Мы знаем об этой тайне, ибо «Он дал нам от Духа Своего». Самим своим бытием мы обнаруживаем действие творческой Любви. Но истинная любовь чужда насилию и принуждению, она говорит тихо, она ведет и прислушивается, она ждет и страждет. И Божественное уничижение, рожденное жертвенной Любовью, не знает границ, восходя на Голгофу. Это немыслимое таинство — Бог, умаленный и страждущий, — смутно предощущалось в древних религиях. С силой, приводящей в трепет, оно открылось в Ветхом Завете. Господь скорбит над неверным Израилем: «Узами человеческими влек Я их, узами любви» (Осия 11,4). Посланник Неба, «Отрок Ягве» предстает у пророка как жертва, принимающая на себя страдание мира (Ис 52—53). И в полноте своей является Любовь на кресте. #«Так возлюбил Бог мир...»# Это уничижение Божие обнаруживает себя и в глубинной тайне сотворенных существ — тайне +свободы+. Тщетно стали бы мы искать словесных формул для того, чтобы выразить ее суть; она всегда будет ускользать от слов, от испытующего рассудка. Остается лишь свидетельство внутренней достоверности о том, что Любовь Божия неотделима от свободы. В ней творение осуществляет себя и в ней же обретает возможность богопротивления. Кто решится сказать, что свобода есть что-то малое и частное в мироздании? Какие основания отрицать, что она заложена как принцип в самый корень тварного бытия? Только признав это наличие свободы в целокупной иерархии мира, мы сможем понять сущность библейского учения о вселенской Борьбе. «Невооруженный глаз» научного познания может лишь констатировать внешний феномен вариантности и противоборства в природе, но он не в силах видеть дальше. Где сокрыто начало этих вариантов и путей? Где та развилка, та точка, с которой начинается дорога во тьму и создается царство вражды и противоречий? Это переносит нас если не к добытийному, то к довременному плану, что было верно угадано в учении «александрийцев». Но там «изнемогает» сила разума и воображения, там остается умолкнуть всем звукам, ибо это рубеж бытия и небытия... Единственное, что с уверенностью говорят нам вера и Откровение, это то, что Бог не мог непосредственно сотворить борьбу и тленность, которые окрашивают всю историю Вселенной. Поэтому мир противодействий и распада нужно рассматривать как рожденный в лоне тварной свободы. * * * 75 - о. Александр Мень. Сын Человеческий. Глава десятая. ТАЙНА СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО http://www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_10.html Искупитель “Сын Человеческий, - говорит Христос, - не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу Свою как выкуп за многих”.{Мф 20,28; Мк 10,45} Слова “выкуп”, “искупление” были в Библии синонимом спасения, ибо само понятие +выкупа+ связано с освобождением от рабства и с “приобретением для себя”.{См.: Исх 19,5; Ис 63,9} Как некогда Господь спас ветхозаветный Израиль и сделал его “своим народом”, так и Церковь Нового Завета должна стать Его “уделом”.{1Петр 2,9-10; ср.: Гал 1,4; Тит 2,14} Искупление есть и нечто большее - возврат твари на пути, предначертанные свыше. Порабощенная злу, вся она, по словам ап.Павла, “стенает и мучается, ожидая откровения сынов Божиих”.{Рим 8,19 сл.} Искупленный человек не изымается из остального творения, а идет впереди него к “новому небу и новой земле”. Пламя Логоса горит “во тьме”, постепенно пронизывая мироздание. Царству вражды и разложения Бог несет животворную силу единства, гармонии и любви. И, подобно растению, которое тянется к солнцу, природа внемлет этому призыву и повинуется Слову. Чем больше узнаем мы сегодня о процессе миротворения, тем яснее обрисовывается картина Вселенной, восходящей по ступеням ввысь. Сначала - упорядоченность структур, потом - жизнь, и наконец - человек. Борьба не стихает ни на миг. С каждым шагом Змей отступает во тьму, с каждым шагом все шире разливается сияние. Когда же человек не выполнил своего предназначения, Само Слово явило Себя миру, воплотившись в “новом Адаме”. #“Так возлюбил Бог мир, что дал Сына Единородного...”