** ** ** /1:3-4/ Cвященник Александр Мень ТАИНСТВО, СЛОВО, ОБРАЗ Глава III ЛИТУРГИЯ http://www.krotov.info/library/13_m/myen/1_8_tso_3.htmы ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ. АНАФОРА Наш «Символ» был написан только в IV веке. А какой употреблялся раньше? По-видимому, вначале он сводился к исповеданию новокрещаемого: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян 8,37). Апостол Павел дает более развернутую формулу исповедания веры в Иисуса Христа, «Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (Рим 1,3-4). В самом начале II века св. Игнатий Богоносец утверждает веру в «Иисуса Христа, Который произошел из рода Давидова от Марии, истинно родился, ел и пил, истинно был осужден при Понтии Пилате, истинно был распят и умер, в виду небесных, земных и преисподних, Который истинно воскрес из мертвых, так как Его воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас, верующих в Иисуса Христа»27. Сто с лишним лет спустя св. Ипполит Римский так передает крещальный «Символ»: Верую в Бога Отца Всемогущего. Верую в Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Духа Святого и от Девы Марии, распятого при Понтии Пилате, и умершего (и погребенного), и воскресшего в третий день живым из мертвых, и вознесшегося на небеса, и пребывающего одесную Отца, и паки грядущего судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, и во Святую Церковь, и в воскресение плоти28. В 325 году на Первом Вселенском Соборе был принят «Символ», написанный Евсевием Кесарийским, а в 381 году он был дополнен на Втором Вселенском Соборе. ** ** ** /1:14/ Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ http://www.krotov.info/spravki/persons/01person/pavel.html Призвание, застигшее Тарсянина у порога Дамаска, наложило печать на всю его жизнь. С этого момента он постоянно ощущал себя в присутствии Божьем. Каждый свой шаг он стремился согласовать с велением Духа Христова. Но меньше всего апостола можно сравнить с отрешенным созерцателем. Он не уклонялся от решения множества важных вопросов и обнаружил немалый организаторский талант и здравый смысл. Ему было присуще чувство огромной ответственности в отношении к ученикам и основанным им общинам. Он считал себя "должником" тех городов и стран, где еще не слышали о Христе (Рим 1:14). Как и у всех верующих того поколения, чувство близости Христа принимало у Павла форму ожидания скорой Парусии (1 Фес 4:15-17). Поэтому он стремился привлечь как можно больше душ на спасительный путь, прежде чем Господь снова явится миру для Своей последней жатвы. Как полагают его биографы, Павел разработал нечто вроде "стратегического плана" завоевания мира для Христа. Ради этой цели он не щадил себя: переплывал моря на утлых суденышках, шел по безлюдным горным дорогам и перевалам, путешествуя среди тысяч опасностей, ночуя на постоялых дворах, а порой и под открытым небом. Многолетняя жизнь в скитаниях, без родного крова, без семьи не сделали ап.Павла сумрачным и замкнутым. У него повсюду были друзья, к-рых он искренне любил и к-рые отвечали ему тем же. Но насколько велика была преданность учеников апостола, настолько же была велика ненависть его противников. В глазах правоверных иудеев он был оскорбителем Закона Божьего, нечестивцем, заслуживающим смерти. Иерусалимские христиане, хотя и уважали его миссионерское рвение, считали, что он покушается на священные устои предков. Нек-рые приверженцы ап.Петра и Двенадцати пытались подорвать авторитет Павла. Наиболее нетерпимые из них даже отправлялись в места, где он проповедовал, с целью дискредитировать его учение. Образованные греки встречали его проповедь смехом, как это случилось в Афинах, а языческая толпа несколько раз едва не растерзала его (Листры, Ефес). Имперская полиция охраняла права Павла как римского гражданина; тем не менее, когда она видела в нем сеятеля смуты, он не мог избежать римских бичей и тюрьмы. В конце концов именно по приговору римских властей апостол был казнен. Т. о., не будет преувеличением сказать, что ап.