Мф.13:1-9 = Мк.4:1-9 = Лк.8:4-8 см. тж. mt13_4-9-blum.tx * * * / см. вып. www.messia.ru/rasylka/010/2628.htm#0 свящ. Александр Мень Свет миру. Евангельская история, пересказанная для детей http://www.alexandrmen.ru/books/svetmiru/svetmiru.html * * * * * * / см. вып. рассылки № 1265! Свящ. Александр Ельчанинов. ЗАПИСИ http://www.krotov.info/library/e/yelchani/yelch02.html * * * еп. Григорий Лебедев. ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА http://www.krotov.info/libr_min/l/lebedev.html 25 +Вот, вышел сеятель сеять+ (Мк.4,3). Семя есть слово Божие (Лк.8,11). А сеятель - Господь. Он вышел в мир сеять семена Своего Божественного слова, семена жизни, сеет до сих пор и будет сеять до скончания века. Так незримый Господь ходит и ныне по вселенной... Он ходит по дорогам и распутьям, по городам и селениям и по домам и бездомьям. Дни и ночи ходит Он, спасая человеческие души... И каждому человеку на тропе его жизни встречается Господь и каждого обвеет Своим дыханием... Сладкий миг. И вместе - о какой это страшный момент! Неужели не откликнется душа! Неужели не повернется к Божественному призыву? Неужели она лишь на миг всколыхнется и разойдется со Христом и опять по-скользит по зыбкому распутью? Веяние Божьего зова слышится в голосе совести, в призывах Церкви, в обстоятельствах жизни... А бывают и особые призывы Божьи, как явные встречи с Христом... Душе надо откликнуться... надо схватить этот славный миг и отдаться милующему Богу. Какие условия отклика? 26 +И, когда сеял (Сеятель), случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то... Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их+ (Мк.4,4,15). Вот первое условие отклика: не держи душу при дороге, где ходят враги, где топчутся ноги тысяч людей, где дует ветер, где наметается мусор... Дорога это - "внешнее" жизни. Это - распутье земли. Ведь нашим господином является зло, дьявол... А за ним и с ним все дети зла: и разнообразные силы торжества греха (грубость, жестокость, насилие, развращенность и прочее, прочее без конца), и рассеянность сменяющихся жизненных влияний... Как в таких условиях Божье семя может дать рост? Вот Божьей волей семя попало в душу, и тяжелые ступни торжествующего зла потоптали его (семя "было потоптано" - Лк.8,5), а птицы - рассеянность - поклевали его...и опять душа осталась пустой, ветер дороги бьет ее и холодно ей и неуютно... Не держи душу при дороге. Держи ее за оградой, которую оградил ее Отец Небесный (Мф.21,33). 27 +Иное (семя) упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло... Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло+ (+потому что не имело влаги+ - Лк.8,6). +Посеянное на каменистом месте означает тех, которые... не имеют в себе корня и непостоянны... когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются+ (Мк.4,5-6,16-17), +временем веруют, а во время искушения отпадают+ (Лк.8,13). А вот и второе условие: позаботься о плодоносности почвы для сада твоей души... позаботься, чтоб был в ней... чернозем (земля) - это среда, насыщенная силою для добрых произрастаний... Скапливай в душе такую силу. Она - результат доброй мысли и доброго дела... Так пусть осадки их будут глубже в твоей душе. Когда отслонение добра ничтожно, тогда Божьему семени не за что в душе и зацепиться и не на чем укрепиться... И тогда растет Божье семя хилым и безжизненным, почти не имея корней в душе... Потому, когда приходит искушение, скорбь (а они неизбежны!), увядает чахлый росток и гибнет... Нет для него основы, закрепы в душе, и нет у него сильного корня... И зной жизни ("взошло солнце"), тягота жизненных испытаний губят слабый побег добра. И нет для него поддерживающей влаги! Влага - это роса Божьей благодатной помогающей силы... Конечно, из камня не появится влага... Роса благодати обильна там, где почва насыщена влагою добрых дел. Итак, боритесь с каменистостью, бесплодностью души. Для ростков добра крепи в себе землю добрых дел. И роса благодати снизойдет на ниву души... И будут крепки побеги доброго сева, и нива заколосится полноценным зерном. 