* * * СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ - MFL - ВИНОГРАДНИК / ЛОЗА http://www.krotov.info/library/bible/comm/vinograd.htm * * * http://krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_mt/21_33.htm /виноградник - по-прежнему у иудеев/ - см. http://messia.ru/rasylka/006/1612.htm + http://krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_mt/21_40.htm /анафема (1Кор.16,22)/ + http://krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_mt/21_41.htm /Самое страшное - водрузить изображение Убитого среди виноградника, словно пугало.../ + http://krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_mt/21_42.htm /замковый камень/ * * * КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ (755-756 / Символы Церкви) http://www.krotov.info/acts/20/2vatican/0748.html "Церковь - обрабатываемое поле, или нива Божия (1 Кор 3,9). На этой ниве растет древнее масличное дерево, святым корнем которого были Патриархи и в котором совершилось и совершится примирение иудеев и народов. Церковь была насаждена небесным Виноградарем как виноградник Господа. Христос - истинная виноградная лоза, дающая жизнь и плодоносность ветвям, т.е. нам: через Церковь мы пребываем в Нем, и без Него мы ничего не можем делать (Ин 15,1-5)". "Часто Церковь называется Божиим строением (1 Кор 3,9). Сам Господь сравнил Себя с камнем, отвергнутым строителями, но сделавшимся главою угла (Мф 21,42 и паралл.). На этом основании (1 Кор 3,11) Церковь созидается апостолами и от Него получает твердость и сплоченность. И это строение удостаивается различных наименований: дом Божий (1 Тим 3,15), в котором обитает Его семья, жилище Божие в Духе (Еф 2,19-22), Скиния Бога с человеками (Откр 21,3) и особенно храм Божий: предстающий в виде каменных святилищ, он прославляется Отцами Церкви и в литургии справедливо сравнивается со святым городом - новым Иерусалимом. В нем мы, еще здесь на земле, как живые камни (1Петр 2,5), составляющие здание. Иоанн созерцает этот святой город, сходящий с небес от Бога при обновлении мира, "приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (Откр 21,1-2). * * * Александр Мень. ОПЫТ КУРСА ПО ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ (II.5.3) http://www.krotov.info/library/13_m/myen/isagog/204.html =Вера и служение Богу= заключается, согласно пр. Исайе, не только в благоговейном преклонении перед Его святостью (храмовом культе), но прежде всего в исполнении заповедей. И наиболее строго Господь взыщет со Своего народа, которому даны Завет и Обетование. Если люди думают, что Бога можно "умилостивить" жертвами и "задобрить" праздниками в Его честь, – они глубоко заблуждаются: К чему Мне множество жертв ваших? - говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; И крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!.. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; И когда вы умножаете моления ваши, Я уже не слышу: Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; Перестаньте делать зло; научитесь делать добро; Ищите правды; спасайте угнетенного; Защищайте сироту; вступайтесь за вдову. (1,11-17) Народ Божий впервые в Библии представлен у пр. Исайи в виде виноградника. Этот образ впоследствии станет одним из важнейших в Новом Завете (притчи о винограднике, виноградарях, лозе и др.). Виноград – культура, требующая особой заботы и ухода: постоянного обрезания и очищения от бесплодных ветвей. Бог в притче пр. Исайи (гл. 5) представлен как заботливый хозяин, который насадил виноградник и сделал все, чтобы он приносил урожай, но вместо гроздьев нашел "дикие ягоды": Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, И мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; Ждал правды, и вот – вопль. (4,7) И как земледелец оставляет на потраву и запустение негодный виноградник, так и Господь дает Своей Церкви испытать множество бедствий, чтобы она очистилась и осознала свои заблуждения. Уступки язычеству и обращение за помощью к иноземным царям есть в очах Божиих измена и предательство, отступничество от своего единственного Царя и Владыки: Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего, А Израиль не знает, народ Мой не разумеет. (1,2-3) Однако, как бы ни был тяжек грех призванных, злая человеческая воля не в состоянии изменить замыслы Божии. Даже после того как Израиль будет сокрушен, "корень" его уцелеет. И Господь будет вновь созидать Свое Царство вместе с уцелевшим праведным #Остатком#. * * * Б.