# Но самоотдача Иисуса не могла не стать трагедией. Тот, Кто соединяется с падшим миром, неизбежно становится причастным его страданию. Отныне боль любого существа - Его боль. Его Голгофа. Среди людей Иисуса ждет не торжество, а муки и смерть. Безгрешный, Он берет на Себя все последствия греха. Поэтому и призывает Церковь всех идущих за Ним: “Будем с терпением проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Свершителя веры Иисуса, Который, +вместо предлежащей Ему радости+, претерпел Крест”.{Евр 12,1-2} Его предтечами были святые и ученики минувших веков, которых гнали и предавали смерти. Их лики слились в одном мессианском образе, представшем мистическому взору Исайи Второго. Цари и народы, полагаясь на земную силу, с презрением смотрели на истинного +Служителя Господня+. Но им пришлось убедиться, что именно этого отверженного Страдальца избрал Бог. Кто поверит слышанному нами? и кому открылась сила Ягве? Перед Ним Он взошел, как росток, как побег из корня в земле сухой. Не было в Нем ни вида, ни величия, что к Нему нас влекли бы, Ни благолепия, что пленило бы нас. Презираем и отвергнут людьми был Он, Муж скорбей, изведавший мучения, И как человека отверженного мы ни во что ставили Его. Он же взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. Думали мы, что Он поражен, наказан и унижен Богом, а Он изранен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Он принял на Себя кару для спасения нашего, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, каждый своею дорогой, но Ягве возложил на Него грехи наши. Истязуемый, был Он покорен и в муках не отверз уст; как агнец, ведомый на заклание, и как овца перед стригущими ее - безгласна, так и Он не отверзал уст Своих.{Ис 53,1-7} Мессия - страдалец!.. Казалось, этого нельзя было принять, понять, вместить. Мало кто из людей Ветхого Завета решался вслух говорить о возможности столь невероятной. Она представлялась кощунством. Но слово было сказано и запечатлено в Писании, оставляя людей в смущении и соблазне. Иудейские толкователи обходили это место, как бы стараясь забыть его. Иисус же, напротив, изъяснял Свою миссию, ссылаясь на пророчество о Слуге Господнем. “Ныне исполнилось Писание это перед нами...” Он проходил по земле, не покоряя людей очевидностью Своего могущества. Он был +умален+ в глазах “века сего”, сохранив этим неприкосновенной человеческую свободу. Не рабов, а сынов искал Иисус, братьев, которые +бескорыстно+ полюбят Его и пойдут за Ним, презираемым и отверженным. Если бы Мессия явился “во славе”, если бы никто не смог отвернуться от Него, это было бы принуждением. Но Христос учил иному: “Вы познаете истину, и истина сделает вас свободными”. Ради свободы человека Он заключил Себя в границы тленного, Он стал в те дни “менее Отца”, Он нуждался в пище и отдыхе, Он закрыл от Себя грядущее и на Себе Самом пережил всю скорбь мира. * * * 41 http://www.alexandrmen.ru/books/hrists/pokaian.html Что вы думаете о Христе? «Что вы думаете о Христе?» — звучит в Евангелии вопрос, обращенный ко всему миру. Это вопрос обращенный и к нам: что мы думаем о Христе, нашем Спасителе? Ответ содержится также в Евангелии: #«Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего отдал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».