Мф.21,12-13 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, / и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. Мк.11,15-17 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; / и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. / и учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Лк.19,45-46 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, / говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. Иоан.2:13-17 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим / и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. / И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. / И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. / При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. * * * http://krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_mt/21_12.htm Разум есть, помимо прочего, способность обобщать: обжегшись об огонь спички, остерегаться огня зажигалки. Но человек не тогда разумен, когда пользуется разумом, а тогда, когда пользуется разумом разумно, ограничивая его. В понедельник Страстной недели Иисус изгнал торговцев из Храма – и неразумный разум истолковывает это вновь и вновь как оправдание всевозможного насилия со стороны христиан. Забывают детали: Иисус сделал в одиночку, сделал это за несколько дней до гибели, сделал это, чтобы призвать к благоговению верующих. И в данном случае абсолютно справедливо сомнительное вообще-то утверждение: "Бог - в деталях". * * * + Подражать или нет Иисусу в изгнании торгующих? Вопрос пустой, потому что уже на опыте известно: нет, подражание тут оборачивается грехом сразу и бесповоротно (да и милиция помешает). Точнее, подражание тут должно быть полным: если я увижу, что в мой дом пришли люди, не только желающие поговорить со мной, но и желающие получить прибыль, я должен выгнать последних вон. Да Иисус дважды успеет прийти, прежде чем случится такая ситуация! Интереснее другое: как Спаситель побеждает депрессию (а Он испытал явно депрессию, увидев это общество взаимного кредита на месте святе). Он изгоняет повод для депрессии, но не причину (ведь менялы были лишь поверхностным слоем, причина же хамского отношения к Храму лежала глубже). Более того: Иисус после изгнания торгующих садится и проповедует (о чем яснее всего сказано у Лк.19,48), да так увлекательно, что все Его слушают (кроме изгнанных, конечно). Иисус подвержен тоске, депрессии - это ведь не грехи, хотя многие грехи связаны <с депрессией и тоской>, но не подвержен тлению, которое начинается, когда человек покоряется тоске - кислому и неторопливому окислению, гниению заживо. В первом антифоне <(Пс.102)> идеал святости - жизнь без истления. Тоску переживал и апостол Павел - в православном богослужении рассказ Лк.19 об изгнании из храма предваряется жалобным воплем Павла: "Все меня оставили!" (2Тим.4,16). Павел не Иисус - Бог изгоняет торгующих, а человека, да еще простого, - торгующие сами изгонят в три шеи. Не состоятельные люди ведь ходят по христианам, побираясь, а наоборот. Но заканчивается плач Павла перечислением кучи народу, которые при нём в момент написания письма, как при Иисусе - слушающие в тот день. Христос изгонял торгующих из Храма, христиане изгоняются торгующими, и так созидается общность, развеивающая уныние - общность изгнанных, немощных, и в этой немощи проповедующих, словно Христос в Храме. * * * -> www.messia.ru/rasylka/008/2101.htm#0 Рассказ о смоковнице и изгнании торговцев из Храма переплетены (Мф.21,12), потому что Храм уподоблен бесплодной смоковнице. (E.Weir, 40-203.) Храм, ризы, знания - всё это листья, гордыня. Если человек зациклился на бедняжке смоковнице, то он слова о силе молитве и гор`е ассоциирует с проклятием дерева - мол, хотите быть такими же магами, как Христос, двигать горами, так и молитесь. А надо воспринимать это в контексте Храма и веры - они подобны бесплодной смоковнице, не приносят плода - и вот этот искомый Богом плод есть