Вышеславцев. БОГООСТАВЛЕННОСТЬ >>>> ../../rasylka/018/3695.htm#0 * * * СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ - RD - ГОНЕНИЕ, ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / ТАЙНА ГОНЕНИЯ / Сущность проблемы http://www.krotov.info/library/bible/comm/04g.htm Если гонимые, оставшиеся верными в испытании (Откр 7.14) являются уже теперь победителями и «изобилуют радостью», не следует, думая об их славной участи, забывать трагического аспекта ++наказания+ гонителей. Гнев Божий, уже теперь проявляющийся по отношению к грешникам (Рим 1.18), обрушится в последние дни на ожесточившихся и особенно на гонителей (1Фес 2.16; 2Фес 1.5-8; Откр 6.9 слл; 11.17 сл; 16.5 сл; 19.2). Их участь уже предвещена трагическим концом Антиоха Епифана (2Макк 9; Дан 7.11; 8.25; 11.45) и гибелью Ирода-Агриппы (Деян 12.21 слл). Связь между ГОНЕНИЕМ и эсхатологическим наказанием подчеркнута в притчах о виноградарях-убийцах (Мф 21.33-46 п) и оброчном пире (22.1-14). Последнее преступление виноградарей и избиение последних слуг переполняет чашу злодеяний и вызывает гнев Хозяина дома или Царя: «За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того» (Откр 16.6; 19.2). * * * СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ - PL - КАМЕНЬ (4) http://www.krotov.info/library/bible/comm/10k.htm +Христос, - краеугольный камень, и христиане, - живые камни.+ - Спасение, принесенное Христом, должно действовать через испытания и кажущуюся неудачу: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла», возвещал уже Пс 117.22. Отвергнутый Своими, как Он это предрек в притче о виноградарях-убийцах, Христос становится краеугольным КАМНЕМ, т.е. основанием здания или, что вероятнее, главою угла, т.е. замком свода (Мф 21. 42 п; Деян 4.11; 1Петр 2.4,7). Он обеспечивает т. обр. связность св. храма; в Нем созидается и возрастает жилище Божие (Еф 2.20 сл). Согласно другой метафоре, Христос - непоколебимый К. (Ис 28.16; Рим 9.33; 1Кор 3.11 ;1 Петр2.6), на к-рый можно опереться с верою, так что верующие, словно живые К., включаются в строение дома духовного (1Петр 2.5; Еф 2.21). * * * СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ - JP & PG - ПОСЛАННИЧЕСТВО / МИССИЯ (НЗ.I.1) http://www.krotov.info/library/bible/comm/poslan.htm После Иоанна Крестителя, последнего и величайшего из пророков, Божия Вестника и нового Илии, возвещенного Малахией (Мф 11.9-14), Иисус Христос является перед людьми как Посланец Божий в абсолютном смысле, тот именно, о к-ром говорилось в книге Исаии (Лк 4.17-21; ср Ис 61.1 сл). Притча о убийцах-виноградарях подчеркивает преемственную связь Его П. с П-ом пророков, но и отмечает при этом коренное различие между ними: Отец семьи посылал сначала Своих служителей, прежде чем послать наконец Своего Сына (Мк 12. 2-8 п). Поэтому, принимая или отвергая Его, принимают или отвергают и Пославшего Его (Лк 9.48; 10.16 п), т.е. Самого Отца, К-рый вручил Ему все (Мф 11.27). Это сознание божественного П., за к-рым раскрываются таинственные взаимоотношения между Сыном и Отцом, проявляется в таких характерных изречениях: «Я послан...», «Я пришел...», «Сын Человеческий пришел...» - дабы возвестить Евангелие (Мк 1.38 п), исполнить Закон и пророков (Мф 5.17), низвести огонь на землю (Лк 12.49), принести не мир, но меч (Мф 10.34 п), призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк 2.17 п), взыскать и спасти погибшее (Лк 19.10), послужить и дать душу свою как выкуп за многих (Мк 10.45 п)... Все эти стороны спасительного дела, совершенного Иисусом, т. обр. связаны с П., данным Ему от Отца, начиная с проповеди в Галилее и кончая жертвой на кресте. В замысле Отца горизонт этой М. однако ограничен: Иисус был послан только к овцам погибшим дома Израилева (Мф 15. 