# Не пришел Господь судить мир, но спасти мир. И вот подумайте об этих словах: Господь возлюбил мир. Что такое мир, и что такое человек перед величием Божиим? И все-таки Господь возлюбил его. Подобно тому, как далекое, огромное, пылающее Солнце своими лучами оживотворяет каждую каплю воды, каждое ничтожнейшее, мельчайшее существо, как оно своим светом оживотворяет, согревает, поднимает каждую травинку, так и любовь Божия поднимает, оживотворяет всякую тварь. Всё пронизывает любовь Господня. И даже несмотря на то, что мир исполнен зла, греха, смерти, удаляется от Бога. — Мир во зле лежит, — как говорит справедливо ап. Иоанн. — Даже несмотря на это, изливается непрерывно поток благодати и поток любви. Спиной повернулся к Богу мир, и всё-таки Он так возлюбил Свое Творение, что хочет спасти его, спасти его самой великой ценой: Сам входит в этот мир, умирающий, исполненный злобы, ненависти, мир исполненный смрада грехов, смрада тления, мир наполненный стонами, кровью и всякой нечистотой. В этот мир приходит Господь... И мы всегда говорим: «Ты наш Спаситель, Ты наш наставник, учитель, и Искупитель, Своей кровью омывший наши грехи». Об этом мы думаем, но забываем о другом: каково было страдание Божие не только на Кресте, но каждый час, каждый миг пребывания Его здесь на Земле, когда Он стал человеком, ведь Он вошел в наш мир, исполненный зла. Чем чище душа, тем она болезненнее и острее воспринимает все нечистое, все скверное, всякую ненависть и всякий грех. Мы это знаем по себе. Чем грубее душа, тем незаметнее для нее зло мира. Чем она чище, тем болезненнее для нее всё, что она видит и слышит вокруг. Но ведь это мы! Мы несовершенные люди, и всё равно чувствуем жало зла... А каково было Господу, Безмерному, Совершенному и Всечистому? Он отдает Себя, отдает Свое слово, отдает Своего Сына, Который из предвечного света входит в мрак нашей жизни и получает голод и жажду, немощь и саму смерть. Мало того, Он получает ненависть людей, их неблагодарность, непонимание, глубочайшее одиночество в мире. Вот что испытывал Христос Спаситель, когда жил среди нас: глубочайшее одиночество. Хотя Он называл учеников своими друзьями, хотя Он нас с вами называет сынами и дочерьми тем не менее Он среди нас одинок, ибо Он Богочеловек, ибо Он безгрешен, и живет в этом мире, который источает смрад греха и несовершенства. Страшная жертва! От самого высокого Он нисходит в самое низкое. Ради чего? Ради человека, ради каждого из нас, ради тебя и его Он приходит, потому что так возлюбил Бог мир, так возлюбил каждое творение, что готов был пострадать в мире вместе со всеми, принять всю боль мира, принять участие в боли каждого человека разочарованного, отчаянного, унылого, каждой твари, которая страдает у нас под ногами, каждого живого существа. Так возлюбил Бог мир, что всё это в Себя воспринял, всё пережил, всё перестрадал.... Бог страждет вместе с нами! Великая перед нами картина: Христос на Кресте и Христос на Земле. Сын Божий страдающий... Такова Его любовь великая! Будем же мы благодарить Его, будем стараться быть достойным этого благодеяния Божия, ибо Он так возлюбил мир, что хочет, чтобы каждый из нас получил спасение. Аминь. * * * 13 -- БЕСЕДЫ НА «СИМВОЛ ВЕРЫ» (VII) http://www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_6.html Церковь называется «Апостольской», потому что Христос сделал апостолов как бы основателями Церкви, а Петра нарек «камнем», на котором она строится. Апостолы — преемники Христовы, им дана была власть и сила нести слово Господне по всей земле. Им первым был ниспослан Дух Божий. Из маленькой общины учеников должна была родиться Вселенская Церковь. Конечно, эти простые бедные люди не могли и мечтать завоевать мир только своими силами. Но с того дня, когда вспыхнули огни Пятидесятницы, начался их великий и чудесный поход для покорения сердец, для возвещения радостной вести о том, что #Бог возлюбил мир и Сына Своего отдал, чтобы не погиб ни один из верующих в Него.