* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * - | 4 ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН. Тринадцатое собеседование. аввы Херемона (третье) О ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕ БОЖИЕМ, ИЛИ О ТОМ, КАК БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ СОДЕЙСТВУЕТ СОВЕРШЕНИЮ ДОБРЫХ ДЕЛ (9-12) http://www.krotov.info/acts/05/marsel/kass488.html /О силе доброй воли и о благодати Божией/ Уму человеческому непонятно, как это Бог дает просящим, обретается ищущими, отверзает толкущим и вместе с тем является не ищущим Его, обретается не вопрошающими о Нём, весь день простирает руки к людям не покоряющимся и пререкающимся, упорных и удаляющихся призывает, не хотящих влечет к спасению; у желающих грешить отнимает случаи к исполнению своих желаний и милостив к неправдам их. Как спасение это принадлежат и нашей воле, ибо говорится: +если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли+ (Ис.1,19), и вместе с тем оно есть дело не хотящего, не текущего, но милующего Бога (Рим.9,16); как это Бог воздаст каждому по делам его, и вместе с тем +Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению+ (Флп.2,13), +и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился+ (Еф.2,8); почему это говорится: +никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец+ (Ин.6,44); почему повелевается нам +сотворить себе новое сердце и новый дух+ (Иез.18,31), и вместе с тем говорится: +и дам вам сердце новое и новый дух дам вам, и возьму сердце каменное от плоти вашей и дам вам сердце из плоти+, как это Господь велит Иерусалиму: +смой злое с сердца твоего+ (Иер.4,14), а пророк просит самого Господа создать в утробе его сердце чистое и говорит: +омой меня, и буду белее снега+ (Пс.50,9); как это говорится: +образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?+ (Пс.93,8), и: +Господь отверзает очи слепым+ (Пс.145,8). Не трудно будет решить эти сомнения, если мы будем помнить, что в деле спасения нашего участвует и благодать Божия, и свободная воля наша, и что человек, хотя может иногда сам желать добродетели, но чтобы исполнить желания свои, всегда нуждается в помощи Божией; подобно как для больного недостаточно одного желания быть здоровым, необходимо, чтобы податель жизни — Бог дал силы для здоровья. Но чтобы совершенно увериться в том, что и от природной способности, данной милосердым Творцом, иногда возникающие добрые расположения можно исполнить только при помощи Божией, для этого довольно вспомнить слова апостола: +желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу+ (Рим.7,18). /О слабости свободной воли/ Что мы имеем свободу воли, в этом уверяет нас слово Божие, когда говорит: +больше всего хранимого храни сердце твое+ (Притч.4,23); а слабость его доказывает апостол, когда говорит: +мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе+ (Флп.4,7). Св. Давид показывает силу и власть свободной воли, говоря: +приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих+ (Пс.118,112), или: +удерживай язык свой от зла и уста свои - от коварных слов+ (Пс.33,14); а когда говорит: +приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти+ (Пс.118,36), или: +положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих+ (Пс.140,3), то показывает бессилие его. Также на произвол наш указывается следующими словами: +сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона+ (Ис.52,2), а бессилие его доказывают слова пророка: +Господь разрешает узников+ (Пс.145,8), и: +Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы+ (Пс.115,4—8). Что мы имеем произвол и что он сам по себе бессилен, это доказывают также следующие слова Господа: +придите ко Мне все труждающиеся и обремененные+ (Мф.11,28), и: +никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня+ (Ин.6,44). Апостол говорит: +так бегите, чтобы получить+ (1Кор.9,24), а Иоанн Креститель: +не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба+ (Ин.3,27); далее нам повелевается сохранять души наши (Иер.17,21) и со страхом и трепетом совершать спасение наше (Флп.2,12), и вместе с тем говорится: +если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж+ (Пс.126,1), и: +Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению+ (Флп.2,13). /Благодать Божия следует ли за нашей доброй волей или предваряет ее?/ Многие спрашивают: когда в нас действует благодать Божия? Тогда ли, когда в нас обнаружится доброе расположение, или доброе расположение тогда в нас обнаруживается, когда посетит нас благодать Божия? Многие, решая этот вопрос, преступили границы, от чего и впали в противоречия и погрешности. Ибо, если скажем, что наше доброе расположение предшествует явлению благодати, то нам возразят: что же хорошего было в Савле и мытаре Матфее, первый из которых призван к спасению в то время, как шел губить невинных, а второй — среди насилий обществу и хищничества? А если скажем, что благодать Божия изначально производит доброе расположение, то этому будет противоречить то, что вера Закхея и разбойника, покаявшегося на кресте, предварила их частное призвание. Если мы сами можем исполнить заповеди Божии и сделаться добродетельным и, то зачем молимся: +утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас+ (Пс.67,29), и: +и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй+ (Пс.89,17)? Валаам был нанят, чтобы проклинать Израиля, но ему не дозволено было проклясть их, хотя он и желал. Авимелеху сказано, чтобы он не касался Ревекки, дабы не согрешить перед Богом. Братья из зависти продали Иосифа; но это позволено для того, чтобы детям Израилевым переселиться в Египет, и чтобы проданный кормил их во время голода, как объяснил это он сам, когда открылся братьям: +но теперь не печальтесь, говорил он, и не жалейте о том, что вы продали меня сюда... Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всём доме его+ (Быт.45,5,7,8). Когда, после смерти отца, братья боялись мщения его, то он говорил им: +не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сохранить то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей+ (Быт.50,19,20). Об этом премудром распоряжении Божием говорит Давид в сто четвертом псалме: +и призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил. Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф+ (Там же, 16,17). Итак, хотя благодать Божия и произвол человеческий, по-видимому, друг другу противны, но оба действуют согласно и в деле спасения нашего равно необходимы, если не хотим отступить от правил истинной веры. Когда Бог видит, что мы хотим склониться к добру, то направляет и укрепляет нашу готовность. Ибо Он тотчас отвечает на вопль наш: +призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня+ (Пс.49,15). Но если мы не хотим добра или охладели к нему, то дает нам спасительные советы, через которые доброе расположение образуется или возобновляется. /Благое расположение не всегда надо приписывать благодати, не всегда и человеку/ Нельзя думать, что Бог не дал человеку желания и возможности делать добро; ибо иначе не дал бы ему свободной воли, если бы человек мог желать и делать только зло. Это мнение также доказывают слова, сказанные Господом после совершения Адамом преступления: +вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло+ (Быт.3,22). Не следует думать, будто до этого времени он совсем не знал добра; иначе он был бы животным неразумным и не чувствующим существом; но так думать совершенно противно православной вере, напротив, по мнению Соломона, +Бог создал человека правым+, т.е. он постоянно обладал знанием только добра, но сами +люди пустились во многие помыслы+ (Еккл.7,29), потому что стали понимать злое и доброе; поэтому Адам получил познание зла после падения, не утратив, впрочем, познания добра. Что род человеческий действительно после падения не утратил познания добра, в этом уверяет апостол, который говорит: +когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую+ (Рим.2,14—16). В этом смысле Богу пророка Исайи жалуется на иудеев, что они сами виновны в слепоте своей вследствие произвольного упорства своего: +слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть. Кто так слеп, разве раб Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?+ (Ис.42,18). А чтобы никто этой слепоты их не отнес к телесной природе, а не к воле, говорится у пророка: +выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши+ (Ис.43,8). Еще: +у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат+ (Иез.12,2). И Господь в Евангелии говорит: +они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их+ (Мф.13,13—15). И фарисеям Он говорил, что они могут знать доброе: +зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?+ (Лк.12,57). Этого Он не сказал бы, если бы они естественным разумом не могли различать справедливое. Поэтому не стоит думать, что природа человеческая способна к одному злу. Так думать воспрещают нам слова Соломона, сказанные им после создания храма: +у Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа, Бога Израилева; но Господь сказал Давиду, отцу моему: у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; однако не ты построишь храм, а сын твой+ (3Цар.8,17—19). Это благое намерение Давида от кого происходило? От Бога или от него самого? Если от Бога, то почему Сам же Бог не допускает исполниться ему? Следовательно, оно произошло от самого Давида. Подобным образом и о своих намерениях мы должны судить, потому что не одному Давиду дано иметь от себя благие намерения, а мы будто по природе не можем и помышлять о добре. Итак, нужно допустить, что Творец посеял в душах наших семена добродетелей; но только для возрастания их нужны возбуждения со стороны Бога, потому что, по словам апостола, +и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий+ (1Кор.3,7). И в книге, именуемой «Пастырь», доказывается, что человек может пристать к какой угодно стороне, ибо там говорится, что каждому человеку присущи два ангела: добрый и злой; от воли человека зависит одному принадлежать, а от другого удаляться. Итак, человек постоянно имеет произвол, посредством которого может или принимать, или пренебрегать благодатью Божией. Если бы мы сами не могли устроить свое спасение, то апостол не сказал бы: +со страхом и трепетом совершайте свое спасение+ (Флп.2,12). Но чтобы мы не подумали, что в деле спасения не нужна нам помощь Божия, то он присовокупил: +Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению+ (Там же, 13). Потому он Тимофею писал: +не неради о пребывающем в тебе даровании+ (1Тим.4,14), и: +напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение+ (2Тим.1,6), и коринфян молил, чтобы ими +благодать Божия не тщетно была принята+ (2Кор.6,1), как Симон, волхв, коему она не принесла пользы, потому что он не хотел покориться словам апостола Петра, который говорил ему: +покайся в сем грехе твоем, и молись Богу, может быть, отпустится тебе помысле сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды+ (Деян.8,22,23). Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: +Бог мой, милующий меня, предварит меня+ (Пс.58,11), и следует за нашей волею, почему и говорится: +рано утром молитва моя предваряет Тебя+ (Пс.87,14); Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: +простирал Я руки Мои к народу непокорному+ (Ис.65,2); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: +весь день простирал руки мои к Тебе+. Бог нас ожидает, ибо говорится: +и потому Господь медлит, чтобы помиловать вас+ (Ис.30,18), и мы Его ожидаем, ибо говорится: +твердо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне+ (Пс.39,2). Бог укрепляет нас, ибо говорит: +Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня+ (Ос.7,15), и увещевает, чтобы мы сами укреплялись: +укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие+ (Ис.35,3); Иисус Христос взывает: +кто жаждет, иди ко Мне и пей+ (Ин.7,37); а пророк взывает к Нему: +я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего+ (Пс.68,4); жалуется Бог: +Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали+ (Ис.66,4); жалуется и невеста: +на ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его+ (Песн.3,1). * * * | 0.3 Клайв Льюис. Из двух интервью http://www.krotov.info/library/l/lewis/006natio.html# ?> О делах и вере. -> Спор этот идет давно и оброс несметным множеством чисто технических сложностей. Для меня очень важен парадоксальный текст: "...совершайте свое спасение, потому что Бог производит в нас хотение и действие по Своему благоволению" (фил. 12:13). С одной стороны, выходит, что от нас не зависит ничего, с другой - что зависит очень многое. "...Со страхом и трепетом совершайте свое спасение" (там же), а если страха и трепета в вас нет - дело плохо. * * * см. вып. messia.ru/rasylka/003/581.htm; messia.ru/rasylka/007/1808.htm Саймон Тагуэлл. БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ (VII) http://messia.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#712 http://www.krotov.info/library/t/taguel.html Однако плачущие блаженны не только по этой причине. Чтобы полнее понять нашу заповедь, обратимся снова к "стратегии искупления". Почему Христос должен был пострадать (см. Лк 24, 26)? Почему лишь тех, кто берет на себя крест, можно считать Его последователя (см. Мф 10, 38)? Что значат слова Апостола Павла: "...восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых" (Кол 1,24)? Ответ один: Христос страдал и умер, ибо удел человеческий — страдание и смерть. Если Он хотел спасти людей. Он должен был, как добрый пастырь, отправиться туда, где живут заблудшие овцы. Любое другое спасение было бы ложью, и речь шла бы не о нас, людях, а о каких-то несуществующих созданиях. Такого же реализма Господь ждет и от нас. Мы должны знать, мы есть, если хотим оттуда выйти. Человек занимает в мироздании особое место — он не только тварь, он соработник Божий. По удивительному слову св. Григория Нисского, каждый сам рождает себя. Точно так же каждый участвует в своем спасении. Конечно, мы не можем спастись без Божией помощи. Но с нами, людьми, Бог трудится не Один, Он ждет от нас соучастия. "...Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Флп 2,12-13). Тем самым, если Бог принял наше страдание во Христе, мы тоже должны принимать наше страдание. Если Христос взял на Себя наши кресты, мы должны нести и свой крест, и кресты ближних. Люди созданы так, что они тесно связаны друг с другом, это знает даже биология. Каждый из нас созидает другого, и в падшем мире каждый другого и губит. Дело искупления не терпит разобщенности, каким бы разумным ни казалось стремление всех отделиться. Писание ясно говорит: "Носите бремена друг друга" (Гал 6,2). * * * - | 0.4 СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ / JDu / ВЕРА (НЗ.III.2) http://www.krotov.info/library/bible/comm/03v.htm# +Вера и благодать.+ - «Ч-к оправдывается В-ю независимо от дел Закона» (Рим 3.28; Гал 2.16). Это утверждение Павла провозглашает бесполезность исполнения предписаний Закона при руководстве В-ю; но в еще более глубоком смысле оно означает, что спасение никогда не есть что-то должное, а благодать Божия, принимаемая В-ю (Рим 4.4-8). Павел, конечно, знает, что В. должна «действовать» (Гал 5.6; ср Иак 2.14-16), руководимая Духом Св., принятым при крещении (Гал 5.13-26; Рим 6; 8.1-13). Но он настойчиво подчеркивает, что верующий не должен ни «хвалиться» «своею праведностью», ни опираться на свои дела, как это делал фарисей Савл (Флп 3.4,9; 2 Кор 11.16-12.4). Хотя он «ничего не знает за собою» пред Богом (1Кор 4.4), он полагается на Бога одного, К-рый «производит в нём и хотение и действие» (Флп 2.13). Потому-то он и совершает спасение свое «со страхом и трепетом» (Флп 2.12), но также и с радостной надеждой (Рим 5.1-11; 8.14-39): его В. убеждает его в любви Божией, к-рая открылась во Христе Иисусе (Рим 8.38 сл; Еф 3.19). Благодаря Павлу В. в Воскресение, к-рою жила первохр-ская община, была ясно осознана. Она освободилась от примесей и ограничений, присущих В-е Израиля. Она поистине есть В. Церкви. * * * - | 0.2 СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ / EJ & XLD / ВОЛЯ БОЖИЯ (НЗ.II.2) http://www.krotov.info/spravki/temy/v/volya_b.htm +Исполнить волю Божию.+ - Зачем знать, чего хочет Господь, если этого не исполнять (Лк 12.47; МФ 7.21; 21.31)? Это «делание» собственно и составляет хр-скую жизнь (Евр 13.21) в противоположность жизни по ч-ским похотям (1 Петр 4.2; Еф 6.6). Точнее говоря, В. Б. по отношению к нам есть святость (1 Фес 4.3), благодарение (5.18), терпение (1 Петр 3.17) и делание добра (2.15). Осуществление всего этого возможно, ибо «Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2.13). Т. обр. осуществляется единение воль, согласование благодати и свободы. * * * - | 1 СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ / XLD / ПРЕДОПРЕДЕЛЯТЬ (2) http://www.krotov.info/spravki/temy/p/predopred.htm +Предопределенные в свободе.+ - Павел описывает затем два этапа замысла Божия во времени: «Кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8.30). Следствием предопределения является в настоящем времени конкретное призвание и оправдание, затем, во времени будущем - прославление. Укорененный втайне Бога, Павел выражает свою абсолютную уверенность, употребляя глаголы в прошедшем времени. Оставим в стороне оттенки, различающие эти две деятельности, и рассмотрим ситуацию, в к-рую нас ставит Павел. Все есть исключительно дело Божие: «В Нём мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению (????????) совершающего всё по изволению (?????) воли Своей» (Еф 1.11). Какова роль свободы ч-ка в этом замысле? Она как будто исключена, и Павел даже говорит: «Ты скажешь мне: за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?' » (Рим 9.19). Надо сказать, что проблема предстояла в очах Павла не в отношении отдельных лиц, а всего израильского народа, отвергавшего Христа. Он разрешает ее, в конечном итоге, обращаясь к таинственной и неисследимой Премудрости Бога, перед к-рой верующий должен благоговеть и молчать. Тем не менее, хотя Павел ясно различает два подразделения в ч-стве: избранные и другие, - он не помещает их на одинаковом уровне в плане Божием: избранные от начала «приготовлены к славе» (9.23), другие же найдены только «готовыми к погибели» (9.22). Бог не предопределяет к погибели. Павел ставит себя в перспективу, к-рую нам трудно принять: мы думаем об отдельных лицах, а он имеет в виду весь Израиль; в его перспективе персонажи свящ. истории - Исав или Фараон (Рим 9.13,17) - прототипы, вопрос о личном спасении к-рых не ставится. Проблема соотношения божественной и ч-ской деятельности здесь еще не разрешена. Но она уже стоит на пути к разрешению, благодаря тому спокойствию, с к-рым Павел утверждает и ту и другую деятельность, не видя в них противоречия. Так он сопоставляет изъявительное наклонение (к-рым он утверждает фактическое положение) и повелительное наклонение (к-рым он выражает дол г действовать): «Вы умерли во Христе, следовательно, умирайте!» В данном случае проблема языка может ставиться для нас, но не для Павла, к-рый может сказать: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2.12). «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, к-рые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2.10). Следовательно, всё происходит на земле, как если бы ч-ская свобода заключалась в том, чтобы осуществлять во времени то, что, однако, уже было предусмотрено от вечности Богом. Такова апокалиптическая схема откр., к-рую современное мышление никогда не примет за фатализм, если оно признает в Боге первенство в любви (ср 1 Ин 4.19). * * * + | 1 \ + Питер Крифт. НЕБЕСА, ПО КОТОРЫМ МЫ ТАК ТОСКУЕМ http://www.krotov.info/libr_min/k/kri/ft_01.htm > Время поглощается вечностью, она — пятое измерение. Линия включает > в себя точки, плоскость — линии, объемное тело — плоскость, время — > объемные тела. Пятое измерение включает в себя четвертое, как > в четвертое входит третье. > Это не только удовлетворяет любопытство ума, но и помогает > в частной, конкретной жизни. Благодаря этому вечность интересна, > а не скучна. Стены дома довольно однообразны, если видеть в них > плоскости. А вот если двухмерная стена — часть трехмерного > обиталища, она оживает. И дом оживает, если он — часть четырехмерной > жизни. Четырехмерная же наша жизнь — стена пятимерного дома на небе. > И еще один насущный смысл: включая время, вечность включает > и будущее с его новизной и прошлое с его надежностью. Вот почему > к ней ведут две разные дороги; вот почему мы ощущаем ее как «красоту > древнюю и новую». > Кроме того, теперь мы поймем, почему она удовлетворяет две разные > потребности сердца. Она не скучна, ибо не мертва, не отвлеченна, > не статична. Ее по определению нельзя познать; определение же ее — > время со всеми своими событиями, а их надо прожить, пережить. > С другой стороны, она прочна и надежна, она не выскользнет из рук, > ее не упустишь, ибо она есть, а не «будет», в неотменимом замысле > Божьем. Она подобна состоянию христианина, который уже искуплен — > и жаждет искупления, получил надежнейшую гарантию — и пребывает > в «страхе и трепете», «совершает свое спасение» — и знает, что «Бог > производит в нём и хотение и действие» (Флп 2:12-13). Она подобна > этому, ибо только она и порождает такую странность. > Поскольку вечность включает и прошлое, и будущее, становится ясно, > почему, испытывая радость, мы как бы застываем вне времени и несемся > к самому краю времен. В пределе это одно и то же, временные образы > вечности смыкаются. «...