Павел бросил вызов всему миру, имея мало человеческих шансов победить. Но победа осталась за ним. ** ** ** /1:16/ ** ** ** Догматическая конституция о божественном откровении "Dei Verbum" http://www.agnuz.info/library/books/doc/page11.htm О Новом Завете 17. Слово Божие, которое есть сила Божия ко спасению каждому верующему (ср. Рим 1, 16), превосходно излагается и являет свою силу в Книгах Нового Завета. Ибо, когда пришла полнота времён (ср. Гал 4, 4), Слово стало плотью и обитало среди нас, полное благодати и истины (ср. Ин 1, 14). Христос установил на земле Царство Божие, делом и словом явил Отца Своего и Себя Самого и Своей смертью, Воскресением и славным Вознесением, а также ниспосланием Святого Духа, завершил Своё дело. Вознесённый от земли, Он всех привлекает к себе (ср. Ин 12, 32), Он Один имеет слова жизни вечной (ср. Ин 6, 68). Но эта тайна не была явлена прежним поколениям так, как теперь она была открыта святым Апостолам Его и Пророкам во Святом Духе (ср. Еф 3, 4-6), чтобы они проповедовали Евангелие, пробуждали веру в Иисуса, Христа и Господа, и собирали Церковь. Обо всём этом Писания Нового Завета дают непреходящее и божественное свидетельство. ** ** ** Валерио Маннуччи Библия - Слово Божие. Общее введение в Священное Писание Глава 19 (Заключение) http://www.agnuz.info/library/books/mannuchi_bibliya_slovo/page24.htm 2. Библия и проповедь "Нужно, чтобы церковная проповедь, как и сама христианская религия, питалась и руководилась Священным Писанием" (DV 21). "Также и служение словом, то есть пастырская проповедь, катехизация и всякое христианское наставление, в котором проповедь за литургией должна занимать исключительное место, здраво питается и укрепляется словом Писания" (DV 24). Делая столь краткий обзор, мы не имеем возможности проанализировать богословие христианской проповеди во всем разнообразии его форм: благовестив, катехизис, диалог с миром (см. Библиографию в сноске 1). Ограничимся лишь кратким обзором проповеднического начала и прежде всего проповеди епископской (гомелии), которая является первым переложением Слова Божия на язык Церкви. Гомелия - как, впрочем, любая церковная беседа без исключения - должна быть пропитана духом и языковым выражением Библии, подобно тому как Отцы Церкви жили, думали и говорили с Библией и по-библейски. Конечно же, гомелия не имеет ничего общего с сухим заучиванием библейских фраз и с подобного рода библеизмами и поверхностным подражанием библейским формам. Сама суть гомелии в углубленном проникновении в Библию, ее суть, в созвучии с душой и языком Писания, являющимися результатом частого прочтения Священных книг, созерцательного и размышляющего. И только тогда гомелия из простого повторения Слов Божиих, превращается в речь самого Бога, становится +общечеловеческой и диалогичной, современной, ясной и созидательной+. "Ибо в Священных Книгах Отец, который на небесах, с великой любовью идет навстречу Своим чадам и +с ними беседует+" (DV 21; срв. DV 2: см. гл. 2), и христианская беседа должна быть эхом этого непрерывного, вечного и всегда современного диалога. Диалог происходит между людьми. А когда священник, беседуя церковно, не присутствует сам, своей личностью в своей речи, когда люди, к которым он обращается, как бы не существуют для него, даже если они находятся перед ним, и он не понимает, что каждый имеет право на "свой собственный диалог с Богом" в поисках +смысла+, в таком случае диалога вообще не происходит, церковная беседа становится невыразимо скучной, усыпляющей и противоречит не только всем законам психологии и педагогики, но и всем нормам Евангелия. Бог говорит языком Библии +в истории и через историю+ (см. гл. 3): он не провозглашает абстрактные истины, а творит историю человечества, дает новую жизнь совершенно конкретным поколениям людей, именно в ней нуждающимся, конкретные христианские общины вовлекает в историю спасения. Что же означает быть проповедником? Вспомним пример Ионы, который не стал произносить свою предупреждающую проповедь под стенами города Ниневии, выкрикивая слова издалека, а "начал ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал" (Иона 3,4). Христианская проповедь проникает в самую гущу событий, вызывая отклик всех тех, кто ее слышит. Она подобна исповеди Самаритянки: "Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?" (Ин 4,29). В "Presbyterorum Ordinis" мы читаем: "Пасторская проповедь..., для того, чтобы она могла воздействовать должным образом на умы слушающих, не может ограничиться одним только прочтением Слова Божиего, сухим, абстрактным, всеобобщающим. Извечные истины, изложенные в Евангелии, необходимо объяснять и применять непосредственно в нашей действительности, доказывая на примере их бессмертную современность" (PO 4). Слово Божие, "живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого" (Евр 4,12), оно есть "сила Божия ко спасению всякому верующему" (Рим 1,16), это "слово жизни" (Фил 2,16), это "слово примирения" (2 Кор 5,19). Подобно Слову Божиему, которое побуждает произойти то, что оно возвещает, христианская проповедь тоже жива и действенна, потому что "говорит ли кто, говори как слова Божии" (1 Петр 4,11). Апостол Павел учит, насколько "безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его" (Еф 1,19), и величие это и сила открыты для проповедников, насколько проникают они в историю нашу и в нашу действительность, охватывают все современные нам проблемы. С.