власть, сила, творческая энергия, способная сдвинуть гору (человеческое сердце), преобразить мир. Значит, вот для чего молиться - чтобы действовать, чтобы оживотворять. И, словно единственное условие, достаточное для того, чтобы молитва не была самоистреблением - прощайте врагов. Понятно, что, прощая врагов (то есть любя людей) уже нельзя молиться о большинстве из вещей, о которых молится ветхий человек в нас. * * * -> см. www.messia.ru/rasylka/005/1350.htm#0 http://www.krotov.info/yakov/dnevnik/2000/20000124.html * * * -> см. www.messia.ru/rasylka/005/1350.htm#0 http://krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_mt/21_13.htm (ср. http://messia.ru/rasylka/005/1138.htm ("Знаменитое изгнание торгующих из Храма.")) * * * Кузнецова (2000,200): платить налог монетами с человеческими изображениями было нельзя, деньги меняли заранее, недели за три до Пасхи (это помогает датировать событие - оно происходит не "на Страстной", а раньше). "Остается загадкой, почему не вмешалась храмовая полиция, которая часто упоминается в 4-м Евангелии" (Кузнецова, 201). Пророк Захария: "И не будет более ни одного торгующего в доме Господа Саваофа в тот день" (14,21). Пророк Малахия: "И внезапно придет в храм Свой Господь ... кто выдержит день пришествия Его...? Он - как огонь расправляющий и как щелок очищающий" (3,1-2). Почему не вмешалась полиция Храма - советскому человеку слишком легко понять: начальство было далеко, прибыли от вмешательства не предвиделось. Может, им даже было на руку показать, что без их помощи продавцам грозят крупные убытки... Правда, это анахронизм -- проецировать на Иерусалим эпохи Иисуса нынешнюю российскую коррупцию. Но ведь коррупция она и в Иерусалиме коррупция -- коррупция есть разложение, гниение, тление. Какой там Лазарь Четверодневный -- некоторые страны разлагаются столетиями, и жители этих стран даже не замечают, как смердят, и удивляются, почему окружающие носы воротят. Вонь безнравственности - вон ее. Иисус проветривает мир Духом Божиим, начиная с собственного дома, между прочим. * * * Рассказ об изгнании торговцев из храма есть и у Матфея, но только у Марка (11,15) упоминается, что через территорию храма ходили, чтобы спрямить путь (это упоминает и Иосиф Флавий). Матфей делает этот эпизод частью рассказа об Иисусе как о пророке - он приходит в Иерусалим как пророк и ведет себя как пророк. Лука связывает рассказ со Страстями. Иоанн не упоминает о цитате из пророков, отмечает, что ученики не поняли происходящего, лишь после сопоставили происшедшее с Пс.68.10 - "ревность по доме Твоем снедает меня". Для него этот эпизод показывает Иисуса как пасхального агнца. Часто происшедшее называют "очищением" Храма, но очищение - особый обряд, ритуал, его проводили регулярно священники. В античных полисах храм был центром жизни, он был символом народа как Нотр-Дам - символ парижан. Храмы становились всё величественнее, в Риме они были и средством монументальной пропаганды - начиная с Августа. Священники превращались в политиков высокого ранга. В итоге крестьяне чувствовали себя там неуютно, да и боги - по представлениям набожных людей - тоже. У Порфирия есть рассказ о том, как богач из малоазийского города Магнезия устроил в Дельфах гекатомбу Аполлону и просил оракула, превосходит ли кто-то его в благочестии и служении богам. Пифия назвала Клеарха из Метидриона - оказалось маленькая деревушка в Пелопонессе, где крестьянин просто каждое новолуние чистил статуи Гермеса и Гекаты, ставил на домашний алтарь ладан и хлеб, жертвовал не животных, только первые плоды деревьев и полей. Вроде бы похоже на рассказы о том, как монахи ставили себя ниже благочестивых сапожников, но насколько же наоборот: тут из города - в деревню, монах же - из деревни (скита) в город. Тут от богатства - к неимению, но монах даже в сравнении с небогатым сапожником -- неимеющий. Флавий в "Древностях" упоминает (15), что Ирод обещал построить новый Храм в знак