# Апостолам была вручена власть «вязать и решить», прощать грехи от лица Самого Искупителя, как это мог делать лишь Он. Власть, полученную от Христа, апостолы передавали своим преемникам. Руки учеников, которые касались ризы Христовой, возлагались на их учеников, а те передавали благодать апостольства следующим поколениям. Эта прямая связь, связь ощутимая, проходит через все двадцать веков истории Церкви. Каждый епископ, каждый поставленный епископом священник и диакон получают рукоположение как бы непосредственно от Господа. * * * 49 ++ Человек, Вселенная, Творец. Основы христианской веры http://www.alexandrmen.ru/books/pochemy/muc.html см. вып. www.messia.ru/rasylka/010/2555.htm#0 * * * 28 + Два пути понимания христианства http://www.alexandrmen.ru/lectures/twoway.html см. вып. www.messia.ru/rasylka/013/2940.htm#0 * * * 13 АЛЕКСАНДР МЕНЬ У ВРАТ МОЛЧАНИЯ /Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры/ Из цикла "В поисках Пути, Истины и Жизни", том 3 (гл. 6) http://www.krotov.info/library/13_m/myen/0103/3_gl_06.html Но даже и не это нужно считать главной противоположностью между индийским взглядом и Откровением Библии. Она заключается в том, как осмысляется +причина+ явления мира. Библия видит ее в божественном Разуме — Логосе и в божественной Любви. Бог есть всё, говорит Адвайта. Бог есть Любовь, учит Евангелие; бытие есть создание любви Сущего. В царстве премирного Молчания звучит зиждительное Слово. "Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть". Мир создан Разумом и Любовью, поэтому он наделен свободой. И даже тогда, когда, пользуясь этой свободой, он удаляется от Бога к небытию, он продолжает оставаться в сфере Любви. #"Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного..."# Высшая любовь оказывает свое творческое воздействие и на падший мир. Любовь!.. Апостол Иоанн не побоялся употребить это слово, слишком старое и земное, ибо как иначе мог выразить он ту истину, что мир сотворен ради совершенства и гармонии, для участия в Полноте Божества? В непостижимом творческом акте Абсолютное выходит из своей запредельности, становится "Богом" для мира, его Создателем и Спасителем. * * * 30 - История религии. т. 3 Глава шестая АБСОЛЮТ И ВСЕЛЕННАЯ. ПУТЬ К СВОБОДЕ http://www.alexandrmen.ru/books/tom3/3_gl_06.html При всей пестроте и запутанности брахманских космогонии их, однако, роднит одна общая идея: в творении они видят не что иное, как +рождение+, эманацию, излияние мира из недр Абсолюта. "Как паук выпускает из себя и вбирает в себя паутину, как растение возникает на земле, как волосы возникают на голове человека, так из Непреходящего возникает все в этом мире".{} Тем самым зачеркивается грань, которая отделяет Абсолют от твари, они оказываются по своей природе +тождественными+. Тут мы видим коренное отличие брахманизма от библейского Откровения, утверждающего +чудо творческого акта+ как основу отношения Бога и мира.{} Слово Творца вызвало Вселенную из небытия. Мир не есть Божество, и именно поэтому между Несозданным и тварью возможны встреча, союз, диалог. В брахманизме такому отношению нет места, ибо все есть Бог. Но даже и не это нужно считать главной противоположностью между индийским взглядом и Откровением Библии. Она заключается в том, как осмысляется +причина+ явления мира. Библия видит ее в божественном Разуме — Логосе и в божественной Любви. Бог есть все, говорит Адвайта. Бог есть Любовь, учит Евангелие; бытие есть создание любви Сущего. В царстве премирного Молчания звучит зиждительное Слово. "Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть". Мир создан Разумом и Любовью, поэтому он наделен свободой. И даже тогда, когда, пользуясь этой свободой, он удаляется от Бога к небытию, он продолжает оставаться в сфере Любви. #"Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного..."# Высшая любовь оказывает свое творческое воздействие и на падший мир. Любовь!.. Апостол Иоанн не побоялся употребить это слово, слишком старое и земное, ибо как иначе мог выразить он ту истину, что мир сотворен ради совершенства и гармонии, для участия в Полноте Божества? В непостижимом творческом акте Абсолютное выходит из своей запредельности, становится "Богом" для мира, его Создателем и Спасителем. * * * 34 - Александр Мень. История религии. Учебник. Том1. Глава III. У ВРАТ МОЛЧАНИЯ http://www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_1_03.html На чем зиждется мироздание? — ставят вопрос Упанишады. И они же дают ответ: только на Брахмане, {Брахман — так в индуизме обозначается перводвижущее начало, первооснова всякого бытия.