Чем быстрее мы движемся, тем ближе к тому, > чтобы находиться в двух местах сразу (...), если же двигаться > всё быстрее, мы в конце концов окажемся и впрямь во всех местах > (...). Вот это и есть предел всех предметов — они так быстры, что > обретают покой; так предметны, что их нельзя назвать предметами». > {К.С.Льюис +За пределы безмолвной планеты.+} > Теперь станет понятней вездесущие Божье: оно не статично, > а динамично, подобно скорее энергии, чем пространству. В физическом > мире нельзя превысить скорость света. Бог ее превышает. Он всюду, > ибо Дух движется с бесконечной скоростью. * * * + | .9 \ + К.С.Льюис. Письма к Малькольму (IX) http://messia.ru/r2/1/267.htm > Опять-таки, в самых личных отношениях с людьми мы почти всегда чувствуем, что причинно-следственными категориями происходящее не исчерпывается. В настоящем "предложении", не в старомодном романе, очень трудно сказать, кто причина, а кто — следствие. Какая из капель на оконном стекле хочет соединиться с другой? > Еще меньше годится применять строго причинное мышление к отношениям между Богом и человеком. Я имею в виду не только молитву, но и всё, что происходит на грани, на таинственной точке соединения и разделения Абсолютного с производным. > Одна попытка точно определить, что там случается, породила спор о благодати и свободе воли. Заметь, Писание лишь касается этой проблемы. "Со страхом и трепетом совершайте свое спасение" — чистейшее пелагианство. Но почему? "Потому что Бог производит в вас и хотение и действие" — чистейшее августинианство. Видимо, нам мешают предпосылки: мы по-мирскому полагаем, будто божественное и человеческое действия взаимно исключают друг друга, как бывает у людей. Будто к одному и тому же действию нельзя применить слова "Бог сделал это" и "я сделал это", каждый внес свою долю. > Мы должны, наконец, допустить двустороннее движение в точке, где всё соединяется. На первый взгляд, ничто на свете не звучит пассивнее, чем "быть сотворенным". Разве это не значит, что когда-то нас не было? Но для нас, разумных созданий, быть тварью — значит и "быть действующей силой". У нас нет ничего, кроме того, что мы получили. Но часть полученного — сила быть чем-то большим, чем просто восприемник. Мы, несомненно, проявляем ее главным образом через грехи. Но это только подтверждает мою мысль, ибо Бог грехи прощает. Он бы этого не делал, если б мы их не совершали. "На что и милость, как не на то, чтоб стать лицом к вине?" В этом смысле действие Божие — следствие нашего поведения, оно обусловлено и вызвано им. Значит ли это, что мы способны "влиять" на Бога? При желании можно сказать и так. Тогда придется перетолковать "бесстрастность", чтобы она это допускала! Ведь мы знаем, что Бог прощает намного больше, чем позволяет "бесстрастность". Я бы даже сказал, что прежде всех миров Его провиденциальный и творческий акт (все они заключены в одном) берет в расчет все ситуации, которые вызовут поступки Его тварей. А если Он учитывает наши грехи, то почему не сказать, что Он учитывает и наши просьбы? * * * см. http://messia.ru/rasylka/005/1261.htm#B4 ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН. Книга 12-я О ДУХЕ ГОРДОСТИ (9) http://www.krotov.info/acts/05/marsel/kass175.html Итак, мы можем избегать сетей этого злейшего духа /гордости/, если обо всех добродетелях, в каких преуспеваем, будем говорить вместе с апостолом: +благодатью Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною+ (1Кор.15,10) +Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению+ (Флп.2,13). И Сам виновник нашего спасения говорит: +кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего+ (Ин.15, 5). +Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не сохранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете+ (Пс.126,1,2). +Помилование зависит не от желающего и не подвизающегося, но от Бога милующего+ (Рим.9,16). * * * + | 1.7 Св. Иоанн Кронштадтский / цит. по прил. к ЛЮБОВЬ - ЦАРИЦА ДОБРОДЕТЕЛЕЙ http://www.krotov.info/libr_min/from_1/0033love.html (http://messia.ru/rasylka/rzerv/ga6_2.txt) Как мать учит ходить младенца, так Господь учит нас живой вере в Него. Мать поставит младенца, сама отойдет, а младенцу велит идти к себе. Младенец плачет без поддержки матери, хочет идти к ней, да боится шагнуть, или старается подойти, да падает. Так и Господь учит христианина верить в Него. Наша вера слаба, как младенец, который учится ходить. Господь на время оставляет христианина и предает его разным бедствиям, а потом, когда возникает нужда, спасает. Господь велит смотреть на Него и идти к Нему. Христианин старается видеть Господа, но сердце, не наученное лицезрению Божию, боится своей смелости, спотыкается и падает. А Господь близко и готов как бы на Свои руки взять немощного христианина. Поэтому при различных скорбях или кознях дьявола научись очами твоего сердца взирать на Спасителя. Смело взирай на Него, как на неистощимую сокровищницу благости и усердно моли Его, чтобы Он помог тебе. И тотчас получишь просимое. Главное здесь сердечное зрение Господа и надежда на Него, как на Всеблагого. Это истинно с опыта! Так Господь учит нас сознавать нашу немощь и надеяться на Него. Жизнь сердца - это любовь, а его смерть - злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель существования нашего временного мира. Любовь к Богу проявляется в нас и действует тогда, когда мы начинаем любить ближнего, как себя: когда для него, этого образа Божия, мы не жалеем ни себя и ничто земное, когда стараемся служить ему во спасение всем, чем можем; когда отказываемся, ради угождения Богу, от угождения своему чреву, этому плотскому зрению, когда свой плотской разум покоряем разуму Божию. Священное Писание учит: +"Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?"