того, что Бог привел иудеев к неслыханному процветанию. Он не просто повторял Соломонов, он хотел его превзойти, и материально - превзошел. Храм был овящен в день очередной годовщины восшествия Ирода на престол и праздновались по Иосифу оба праздника одновременно. Ханс Бец, который, собственно, исследовал эти исторические обстоятельства, отмечал, что не в торговцах дело - дело в Ироде. Храм был результатом попытки служить одновременно Богу и маммоне. Чистота сердца важнее чистоты Храма. (Journal of biblical literature, 1997. Hans Betz. Иисус и чистота храма). Был бы рядом с Иисусом Ирод - Он бы и Ирода погнал. Ирод это очень четко понял и принял соответствующие меры. Блаженны русские, ставшие свидетелями строительства храма Христа Спасителя: нам особенно очевидно, как созидание храма Христа Спасителя может превратиться в изгнание из храма - Христа Спасителя. * * * http://krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_mt/26_53.htm Мт.26,53: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Римский легион был на редкость сложной конструкцией, похожей на хорошо спроектированное покрытие дороги. Забавно, что бесы тоже себя исчисляли этой же единицей (в Мф.8,30, правда, реплика "имя нам легион" опущена, а в Мк.5.11 есть). Три легиона считалось уже силой, достаточной для завоевания страны побольше Палестины. Почему-то, однако, милитаризм чаще вспоминает ~изгнание торгующих из Храма~, а не эту реплику. Мерять ангелов легионами простительно лишь народу, у которого легионов не было. Если сегодня ангелов назвать омоновцами - будет гадость; если американскими зелеными беретами - терпко, но терпимо. Ангелы - армия другой страны. А Иисус - идеальный военачальник, то есть, не отдающий приказа о нападении. * * * http://krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_mt/27_22.htm Евангелисты не пишут, что толпе нравились люди силы, готовые к бою, и она приняла Иисуса, видя в Нём возможного лидера восстания, и сменила Иисуса на Варавву. Всё это позднейшие домыслы, которым Маккоби начинает противопоставлять свои домыслы. Нужно быть очень идейно ангажированным человеком (а Маккоби ангажирован иудаизмом), чтобы одной фантазии противопоставлять другую. Евангелисты вовсе не утверждают, что весь народ приветствовал Иисуса в "воскресенье", Матфей четко говорит: люди, которые шли спереди и сзади (но это физически не могло быть более нескольких десятков человек, а уж столько-то учеников у Иисуса было), восклицали "Осанна", а вот все остальные - "весь город" - просто удивлялся происходящему и расспрашивал об Иисусе. Более того, Матфей подчеркивает, что на этот вопрос не отвечали: вот Машиах, а отвечали - вот пророк (Мф.21,11). А уж что делали жители Иерусалима и паломники, слыша это - восторгались или пожимали плечами - Матфей не говорит. Конечно, пророка распинать тоже нехорошо, зато привычно; и чем более набожны люди, тем неприятнее им появление любого носителя духа пророческого - духа, который буянит в Храме, выносит из храма сор, ругает религиозный истеблишмент, предсказывает его разрушение, и все это в условиях, когда до реального разрушения Храма оставалось сорок лет, и все чувствовали, что римская снисходительность не надолго. Пророк - человек, который говорит вслух и публично то, о чем все остальные бурчат себе под нос или треплются после трапезы. В доме приговоренного к повешению о веревке не говорят, а пророки именно этим обязаны заниматься, и Иисус этим занимался. Так что у "толпы" были вполне веские, хотя и неразумные причины желать его смерти. Кстати, на уровне этой толпы находятся и те люди, которые, основываясь на пророческом служении Иисуса - изгнании торгующих бичом из храма - оправдывают гонения на современных пророков, которые высмеивают торгующих. Да-да, художники, высмеивающие современную ханжескую религиозность, - это именно пророки, и неплохие (хотя художественно их творения обычно нехороши, но к пророческому служению