Сын Человеческий / Глава пятая. БЛАГАЯ ВЕСТЬ http://www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_05.html В языческих кодексах кара часто была более тяжкой, чем само преступление. Ветхий Завет положил в основу закон справедливости: “Око за око - зуб за зуб”. Иисус отделяет уголовное право от нравственности, где действуют иные принципы. Людям свойственно ненавидеть врагов, но дети Божии должны побеждать зло добром. Им следует бороться с мстительными чувствами. Мало того, они должны желать добра своим обидчикам. Это высший подвиг и проявление подлинной силы духа, уподобление Самому Творцу. Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, чтобы стать вам сынами Отца вашего, Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари? И если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не то же ли самое делают и язычники? +Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный+/28/. Вот - захватывающая дух высота, куда Христос призывает человека. --------------------------------------------------------------------------------------------------- 28 Мф 5,44-48. Слова Христа о непротивлении злу иногда истолковывались (напр., Л.Толстым) в смысле полной пассивности. Между тем мы видим, что Сам Христос такой пассивности не проявлял. Он изгнал бичом торгующих в Храме; Он протестовал, когда слуга первосвященника ударил Его по лицу; Он говорил о великой любви тех, кто “положит свою жизнь” за ближних (Ин 15,13). Поэтому Его слова о снесении оскорбления следует понимать как призыв побеждать зло добром; ср.Рим 12-21. В этом пункте Евангелие согласно с учением лучших из законников: “Подражайте свойствам Божиим: как Он милосерд, будьте и вы милосердны” (Сота, 14), “плати добром за зло” (Шемот Рабба, 22). ---------------------------------------------------------------------------------------------------- http://www.alexandrmen.ru/books/prosti/prosti11.htm +Виноваты мы перед Тобой, Господи, за то, что не ценили Твоих даров и поэтому их растрачивали. Все, что Ты нам дал: здоровье, силы, молодость, драгоценное время, обстоятельства, книги, встречи, людей, — все это дары, которые Ты нам посылаешь. И как плохо мы ими распорядились. Господи, прости нас, грешных.+ +Виноваты мы перед Тобой, Господи, что желали друг другу зла.+ Когда Господь говорит, что мы должны любить врагов,— это высшая ступень христианской жизни. Что это означает? Это не означает, что мы должны любить их так же, как мы любим своих близких и дорогих нашему сердцу людей. Это означает, что мы должны желать даже врагам добра. Простое доброжелательство! — вот начало нашего пути, а у нас и этого нет. Итак, когда мы смотрим на наши мысли, мы видим, что они спутанны, противоречивы, неустойчивы; наши чувства полны греха, тьмы; наши поступки нас изобличают, они показывают, что на самом деле мы язычники, а не христиане. И вот с этим грузом, с этим стыдом мы приходим сегодня к Кресту Христову. Приходим, по человеческому рассуждению, не имея надежды, потому что правда Божия должна нас отвергнуть, потому что нам и порог храма переступать нельзя. Нам бы всем, как некогда людям, готовящимся к крещению, оглашенным, стоять бы в притворе и головы не поднимать, как мытарь. Однако мы дерзаем. Почему? Потому что верим в спасающую силу Господню. «Все могу, — говорит апостол, — в укрепляющем меня Иисусе Христе»1. ----------- 1 Флп 4:13 2 Лк 15:21 И вот с этой надеждой, что Господь нас поддержит, вложит в нас силы для борьбы с грехом, что Он нас преобразит, сделает иными людьми, постепенно воздействуя на нашу жизнь, на наше сердце, на наш разум, что Он нас сегодня прощает и примиряется с нами, — вот с этой надеждой будем подходить к кресту и к Евангелию, искренне прося у Господа прощения. Мы приходим к Нему и говорим, как некогда блудный сын: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим»2. +Господи, мы недостойны называться детьми Твоими, как Ты бы хотел, — мы и говорим «рабы Божии», потому что сынами Божиими называться недостойны.+ +Господу помолимся, Господи, помилуй...+ * * * Вспомним сегодня о людях, которые нас обижали, оскорбляли, причиняли нам боль и зло. Наверно, таких людей у каждого наберется немало, и, естественно, что наши чувства по отношению к ним горькие, озлобленные, осуждающие, неприязненные и даже, я бы сказал, зложелательные, злорадные: если мы узнаем, что человек, который нам доставлял огорчение, сам имеет какие-то большие неприятности в жизни, мы не можем удержаться, чтобы не подумать: так ему и надо. Здесь мы подходим к самому трудному, потому что вы знаете, что Господь учит не воздавать злом за зло. В Евангелии сказано: «Не противься злому»1. Это не значит, что мы должны попустительствовать всякому злу, ведь и Сам Господь не попустительствовал злу. Если бы Его слова означали, что надо опустить руки, и если делается плохое, пусть делается, то Он бы никогда не обличал книжников и фарисеев, никогда бы не изгонял торгующих из храма, никогда бы не назвал фарисеев «порождением