28 +Иное (семя) упало в терние, и терние выросло и заглушило семя, и оно не дало плода... Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания и наслаждения житейские+ (Лк.8,14), входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода+ (Мк.4,7,18,19). Третье условие доброго роста Божьего семени - не давай усиливаться в своей душе сорнякам. Сорняки неизбежны. Человек живет в мире зла, и сам он немощен и склонен к греху... Плевелы не уничтожены Господом, а оставлены расти до жатвы (Мф.13,30). Значит, сорняки будут. Это - "заботы века сего, обольщения богатством, наслаждения житейские"... И если дать им волю, они заглушат всё доброе... Разве ты не знаешь, как быстро растет дурная трава и как она размножается и забивает доброе семя? Вот не нужно давать волю тернию души, которое обовьет и заглушит душу, и ей ничего не даст, и доброе не пустит к себе... Когда же терние заполнит душу и опустошит ее от добра, тогда и смерть души! Останется пустота... одна пустота... бессмысленность целей, никчемность усилий и в результате... разбитая жизнь... Господство сорняка... и нечем жить, и нечем дышать!.. 29 +Иное упало на добрую землю и дало плод... А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод+ (Мк.4,8,20). +Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен+ (Мф.13,23). +Упадшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и частом сердце и приносят плод в терпении+ (Лк.8,15). Здесь Господь указывает основные и положительные условия произрастания Божьего семени. И среди них первое - добрая земля. Хорошая земля имеет в себе силы произращать посаженное в ней. И в душе, готовящейся стать доброй нивой для Божьих глаголов, нужна среда, имеющая силы принять и вырастить добро. Доброе усваивается добрым. Значит, это должна быть среда, насыщенная силою добра... Лишь она способна вырастить добро. Второе условие Господь указывает в принятии и разумении Божьего слова. Душе недостаточно слышать Божий зов. Надо с заботливой внимательностью ввести в душу ("принять" - Мк.). Надо отдать этому делу всю человеческую способность восприятия истины, всю способность человеческого разумения истины, чтоб Божье слово входило в душу как единый истинный свет и как единая истинная жизнь. Такое проникновение души в Божье слово святой Евангелист может обозначить термином "разумение": "плодоносен бывает слышащий слово и разумеющий" (Мф.13,23). Господом указывается и третье условие доброго произрастания семени - "хранение Божьего слова". Как земледелец, бросив семя в добрую землю, оберегает пашню от засорения, от затаптывания скотом и потрав, так и возделыватель души должен охранять ниву души от засорения плевелами зла, от затаптывания дурными наслоениями и от всяческих потрав диавола... Как постоянно бодрствующий глаз земледельца, человек должен поставить на ниве души неусыпного стража - чистую совесть, чистое сердце. Чистое сердце, как ограда души, пусть не допускает засоряться душевной ниве, и тогда Божье семя растет правильно. "Те, которые... хранят его (слово) в добром и чистом сердце... приносят плод" (Лк.8,15). Но Господь и это условие не считает последним. После многого труда над обработкой земли души, чтобы была она доброй, после заделки семени ("принятия слова"), после бодрственного оберегания нивы чистым сердцем надо проявить и еще одно свойство - терпение. Земледелец кладет много труда, бросает семя и долго, долго ждет всходов и плодов. Так тем более не ожидай на душевной ниве скороспелости семени истины и добра; семя жизни взращивается в терпении, в бореньях, в потах, во многих, многих днях, месяцах, годах, в великой терпеливости. Так говорит Господь: "Приносят плод в терпении" (Лк.8,15). Таков путь отклика на Божий зов к доброму созреванию о Христе. Встань на него со Христом и, поддерживаемый Его милующей рукой, пойдешь. 