эстетические критерии неприложимы). А толпа богословов и просто ханжей воет: "Посадите их!" Или даже просто громит их выставки. А в храмах своих эта толпа покорно терпит торгующих, меняющих дух на деньги, не менял даже, а фальшивомонетчиков. * * * http://www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_18_09.html Притча о мытаре и фарисеям сказана фарисеям - во всяком случае, несколько двусмысленный греческий оборот большинство толкователей понимают как "сказал некоторым людям, которые были уверены в своей праведности" (хотя возможно и "сказал о некоторых..."). Между тем, обычно эту притчу обращают к покаявшимся мытарям, что, конечно, несколько изменяет ее смысл. Или обессмысливает. В этом-то и проблема: слишком часто мы читаем чужое Евангелие, мы читаем весть, благую не для нас. Поэтому рассказ об ~изгнании торгующих из Храма~ - вовсе не оправдание войны. Он обращен к тем, кто почитает Иисуса, а читают его - почитающие Марса. Начитавшись Евангелия, изгонять из церквей торгующих - все равно, что пытаться летать по небу на херувимах. Впрочем, никто и не пытается изгонять торгующих. Именно те, кто так любит этот эпизод, торговлю-то терпят, а все норовят изгнать каких-нибудь бедолаг с их родной земли. И рассказ о фарисее и мытаре +нельзя+ читать с позиции мытаря. Даже после десятилетий жизни в Церкви, все равно - не хочешь быть фарисеем, будь им, воспринимай все упреки фарисеям как упреки в свой адрес, +и только в свой+. * * * ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕРЫ / Камень веры http://www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/01_vera.html Вера - камень, сидя или стоя на котором можно многое увидеть, многое обдумать, о многом поговорить. Сидя на вере, можно книжку написать. Проблема в том, чтобы не забыть о том, с чего всё начиналось - о камне. А ведь это бывает. Это не потеря веры, хотя результат может быть внешне совершенно таким. Например, иконы - или переселение душ - или существование архангелов - или откровения о судьбах мира. Всё это очень интересные вещи; может быть, даже важные. Тем не менее, они - не вера, а лишь то, что основано на вере. Это вторичный религиозный материал. А иногда и третичный, и четвертичный. В вере, в отличие от геологии, самый плодородный слой - не самый верхний, и плоды веры - не цветы и не ягоды. Есть ли архангелы и какого цвета перья в их крыльях... Существуют ли эгрегоры... Где был рай... По какому календарю отмечать церковные праздники... Все это любопытные вопросы, но безнадёжно вторичные. Но сколько же людей погребают свою веру под этими вторичностями, погребают целое - под частностями. В результате иной верующий возьмёт и сосредоточится не на камне веры - Христе, а на вовсе даже антихристе. И даже не на антихристе, а на каком признаке антихриста - например, на "невидимой печати". Эту "печать он он усматривает в электронных метках и посвящает всё свое время борьбой с ними. Он, конечно, слегка отдалится при этом от единоверцев, которым метки безразличны. Зато он окажется в очень пёстрой толпе вполне неверующих людей. Многие ведь безо всякой веры в невидимое боятся электронного, невидимого контроля больше даже, чем вполне видимого диктатора. Диктатора они даже готовы привлечь на помощь для борьбы с антихристом. Такой странный союз по вторичным признакам, когда первичность, сущность теряет значение, противоположен единству в добре, в бесстрашии - когда люди разных вер вместе помогают голодным, вместе молятся о мире. Это противоположность пародии, тени. Не случайно те, кто пуще всего боится антихриста, ненавидит тех, кто исполняет заповедь Христа о милосердии вместе с нехристианами и обвиняет их в предательстве веры. Вот беда: не имеет значения - из чего человек сделал идола, поклонился вместо целого детали истинной или ложной. Можно предать веру, посвятив себя изучению трудов святых отцов, а можно сосредоточиться и на несвятых. Последний случай, конечно, больше бросается