Киркегор (S.Kierkegaard) говорил, что истинный Пастырь может провести лишь одну единственную проповедь в своей жизни, потому что стены храма обрушились бы от силы и величия Его слов. Подобная вера никогда не должна покидать пастыря Слова Божия. ** ** ** Валерио Маннуччи Библия - Слово Божие. Общее введение в Священное Писание Глава 3 http://www.agnuz.info/library/books/mannuchi_bibliya_slovo/page08.htm 4. "Благодеяния" и "Слова" имеют тесную внутреннюю связь г. +Дела, слова и спасительное присутствие+ Соединение слова и события обеспечивает сплав Откровения и Спасения. В введении к Конституции DV говорится о +praeconium salutis+ (т.е. +возвещении спасения+); вся первая глава устанавливает связь между Откровением и его целью, т.е. Божественным +присутствием+ и +даром+. Бог дарует себя людям (см.: упор на термине +Спасение+ в первой главе DV). Средоточие Откровения – это Христос, символизирующий "осуществление возвещения о Спасении", то есть: "Господь с нами, чтобы избавить нас от грехов человеческих и от смерти и воскресить нас для вечной жизни". В этой связи вполне уместно сослаться на Св. Бернарда, по словам которого Бог "Dando revelat, et revelando dat"65. То есть Дар Божий - это Откровение, а Откровение - это Дар Божий. Слово Господа - это также Слово о Спасении (см. Деян 13,26), это "Слово истины, благовествование вашего Спасения" ("verbum veritatis, evangelium salutis vestrae") (Еф 1,13). Святой апостол Павел говорил те же слова в послании к Коринфянам: "Я родил вас во Христе Иисусе, благовествованием" ("In Christo Jesu per evangelium ego vos genui") (1 Kop 4,15); потому как сам Христос являет в себе "Божию силу и Божию премудрость" ("Dei virtus et Dei sapientia") (1 Кор 1.24); и Евангелие также есть "сила Божия ко спасению всякому верующему" ("Virtus Dei in salutem omni credenti") (Рим 1,16). Бог творит; в созидании своем Он открывается человеку, чтобы приобщить его к себе, чтобы дать познать Себя с целью его +избавления+: +...propter nos homines et propter nostram salutem+ (никео-византийский символ). ** ** ** /1:17/ ** ** ** Мартин Лютер О свободе христианина http://www.bible-center.ru/article/freedom Более того, отказ от всевозможных дел, даже от таких, как созерцание, размышление и от всего, что способна делать душа, не приносит облегчения. Одно, только одно необходимо для христианской жизни, праведности и свободы. И это — святейшее слово Божье, Евангелие Христа, как говорит Христос в Ин. 11:25: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» и в Ин. 8:36: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете», и в Мф. 4:4: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Давайте же будем считать твердо доказанным, что душа может обойтись без всего, за исключением Слова Божьего, и что где Слово Божье отсутствует, там нет никакого облегчения для души. Если она имеет Слово Божье, она богата и не нуждается ни в чем, поскольку это Слово жизни, истины, света, мира, праведности, спасения, радости, свободы, мудрости, силы, милости, славы и всевозможных неисчислимых благословений. Вот почему во всем 118 Псалме и во многих других местах (Писания) пророк жаждет Слова Божьего и воздыхает по нему, используя столь много эпитетов для его описания. С другой стороны не существует более ужасного несчастья, которое гнев Божий может обрушить на человека, нежели жажда слышания Его Слова, как Он говорит в Книге пророка Амоса (Ам. 8:11). И нет большей милости, чем когда Он посылает Свое Слово, как мы читаем в Псалме 106 (20): «Послал слово Свое и исцелил их и избавил их от могил их». Христос был послан в мир сей ни для какого другого служения, кроме служения Слова. Более того, все духовное сословие — все апостолы, епископы и священники — были призваны и учреждены только для служения Слова. Вы можете спросить: «Что же тогда это такое — Слово Божье — и как им пользоваться, ежели существует такое множество слов Божьих?» Я отвечаю: апостол объясняет это в Первой главе Послания к Римлянам. Слово — это Благовестие Божье о Сыне Его, явившемся во плоти, пострадавшем, воскресшем из мертвых и прославленном освящающим Духом (Святым). Проповедовать Христа — это значит питать душу, делать