ехидны», а Ирода — лисицей коварной. Значит, Он боролся со злом словом и делом. Больше того, когда к Нему приходили больные, бесноватые и одержимые — это ведь тоже было зло, зло болезни, зло одержимости, — Он изгонял этих бесов, значит, Он противился. ---------- 1 Мф 5:39 Что же означают слова Господа: «Не противься злому»? Они означают: не воздавай злом за зло тому, кто тебе лично причинил зло. Он противопоставлял это ветхозаветной заповеди: «око за око, зуб за зуб». Эта заповедь была судебной, юридической, для того, чтобы люди соблюдали справедливость, чтобы они за маленький проступок не воздавали страшным наказанием. Так бывало во все времена: за пустяк человек мог получить и большой срок, и жестокое наказание. Священное Писание в Ветхом Завете учит нас, что закон, в том числе и гражданский, должен быть справедливым, руководствоваться принципом: око за око и зуб за зуб, то есть наказание должно соответствовать преступлению. А Господь говорит нам о том, что в личной жизни мы должны уметь подняться над чувством обиды, над желанием отомстить, свойственным человеку, и не воздавать злом за зло. Трудно, конечно, трудно. Но это же заповедь Христова, и нам надо как-то стараться себя настраивать на нее. Вот это и значит любить врагов своих. Из этого вовсе не следует, что мы должны нежно любить негодяев. Нисколько. Господь никогда нас не учил такой безумной мысли. Любить врагов — на языке Священного Писания означает желать им добра, желать, чтобы они отвратились от зла, чтобы они пришли в себя, опомнились, одумались. Но, конечно, это очень трудно, и мы все-таки своим врагам желаем зла, а поскольку это противоречит тому, к чему Господь нас зовет, значит, надо в этом каяться. +Господи, научи нас, — мы еще до этого не доросли.+ С чего надо начинать? Прежде всего со спокойствия, с выдержки. Надо держать себя в руках, не быть скорыми на ответ: тебе говорят слово — ты сразу десять разгневанных слов в ответ, в доме или на работе. Не надо считать, что взаимные оскорбления, унижения, хамство, грубость, брань, которые бывают среди близких и даже любящих друг друга людей, — это норма. Потому что человек один раз повысит голос, второй раз считает, что так и надо, и в конце концов домашняя жизнь превращается в крик, в вой, во взаимную войну. Только стоит начать, только стоит привыкнуть один раз обозвать своего мужа или свою жену, и в следующий раз это будет легче, а потом станет нормой. +Господи, прости нас, грешных! Мы так мало принесли Тебе любви. Если бы мы принесли ее достаточно, то уже в этой жизни, сейчас, мы почувствовали бы себя счастливыми.+ ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Лекция в Институте Радиотехники и Электроники Москва, 1989 г. ФРАГМЕНТЫ http://www.alexandrmen.ru/lectures/electron.html Он ещё также говорил о том, что человек должен научиться предать себя на волю Отца. Что это - пассивность? квиетизм? - Ничего подобного. Он говорит: "Не заботьтесь, что вам есть и что вам пить». Странные слова. А между тем, посмотрите, что происходит в наш век, в нашей стране, в любой стране; может быть, в развитых странах ещё в более тяжёлой форме эта болезнь. Все бегут, все суетятся, все бьются как рыба об лёд, иногда вот в этом беге забывая, что нам жить не 500 лет, а что мы растрачиваем понапрасну все свои душевные силы в этой погоне. "Не заботьтесь». И также говорит Он о материальных благах. Он вовсе не был аскетом. О Нём говорили, что человек, который мог и любит есть и пить вино, приходил к простым людям на праздники, не гнушался ими; Он не был пустынником, анахоретом, йогом - нет. Он вёл обычный образ жизни. И Он говорил: где сокровища ваши, там и сердце ваше. Понимаете, вот общество потребления - это ведь не какая-нибудь страна отдельная, а это психология нашего столетия. Да и предыдущее столетие уже начало болеть этой болезнью. Людям казалось, что удовлетворение материальных потребностей - это есть потолок, это есть вершина. Вот когда мы достигнем удовлетворения потребностей, — и у нас уже будет всё решено — тогда пойдут духовные потребности. Это оказалось иллюзией. Погоня за материальными потребностями бесконечна. Я думаю, что вам не надо иллюстрировать это. Она бесконечна потому, что человек на этом никогда не удовлетворится, на одном уровне. Ему будет всегда казаться, что надо ещё, и ещё, и ещё; и бег, бег людей будет продолжаться. Вот откуда такая острая реакция на стяжательство в раннем христианстве, в "нищенствующих" орденах. Ведь подумайте; вероятно, многие из вас слышали о западном святом Франциске Ассизском. Кто не слышал, настоятельно рекомендую прочесть очерк о нём в 1-м номере "Вопросов философии", отличный очерк Честертона. Почему он говорил о нищете? Что он, жил в обществе, которое захлёбывалось от избытка? Он не был хиппи, или подобно хиппи, которые часто начинают ходить в рванине, потому что у них всё есть. Нет. Он жил в средневековом, достаточно бедном обществе, где нищих было очень много. Он ощущал глубокую