в глаза, но результат ведь один. Просто человеческому уму неудобно видеть (увы, всегда - со стороны, а не в себе), что частность противоречит целому. Например, человек может увлечься проблемой переселения душ. Он не отрицает существования Бога, молитвы и пр., но он так увлекается переселением душ, что только об этом и говорит. Он начинает выискивать в Библии места, которые можно истолковать как доказательство того, что и Библия одобряет веру в переселение душ. То, что таких мест наберется два десятка, а остальные тысячи фраз Библии говорят вовсе не о переселении душ, а о любви, о непротивлении злу, о несении креста, - человек уже не замечает. И неважно, что места он толкует неверно и что переселение душ с библейским откровением несовместимо. Важно, что даже если бы и совместимо - всё, человек застрял на частности. Точно так же застревают на времени Второго пришествия, на священной войне и т.п. Иисус десятки раз говорил о непротивлении злу и один раз употребил против зла силу - ~выгнав менял из Храма~. Но сколько же миллионов людей помнят +один+ эпизод с менялами и забывают +десятки+ слов о любви, несении креста, да и Голгофа для них превращается в эпизод, а изгнание торговцев - в средоточие Откровение. И это куда опаснее тихого, как правила, сосредоточения на переселении душ. Веры такие люди не теряют. Происходит нечто более опасное - во всяком случае, для окружающих. Слишком умён человек, слишком легко может любого подвести под статью о богохульстве. И вот тут-то и остаётся крепко держаться за камень +своей+ веры. И веровать - не в частности, а в Боге. * * * -> www.messia.ru/rasylka/008/2101.htm#0 http://krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_mt/21_19.htm Есть один способ не встретить Христа: это размышлять о происшедшем со смоковницей как о происшедшем исключительно со смоковницей. Дерево! Это нормально-райская человеческая реакция, реакция глубоко религиозная, поскольку это реакция человека - царя природы, поставленного надзирать за райским садом, ухаживать за ним, беречь каждую былинку. Однако ни в коем случае не надо делать напрашивающегося хода мысли и упрекать Христа за гибель смоковницы, как мы упрекаем школьника, ломающего березку. Христос вочеловечился, но Христос - Бог, Богочеловек. Он стал человеком не для того, чтобы заниматься садоводством. Его религиозное призвание - совершенно иное. Воскресший Иисус, которого Мария Магдалина приняла за садовника, сказал ей: "Не прикасайся ко Мне" (Ио.20,17). Объясняя это, св. Максим Исповедник замечает, что, назвав Бога - Садовником, душа принимает "Слово только за Творца того, что возникает и гибнет, как овощи" (ср.: Творения, кн. 1, М., 1993, с.206). "Ради них и к ним пришло и снизошло Слово", - считает такая душа, и потому "недостойна духовного прикосновения к Слову, а поэтому ищет Его в явленных вещах; она знает Его только как ставшего плотью ради нас, но не ведает подобающим образом Его как Бога, рожденного от Бога Отца" (там же). Нетрудно усмотреть в Евангелии жестокость в отношении Христа к нашему миру. Что смоковница! Что ~изгнание торгующих~! Одно то, что Христос отказался - хотя мог - накормить всех голодных, исцелить всех больных, дать всем бессмертие просто так, гуртом - это разве не жестоко? Что Он вообще не изгнал смерть и увядание из мира - не жестоко? Но эта жестокость есть следствие самой природы Бога, природы не жестокой, но спасающей мир именно тем, что отказывается творить добро гуртом и оптом, в громе и молнии, спасает мир необычно для мира. Слово Божие пришло в мир смерти не для того, чтобы убивать - но и не для того, чтобы предотвращать убийства, но чтобы умереть и победить смерть Собою. Христос иссушил смоковницу не для того, чтобы восторжествовать над смоковницей, но чтобы восторжествовать над смертью - ее гибель Он превратил в средство научения людей. Так рубят дерево, чтобы сделать учителю указку. Так убивают дерево, чтобы сколотить Крест.