30 +Плод... взошел и вырос, и принесло иное (семя) тридцать, иное шестьдесят, а иное сто+ (Мк.4,8). Не подумай, что несправедлив, лицеприятен Господь и одному дает лучшее семя, другому худшее. Божие семя взращивается несчетно... Дело в тебе, в твоей душе... Насколько она подготовлена и способна принять и взрастить Божье семя, настолько она и плодоприносит... Отсюда и разница: одна душа плодоприносит тридцать, другая шестьдесят, а третья и стократ. * * * Ганс Урс фон БАЛЬТАЗАР. "ПОСМОТРИТЕ НА ПОЛЕВЫЕ ЛИЛИИ" ("ТЫ ИМЕЕШЬ ГЛАГОЛЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ") http://agnuz.info/library/books/Ti_imeesh/page59.htm Призыв Христа подивиться красоте придорожных цветов, которые видны сегодня, а завтра будут брошены в печь, - подивиться, сколь прекрасно одевает их Бог-Отец (Мф 6,28 и сл.), - этот мотив для Библии новый. В Ветхом Завете есть, правда, прекрасный гимн о благости Божией, которая открывается во всей природе - в звездах, горах, долинах и животных (Пс 104). Тем не менее вершиной сотворенного мира всегда оставался человек, с самого начала призванный владычествовать "над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт 1,26). В псалме человек прославляет Бога, который его, человека, такого ничтожного перед лицом гигантских деяний Божиих, все же лишь немногим "умалил пред ангелами", "увенчал славою и честию" и всю природу "положил под ноги его": "овец и волов всех, а также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских". В знак благодарности и прославляется величественное имя Господне (Пс 8). Даже когда человек изгоняется из рая, за ним остается его образ владыки, пользователя и устроителя всего, ибо ему преподана заповедь: "со скорбию будешь питаться" от земли и "в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю" (Быт 3,17 и сл.). Потому-то человек и благодарит Господа, что Им создано все необходимое: "Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его" (Пс 104,14 и сл.). #>Иисус же по-новому смотрит на природу. Ему отлично известны простые ремесла людей, поддерживающие их жизнь. Однако, когда Он наблюдает за сеятелем, интересует Его не сам хлеб, эта надежда земледельца, а тайна роста хлеба, к которой человек не может ничего ни прибавить, ни убавить. Его интересует дар зерна, падающего на добрую или худую почву, а также еще более глубокая загадка умирания зерна в земле и его воскрешения в виде колоса.<# Его интересует простое бытие малых животных, даже смерть которых заранее известна по благости Творца и не может случиться без Его воли (Мф 10,29). Бог заботится о гнездах для птиц и о пещерах для лисиц (Мф 8,20). Бог бескорыстно позволяет расцветать удивительным лилиям - бескорыстно, потому что утром они уже исчезнут, и при этом все одеяния царя Соломона - а они стоили много денег - не могут сравниться с их нарядом. Интересует Христа, однако, все же не столько доход, сколько плодоношение, присущее живым существам. Смоковница в саду Его Отца обязана принести плоды. И в слугах отъехавшего господина, которым поручается управление его имуществом, Он усматривает некие подобия дерев, задача которых - плодоносить. Если ветхозаветный Адам лишь играет на земле роль хозяина, а душа его, поскольку стремится к власти, остается рабской, то новозаветный Сын, подобно <Маленькому Принцу>, по-детски радуется чудесам Своего Отца, и Он считает вполне естественным "пищу Отца" получать даром. Будучи "всеобщим наследником", Господь беспроблемно "беден": Он не имеет ничего и одновременно обладает всем, что очень хорошо понимали Франциск Ассизский и Иоанн от Креста. Он не видит ничего особенного в том, что женщины, которым Он помог, служили Ему и от "своего имения" (Лк 8,2 и сл.). Для него ничего не стоит уплатить