http://www.krotov.info/yakov/7_auto/chernoviki/1975medi.htm 4.IX.75 Все те способы, которыми я стараюсь улучшить мою молитву, когда молиться тяжело: думать о действии ее, о возможных чудесах, о комбинациях меня с молитвой, с Богом, — они дают лишь временное облегчение, а вообще-то бесполезны и немолитвенны. Молитва, особенно при отсутствии живой благодати, это вечный мост от души к Богу, Его, может быть, бывает трудно пройти, но всегда можно. Благодати может не быть, может не быть единения с Богом, но пока я молюсь, Дух Святой помогает мне. Я должен стремиться к лучшей молитве, но и эта лучшая — заключает в себе память о своем бессилии, о слепоте телесной, о земной суете, о месте св. Духа, который рубит все эти узы. Эти черты надо сохранять в обычной молитве. Мы не можем сказать, что рядом с нами вот сейчас есть, а сейчас нет Бога; Он всегда рядом, но мы можем Его и не видеть. Как можно говорить: я лишен благодати: благодать всегда с нами, она — в Евангелии, она там запечатлена, живет и дышит, а благодать ощущаемая — соединяет нас с Евангелием. Когда мы чувствуем Бога — нам легче открыть Евангелие и понять его. И наоборот, бывает труднее. Так труднее стремиться к невидимому — но в этом и есть вера. В любой момнет я отдыхаю от чего-то, я что-то делаю, как во время ходьбы напрягаются разные мышцы. Надо пользоваться чувством: вот сейчас я отдыхаю от чтения, сейчас - от писания, сейчас - от ходьбы, сейчас - от движения. * * * ИИСУСОВА МОЛИТВА http://www.mitras.ru/mol_jizn/life7.htm Те, кто читал “Откровенные рассказы странника”, знакомы с выражением “Иисусова молитва”. Так называется краткая молитва: +Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй мя, грешного+, повторяемая непрестанно. “Рассказы странника” – это повествование о человеке, который хотел научиться молиться непрестанно (1Фес.5:17). Но поскольку человек, чей опыт передан в этой книге, был странником, многие его психологические особенности, а также тот способ, каким он научился молитве и как употреблял ее, обусловлены именно его образом жизни, и это делает книгу менее общезначимой, чем она могла бы быть; и все же она – наилучшее введение к этой молитве, которая представляет собой одно из величайших сокровищ Православной Церкви. Эта молитва глубоко коренится в духе Евангелия, и не напрасно великие учители Православия всегда подчеркивали, что молитва Иисусова заключает в себе всю суть Евангелия. Вот почему молитвой Иисусовой во всей ее полноте может молиться только тот, кто принадлежит Евангелию, кто действительно член Церкви Христовой. Все Евангельское благовестие, и более того – вся реальность Евангелия заключается в имени, в личности Иисуса. Если вы возьмете первую часть молитвы, вы увидите, как она выражает нашу веру в Господа: +Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий+. В самом сердце молитвы мы находим имя Иисусово; это имя, перед Которым +преклонится всякое колено+ (Ис.45:23), и когда мы произносим его, мы утверждаем историческое событие Воплощения. Мы утверждаем, что Бог, Слово Божие, собезначальное Отцу, стало человеком и что в Его личности полнота Божества обитала среди нас телесно (Кол.2:9). Для того, чтобы в галилеянине, в пророке израильском увидеть воплотившееся Слово Божие, Бога, ставшего человеком, мы должны быть водимы Духом, ибо и Воплощение Христа и то, что Он есть Господь, открывается нам только Духом Божиим. Мы называем Его Христом и тем самым утверждаем, что в Нем исполнились ветхозаветные пророчества. Говоря, что Иисус есть Христос, мы признаем, что вся история Ветхого Завета – наша, что мы принимаем ее как истину Божию. Мы называем Его Сыном Божиим, ибо знаем, что Мессия, Которого ждали иудеи, человек, которого Вартимей называл Сыном Давидовым, есть воплотившийся Сын Божий. В этих словах заключено вкратце все, что мы знаем, все, во что мы верим об Иисусе Христе на основании Ветхого и Нового Завета и многовекового опыта Церкви. В этих нескольких словах мы произносим полное и совершенное исповедание нашей веры. Но недостаточно исповедовать так свою веру, недостаточно верить. Бесы также веруют и трепещут (Иак.2:19). Веры недостаточно, чтобы осуществилось спасение, она должна привести к правильному отношению с Богом; итак, исповедав во всей полноте, точно и ясно, нашу веру во Христа как Господа и как личность, веру в Его историчность и Божественность, мы ставим себя перед Ним лицом к лицу в правильном сознании: +Помилуй меня, грешного!+