+ и +"Те, которые Христовы, плоть распяли со страстями и похотями"+ (1Иоан.4:20; Гал.5:24). Помни, что Господь в каждом христианине. Когда приходит к тебе ближний, имей к нему великое уважение, ибо в нем Господь. Часто через людей Господь выражает Свою волю: +"Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению"+ (Филип.2:13). Не жалей для брата ничего, как для Господа. Ко всем будь искренен, для всех добр и радушен. Помни, что иногда Господь и сердца неверных располагает к нам, как это случилось в Египте с темничным стражем, которого Господь расположил к Иосифу (Быт.39:21). Помни, что человек великое и дорогое существо у Бога. Но это великое создание после грехопадения стало немощным, подверженным множеству слабостей. Любя и почитая его, как носителя образа Творца, переноси также и его слабости - различные страсти и неблаговидные поступки - как слабости больного. Сказано: +"Мы, сильные должны нести немощи бессильных и не себе угождать... Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов"+ (Рим.15:1, Гал.6:2). Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна - образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, скупы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть в тебе его даже больше, чем в других. По крайней мере в отношении грехов все люди равны: +"Все,+ - сказано, - +согрешили и лишены славы Божией"+ (Рим.3:23); все повинны перед Богом и все нуждаемся в Его милосердии. Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш небесный простил нам согрешения наши (Мт.6:14). Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например, своей гордостью и раздражительностью. Но возложи свою печаль на Господа (Пс.54:23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься. "Эта перемена десницы Вышнего" (Псал.76:11). Как истинный христианин, старающийся стяжать побольше добрых дел и сокровище любви, радуйся всякому случаю оказать ласку ближнему. Не ищи, чтобы тебе оказывали ласку и любовь, а считай себя недостойным их. Больше всего радуйся, когда тебе предстоит случай помочь другому. Оказывай любовь просто, без всякой задней мысли, без всяких корыстных расчетов, помня, что Бог - это любовь, Существо простое. Помни, что Он видит все твои мысли и движения сердца. Будь смел и решителен на всякое добро, на слова ласки и участия, особенно - на дела сострадания и помощи. Считай за мечту - уныние и расслабленность в каком бы то ни было добром деле. Говори: +"Хотя я и первый из грешников, однако всё могу о укрепляющем меня Иисусе... Всё возможно верующему"+ (Филип.4:13 и Марк 9:23). * * * | 0.7 Протоиерей Ливерий Воронов. Догматическое Богословие http://www.krotov.info/lib_sec/03_v/vo/voronov.html Слово «благодать» (?????, gratia) употребляется в Священном Писании в различных значениях. В Новом Завете этим словом часто обозначается Божественное милосердие к человеку, Божественная любовь, Божие благоволение, совершенное Христом дело искупления со всеми его плодами и последствиями, Евангельская и апостольская проповедь. Нередко словом «благодать» обозначается и в Священном Писании, и в творениях святых Отцов особая сверхъестественная спасительная для нас сила Божия, сила Христова (2Кор.12,9), или благодать Святого Духа [60]. Благодать Святого Духа совершает свои спасительные действия (оправдание и освящение), не нарушая человеческой свободы, без какого-либо принуждения. Она идет навстречу добрым желаниям и усилиям человека и устрояет его спасение лишь при участии его самого. Несомненно, божественная благодать преобладает в деле нашего спасения («Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению» — см. Флп. 2, 13), но при этом обязательным условием является свободное подчинение человека, наличие усилий, трудов и подвигов, направленных к исполнению воли Божией, к нравственному исправлению и посильному совершенствованию в соответствии со словами апостола: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2,12). =Святитель Иоанн Златоуст= говорит: «Бог не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет» [61]. =Святитель Григорий Богослов= учит: «Надобно, чтобы спасение зависело как от нас, так и от Бога… К преуспеянию моему нужны две доли от великого Бога, именно первая и последняя, также одна доля и от меня. Бог сотворил меня восприимчивым к добру. Бог подает мне и силу, а в средине — я, текущий на поприще» [62]. * * * + | 1.2 Ким Сун-чжон, Г.Г.Пиков. Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации http://www.krotov.info/history/16/Kim03.html О постижимости или непостижимости воли Бога рано стали спорить и христиане. Отрицали предопределение саддукеи, настаивавшие на свободе воли (свободе делать добро и зло). Фарисеи же все приписывали Богу и его провидению. По-своему пытался объяснить это П.Ф.Преображенский: "Его (саддукейства) нежелание принять учение о будущей жизни и воздаянии крайне характерно для замкнутой и самодовольной земельной знати с ее скептицизмом и блазированностью в духе Экклезиаста. Наоборот, фарисейство со своими упованиями на будущую жизнь, на долженствующий прийти мессианистский переворот было любимой идеологией городских ремесленников, торговцев, за которыми на почтительном отдалении следовал и сельский пролетарий и полупролетарий" (73,с.163). Эти идеи, попутно скажем, достаточно широко распространены в марксистской историографии. Так, Ф.Энгельс утверждал, что кальвиновская "догма... была приспособлена к взглядам самых смелых из современных ему буржуа". "Сам он (буржуа) религиозен; религия дала ему то знамя, под которым он боролся с королями и лордами, очень скоро он в религии открыл также средство для обработки душ своих подчиненных в духе послушания всем приказам хозяина-кормильца, поставленного над ним неисповедимым божественным предопределением" (114,с.307). Эту мысль по-своему развивает Поль Лафарг: "Логично, что капиталист верит в провидение, внимательное к его нуждам, в бога, который выбирает его из тысяч и тысяч, чтобы осыпать богатствами его праздность и социальную бесполезность. Еще логичнее, что пролетариат игнорирует существование божественного провидения потому, что он знает, что никакой небесный отец не даст ему его ежедневного хлеба...Пролетарий сам для себя провидение. Условия его жизни делают невозможным другое понятие провидения: в его жизни нет, как в жизни буржуа, тех превратностей судьбы, которые как по волшебству выводили бы его из его печального положения...