24), ибо, обращаясь, они должны сами осознать провиденциальную М. Израиля: свидетельствовать о Боге и о Его Царстве перед всеми народами мира. * * * СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ - ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ - AAV & PG - (НЗ.I) http://www.krotov.info/spravki/temy/z/zamysel.htm ИИСУС В ЗАМЫСЛЕ БОЖИЕМ Иисус видит Сам Себя в центре ЗАМЫСЛА БОЖИЯ, в конце подготовительного периода, в полноте времен, Это сознание выражается у него в ряде различных высказываний: о том, что Он послан Отцом (Мф 15.24; Ин 6.57; 10.36); о том, что Он пришел в сей мир (Мф 5.17; Мк 10.45; Ин 9.39) во исполнение воли Отца (Ин 4.34; 5.30; 6.38), во исполнение Писаний (Лк 22.37; 24.7,26,44; Ин 13.18; 17.12); о том, что Ему надлежит пострадать (Мк 8.31 п; Лк 17.25; Ин 3.14; 12.34) и о том, что пришел Его час (Ин 12.23). Этими выражениями определяется критическая ситуация, в соответствии с к-рой неизменно действует Иисус. Возвещая Благую Весть о Царстве (Мф 4.17,23 п), исцеляя больных, изгоняя бесов, Он этим знаменует, что Он есть Тот, К-рый должен прийти (Мф 11.3 слл), и что наступило царство Божие (12.28). Итак, З.Б. достиг с Ним решительного поворотного пункта. В Нем исполняются Писания, предвещавшие завершение З.Б. Они проливают свет на значение земной судьбы Иисуса: через крест к славе. В свою очередь, Его земная судьба проливает свет на Писания, показывая, как пророческие прорицания воплотились в действительность. 1. К этому откр. в действии +Иисус присоединил более ясные словесные указания+. Своими притчами, где открыты тайны Царства Божия (Мф 13.11 п), Он показывает, каким парадоксальным обр. 3. о спасении достигнет своего завершения. Здесь в центре всего - Его смерть (21.38 сл), дабы « камень, к-рый отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (21.42 п). Вследствие этого виноградник Царства отнимется у Израиля и будет дан другим виноградарям (21.43). Эсхатологический брачный пир, к-рым пренебрегли приглашенные сыны Израилевы, будет открыт бедным и грешным приходящим извне (22.1-11 п). Установление царства Божия на земле не будет внезапным преобразованием мира. * * * Романо Гвардини. ГОСПОДЬ (IV.2) http://www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_4.html см. http://messia.ru/rasylka/006/1463.htm; http://messia.ru/rasylka/015/3332.htm В 21-й и 22-й главах Матфей передает обвинения, которые Христос бросает фарисеям: в решающий час они оказываются несостоятельными, они противятся Богу и Его Посланцу и уничтожают беспредельную возможность. В этой связи появляется притча об арендаторах виноградника, которые отказываются платить хозяину арендную плату и расправляются с его посланными, пока он не отправляет к ним своего сына, предполагая, что к нему они отнесутся с почтением. А они говорят: «Это наследник; пойдем, убьем его, и завладеем наследством Его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф 21.38-41). Виноградник-это народ. Арендаторы-поставленные Богом руководители. Сын - это Он. С Ним они сделают то, о чем сказано в притче. А затем прорывается осознание того, что это означает, и что воля Божия может, конечно, пойти другим путем, но не может быть отменена. «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших?» Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. И тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Мф 21.42-44). «Краеугольный камень», сказано здесь, но, может быть, нам лучше говорить о «замке свода». Это тот камень, который должен замыкать собою свод возрожденного человеческого существования, искупленного мира. Его они отвергают. Поэтому камень падает, но горе тому, на кого он упадет. Свод в своей таинственной свободе остается незавершенным. Но камень становится фундаментом, тем основанием, о котором Павел говорит, что не может быть положено другого, кроме положенного (1Кор 3.11). Храм в смысле той первой бесконечной возможности не будет воздвигнут. Но от фундамента начинается строительство ввысь, навстречу грядущему Царству. * * * * * * * * *