} хотя Вселенная и не сознает этого. Аскет Уддалака объяснил это своему сыну, прибегая к сравнению с деревом. «Как эти соки не знают различий и не говорят: я сок этого дерева, я — сок того дерева, точно так же, дорогой мой, все эти творения, входя во сне в Сущее, поистине не знают этого и не говорят: мы входим в Сущее». Бессознательное состояние, транс — вот что приводит мир и человека к их подлинному истоку, к неподвижной божественной Субстанции. В творении Упанишады видят не что иное, как рождение, эманацию, излияние мира из недр Абсолюта. «Как паук выпускает из себя и вбирает в себя паутину, как растение возникает на земле, как волосы возникают на голове человека, так из Непреходящего возникает все в этом мире». Тем самым зачеркивается грань, которая отделяет Абсолют от твари, они оказываются по своей природе тождественными. Тут мы видим коренное отличие брахманизма от библейского Откровения, утверждающего чудо творческого акта как основу отношений Бога и мира. Слово Творца вызвало Вселенную из небытия. Мир не есть Божество, и именно поэтому между Несозданным и тварью возможны встреча, союз, диалог. В брахманизме такому отношению нет места, ибо все есть Бог. Мир создан Разумом и Любовью, поэтому он наделен свободой. И даже тогда, когда, пользуясь этой свободой, он удаляется от Бога к небытию, он продолжает оставаться в сфере Любви. #«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного...»# (Ин 3:16). Высшая любовь оказывает свое творческое воздействие и на падший мир. Не так понимали основу миротворения ясновидцы Индии. Опьяненные священным мраком экстаза, единожды прикоснувшись к мистической чаше, они оказались не в силах постичь истинное назначение зримого мира. Он утратил для них всякую ценность. Человек должен навсегда отбросить всё, что связывает его с миром, вооружиться методами созерцательной йоги, поднимаясь по ступеням экстаза. Отрешенному чужды не только обряды, но и все, чем живут люди: ненависть и любовь, добро и зло. Он бесконечно далек от слабых и невежественных, он — сверхчеловек. Естественно поэтому, что брахманская религия не вышла за пределы отшельнических скитов. * * * 15 - Ив Аман ОТЕЦ АЛЕКСАНДР МЕНЬ http://www.krotov.info/library/13_m/myen/de_menn/aman/aman08.html Отец Александр регулярно возвращался к вопросу о двойственности в отношениях христиан с миром. Когда в своем Первом Послании апостол Иоанн говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире»,{1Ин.2,15} то под «миром», напоминал отец Александр, он разумеет царство греха. Но в Евангелии у того же апостола мы прочитаем: #«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного».#{Ин.3,16} Новый Завет аскетичен в том смысле, что учит нас забывать себя самого, бороться с грехом, очищать наши мысли, чувства, поступки, но не отворачивает нас от земной жизни. И тем не менее, со временем, появились христиане, вдохновленные идеями манихейцев, ненавидящих все земное, и больше похожих на брахманов-самоистязателей, чем на учеников Христовых.{} Берите пример, говорил отец, со святого Франциска Ассизского, он бросил всё, стал нищим бродягой. На определенном уровне он отказался от мира; но на высшем уровне он его принял, как никто иной. Он любил природу, людей, животных, травы, воду так, как неспособен любить ни один язычник. Моя сестра — луна, брат мой — солнце. Но это не то, что античные боги, это совсем иное. Он совершил «диалектический оборот», покинул мир, чтобы в него вернуться, освятить его своей любовью и верой.