ее праведной, освобождать ее и спасать ее, при условии, что она верует в то, что проповедуется. Одна лишь вера является спасительным и действующим применением Слова Божьего, согласно Посланию к Римлянам (Рим. 10:9): «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». Более того: «Конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). И опять в Послании к Римлянам (Рим. 1:17): «Праведный верою жив будет». Слово Божье не может быть принято и взращено никакими на свете делами, но только лишь верой. Таким образом, ясно, что как душа нуждается только в Слове Божьем для своей жизни и праведности, так она оправдывается одной лишь верой и не оправдывается никакими делами. Ибо если бы она могла быть оправдана чем-либо другим, она не нуждалась бы в Слове, а следовательно, она не нуждалась бы и в вере. Такая вера не может существовать в сочетании с делами, — если вы претендуете на оправдание делами, какими бы они ни были, — то это то же самое, что «хромать на оба колена» (З Цар. 18:21), как, например, служение Ваалу и целование собственной руки (Иов. 31:27-28), что, по словам Иова, является великим преступлением. Таким образом, в тот момент, когда в вас зарождается вера, вы познаете, что все, существующее в вас, целиком и полностью грешно, достойно порицания и проклятия, как апостол говорит в Послании к Римлянам (Рим. 3:23): «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» и «Нет праведного ни одного... все совратились с пути, до одного негодны...» (Рим. 3:10-12). Поняв это, вы узнаете, что вы нуждаетесь в Христе, Который пострадал и снова воскрес для вас, так что, если вы веруете в Него, вы можете этой верой стать новым человеком, поскольку ваши грехи прощены и вы оправданы заслугами Другого, — а именно только лишь добродетелями Христовыми. Поскольку, таким образом, эта вера может править только во внутреннем человеке, как говорится в Послании к Римлянам (Рим. 10:10): «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению», и поскольку только лишь вера оправдывает, ясно, что внутренний человек не может быть оправдан, освобожден или спасен какими-либо внешними делами, или вообще действиями, и что эти дела, какого бы они ни были свойства, не могут ничего сделать с этим внутренним человеком. С другой стороны, только безбожие и неверие сердца, и никакое другое дело, делают его виновным и достойным проклятия рабом греха. Посему первой заботой каждого христианина должно быть откладывание в сторону всяческой уверенности в (добрых) делах 2 и укрепление одной лишь веры, и через веру — возрастание в познании не дел, но Христа Иисуса, Который пострадал и воскрес для него, как учит Петр в последней главе своего Первого Послания (1 Пет. 5:10). Никакое другое дело не может сделать (человека) христианином. Таким образом, когда иудеи спрашивали Христа, как об этом сказано в Евангелии от Иоанна (Ин. 6:28), что им делать, «чтобы творить дела Божий?», Он отмел в сторону то огромное множество дел, которое Он видел, что они делали, и предложил (им) одно дело, сказав: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29); «ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин. 6:27). ** ** ** Конрад Эдель Как появилась Библия «Моя» Библия / Библия говорит http://www.bible-center.ru/book/appearance/008/000 «Слово Твое есть истина», — говорит Иисус Христос в Ин. 17:17, и в Его утверждении заключено сильнейшее доказательство того, что Библия воистину есть Слово Бога. Кто принимает это, тот ощущает божественную силу, исходящую от слов Христа, воспринимает как чудо тот факт, что слова, записанные тысячелетия тому назад по сей день тревожат совесть и изменяют жизнь. Подобному феномену есть только одно объяснение: Дух Божий говорит через Слово Священного Писания. Бесчисленные примеры свидетельствуют о том, как слова Библии меняют жизнь человека, когда он внезапно понимает: «Это касается меня! Именно я в таком состоянии!» Лютер жил по-монашески, не зная душевного мира и пребывая в постоянном страхе перед Богом. Услышав о справедливости Бога, он вспомнил о невыполненных требованиях Святого, карающего Всевышнего и впал в отчаяние. В это время ему встретился в Библии текст из Рим. 1:17 — «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет». Лютера внезапно осенило: «Библия говорит здесь о праведности, которая даруется через подвиг избавления, совершенный Христом, и которую можно принять верою. Через Христа, а не через мои слабые усилия становлюсь я праведным перед Богом!» С того числа Лютер нашел мир, что изменило не только его жизнь.