духовную, нравственную, интеллектуальную даже, если хотите, опасность, в которой потребительство, алчность начинают выступать на первый план... Знаменитый русский мыслитель Питирим Сорокин (в этом году мы справляем 100-летие со дня его рождения; забытый человек, я надеюсь, что о нём вспомнят скоро; он уехал в эмиграцию в 22-м году и с тех пор был профессором в Гарварде, до своей смерти) - он говорил, что человек есть существо, находящееся между духом и материей; и в какие-то моменты его истории материальные элементы начинают выходить на первый план. И возникают цивилизации, у которых в шкале ценностей накопление материальное на первом месте. Потом начинается духовный вакуум, кризис... Так вот, все эти взгляды, и течения, и Франциск Ассизский, и концепция Питирима Сорокина, и многое другое, о чём я не могу сейчас здесь говорить, - всё это восходит к первым словам Христа: не заботьтесь, будьте свободны. Свобода от цепей этих - величайшее благо! Чем бы человек ни владел, он всегда должен быть духовно свободен. Он должен быть свободен от ограниченности. Запертый в клетке своего эгоцентризма, человек не живёт, а - существует. И Христос говорит: отвергнись себя! - вот главный принцип Его этики. Вы скажете: ну как же отвергнуть себя, когда личность - это самое драгоценное. Да не в том смысле, что личность вы отвергните, а в смысле разорви цепи своего эгоцентризма, оглянись вокруг, дыши полной грудью, переживай с другими людьми - это новая фаза твоего существования. "Кто хочет за Мной идти, - говорит Он, - отвергнись себя, возьми свой крест и тогда за Мной иди». А крест это есть не просто страдания, нет, это мы неправильно употребляем слово, - а это есть служение. И вот тут Он говорит, что главная заповедь это любовь к Богу и к человеку. Вы скажете, "любовь"? - какое слово затасканное; но нет у нас других слов! И не надо бояться старых слов. Любовь имеет тысячи оттенков! На греческом языке есть много слов, обозначающих любовь: и любовь полов, и дружеская любовь, "агапэ", "эрос", прочее. У нас только одно слово. И это не страшно. А важно, что любовь есть величайшая созидательная сила. Надо сказать, что она проявляется уже в животном мире в элементарной форме. И она содействует эволюции не менее, чем отбор и борьба за существование! Великий Кропоткин недаром назвал свою книгу "Взаимопомощь как фактор эволюции". Эта книга забыта, и напрасно забыта. Потому что взаимопомощь у высших животных всегда была развита больше, чем у примитивных. Так вот, если мы забудем Христову заповедь о любви, - мы будем катиться назад, если не погибнем. И любви мало: она требует культивации, она требует развития. И вот заповеди Христовы раскрывают культуру выращивания в себе человечности. Здесь и отношение к обидчику, и умение простить - довольно трудная вещь: вы всегда можете сказать, а как простить такие преступления, скажем, как мы можем простить Сталина. Да зачем нам говорить про Сталина, давайте подумаем о членах нашей семьи просто, о простых вещах. Английский писатель Льюис говорил, что прежде чем изучать высшую математику, надо знать таблицу умножения; давайте попробуем начать с простого, а потом доберёмся уже и до многих других вещей. Тогда уже мы поймём, что, когда Христос говорит нам, что надо любить врагов, - это не значит, что Он предлагает нам безумную и идиотскую мысль, что мы должны так же любить Сталина, как мать любит своего ребёнка. Это никому в голову не может придти. Но доброжелательность является обязательным признаком благородного человека. Она не исключает ни сурового отношения ко злу, не исключает и борьбы со злом. Лев Толстой упрощённо трактовал учение Христа о непротивлении. Да и сам он - какой он был непротивленец! - Человек, который бросил вызов и государству, и Церкви, армии, и суду. Вечно со всеми боролся! Уж меньше всего можно назвать самого Толстого непротивленцем. Вот сейчас выставка Нестерова; наверное, некоторые из вас были, видели там Толстого есть портрет, хороший очень; так вот. Толстой посмотрел на этот портрет и сказал: "Уж очень я тут кроткий!" - ему не понравилось. Не понравилось непротивленцу нашему. Вот так! Так, в жизни евангельского Христа мы не находим компромисса со злом, нет. Когда надо было, Он обличал! Когда надо было, - Он взял верёвку и выгнал из храма торговцев. Верёвку взял, потому что обычай запрещал заходить в храм с посохом; тут всё было чётко. Некоторым думается, что вот Христос был добреньким, как Его пытался изобразить Булгаков в романе "Мастер и Маргарита". Нет, там совсем другой человек, совершенно другая фигура. И, вот это обращение "добрый человек" вы не найдёте в Евангелии, как бы вы его ни перелистывали. Христос являет в Себе величайшую правду. И истинную доброту, без сентиментальности. Аверинцев совершенно справедливо писал в одном из очерков в "Новом мире", что два лика Христа в древнерусской иконописи: грозный новгородский и мягкий Рублёвский, - оба они восходят к Евангелию, оба. Оба имеют право на существование.