Случаи и непредвиденные удачи, которые располагают буржуа к суеверным идеям, не существуют для пролетариата" (52,с. 263). В Новом Завете можно найти оба представления. Апостола Павла можно считать представителем доктрины благодати, спасения верой, а апостола Иакова - представителем противоположной доктрины свободы воли, спасения за заслуги. "Бог спас нас и призвал, - говорит Павел, - не по делам нашим, но по своему изволению и благодати, данной нам во Христе" (2Тим.1:9), "Бог спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит.3:5), "благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, а божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился, ибо мы его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф.2:8), "потому что Бог производит в нас хотение и действие по своему благоволению" (Фил.2:13). Иаков говорит об ином: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?.. Ты веруешь, что Бог един; хорошо делаешь. И бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва!" (Иак.2:17). Ириней Лионский (130-202) утверждал: "По своему величию Бог выше нашего понимания и всякое стремление человеческого разума постичь Его тщетно. Наши слова о Боге не выражают Его сущности, которая остается недоступной для существ сотворенных" (Против ересей I,11). Критикуя гностиков, он доказывал всеблагость намерений Господа и утверждал, что Бог или демиург не могли создать злой мир с его злой судьбой: если демиург породил злой мир против воли Бога, то Бог не всемогущ; если по его воле - то Бог зол. * * * + | 0.6 КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ (306-308) http://agnuz.info/book.php?id=147&url=0121.htm#306 http://www.krotov.info/acts/20/2vatican/0279.html Провидение и вторичные причины Бог - это Господин, полностью властный над Своим замыслом. Но для его исполнения Он пользуется также содействием сотворенного. Это не признак слабости - наоборот, это признак величия и доброты Бога Вседержителя. Ибо Бог наделяет свои создания не только существованием, но и достоинством действовать свободно, становиться причиной и началом друг для друга и тем самым соучаствовать в исполнении Его замысла. Людям Бог даже предоставляет возможность свободно участовать в Его Провидении, вверяя им ответственность за "обладание" землею и "владычество" над ней. {Ср. Быт.1,26–28} Так Бог позволяет людям быть разумными и свободными причинами, чтобы дополнять дело сотворения в совершенной гармонии ради своего блага и блага своих ближних. Зачастую бессознательные сотрудники воли Божией, люди могут сознательно участвовать в Божием замысле своими действиями, молитвами, но также и страданиями. {Ср. Кол.1,24.} Тогда они вполне становятся "соработниками у Бога" (1Кор.3,9; 1Фес.3,2) и Его Царствия. {Ср. Кол.4,11} Это истина, неотделимая от веры в Бога Творца: Бог действует во всех действиях Своих созданий. Он - первопричина, которая действует во вторичных причинах и через них: "Потому что Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению" (Флп.2,13). {Ср. 1Кор.12,6} Отнюдь не уменьшая достоинство творения, эта истина возвышает его. Извлеченная из небытия могуществом, премудростью и благостью Божией, творение ничего не может, если отсечет себя от своего источника, ибо "тварь без Творца исчезает"; {} еще менее способна она достичь своей конечной цели без помощи благодати. {Ср. Мф.19,26; Ин.15,5; Фил.4,13} * * * + | 2.8 Рудольф Фрилинг. ХРИСТИАНСТВО И ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ http://www.krotov.info/libr_min/f/friling.htm Становление Христова начала в человеке В Послании к Филиппийцам апостол Павел пишет: «<...> не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (3:12). В Первом Соборном послании Иоанна Богослова читаем: «Но еще не открылось, что будем» (3:2). В Нагорной проповеди есть такие невероятные слова: «...Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Не должно быть никакого сомнения в том, что становление христианином есть действительно «становление», дело роста, и что оно подлежит развитию. Новый Завет полон указаний на внутреннюю работу, вследствие которой все то, что в «прежнем» человечестве существует как несовершенное, поистине как «сырье», в силу соединенности со Христом должно быть преобразовано. Ведь неслучайно апостол Павел, который так упорно предостерегает от фарисейского зазнайства, в заблуждении своем полагающего, что к Богу можно приблизиться «добрыми делами», выдвигает такое требование: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5). В Евангелии от Иоанна на вопрос о том, какие добрые дела нужно делать, дается ответ: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6:29). «Веровать» означает здесь — открыться Христу, чтобы Его существо могло влиться в человека. Отсюда и происходят с высочайшей естественной необходимостью, без особого нажима, «добрые дела». Но они должны (произойти — в противном же случае с верой было бы не все ладно. Вера ни в коем случае не исключает элемент волевого «упражнения». «Упражняй [по-греч.: «gymnazein». — Р.Ф.] себя в благочестии» — так Павел наставляет Тимофея (1Тим.4:7). Послание к Евреям говорит о «чувствах» (aistheteria) высшего рода, которые «навыком [т.е. упражнением.- Р.Ф.] приучены» (Евр.5:14). Без активного содействия проникнутого верой человека не свершается то, что Павел во Втором послании к Коринфянам (3:18) описывает как отражение образа (eikon) Христа нашим открытым лицом, — без собственного активного воления человек не сможет, так сказать, «подставить» себя излучению этого первообраза, чтобы стало возможно преображаться «в тот же образ от славы в славу». И слово «успех» (prokope) в Послании к Филиппийцам (Фил.1:25) и к Тимофею (1Тим.4:15) относится у Павла к внутреннему христианскому развитию, равно как и понятие «ступень» (bathmos), передаваемое по-латыни словом «gradus» (1Тим.3:13). Переживание милости Господней не исключает собственных усилий, и даже более того, они как раз и способны раскрыть человека к осознанию этой милости. Взаимопроникновение целеустремленных человеческих усилий и Божией милости Павел классически сформулировал в виде парадокса в Послании к Филиппийцам: «...со страхом и трепетом совершайте (katergazesthe) свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие (energein) no своему благоволению» (Фил.2:12). Точно так же и в Евангелии от Иоанна: «Старайтесь (erga'zesthe) не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин.6:27). Старайтесь о том, что будет дано! В развитии человека-христианина речь идет не только о следовании образцу, который как таковой остается вне устремляющегося к нему, и это отчетливо показывают Павлова и Иоаннова формулы присущности. «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:19—20). «Вы во Мне, и Я в вас» (Ин.14:20). Человеческое «я», в котором осознанно постигается собственная личность, есть высшая инстанция человеческого существа. Если Христос приемлется в это «я», то Его преобразующее воздействие мало-помалу пронизывает всего человека и достигает в конце концов его телесных глубин. «Кто во Христе, тот новая тварь» («ktisis», «тварь», 2Кор.5:17). Говоря о становлении Христова начала в человеке, мы говорим о таком, охватывающем всего человека, единении с существом Христа, о принятии в себя совершенно конкретного влияния существа Христа, что находит выражение в Святой трапезе, которая праздновалась