налог на Храм: деньги без труда извлекаются изо рта первой попавшейся рыбы (Мф 17,27), ибо - "сыновья свободны" (Мф 17,26). Только не рассчитывать наперед! (Как стал учитывать Иуда будто бы напрасно потраченное миро, ср. Ин 12,5.) Все чудеса Христа, которые Он сотворил, начиная с чуда в Кане Галилейской и вплоть до умножения хлебов и великого царского пира, - все они обнаруживают широкий Божественный Дух. И все же, надо сказать, самым щедрым человеком оказывается все-таки бедная вдовица, вложившая две лепты, - она дала больше, чем все другие (Мк 12,43 и сл.). Отсюда видно, что только нищий духом способен на настоящую щедрость! * * * см. www.messia.ru/rasylka/010/2628.htm#0 Я.Кротов. Евангельская история. http://www.krotov.info/yakov/dnevnik/1996/hvi09_01.html * * * см. ../../rasylka/022/4245.htm#0 Ив Рагэн. Весть о всеобщем спасении (III.3) http://agnuz.info/library/books/IvRagen_vest/page04.htm * * * см. www.messia.ru/rasylka/007/2029.htm#0 Романо Гуардини. ГОСПОДЬ (III.4) http://agnuz.info/library/books/Gospod/page03.htm * * * РУДОЛЬФ РЕЖОХАЗИ ПОТРЯСЕНИЯ, ПЕРЕЖИТЫЕ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРОЙ В 60-70 ГОДЫ. ПОДХОД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА http://agnuz.info/library/books/christcult/page05.htm#3 Отсутствие тяги к религии и Милость Но благая весть должна еще достичь ушей, готовых ее услышать. Современное общество относительно мало расположено к религии. Наши современники страдают отсутствием тяги к религии, и я думаю, что основные причины этого общество потребления, современное мышление, вскормленное наукой, и неоиндивидуализм, призывающий не упустить сиюминутное счастье. Хотим мы того или нет, но религия остается недоступной экспериментальному подходу или поиску полезного и эффективного, и остается по сути в противоречии с системой ценностей, где высшей мерой является человеческий разум. Она продолжает быть откровением: рассуждения и прожитый опыт. недостаточны, чтобы к ней прийти. Надо, чтобы открылась бесконечность и снизошла Милость. Она объявляет людям, ищущим исполнения своих чаяний в настоящем, что их расцвет и счастье продолжаются после смерти, в Нетленной Любви. Я не думаю, что существуют непогрешимые методы обращения в веру. Но, вероятно, есть те, которые действуют лучше других. И мы, как сеятель из притчи, должны искать лучший способ сеять. * * * * * + Свящ. Александр Мень Проповеди по Евангельским чтениям /Из сборника «Свет во тьме светит»/ http://www.bible-center.ru/book/sermon/sower + Кардинал Йозеф Ратцингер. СЛУЖИТЕЛИ ВАШЕЙ РАДОСТИ. 1. ВСЕГДА ЕСТЬ ПШЕНИЧНЫЕ ЗЕРНА, КОТОРЫЕ ЗРЕЮТ http://www.agnuz.info/app/webroot/library/151/468/page01.htm + В.В. Сорокин. Новое небо над новой землей (размышления над Библией) От Рождества до Пятидесятницы / Открытое небо / От воды и духа http://www.bible-center.ru/book/newheaven/002/001/002 Экстазу, по-видимому, предшествовало обычно внутреннее собирание себя, погружение своего духовного «я» в темноту и безмолвие, которые были следствием отрешения от внешних впечатлений, что, вероятно, и стало основанием для сравнения посвящаемого с зерном, падающим в землю, исчезающим в темноте и являющего затем миру новое качество своей жизни — росток, который в своё время принесёт и свои плоды. Замечательно, что одна из основных притчей Иисуса о Царствии Божием — это именно притча о посеянном зерне (Мф 13:3-9, Мф 13:18-23; Мк 4:3-9, Мк 4:13-20; Лк 8:4-8, Лк 8:11-15), однако зерном называется здесь не духовное «я» человека, а слово Божие (Мф 13:19; Мк 4:14; Лк 8:11). Слово это должно дать всходы в сердце человека, где и рождается Царство Божие. Рождается Оно неприметно (Мф 13:31-32; Мк 4:26-29; 30-32), но, когда родится, скрыть Его невозможно (Мф 5:14-16; Мк 4:21-23; Лк 8:16-18; интересно отметить, что у Луки притча о зажжённой свече следует непосредственно после притчи о сеятеле).