в христианстве с древних времен (Деян.2:46). В гл. 6 Евангелия от Иоанна, в которой говорится о хлебе жизни и которая как бы предвосхищает таинство святого причастия ровно за год до Голгофы, отношение христианина ко Христу сведено к кратчайшей формуле: «Ядущий меня...» (Ин.6:57) Соединение с Христом начинается в духовно-душевной сфере человека, но по мере развития все глубже проникает в низлежащие слои человеческого существа, достигая наконец также и телесности. Ранние христиане вживе ощущали, что через хлеб и вино святого причастия они соединяются с телом воскресения Христа. Причастие было для них «pharmakon athanasias», целебным средством к бессмертию (Послание Игнатия к Ефесяиам, XX). Переживание причастия сообщало им предвкушение далекого грядущего завершения пути. «Athana&ia» — Павел употребляет это слово там, где он говорит о грядущем теле воскресения, в котором смертное должно «облечься в бессмертие» (1Кор.15:53). Таким образом раскрывается связь между причастием и «Страшным судом». В гл. 6 Евангелия от Иоанна совершенно однозначно сопоставляются переживание причастия и Страшный суд, Накормив пять тысяч, Христос прежде всего говорит о «хлебе жизни» (трижды — 6:35,48,51). В третий раз он достигает наибольшей конкретности: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (6:5 ~IX~ причем «мир», «kosmos»» означает в новом Завете не то, что мы теперь называем космосом, но означает земной человеческий мир, который взыскует спасения. Здесь может привлечь внимание, что вместо слова «тело» («soma» — при Тайной вечере) Христос употребляет слово «sarx», «плоть», с которым мы уже встречались выше. Не слишком ли грубо это выражение? Да еще в «самом духовном» из четырех Евангелий? Может быть, ропщущие иудеи не зря возмущались «странной» («sklerds») речью Христа (Ин.6:60). Но стоит принять в соображение, что мы не в первый раз встречаем в Евангелии от Иоанна слово «sarx». Высочайшей значимостью обладает оно в Прологе: «И Слово стало плотию», В Прологе евангелисту важно не допустить сомнения в том, что Христос действительно низошел на землю в земное тело человека, а не остался в какой-нибудь более эфирной оболочке выше той ступени, где встречают смерть. И если теперь именно это слово употребляется в связи с переживаем причастия, значит, тем самым в совершенно радикальной и категорической форме разъясняется, что принимаемое в причастии тело без вступления Христа в сферу «sarx» осуществиться не могло бы. Этот радикализм выражения сродни касающейся Воскресения главе Евангелия от Луки, где речь идет о «плоти в костях» воскресшего. Действенное в причастии «тело» могло пресуществиться только из земной, смертной телесности. Лишь из дальнейшей речи Христа становится совершенно ясно, что слово «sarx», конечно же, является здесь предвестьем пресуществления, без которого просто плоть, «sarx», как таковая «не пользует нимало» (Ин.6:63). Ведь в самом деле плотское тело Христа пронизано и одухотворено «животворящим Духом», и благодаря этому оно не только не «не пользует нимало», но как раз в силу этого преображения является чем-то последним и наивысшим. Когда Христос говорит о своей «плоти» и «крови» как о необходимых спасительных дарах Принимающему причастие, это не просто образ, но духовная реальность. Иудеи были шокированы жесткой речью. «Кто может это слушать?» (Ин.6:60) «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (Ин.6:52) Даже среди последователей Христа возникает недоумение (Ин.6:61). Что отвечает на это Христос? Он указывает на грядущее вознесение: «это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего (anabainein) туда, где был прежде?» (Ин.6:61,62) В какой мере это указание на вознесение является помощью ученикам в их познании, помощью, которая явно предназначалась для сомневающихся? * * * + | 1.2 Архиепископ Финский Павел. КАК МЫ ВЕРУЕМ http://www.krotov.info/libr_min/s/serg_fin.html =К цели= "Бодрствуйте на всякое время и молитесь" (Лк.21:36). Что означают эти слова Господни? То ли, что мы должны быть постоянно готовы отвергать все зло, которое стремится осквернить наши сердца? Именно это - мы должны постоянно пребывать в таком состоянии, чтобы восклицать в нашем сердце "Господи, помилуй" и сразу же, когда мы заметим, что зло вкрадывается в наше сознание. Но перед нами встают два вопроса: можем ли мы это делать и хотим ли мы этого? На первый вопрос уже имеется ответ: без помощи мы на это не способны. А вот что можно ответить на второй вопрос? Грех часто становится нашей второй природой так, что мы не хотим потерять сладости наших греховных мыслей и чувств в нашем сердце и прекратить наслаждаться ими. Но апостол пишет в своем послании к Филиппийцам: "Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Флп.2:13). Как Бог делает так, что даже направление нашей воли меняется? Он делает это, пробуждая нашу совесть и очищая нашу душу. Это происходит, как уже было сказано, когда мы как члены Церкви становимся "участниками божественного естества Божия", особенно в святом Причащении. Об этом действии Святого Духа, которое очищает наши души и укрепляет нашу волю, так говорится в молитве после Причащения: Давый пищу мне плоть Твою волею, огнь сый, и опаляяй недостойныя, да не опалиши мене, Содетелю мой, паче же пройди во уды моя, во вся суставы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений, душу очисти, освяти помышления... Покажи мя Твое селение единаго Духа, и не к тому селение греха, да яко Твоего дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть... Это очищение нашей души является решающим обстоятельством, и мы получаем его в дар от Бога. Чего мы не получаем в дар, так это готовности к ежечасной молитве. Только "просящий получает и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф.7:8). Таким образом, мы ' вернулись к нашей исходной точке, к призыву Господа: "Бодрствуйте на всякое время и молитесь". Молитва требует целеустремленных усилий до конца, и не зря мы говорим о молитвенном подвиге. Этот подвиг является необходимой частью странствования христианина по жизни. Слово странствовать, которое часто употребляется в Слове Божием, очень точно изображает природу духовной жизни христианина. Это не только бытие, а всегда стремление вперед, о котором прекрасно сказал апостол: "А только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Флп.3:13-14). Мы не одиноки на поприще молитвы. Неисчислимое количество христиан уже прошло тот же путь, что и апостол. Церковь сохранила их опыт и предлагает его нам. Мы можем с уверенностью идти вперед. * * * + | 1.1 Уильям Баркли. ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ http://www.krotov.info/libr_min/b/barclay/filipp.htm 12-18 СОТРУДНИЧЕСТВО В СПАСЕНИИ (Фил.2,12-18) Но Павел призывает филиппийцев не только к единению в данной ситуации; это призыв жить жизнью, ведущей к спасению Божиему во времени и в вечности. Нигде в Новом Завете не изложено так сжато действие спасения. Как сказано в 2,12.13: "Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению". Как и всегда, Павел тщательно выбирает слова. +Совершайте+ свое спасение. Для +совершать+ Павел употребил слово +катергазесфай+, в котором заложен смысл "приводить к завершению". Павел как бы говорит: "Не останавливайтесь на полпути; идите вперед, пока спасение не совершилось в вас полностью". Христианин должен довольствоваться лишь абсолютной пользой благовествования. "Потому что Бог +производит в вас+ и хотение и +действие+ по Своему благоволению". Для +производит+ и +действие+ Павел употребляет одно и то же слово - глагол +энергейн+. Об этом глаголе надо сказать две важные вещи: он всегда употребляется для обозначения +действий Бога+ и всегда для обозначения +эффективных действий+. Действия Бога не могут быть тщетными или совершаться лишь наполовину; они должны быть совершенно эффективными. Как мы сказали, в этом отрывке дана совершенная формулировка действия спасения. 1. Спасение - от Бога, а) Бог производит в нас желание к спасению. Это правда, что "наши сердца беспокойны, пока они не успокоятся в Нем" и тоже правда, что "мы не могли бы даже начать искать Его, если бы Он не нашел нас". Желание обрести спасение Божие вызвано не каким-то человеческим чувством, а исходит от Самого Бога. Процесс поисков спасения пробуждает в человеке Бог. б) Продолжение этого процесса зависит от Бога; без Его помощи не может быть побежден никакой грех и не может быть обретена никакая добродетель, в) Завершается процесс спасения у Бога, потому завершение спасения - это дружба с Богом, в которой мы принадлежим Ему, а Он - нам. 2. Но у этого есть и другая сторона. Спасение - от человека. "Совершайте свое спасение", - требует Павел. Без помощи и сотрудничества со стороны человека даже Бог беспомощен. Дело в том, что всякий дар и всякая польза должны быть приняты. Когда человек болен, врач может приписать лекарства для его исцеления, а он все же не исцелится, если не будет принимать эти лекарства; он даже может упорно отказываться принимать их. Так же обстоит дело и со спасением. Бог предложил нам его - без Божьего предложения вообще не может быть никакого спасения. Но ни один человек не может обрести спасения, если он не ответит на призыв Бога и не примет то, что Он предлагает. Без Бога не может быть спасения, но человек должен принять то, что предлагает Бог. Не Бог отнимает у человека спасение, а это человек сам лишает его себя. * * * + | 1.5 ОРИГЕН. О НАЧАЛАХ (III.6-7) http://www.krotov.info/library/o/origen/princ3.html Вести добрую жизнь - наше дело, и Бог требует этого от нас - не так, как будто это зависит от Него или происходит от кого-нибудь другого или, как думают некоторые, от судьбы, но (требует) именно как нашего дела. Об этом засвидетельствует (нам) пророк Михей словами: "О человек! сказано тебе, что есть добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия" (Мих.6.8). И Моисей свидетельствует: "вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, чтобы ты избрал добро и ходил в нем". (Второзак.30.15) И Исайя говорит: "Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли. Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят" (Исайя 1.19-20). И в Псалмах говорится: "О, если бы народ мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их, и обратил бы руку Мою на притеснителей их" (Псал.80.14-15). Из этих слов видно, что слушать и ходить путями Божьими было во власти народа. И Спаситель говорит: "А я говорю вам, не противься злому" (Матф.5.39), и: "всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Матф. 5.22), и еще: "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем" (Матф.5.28). Давая эти и разные другие заповеди, Спаситель выражается так, как бы в нашей власти заключается исполнение этих предписаний, и мы по справедливости будем подлежать суду, если будем нарушать их. Поэтому Он говорит: "всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; а вся кий, кто слушает сии слова и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;" и т.д. (Матф.7.24.26). Говоря же стоящим по правую сторону: "придите, благословенные Отца Моего" и пр., либо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня" (Матф.25.34-35), Он весьма ясно дает обетования (им) как заслужившим похвалу. Наоборот, другим, как достойным порицания по своей вине, Он говорит: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный" (Матф.25.41). Посмотрим еще, как говорит с нами Павел, как с (людьми) свободными и виновными в своей погибели или спасении. "Или, говорит он, пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божья, не разумея, что благость Божья ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, иудея, потом и эллина" (Римл.2.4-10). Вообще, в Священном Писании есть множество мест, где свобода воли утверждается весьма ясно. Но некоторые изречения Ветхого и Нового Заветов клонятся к противоположному, т.е. (к той мысли), что не в нашей власти соблюдать заповеди ~л~ спасаться или нарушать их и погибать. Поэтому мы отчасти приведем некоторые из этих изречений и рассмотрим решение их, чтобы кто-нибудь, собравши себе все места, по-видимому, отвергающие свободу воли, мог найти разъяснение их по образцу тех изречений, какие предлагаем мы. Так, многих смущает сказанное о фараоне, о котором Бог говорит много раз: "Я ожесточу сердце фараона" (Исх.4.21 и др.), Ведь если (фараон) ожесточается Богом и грешит именно вследствие этого ожесточения, то сам он уже не виновен в своем грехе; если же это так, то фараон не свободен. А кто-нибудь скажет, что подобным же образом и погибающие не свободны и погибают не сами собой. У пр. Иезекииля сказано: "и возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное", чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои" (Иезек.11.19-20). Эти слова могут внушить кому-нибудь мысль, будто ходить в заповедях и хранить суды дает Бог именно тем, что отнимает каменное сердце, препятствующее этому, и влагает лучшее, плотяное сердце. Посмотрим также из Евангелия, что отвечает Спаситель тем, которые спрашивали (у Него), почему толпе Он говорит в притчах. Он говорит: "своими глазами смотрят и не видят; своими ушами слышат и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи" (Марк 4.12). Еще у Павла (читаем): "помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Римл.9.16). И в других местах: "Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" (Фил.2.13. Римл.9.18-19). Еще: "вера от призывающего, а не от нас. А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?" (Римл.9.20- 21). Эти слова сами по себе способны многих смутить, как будто человек не свободен, но Бог спасает и губит, кого хочет. * * * http://messia.ru/rasylka/004/751.htm Луи Буйе. О БИБЛИИ И ЕВАНГЕЛИИ (1)